Файл: Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя начальных классов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 102

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


1) во-первых, он является переходным, очень сложным и в связи с этим обстоятельством может возникнуть множество проблем;

2) во-вторых, тяжело в наше время найти опытного педагога с большим стажем работы;

3) в-третьих, сложно найти такого педагога, который стремится донести до каждого учащегося свои знания, умения навыки.

Таким образом, между родителями и педагогами в рамках образовательного процесса должно организовываться взаимодействие в форме сотрудничества, главной целью которого будет воспитание полноценного члена современного общества, обогащение нации, духовного мира человека.

Антон Макаренко – известный на весь мир педагог, писатель. Достиг высочайших результатов в деле перевоспитания как беспризорников, так и детей, росших в семье. Автор многочисленных публикаций, среди которых самой значимой стала «Педагогическая поэма».

Как писал советский педагог, писатель Антон Семенович Макаренко: «Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги”.

Однако, основное внимание А.С. Макаренко всё же уделял работе родителя с ребёнком – семейном воспитании.

5 принципов воспитания Антона Семеновича Макаренко:

Принцип первый. Решающую роль имеет поведение самих родителей.

Цитата: «Родительское требование к себе, родительское уважение к своей семье, родительский контроль над каждым своим шагом — вот первый и самый главный метод воспитания!»

Макаренко считал, что процесс воспитания идет не только в тот момент, когда родитель говорит с ребенком, наказывает его или хвалит, но и в любое другое время. Манера родителя одеваться, говорить с окружающими, поддерживать в порядке быт – все это влияет на воспитание ребенка. А значит любой плохой поступок мамы или папы отзывается в ребенке.

Принцип второй. Не стоит отгораживать ребенка ни от каких влияний, даже от отрицательных.

Цитата: «Вы должны предоставить ребенку необходимую свободу, чтобы он находился не только под вашим личным влиянием, а под многими разнообразными влияниями жизни».

Во взрослой жизни любому ребенку придется столкнуться с разными проблемами, на его дороге наверняка встретятся и плохие люди. Макаренко считает, что у детей нужно выработать умение распознавать дурные влияния. Для этого нужно обсуждать поступки окружающих. Добиваться в разговоре от самого ребенка нужного вывода, оценки плохого или хорошего поступка.


Принцип третий. В процессе игры ребенок тоже получает воспитание.

Цитата: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба».

Макаренко советовал родителям добиваться выполнения определенных задач при участии и наблюдении за детской игрой.

Ребенок должен переходить от одной задачи к другой постепенно, не бросаясь выполнять сразу несколько дел. Игра должна быть доведена до конца. Ребенок должен ценить свои игрушки, хранить их, держать свое игровое пространство в порядке. Если игрушка сломалась, ее нужно отремонтировать. Лучше, если это сделает сам ребенок, а если ему тяжело, то при помощи родителей.

Принцип четвертый. Ребенок – часть семьи. А значит он должен принимать участие в её делах.

Цитата: «Все семейное хозяйство должно быть хозяйством коллектива и вестись в спокойных тонах, без нервности».

Макаренко в своих лекциях приводил перечень навыков, которые воспитываются в ребенке, когда он задействован в бытовых делах своей семьи:

  • солидарность человека с работой и интересами других людей, с интересами всего общества.

  • честность, т. е. открытое, искреннее отношение к людям и вещам;

  • заботливость, т. е. постоянное внимание к семейным нуждам и плану их удовлетворения;

  • бережливость, т. е. привычка сохранять вещи;

  • ответственность, т. е. чувство вины и неловкости в случае порчи или уничтожения вещи;

  • способность ориентировки, иначе говоря, умение охватить вниманием целую группу вещей и вопросов;

  • оперативная способность, т. е. умение распорядиться временем и работой.

Принцип пятый. Культурное воспитание – это обязанность семьи, а не только школы и общества.

Цитата: «Хорошо рассказанная сказка — это уже начало культурного воспитания. Было бы весьма желательно, если бы на книжной полке каждой семьи был сборник сказок».

Макаренко говорит о том, что дошколята должны смотреть только те пьесы и фильмы, которые соответствуют их возрасту. Книги для самых маленьких нужно подбирать большие, с крупным шрифтом и многочисленными иллюстрациями. Музеи, выставки для маленьких детей в качестве еще одного инструмента культурного воспитания – не обязательны. А вот школьники должны посещать и галереи, и театры, читать газеты. Пример тяги к культурному подавать должны сами родители.


Возможно, кому-то методика воспитания Макаренко покажется идеалистичной, сохраняющей черты советского прошлого. Тем не менее, методы педагога не потеряли свою актуальность. Современные родители также, как и прошлые поколения, хотят воспитать отзывчивого, умного и культурного ребенка. А опыт знаменитого педагога поможет в этом.

Однако, стоит учитывать, что всё-таки успеха в воспитании родитель может достигнуть только в сотрудничестве с педагогом, разделяя с ним общие цели.

Заключение

Ш.А. Амонашвили и А.С. Макаренко положили путь и предложили основные направления работы родителей и педагогов, которые следует соблюдать в рамках реализации современной образовательной программы.

Формы и методы работы школы с родителями необходимо направлять на повышение психолого-педагогической культуры и знаний родителей, усиление взаимодействия школы и семьи, привлечение родителей к учебно-воспитательному процессу и участию в школьном самоуправлении.

Выбор форм и методов работы с родителями наряду с учетом их потребностей и заинтересованности должен обеспечивать при направляющей роли педагогов школы формирование активной позиции родителей, готовности их к взаимодействию с педагогическим коллективом. Ведь многие проблемы (профилактика и предупреждение нарушений правил поведения, повышение мотивации к учебе и выявление причин отставания в ней и другие) можно эффективно решать, взаимодействуя с родителями школьника.

Формы и методы работы с родителями в начальной школе, безусловно, должны учитывать психологические особенности младших школьников, у которых в этот период перестраиваются познавательные процессы, развивается мышление, формируются саморегуляция поведения и воля, появляются компетентность и уверенность в себе, расширяется сфера общения, формируются отношения в учебном коллективе и др.

Список используемой литературы

1. Электронный ресурс - https://biographe.ru/uchenie/shalva-amonashvili/

2. Электронный ресурс - https://biographe.ru/znamenitosti/anton-makarenko/

3. Электронный ресурс - https://znanio.ru/media/formy-raboty-s-roditelyami-v-sovremennoj-nachalnoj-shkole-2623438

4. Электронный ресурс - https://dogmon.org/semejnoe-vospitanie-v-pedagogicheskom-nasledii-a-s-makarenko-i.html?page=4

5. Электронный ресурс - https://www.ya-roditel.ru/professionals/pedagogika/metodika-vospitaniya-antona-makarenko/