Файл: 1. Строение атома. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов Периодической системы Д. И. Менделеева.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 68
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
7. КИСЛОРОДСОДЕРЖАЩИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ.
Углеводородный радикал соединен с ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ группой (определяет отношение к классу веществ и отвечает за химические свойства).
СПИРТЫ | КАРБОНОВЫЕ КИСЛОТЫ | БИОЛОГИЧЕСКИ ВАЖНЫЕ ВЕЩЕСТВА |
Радикал соединен с одной или несколькими группами – ОН. | Радикал соединен с карбоксильной группой – СООН | 1. БЕЛКИ И АМИНОКИСЛОТЫ Аминокислоты — органические амфотерные соединения, в состав которых входят карбоксильные группы – СООН и аминогруппы – NH2. Поликонденсация аминокислот → образуются полипептиды (белки). 2. ЖИРЫ – сложные эфиры глицерина и высших жирных карбоновых кислот. Высшие карбоновые кислоты – пальмитиновая и стеариновая кислоты. Под действием щелочей жиры распадаются на глицерин и соли карбоновых кислот (мыла). 3. УГЛЕВОДЫ – органические вещества, состав которых можно условно отразить формулой Сn(H2O)m Углеводы делятся на: моносахариды (важнейшие представители – глюкоза и фруктоза); дисахариды (сахароза); полисахариды (важнейшие представители – крахмал и целлюлоза). |
1. МЕТАНОЛ (метиловый или древесный спирт) СН3ОН – жидкость, с запахом алкоголя, хорошо растворяется в воде. Ядовит. 2. ЭТАНОЛ (этиловый или винный спирт) С2Н5ОН – б/цв жидкость, с запахом спирта, хорошо смешивается с водой, ядовитое наркотическое вещество. 3. ГЛИЦЕРИН – представитель трёхатомных спиртов с формулой C3H5(OH)3. Бесцветная, вязкая, очень гигроскопичная жидкость, смешивается с водой в любых пропорциях. Сладкий на вкус. | 1. Уксусная кислота (эта́новая кислота) CH3COOH — органическое соединение, cлабая, предельная одноосно́вная карбоновая кислота. Представляет собой бесцветную жидкость с характерным резким запахом и кислым вкусом. Гигроскопична. Неограниченно растворима в воде. 2. Стеариновая кислота — одноосновная карбоновая кислота, соответствующая формуле С17Н35COOH. Стеариновая кислота — одна из наиболее распространённых в природе жирных кислот, входящая в виде глицеридов в состав липидов – жиров животного происхождения. | |
Свойства спиртов: Горят Со щелочными металлами С органическими кислотами = сложные эфиры. Глицерин – с гидроксидом меди (II). | Свойства кислот: Общие с неорганическими кислотами. Со спиртами = сложные эфиры. |
№ 18. Определение характера среды раствора кислот и щелочей с помощью индикаторов. Качественные реакции на ионы в растворе (хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы, ион аммония). Получение газообразных веществ. Качественные реакции на газообразные вещества (кислород, водород, углекислый газ, аммиак).
Индикаторы – вещества, меняющие цвет в присутствии кислот и щелочей.
Индикатор | Среда | ||
Кислая | Нейтральная | Щелочная | |
Лакмус | Красный | Фиолетовый | Синий |
Метиловый оранжевый | Розовый | Оранжевый | Желтый |
Фенолфталеин | Бесцветный | Бесцветный | Малиновый |
Качественные реакции на ионы в растворе.
Ион | Ион для определения (пример вещества) | Наблюдения |
Сl- | Ag+ (AgNO3) | Образуется творожистый белый осадок, нерастворимый в азотной кислоте. |
Br- | Образуется желтоватый осадок | |
I- | Образуется желтый осадок | |
PO43- | Образуется желтый осадок | |
SO42- | Ba2+ (Ba(NO3)2) | Выпадает молочно-белый осадок, нерастворимый ни в кислотах, ни в щелочах |
CO32- | H+ (HCl) | Бурное выделение газа СО2 |
NH4+ | OH- (NaOH) | Появление запаха NH3 |
Fe2+ | Зеленоватый осадок↓, буреющий на воздухе | |
Fe3+ | Бурый осадок↓ | |
Cu2+ | Голубой ↓гелеобразный | |
Al3+ | Белый ↓ гелеобразный, в избытке щелочи растворяется | |
Zn2+ | ||
Ca2+ | CO32- (Na2CO3) | Белый осадок CaCO3 |
Получение газов.
Газ | Уравнение реакции получения Проверка | Собираем вытеснением воздуха | Вытеснение воды |
O2 | 2KMnO4 → K2MnO4+MnO2+O2↑ ( t0) Загорается лучинка | | + |
CO2 | CaCO3+2HCl →CaCl2+CO2↑+H2O Мутнеет известковая вода | | -- |
H2 | Zn+2HCl → ZnCl2+H2↑ Водород сгорает с хлопком | | + |
NH3 | 2NH4Cl+Ca(OH)2 → CaCl2+2NH3↑+2H2O (t0) Синеет влажная лакмусовая бумажка; Характерный запах аммиака | | -- |
№ 21. Вычисление массовой доли растворенного вещества в растворе. Вычисление количества вещества, массы или объема вещества по количеству вещества, массе или объему одного из реагентов или продуктов реакции.
Прямая задача | Обратная задача |
По известной массе раствора и массовой доле растворенного вещества произвести расчет массы или объема одного из продуктов реакции. | А) По известной массе или объему одного из продуктов реакции произвести расчет массы раствора исходного вещества с известной массовой долей. Б) По известной массе или объему одного из продуктов реакции произвести расчет массовой доли растворенного вещества в исходном растворе известной массы. |
Алгоритм решения | |
1. Кратко записать условие задачи («что дано») и вопрос («что найти»). 2. Составить соответствующее уравнение реакции (коэффициенты и тип реакции). | |
3. Вычислить количество исходного вещества, используя расчетные формулы: m(вещества) = m(раствора) × ω(растворенного вещества); причем, ω выражена в долях единицы n(вещества) = m(вещества) / M(вещества) 4. По уравнению реакции вычислить количество вещества, которое образовалось в ходе реакции. Используя рассуждение или составив пропорцию. 5. Ответить на основной вопрос задачи, проведя вычисления массы или объема искомого вещества: m(искомого вещества) = n(искомого вещества) × M(искомого вещества) V(искомого вещества) = Vm × n(искомого вещества) | Тип «А». 3. Зная массу или объем одного из продуктов реакции, вычислить количество этого вещества: n(вещества) = m(вещества) / M(вещества) n(вещества) = V(вещества) / Vm 4. По уравнению реакции вычислить количество вещества, которое вступило в реакцию. Используя рассуждение или составив пропорцию. 5. Рассчитать массу вещества, вступившего в реакцию (реагента), по формуле: m(реагента) = n(реагента) × M(реагента) 6. Ответить на основной вопрос задачи и вычислить массу раствора реагента, учитывая его массовую долю в растворе: m(раствора) = m(вещества) / ω(растворенного вещества); причем, ω выражена в долях единицы Тип «Б». 3. Зная массу или объем одного из продуктов реакции, вычислить количество этого вещества: n(вещества) = m(вещества) / M(вещества) n(вещества) = V(вещества) / Vm 4. По уравнению реакции вычислить количество вещества, которое вступило в реакцию. Используя рассуждение или составив пропорцию. 5. Рассчитать массу вещества, вступившего в реакцию (реагента), по формуле: m(реагента) = n(реагента) × M(реагента) 6. Ответить на основной вопрос задачи и вычислить массовую долю реагента в растворе: ω (реагента) = m(реагента) / m(раствора) Для выражения массовой доли реагента в% нужно полученный ответ умножить на 100%. |
Записать ответ к задаче |
№ 22 (23). Химические свойства простых веществ. Химические свойства сложных веществ. Взаимосвязь различных классов неорганических веществ. Реакции ионного обмена и условия их осуществления.
Правила безопасной работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Получение и изучение свойств основных классов неорганических веществ.
Алгоритм выполнения задания.
1. Составить цепочку взаимных превращений веществ, отражая генетическую связь.
Для составления цепочки превращений целесообразно отталкиваться от формулы вещества, которое необходимо получить («начать с конца»). Затем подобрать в списке исходных веществ то, которое могло бы являться «родоначальником» цепочки. Проанализировать, какие вещества способны к взаимодействию с предполагаемым исходным веществом. Причем, продукт этого взаимодействия мог бы послужить реагентом для получения конечного продукта.
2. Записать соответствующие уравнения реакций, расставить в них коэффициенты, указать тип реакций, условия их протекания (например, выделение газа или выпадение осадка).
3. В произвольной форме охарактеризовать (записать) вещества-реагенты и вещества-продукты реакции (класс веществ) и указать признаки реакций.
4. Составить сокращенное ионное уравнение в соответствии с заданием.
5. Провести эксперимент в лаборатории, комментируя свои действия.