Файл: Литература Василюк, Ф. Е. Пережить горе Ф. Е. Василюк о человеческом в человеке. М., 1991.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 127
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3)Ситуация смерти больного. Здесь от персонала требуется особая тактичность, ведь порой, когда родственники «держат» больного, не давая ему умереть спокойно, персоналу приходится просить их оставить пациента, чтобы он мог уйти без лишних душевных травм. Существует представление о том, что именно близкие должны увидеть последний взгляд или услышать последние слова умирающего. И когда этого не происходит, у родственников нередко возникает негативная реакция. Лишь позднее приходит понимание необходимости избранной персоналом тактики. В связи с этим очень важны способность и умение сотрудника хосписа не быть «чужим» в присутствии чужого горя, ведь именно от них услышат близкие больного последнее «прости» родного человека. Сопережить с родственниками их утрату, поддержать морально, направив при этом их действия в текущее русло забот, связанных с похоронами, — необходимое звено хосписной службы.
На этой стадии: Во-первых, нужно купировать чувство вины, часто возникающее у них. Нужно не раз и не два подчеркнуть в беседе, что родственник сделал все возможное для пациента, что нахождение в хосписе было необходимым и облегчило страдания перехода. Во-вторых, надо подчеркнуть непреходящую значимость умершего пациента и для персонала хосписа. В-третьих, нужно дать родственнику ощутить неформальность контакта, чтобы он понял, что в лице работников хосписами имеет сочувствующих и сопереживающих ему друзей, которые и в дальнейшем готовы встречаться и разделять с ним (с ними память об умершем).
Формы работы: индивидуальная и групповая (включая группы поддержки). Группы поддержки формируются из добровольцев службы хосписа, и они работают с родственниками больного в течение года — полутора лет. Они встречаются первое время — раз в месяц, позднее — реже.
Психолог в работе с терминальным больным и его семьей: высокий уровень компетентности в области умирания, отзывчивость на чужую боль, духовность, милосердие, способность принять психологическое участие в акте смерти.
6. Танатология и танатотерапия. Танатология (thanatology) – область психологии, предметом которой является идея смерти и умирания. Танатотерапия – направление практики, целью которого является облегчение страдания умирающих и тяжелобольных, обеспечение качества жизни и смерти.
Проблемные области: несогласованность данных, имеющихся в литературе о смерти, обусловлена использованием различных популяций, возрастов, измерительных инструментов и недостаточным осознанием сложного и многогранного характера аттитюдов к смерти. В настоящее время эта область серьезно нуждается в лонгитюдных исследованиях, кросс-валидизации и анализе надежности используемых процедур, более тонком отражении многоуровневых аспектов, расширенной проверке функциональных и поведенческих коррелятов аттитюдов к смерти, большем вниманием к социокультурному контексту и преобразованию основных предположений о связанных со смертью мыслей, переживаний и стилей совладания в операциональные эмпирические процедуры.
7. Хосписы: история и основные принципы работы. Паллиативная помощь.
Латинское слово «hospes» первоначально означало «чужестранец», «гость». В поздние времена латинское «hospes» трансформировалось в английское слово «hospice», которое по данным Большого англо-русского словаря (1989) означает «приют», «богадельня», «странноприимный дом».
Первое употребление слова хоспис в применении к уходу за умирающими появилось лишь в 19 веке. В 1842 году Jeanne Garnier открыла первый из приютов для умирающих в Лионе. Он назывался хоспис, а также «Голгофа».
В 1879 году ирландские Сестры Милосердия основали в Дублине Хоспис Богоматери для умирающих. Именно в этот хоспис в 1948 году пришла Cicely Saunders, основательница современного хосписного движения. Cicely Saunders пришла к убеждению, что необходимо создавать хосписы нового типа, обеспечивающие пациентам свободу, позволяющую найти собственный путь к смыслу бытия. В основу философии хосписа были положены, прежде всего, забота о личности, открытость разнообразному опыту, научная тщательность психологических, медицинских, социальных разработок.
| В 1969 году выходит в свет книга «О смерти и умирании», написанная Элизабет Кюблер-Росс, которая утверждает, что смерть – это не «недоработка медицины», а естественный процесс, заключительная стадия роста человека. Именно Элизабет Кюблер-Росс положила начало обсуждению темы смерти в медицинском сообществе, доказывая врачам, что высокотехнологичная медицина не способна решить всех проблем человеческого существования. |
В России первый хоспис появился в 1990 году в Санкт-Петербурге. Первым врачом Первого хосписа в России стал Андрей Владимирович Гнездилов.
В 1994 году в Беларуси создается Белорусский детский хоспис, являющийся первым детским хосписом не только в Республике Беларусь, но и среди всех стран бывшего Советского Союза.
Концепция ухода за умирающими больными (Mount).
«Хоспис» употребляется для обозначения системы ухода за умирающими больными и оказания медико-социальной и психологической помощи им и их родственникам.
Паллиативная помощь – это активная общая помощь больному в той стадии заболевания (терминальной), когда лечение оказывается неэффективным. В этой ситуации борьба с болями и иными соматическими проявлениями, а также решение психологических, социальных или духовных проблем больного приобретает первостепенное значение. Формы и методы системы паллиативной помощи используются в хосписах.
Паллиативное лечение:
поддерживает у больного стремление к жизни, рассматривая смерть как естественный процесс;
не торопит смерть, но и не оттягивает ее наступление;
предлагает систему, поддерживающую у больного способность как можно более длительно вести активную жизнь вплоть до самой его смерти;
предлагает систему оказания помощи семье больного во время его болезни, а также после его кончины.
Лекция 6.3 Психологическое сопровождение перинатальных потерь
План:
1.Понятие о перинатальной потере.
2.Особенности переживания перинатальных потерь членами семьи.
3. Последствия перинатальных потерь.
4.Психологическое сопровождение перинатальных потерь
Ключевые понятия: перинатальная потеря, символическая утрата
Литература:
-
Кочюнас, Р. Основы психологического консультирования / Р.Кочюнас. −М, 1999. -
Малыгина, Г.Б. Стресс и беременность: перинатальные аспекты / Г.Б.Малыгина – Екатеринбург, 2002. -
Костерина, Е.М. Психологическое сопровождение перинатальных потерь / Е.М. Костерина // Ж-л Перинатальная психология и психология родительства.− Москва.− №2. − 2004.
1.Понятие о перинатальной потере. Особенности переживания перинатальных потерь членами семьи.
В стандарты медицинской помощи зарубежной практики сопровождения беременности, родов, осуществления интенсивной реанимации и терапии новорожденных уже более 20 лет включены разные формы поддержки семей, переживающих перинатальную потерю. Считается, что такое сопровождение актуально для фасилитации нормального переживания горя.
Потеря ребенка дает вероятность повышенного риска осложненного (патологического) переживания горя. В ряде исследований отмечается, что переживание горя после потери ребенка, то есть родительское горе особенно интенсивно, сложно и длительно.
Перинатальная потеря (медицинское понимание) – гибель плода, на различных стадиях беременности, во время родов или смерть новорожденного вскоре после родов.
Перинатальная потеря оказывает эффект не только на эмоциональное состояние, но и на качество жизни, психологическое состояние, последующие беременности, воспитание детей, на отношения с ближайшим социальным окружением.
Потеря беременности и гибель новорожденного − это специфическая форма утраты. Происходит целый комплекс физических и символических утрат: утрата значимого другого (объекта привязанности); утрата роли родителя; утрата будущего, надежды и мечты; утрата стадии жизненного цикла; утрата части себя; утрата образа себя беременной, чувства единения с плодом, утрата особого отношения и внимания к себе; утрата самоуважения.
Специфичность перинатальных потерь: 1) эмоциональная связь с плодом возникает до рождения ребенка: родители формируют свои надежды и мечты о себе как о родителях, о своем ребенке. Потерянные образы относятся к вторичным утратам и в процессе горевания должны быть оплаканы. 2) Смерть нарушает базовую родительскую функцию и противоречит законом природы. Для большинства окружающих это потеря не является реальной и потому длительное переживание горюющих не признается. 3) Нет выраженного феномена отсутствия. 4) Снижение самоуважения у женщин на основе неспособности выносить ребенка. 5) Беспокойство о своей последующей репродуктивной компетентности.
Ситуационные особенности, осложняющие процесс переживания потери:
- отсутствие тела, которое нужно похоронить; неожиданность и неясность в постановке диагноза; отсутствие воспоминаний о проведенном вместе времени, о котором можно горевать. На первый план выходят символические утраты, переживание которых еще менее подкреплено траурными ритуалами. Траур − процесс, благодаря которому может быть структурирован и завершен цикл переживания горя (Р. Кочюнас);
-антенатальная диагностика пороков развития «запускает» процесс переживания горя раньше, чем для родителей, которые узнают о наличии аномалий у своего ребенка после рождения;
- чувство скорби дополняется чувством вины из-за ответственности за состояние ребенка. Если существует необходимость прерывания беременности по причине диагностики тяжелой патологии или генетических показаний, то с одной стороны, может присутствовать чувство облегчения, что рождение ребенка с тяжелой патологией может быть предотвращено, с другой, может возникнуть чувство вины из-за необходимости прерывания желанной беременности
-разочарования в силе медицины и медицинской техники. Ребенок родился живым, но в силу причин его не удалось спасти или была необходимость отключить систему жизнеобеспечения, прекратить вмешательство;
- смерть одного из плодов при многоплодной беременности. Родители, потерявшего одного из близнецов, могут иметь большие трудности, чем родители потерявшие одного ребенка: для них оказывается чрезмерно трудным – радоваться появлению малыша и скорбеть по умершему.
2. Особенности переживания перинатальных потерь членами семьи.
Сразу после потери большинство женщин испытывают период интенсивного эмоционального состояния, характеризующийся чувством вины, тревоги, дисфорией. Способность женщины в первые недели справиться с ситуацией – хороший показатель как она будет переживать потерю дальше.
Риск длительного и интенсивного переживания горя усугубляется, если: женщина сильно желала своей беременности, долго не могла забеременеть; подвергалась искусственному прерыванию беременности; переносила выкидыши раньше, прерывание беременности на большом сроке; не имела достаточной социальной поддержки; демонстрировала случаи недостаточной способности преодоления трудной ситуации.
Особенности переживания мужчинами перинатальных потерь: склонность подавлять депрессивные настроения большей активностью, рационализацией; глубина и длительность переживания коррелирует со сроком беременности жены; социальное признание отцовского горя, вызванного утратой беременности у жены или новорожденного ниже, чем в отношении матери. Мужчине культурологически приписывается быть более эмоционально сдержанным, активным и оказывать поддержку жене. Он поставлен в ситуацию наблюдателя, лишенного права включенности. Женщина склонна в итоге обвинять мужа в нечувствительности. Родители редко оказываются в одной и той же фазе цикла горевания (12% пар после перинатальной потери расстаются).
Особенности переживания детьми потери. Если речь идет о семье, где уже есть ребенок, то нужно учитывать, что он может попасть в группу риска по неадекватному (патологическому) переживанию утраты. Это зависит от: возраста ребенка; качества сформированности привязанности; степени выраженности дезадаптивности матери и отца; качества поддержки со стороны других членов семьи.