ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 81
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Татьяна Николаевна вспоминает о том времени, когда она сама была пионеркой: «Пололи турнепс, за прополку полоски турнепса, а это примерно 2 км длиной, платили 1 рубль 20 копеек. Если кто хотел заработать побольше, то брал и две полоски, и три. Тогда и появлялись свои карманные деньги, но чаще всего эти деньги отдавали родителям, жили-то не на широкую ногу».
Пионеры всегда старались, чтоб школа хорошо выглядела. Они оформляли различные стенды, поддерживали чистоту в школе.
Следуя законам пионерской организации и по велению сердца, ребята активно принимали участие во всероссийских акциях, писали письма в разные страны, где люди голодали или где-то шла война, собирали вещи и отправляли посылки. Как говорит Татьяна Николаевна: «Все это было. Все мы это совершали во имя кого-то, а не во имя себя!»
Широко было развито тимуровское движение: пионеры оказывали посильную помощь пожилым одиноким людям, брали шефство над ветеранами Великой Отечественной войны. Кому-то прополоть, кому-то картошку окучить, сложить дрова, принести воды, разгрести снег. Дел было много, но ребята со всем справлялись. У каждого ветерана на дому была звездочка, пионеры её подкрашивали или меняли на новую, и каждый знал, что в этом доме живет ветеран.
Часто приглашали ветеранов на пионерские сборы. К праздникам пионеры всегда готовили ветеранам подарки, приглашали их в школу на концерты, на классные часы, на которых ветераны рассказывали про свою жизнь, про войну. Чаще всего приходил Мызников Николай Капитонович, рассказывал о том, как он молодым мальчиком попал на войну, был разведчиком. Довгаль Леонтий Алексеевич рассказывал о том, как был участником парада победы в Москве 1945 г. Ветераны, конечно, не очень любили вспоминать про войну, но через слезы, разговоры удавалось что-то узнать.
Каждый месяц школьной жизни был охвачен работой пионерской организации.
Осенью всегда проводился праздник осени, у пионеров был свой приусадебный участок, на котором они собирали урожай, а потом проводили праздник урожая. Очень много поделок ребята делали из природного материала, это были огромные выставки. Разучивали песни, стихи, приглашали на встречу работников сельского хозяйства, они рассказывали о своих профессиях, о том, как они трудятся.
Затем проходил праздник, посвященный Дню конституции – это был фестиваль народов СССР. Каждый класс выступал в роли какой-то республики: кто-то представлял Грузию, кто-то Украину или Армению. Шили костюмы, готовили национальные блюда, разучивали песни. Фестиваль проходил не в один день, отряды готовились очень серьезно. Такой фестиваль в Белоглинской школе проходил много лет подряд.
Ежегодно, 23 февраля, в школе проходил смотр строя и песни. В смотре участвовали всем отрядом. Этому мероприятию предшествовала большая подготовительная работа. Классные руководители вместе с учащимися своих классов выбирали название, девиз, готовили единую форму для своей команды. Тренировались, добиваясь слаженности выполнения всех конкурсных команд. Вначале отряды выходили со своим отрядным флагом, а позднее, когда пионерское движение распалось, были сделаны штандарты, на которых были свои эмблемы. Маршировали, пели песни, приглашали ветеранов войны или выпускников отслуживших в Армии. Подобные мероприятия вызывали сопереживание у учащихся, заставляли проникнуться чувством глубокой благодарности к тем, кто защищал нашу Родину.
Наверное, одним из самых любимых мероприятий была военно - спортивная игра «Зарница». Татьяна Николаевна первая ввела в Белоглинской школе эту игру и позже стали эту игру проводить ежегодно. В прошлом году игра «Зарница» возродилась в нашей школе.
Игра проходила либо в зимнее время, либо весной. В зимнее время проводили игру на острове озера Круглое. Татьяна Николаевна с ребятами после школы собирались, разбивались на две армии, и каждая армия готовила для себя штаб, шила погоны, рыла окопы, строила землянки, и все это было секретно от другой армии. Подготовительный период шел примерно две недели. В день «Зарницы» армии собирались, по сигналу расходились по своим местам, и начиналось наступление. Посылали разведчиков, чтобы они разведали, где находится штаб противника, для захвата знамени. Нередко игра заканчивалась разбитыми носами, но именно тогда ребята учились стойкости, упорству в достижении целей, верности и терпению.
Из воспоминаний пионера Кордюкова Андрея Николаевича: «Ползали по пояс в снегу, в карьере, в лесу. Главное, чтобы погоны не сорвали, всем отрядом стремились к победе. Если сорван один погон – значит, ты ранен, оказывали друг другу первую медицинскую помощь, товарища не бросали. Проходили огневой рубеж, здесь главное правильно сделать свой снежный снаряд, скатать его в такой снежно-ледяной комок, чтобы уж наверняка поразить любую мишень. А захват знамени! Надо было захватить флаг противника, но при этом спасти свое знамя. В заключение игры нас, мокрых и снежных, немного замерзших ждала полевая каша, горячий чай и результаты игры. Ну разве можно такое забыть!»
Самым важным праздником был день рождения В.И.Ленина 22 апреля. В этот день проходили сборы, на которых подводились итоги. За хорошую учебу дарили книги или ручки. И в этот день октябрят торжественно принимали в пионеры.
Проходили также районные смотры художественной самодеятельности в городе Верхотурье. Пионеры Белоглинской школы тоже в них принимали участие. Всегда готовили хорошие номера. Это была традиция в нашем районе.
Еще один праздник, которому у нас в школе придавали особое значение, был День космонавтики. Проводили очень интересные мероприятия, о Гагарине и других космонавтах оформляли альбомы, писали стихи, сочиняли песни, делали рисунки.
А 19 мая, в День Пионерии, ходили на Рагозинскую гору, там были различные конкурсы и игры. После игр пели песни у костра.
Татьяна Николаевна неоднократно возила ребят в Дом Пионеров г.Верхотруье на учебу пионерского актива и различные пионерские слеты членов пионерской организации Свердловской области. Вот что она нам рассказала: «В г. Верхотурье был Дворец Пионеров. Очень хорошие там работали методисты. Нас раз в месяц собирали, мы разучивали и песни, и танцы, учили, как правильно проводить пионерские сборы, обучали сигналам барабанщика и горниста, оказывали методическую помощь в планировании и проведении мероприятий. Работали совместно со станцией юннатов города Верхотурья».
Сама же пионервожатая Татьяна Николаевна постоянно повышала свою квалификацию, ездила в Екатеринбург на учебу, а также занималась самообразованием: «Моими настольными были книги Сухомлинского, Макаренко и Иванова. Из них я узнала о методике коллективных творческих дел. Решила построить свою работу по этой методике. Было очень трудно, учителя не понимали, сопротивлялись. А ребятам было интересно, методика прижилась на долгие годы. Своим опытом делилась в области. Меня после этого приглашали работать в другие школы, но я была патриотом своей школы».
За активную работу и успехи в учебе ребят награждали поездкой во Всесоюзные пионерские лагеря: «Артек», «Океан», Всероссийский пионерский лагерь «Орлёнок». Среди таких пионеров 80-х были Кордюков Андрей Николаевич, Довгаль Наталья Юрьевна, Жилкин Дмитрий, Мызникова Людмила Витальевна и другие.
Вот что вспоминает о яркой поездке в пионерский лагерь бывшая ученица Мызникова Людмила Витальевна: «В 7 классе в начале года, в осенние каникулы, а это был 1984год - за хорошую учебу и за активное участие в жизни школы мне дали путевку во Всероссийский пионерский (тогда) детский лагерь Орленок». При приезде в «Орлёнок» мы в первую очередь попадаем на Въездную площадь, где расположен гармонично стилизованный памятник «Костёр», устремивший ввысь языки своего пламени. Площадь оформлена надписью «Всероссийский детский лагерь Орлёнок». Ночью зрелище усиливается цветовой подсветкой памятника и надписи. Этот костёр уникален, так как подарил его «Орленку» детский лагерь «Океан». «Орленок», «Артек» и «Океан» — три братских лагеря, объединённые этим костром. Помню первый вечер – вечер встреч. В полутемной комнате при свечах каждый рассказывает о себе – кто он, откуда, чем любит заниматься и т.д. Все перезнакомились. И полетели деньки. Как и во всех лагерях свой режим – подъем, зарядка, завтрак, учеба, обед, ПЧМ (Полтора Часа Молчания), полдник, а потом – кружки по интересам, свободное время или организованное мероприятие. Запомнились поездки по городам: город-герой Новороссийск, Туапсе, в Сочи – Парк Дендрарий. Очень интересно заканчивался день – все дружно, в кругу пели песню «Изгиб гитары желтой». Конечно, появились и новые друзья, с которыми и потом долго вели переписку, общались. Не скрою, что скучала по родному дому, родным, одноклассникам, первое время хотелось домой. Но 21 день пролетел незаметно, вот и наступил вечер прощания. Мне выдали табель успеваемости, в котором были отметки за учебу. Я очень порадовалась, что в нем были только четверки и пятерки, что я не подвела нашу Кордюковскую (тогда Белоглинскую) школу. С собой на память привезла сувенир – чайка на волнах, и сувенирную ракушку, подносишь к уху – а там шум моря. И сейчас, спустя 32 года, слушаешь шум прибоя из той самой ракушки, смотришь на фотографии и начинаешь вспоминать «Орленок», Черное море, чайки …»
Закалку пионерского оптимизма, инициативы многие из «орлят» и «артековцев» несут по всей жизни.
Богата событиями и традициями история пионерской организации нашей школы. Фотографии – это живые свидетели, которые рассказывают о том, какие они были – пионеры. Рассматривая фотографии, общаясь с бывшими пионерами, я узнала, что жизнь ребят в пионерских галстуках была интересной и разнообразной.
Один из учеников школы, Жилкин Дмитрий, вспоминает: «…Увлекательной была жизнь пионерской дружины в школе: работа на пришкольном участке, сборы, игры, походы – все было так интересно». Жизнь школы шла в общем режиме жизни нашей страны, строившей социалистическое общество».
В своих воспоминаниях выпускники говорят о своей наставнице Татьяне Николаевне: «…Все ребята ее очень любили. Она много знала, всегда рассказывала интересно. Ходили с пионервожатой в лес в походы. И, конечно же, вспоминается наша любимая игра «Зарница». У костра Татьяна Николаевна пела вместе с нами песни, рассказывала разные истории, веселые и грустные. Дружина наша носила имя Олега Кошевого. На пионерских сборах мы обязательно изучали его биографию, читали о нем книги. Мы часто ходили к подшефным октябрятам, читали им книги, пели с ними песни, занимались с отстающими учениками, помогали им одеваться на перемене, когда они собирались уходить домой (особенно зимой). Помогали мы и престарелым: девочки носили воду, мальчики кололи и складывали дрова. Татьяна Николаевна всегда говорила о помощи старикам, предупреждала, что когда-нибудь и мы станем старичками, поэтому такая помощь всегда поощрялась». (Воспоминания Довгаль Натальи Юрьевны.).
А еще воспоминания о пионерской жизни я нашла в книге Раисы Максимовны Горбачевой(Титаренко), которая когда – то жила в нашем селе и училась в нашей школе: «…Помогали семьям погибших. Торжественные клятвы давали друг другу: быть верными, быть всегда вместе, помогать, не скрывать ничего друг от друга. Скрепляли клятвы "честным пионерским». И еще смешивали капли крови, надрезая себе пальцы. Я это тоже помню…»
Пионеры проявляли себя во всем: в труде, в творчестве и, конечно же, в спорте.
Отличительной особенностью школы 70-80-х оставалась высокая физическая и военная подготовка учащихся - пионеров и комсомольцев. Учитель физической культуры помогал ребятам закалять волю, воспитывать характер, готовиться к сдаче нормативов комплекса ГТО, участвовать в военно-спортивной игре «Зарница», заниматься физической культурой и спортом. Пионервожатая Анна Петровна Нагаева (работала во время декретного отпуска Кунгуровой Т.Н.) вспоминает: «…Очень хорошо мне запомнилась пионерская пирамида. Она представляет собой пирамиду только из мальчиков или только из девочек, но были и смешанные пирамиды. В первый ряд на колени вставали самые сильные мальчики, им на колено вставал второй ряд и дальше третий. Все это происходило по команде учителя физкультуры – Иии…раз! - вставал первый ряд, иии… два - вставал второй ряд, иии… три - вставал третий ряд. И потом он говорил иии…Скок, скок, скок…. В этот момент все красиво соскакивали. Так же выполнялись гимнастические номера. Мальчишки были одеты в шаровары, а девочки в гимнастических костюмчиках выполняли различные поддержки, девочки выполняли фигуру «Ласточка» или «Лягушка», а мальчики их в это время поднимали. На каждый праздник были такие пирамиды и номера...».
Пионеры 80-х годов практически ничем не отличались от своих предшественников: также работали в совхозах, устраивали дружинные сборы, организовывали концерты художественной самодеятельности, ходили в походы, ездили на экскурсии и в театры, брали на поруки и занимались с отстающими учащимися, собирали макулатуру и металлолом, защищали честь школы и города в спортивных соревнованиях, продолжали тимуровское движение.
Все поколение пионеров 70-80-х года годов очень трепетно отзываются о своем пионерском прошлом. К красному галстуку они относились с уважением, он обязательно должен быть всегда чист и отглажен, учились правильно его завязывать вместе со старшими сестрами и братьями. Пионеры, говорят они, всегда были дружными, ответственными, готовыми прийти на помощь друг другу.
Период с 1980-1990 годы был для школы периодом изменений, связанных, прежде всего с тем, что в 1985году начавшаяся перестройка в обществе захлестнула и советские школы. Пришлось перестраивать то, что строилось, создавалось трудом миллионов людей годами, десятилетиями. Уходили в прошлое пионерские и комсомольские традиции.
История пионерской организации закончилась в 1991 году. 27-28 сентября после прекращения существования Советского Союза прошёл XXII чрезвычайный съезд ВЛКСМ, объявивший свою историческую роль исчерпанной. Была распущена комсомольская организация, вместе с тем официально прекратив и существование Всесоюзной пионерской организации имени Ленина.
После Распада СССР и самороспуска ВЛКСМ имущество организации было изъято. В регионах Дворцы пионеров были перепрофилированы в «Дома детского и юношеского творчества». Подавляющее большинство пионерских лагерей перепрофилированы в частные турбазы и пансионаты, часть — в детские оздоровительные лагеря, большая их часть, находящихся далеко от населённых пунктов, заброшены в лесах бывших союзных республик.
Вот так и закончилась история пионерской организации, которая воспитала целые поколения трудолюбивых, самоотверженных, дружных, ответственных людей, любящих и уважающих свою Родину.
Глава 3.Результаты анкетирования и выводы о возможности создания подобной организации в современной школе.
Что бы определить, что знают о пионерской организации современные школьники и какие воспоминания о пионерии остались у старшего поколения, мной было проведено анкетирование среди учащихся 6 – 11 классов нашей школы и среди взрослого населения моего села. Мной было опрошено 40 школьников и 22 человека взрослого населения.