ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 82
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Оказание экстренной психологической помощи при острой травме и посттравматическом стрессе строится на основе недирективной терапии, в которой большее внимание уделяется эмоциональным факторам, чувственным аспектам ситуации, чем интеллектуальным.
Специализированное вмешательство предполагает разрешение текущих трудностей клиента через создание условий для выражения сильных эмоций и приобретение им чувства контроля над собой. Вмешательство психологической защиты может изменить картину переживания насилия. Очень часто последствия настоящей травмы усиливаются переживаниями ситуаций насилия, которые имели место в прошлом опыте. Однако на данном этапе психологической поддержки прошлые проблемы могут быть только обозначены, так как все усилия консультанта должны быть сосредоточены на настоящем состоянии клиента, его мыслях и переживаниях.
Посттравматическая интервенция направлена на то, чтобы сделать возможной работу с проблемой, а не обязательно решить ее. Решение многих проблем требует длительного времени. Общий круг задач, решаемых методом посттравматической интервенции может включать в себя создание условий для:
-
выражения клиентом своих условий; -
повторения травмирующих воспоминаний для уменьшения смятения; -
четкого определения актуальных проблем; -
создания оснований принятия клиентом себя и пережитого.
5. Помощь жертвам насилия в форме длительного психологического сопровождения
Психологическое сопровождение при посттравматическом расстройстве и глубоком личностном переживании семейной драмы требует серьезной профессиональной подготовки в области психологического консультирования и психотерапии. Наилучшим образом зарекомендовал себя в решении таких психотерапевтических задач экзистенциально-гуманистический подход.
Экзистенциально-гуманистический подход открывает особый пласт человеческой жизни — проблемы жизни и смерти, проблемы свободы, ответственности и выбора, проблемы смысла и его утраты, проблемы общения и одиночества. Помимо устранения негативных переживаний и коррекции поведения экзистенциальный подход ставит целью поиск себя подлинного, обретение смысла пережитого, продвижение к осмысленности жизни, к выбору и ответственности.
Экзистенциально-гуманистический подход необходим для клиентов, находящихся в кризисном состоянии, при утрате смысла, в трагической ситуации, перед лицом смерти и потери, а также в ситуации выхода личности за пределы необходимого приспособления, стремления вверх, к развитию, не вызванному житейской необходимостью. Главным инструментом психологической помощи является культивирование чувствительности, понимания и эмпатии.
Большое значение для практики психологической работы с лицами, пережившими внутрисемейное насилие, является работа с семьей как целостной системой. Например, акты физического насилия, регулярно совершаемые над кем-либо из членов семьи, могут в какой-то момент привести к серьезной травматизации или даже инвалидизации или вынудить члена семьи совершить побег из дома. Переживая подобного рода события, семья уже не может, оставаясь закрытой для внешнего вмешательства, рассчитывать на восстановление нормальной жизнедеятельности. В таких случаях перед специалистами встает задача подключиться к семейной системе, изучить и проанализировать особенности ее устройства и характер нарушений, а затем способствовать позитивным изменениям и выходу семьи на новый уровень организации.
В дисфункциональных семьях наблюдается либо структура жестко фиксированных ролей, препятствующая естественному развитию и адаптации семейной системы, либо отсутствие ролевой структуры. Ригидность иерархии ролей, так же как и ее дезинтегрированность, приводят к формированию патологизирующих семейных ролей, оказывающих психотравмирующее воздействие на членов семьи. В семьях, для которых характерно регулярное повторение актов психологического или физического насилия по отношению к детям, зачастую существует роль абсолютного лидера, который всегда прав и которому ни при каких обстоятельствах нельзя противоречить. В некоторых случаях это может привести к формированию воспитательной позиции, основанной исключительно на контроле за выполнением ролевых предписаний и санкциях за их невыполнение, то есть на применении психологического и физического насилия над детьми. В других случаях это же нарушение внутрисемейного взаимодействия может обусловливать эмоциональную холодность по отношению к детям, их отторжение, пренебрежение жизненно важными потребностями детей, что также является формой насилия. Патологические, психотравмирующие и социально неприемлемые моменты внутрисемейного взаимодействия проявляются в виде семейных мифов, которые используются для поддержания единства в дисфункциональных семейных системах. При помощи подобных мифов родители часто пытаются оправдать жестокое обращение с ребенком.
В этом случае основные этапы системной психотерапевтической работы с семьей будут следующие:
-
Временное объединение психотерапевта с семьей, присоединение его к предъявляемой ею структуре ролей. Терапевт на такое время становится лидером обратившейся за помощью семьи. Одновременно он демонстрирует семье новый эффективный способ коммуникации: -
Принимающую, безоценочную позицию, умение разделять человека и его поступки, уважение к личности, толерантность. -
Помощь в формулировании или переформулировании терапевтического запроса. Терапевт помогает семье разобраться в том, какие именно изменения действительно необходимы для разрешения кризисной ситуации. Формулирование целей каждого члена семьи приводит к формированию цели семьи как единогоцелостного организма. -
Реконструкция семейных отношений. Основной процесс семейной психотерапии, в результате которого должна произойти коррекция неэффективных ролевых предписаний, изменение ролевой структуры семьи в сторону большей гибкости и динамичности, установление четких, но проницаемых границ между семейными подсистемами. -
Завершение психотерапии и отсоединение терапевта от семьи. -
На последнем занятии обязательно проводится экологическая проверка результатов психотерапии: членам семьи предлагается представить себя в ряде ситуаций в будущем: их взаимодействие, что при этом получается и что не получается.
Структурная семейная психотерапия, разработанная С. Минухиным в результате обобщения его опыта работы с социально неблагополучными семьями, сосредоточена на актуальном коммуникативном поведении членов семьи. Целью ее становится выявление взглядов членов семьи на реальную внутрисемейную ситуацию и последующее изменение коммуникативных стереотипов, за которыми в свою очередь следует перестройка всей системы внутрисемейных взаимодействий. Следует отметить, что акты насилия, совершаемые в семье, зачастую оказываются своеобразными коммуникативными актами. Это имеет место в тех случаях, когда кто-то из членов семьи не в состоянии найти адекватного способа передачи информации и добиться определенных реакций и результатов в процессе семейного взаимодействия. Физическое и/или психологическое насилие иногда становится главным аргументом в процессе разрешения даже самого рядового семейного конфликта.
В рамках структурной модели психотерапевты осуществляют активный контроль над семьей и руководят ее иерархической структурой. Постоянно определяются и уточняются ролевые предписания и властные полномочия каждого члена семьи, границы подсистем (с учетом поколения, пола, интересов, функций), пути избежания конфликтов, формирования коалиций. В случае работы над проблемой домашнего насилия терапевтами тщательно отслеживаются все особенности межличностных взаимодействий, предшествующие насильственным действиям, берутся под контроль явные проявления агрессии в семье, вместе со всеми участниками терапевтического процесса вырабатываются правила, регламентирующие поведение членов семьи, склонных к насилию, а также тех, кто осознанно или неосознанно провоцирует агрессию.