Файл: Насилие в семье.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 81

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Агрессивные жертвы. Эту группу составляют жертвы, поведение которых заключается в нападении на причинителя вреда или других лиц (агрессивные насильники) или агрессии в иных формах – оскорблении, клевете, издевательстве и т. д. (агрессивные провокаторы).

Агрессивные насильники общего плана. Их агрессивность выражается в нападении, но не имеет жестко ограниченной адресности. По ведущей мотивации это – корыстные, сексуальные, хулиганы, негативные мстители, психически больные лица, страдающие расстройствами нервной системы.

Избирательно агрессивные насильники. Их агрессия реализуется в нападении на лицо, как правило, стабильно связанное с нападавшим. По ведущей мотивации это – корыстные, сексуальные, семейные деспоты, скандалисты, негативные мстители, психически больные, страдающие расстройствами нервной системы.

Агрессивные провокаторы общего плана. Их агрессивное поведение не связано с физическим насилием и не имеет жесткой адресности. По ведущей мотивации это – хулиганы, негативные мстители, лица, психически больные, страдающие расстройствами нервной системы.

Избирательно агрессивные провокаторы. Их агрессивность реализуется без применения физического насилия и, как правило, направлена на стабильно связанное с потерпевшим лицо. По ведущей мотивации это – семейные деспоты, скандалисты, корыстные, сексуальные, негативные мстители, психически больные, страдающие расстройствами нервной системы.

Активные жертвы. В эту группу входят жертвы, поведение которых не связано с нападением или толчком в форме конфликтного контакта, но причинение им вреда происходит при их активном содействии: сознательные подстрекатели, неосторожные подстрекатели, сознательные самопричинители, неосторожные самопричинители.

Инициативные жертвы. В эту группу входят жертвы, поведение которых приводит к причинению им вреда: инициативные по должности, инициативные по общественному положению, инициативные в силу личностных качеств.

Пассивные жертвы. В эту группу входят лица, не оказывающие сопротивления, противодействия преступнику по различным причинам: объективно не способные к сопротивлению (стабильно или временно), объективно способные к сопротивлению.

Некритичные жертвы. В эту группу входят лица, демонстрирующие неосмотрительность, неумение правильно оценить жизненные ситуации: с низким образовательным уровнем, низким интеллектом, несовершеннолетние, преклонного возраста, больные, в том числе психически больные, некритичные без очевидных «формализованных» качеств.


Гораздо меньше исследований типов жертв существует собственно в некриминальной виктимологии. В процессе консультационной работы на телефоне доверия были выявлены следующие типы жертв (Плотникова, 2003):

Виноватые. Люди данного типа занимаются самоуничижением, с готовностью берут на себя ответственность за независящие от них события, за все беды и напасти. Они рьяно доказывают свою вину, приводя убедительные – с их точки зрения – доводы, и продолжают использовать вину в своих целях, часто по-детски наслаждаясь ею. Большинство из них редко совершает что-то противозаконное. Они могут использовать вину как орудие воспитания детей, передавая ее как эстафетную палочку своему ребенку.

Обвинители. Обвинители искренне верят, что желают изменить конкретного человека или возникшую ситуацию, на самом деле их цель – повесить вину на другого, снять с себя ответственность за свои чувства и поведение. «Обвинители» бывают злые, изобретающие удовлетворительные оправдания для своего праведного гнева; или печальные, обосновывающие свою грусть объективными с их точки зрения причинами.

Самозапугиватели. Страх и беспокойство – излюбленные эмоциональные реакции таких людей на воображаемую опасность в настоящем или в будущем. Человек с фобией знает, что его страхи воображаемые, но боится так же, как если бы они были настоящими. Жертва запугивает себя разными страшными случаями и историями на тему: «Я мог бы погибнуть», «Мне страшно остаться одной», «Я беспокоюсь о будущем своих детей». Многие фобии существуют за счет того, что человек заглядывает в будущее, а не живет в настоящем, в котором нет страшных для него событий. Надо помнить, что некоторые страхи могут быть и обоснованными. Например, страх перед реально опасным супругом, избивающим жену.

Супермены. Эти люди боятся проявления своих эмоций. Они недооценивают как себя, так и других, им не легко найти контакт со своими и чужими чувствами. «Я не знаю, что я чувствую. А что я должен чувствовать в этой ситуации?» – закономерное для них высказывание. Люди, подавляющие страх, рискующие своей жизнью, неосознанно стремятся к саморазрушению. Они развлекают публику леденящими душу подвигами и будут спорить и доказывать другим, что умеют заботиться о себе, а жизнь без риска была бы слишком скучной. Люди, подавляющие печаль, живущие с установкой – «никто не заставит меня плакать», играют роль «сильного» мужчины или «сильной» женщины. Те, кто подавляют свой гнев, кто боится стать «разгневанными», чтобы не сделать в этот момент что-нибудь дурное, рискуют стать жертвой.



Формирование виктимности. Причины формирования психологии жертвы:

1. Причины, из-за которых формируется состояние безысходности и убеждение «я ничего не могу изменить; я – жертва обстоятельств и плохих людей»:

1) Насилие (физическое, эмоциональное и др.), жестокое обращение, которое человек перенес в детстве или во взрослой жизни.

2) Длительная болезнь.

3) Тяжелая физическая травма в результате несчастных случаев.

4) Потери в разных сферах жизни (материальной, финансовой, эмоциональной): смерть близкого, воровство, предательство и т.д.

2. Причины, из-за которых формируется эгоизм и убеждение «Все мне должны и обязаны»:

1) Чрезмерная любовь и опека родителей: ребенка излишне оберегают, дают ему все, что он хочет, делают за него то, что он должен сделать сам;

2) Когда у ребенка возникают проблемы, родители, жалея его, обвиняют или осуждают других людей, обстоятельства или неодушевленные предметы.

4.Психосоциальная характеристика лиц, совершающих насилие.

Для агрессора характерны следующие черты:

- склонность к насилию в отношении близких людей, так как был опыт насилия в детстве;

- обладают низкой самооценкой;

- традиционны во взглядах на ведущую роль мужчины в семье и обществе;

- обвиняют других в действиях, которые совершают сами;

- часто используют агрессию в отношениях с близкими;

- не осознают, что их агрессивное поведение может иметь для жертвы серьезные последствия.

Характеристика мужчин, совершающих насилие в семье.

1) Минимизация. Нарушитель преуменьшает или не может согласиться (отстраняется и игнорирует) с проявлениями своего неприемлемого поведения, минимизируя степень его тяжести, частоту, серьезность, влияние и последствия. Минимизация принимает следующие формы.

2) Полное отрицание. Нарушитель полностью отрицает вину, говоря, что ничего не произошло.

3) Исключение и включение (Hearn, 1995). Нарушитель исключает из описания своего поведения:

а) некоторые действия, так как они не включены в его внутреннее определение насилия и недопустимого поведения; чаще всего это толкание, прижимание, блокирование и бросание вещами;

б) недопустимое сексуальное поведение или жестокость, которые нарушители часто воспринимают как отличающиеся от насилия в семье;


в) жестокое поведение по отношению к детям;

г) недопустимое поведение (без применения физического насилия), которое он вообще не хочет рассматривать.

Нарушитель включает (признает) только жестокое обращение, которое стало достоянием общественности, нередко через органы правосудия.

  1. Забывание, «помутнение сознания» и незнание

Нарушитель начинает свой рассказ о совершенном насилии такими фразами: «Все это случилось довольно быстро»; «Я точно не помню» или «Я не знаю, из-за чего мы ссорились». Эта нечеткость высказываний чаще всего является попыткой отгородиться от совершенного насилия и «затемнить» его значение как для себя, так и для других.

5.«Разве это я». В этом случае нарушитель представляет себе, что действия того, кто проявляет насилие в семье, более опасны для жизни, нежели те, которые совершает он. Эта форма отрицания предполагает, что, по его мнению, другие люди ведут себя недопустимо (и потому нуждаются в профессиональной помощи), а не он сам. Это отражается в таких фразах: «Я не жестокий человек»; «Я не принадлежу к тем, кто избивает своих жен»; «Все иногда выходят из себя – я ведь ни избиваю ее каждую неделю».

6. Нормализация (Trew, 1979). Нарушитель представляет свою жестокость так, как будто бы она не имеет никакого значения, используя фразы наподобие «это было всего лишь» и сокращая описание жестоких действий до слов «у нас была ссора».

7. Отрицание и минимизация влияния своего поведения на других (Dutton, 1995)

Зачастую нарушитель овеществляет свою партнершу, отрицая ее человеческую сущность. Нет сомнения в том, что это основной процесс в семейном насилии. Он считает свою партнершу уродливой или злой и думает о ней в унизительных категориях (характеризующих пол), таких как с--а, п--да, проститутка. Это часть процесса, который позволяет ему совершать насилие, испытывая все меньшее сочувствие к своей партнерше. У многих нарушителей подобное овеществление постоянно искажает оценку своих партнерш.

Партнер также теряет чувство сопереживания с партнершей, когда его ожидания относительно услуг (физической и эмоциональной зависимости) и его нарциссизм мешают ему видеть, что она имеет собственные переживания и потребности, отличающиеся от таковых у него. Например, он не может понять, что она вызвала полицию ради собственной безопасности, а не для того, чтобы наказать его.


8.Отрицание влияния на детей. Даже если нарушитель на протяжении многих лет систематически проявлял насилие по отношению к матери своих детей, он все же может утверждать, что он хороший отец, не замечая сокрытого в этом утверждении лицемерия.

9. Отрицание ответственности. Нарушитель отрицает возможность контроля над своими действиями, помещая контроль где-то за пределами себя. Далее приведены наиболее типичные способы подобного отрицания.

- Обвинение партнера («Она довела меня до края»; «Она выводит меня»; «Она знает, какой я»; «Если бы она не сделала х, я не сделал бы у»; «Она все продолжала (ныть)».

- Злоупотребление психоактивными веществами ( «Со мной все в порядке до тех пор, пока я не выпью»).

- Стресс «Ну, у меня тогда был такой тяжелый день на работе» или «У нас были проблемы с деньгами».

- Временное или длительное психическое расстройство ( «Меня можно очень быстро вывести из себя», а также в ее различных вариациях (например, «Планка упала», «Я как будто увидел красный цвет», «Утратил контроль» и т. д.).

- Отрицание ответственности за последствия своего поведения

- Ощущение правомочности (мужественность)

4. Психологическое сопровождение жертв насилия. Экстренная психологическая помощь при острой травме насилия.

Психологическое сопровождение лиц, переживших семейное наси­лие, осуществляется в двух основных направлениях:

  1. экстренная психологическая помощь при острой травме насилия и посттравматическом стрессе;

  2. длительное сопровождение в процессе индивидуального консультирования и групповой работы.

Экстренная психологическая помощь при острой травме насилия.

Экстренная помощь жертвам насилия организационно осуществляется в форме «горящей линии» — телефонов доверия, индивидуальной консультации, групповой работы (дебрифинг) и предоставления убежища.

Основными задачами экстренного краткосрочного сопро­вождения жертв насилия является оценка безопасности членов семьи, принятие мер по обеспечению их физической и психологической бе­зопасности, нормализация психического состояния пострадавших. В случае необходимости рекомендуется направление в медицинские и правоохранительные органы.