Файл: Дидактика периода цифровой трансформации образования (часть 2)Роберт Ирэна Веньяминовна.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 86

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Дидактика периода цифровой
трансформации образования
(часть 2)
Роберт Ирэна Веньяминовна – академик РАО, доктор педагогических наук, профессор, заведующий лабораторией научной экспертизы проектов и программ ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», руководитель
Научной школы «Информатизация образования» e-mail:rena_robert@mail.ru; http://robert-school.ru

2
выявляют и обосновывают цели, принципы, структуру
содержания,
организационные
формы,
методы,
средства обучения и воспитания в современных условиях
цифровой трансформации образования и ориентированы:
на интеллектуализацию информационной деятельности и информационного взаимодействия при решении образовательных задач формирование обучающимся нестандартных взглядов на взаимосвязи и взаимозависимости изучаемых объектов,
процессов, на создание идей на основе систематизации и обобщения информации/знания
Теории обучения периода цифровой
трансформации образования

3
развитие возможностей у обучающегося формулирования принципиально новых решений при возникающих проблемных ситуациях в учебе, при социальных взаимодействиях, в быту предотвращение или компенсацию возможных негативных последствий психолого-педагогического,
медицинского,
социального характера при систематическом использовании цифровых технологий в образовательных целях обеспечение информационной безопасности личности субъектов образовательного процесса на всех его уровнях

4
рассматривается как:
совпадение, сходство, взаимный перенос характерных свойств (существенных признаков) педагогической науки и
ИКТ
слияние методов
ИКТ
с методами,
присущими педагогической науке взаимное влияние друг на друга методов ИКТ и методов педагогической науки;
эволюционное сближение методов
ИКТ
и методов педагогической науки.
А. Теория конвергенции педагогической науки и ИКТ

5
Практическая реализация:
Разработка содержания обучения междисциплинарных или мультипредметных областей
Разработка конвергентных методик на базе научно-
педагогических
практик
(НПП),
представляющих унифицированную содержательную основу для создания учителем или преподавателем авторских методик с
использованием ИКТ
Теоретически НПП представляют собой содержательное описание
(для методиста или разработчика) особенностей конвергенции педагогической продукции и ИКТ
А. Теория конвергенции педагогической науки и ИКТ


6
Методически НПП представляют собой содержательное описание составных элементов образовательных технологий или методик реализации конвергенции педагогической науки и ИКТ
Технологически НПП представляют собой содержательное описание деятельности разработчика педагогической продукции, функционирующей на базе ИКТ, реализующей идеи конвергенции педагогической науки и ИКТ
А. Теория конвергенции педагогической науки и ИКТ

7
представляет научно-методическое обеспечение
защиты:
от манипулирования сознанием обучающегося, который выполняет определенные действия с информацией, в том числе в сетях, или участвует в
реализации сюжетов виртуальной реальности,
представленной аудиовидеосюжетами в компьютерных играх, или в приватном общении с пользователем (-ми), в том числе в социальных сетях взаимоотчуждения между людьми, обусловленного возможностью замены партнера на «киберпартнера» в различных формах общения в Интернете или/и облегченной «коммуникацией без проблем»
Б. Теория информационной безопасности личности
субъектов образовательного процесса

8
Под
информационной
безопасностью
личности
субъектов образовательного процесса
понимаются условия,
при которых действие или бездействие по отношению к субъектам образовательного процесса со стороны внешних информационных источников (СМИ, Интернет, социальные сети, порталы, сайты и прочие источники информации) не влечет за собой негативных последствий для физического и психического здоровья пользователя, связанных:
с воздействием информации, запрещенной законодательством, или агрессивной, нелегитимной, неэтичной информации, оскорбляющей моральные ценности и чувства пользователя использованием некачественной педагогической продукции,
разработанной на базе ИКТ, не отвечающей педагогико-технологическим требованиям потерей авторских прав разработчика на результаты интеллектуальной собственности, представленной в электронном виде

9
Методические подходы к подготовке обучающегося к противодействию негативным информационным воздействиям извне основаны:
на развитии способности личности к
блокированию негативной информации, предоставляемой различными источниками информации формировании умений выявления легитимности,
достоверности,
информационной безопасности источника информации формировании у обучающегося навыков критического мышления по отношению к любой представленной и воспринимаемой им информации формировании многоаспектной компетентности обучающегося в области информационной безопасности личности субъектов образовательного процесса
(философско-мировоззренческий,
социально-этический,
педагогико-технологический аспекты)


10
Методические аспекты обеспечения информационной
безопасности личности (ИБЛ) представляют собой
учебно-методические материалы
,
состоящие:
из методических рекомендаций по защите пользователя от негативного информационного воздействия извне структуры и содержания многоаспектной компетентности в области информационной безопасности личности субъектов образовательного процесса (матрица компетенций в области
ИБЛ).

11
отражает модификацию научных взглядов на
теоретические (в контексте новых теорий обучения),
методические
(методики и
практики реализации возможностей
ИКТ)
и
технологические
(реализация возможностей технологий отображения реальной действительности в виртуальной, систем искусственного интеллекта, робототехники и др.) подходы к реализации возможностей цифровых технологий в обучении, воспитании,
просвещении в
условиях сохранения здоровья и
информационной безопасности личности субъектов образовательного процесса.
Обновление терминологического аппарата
дидактики

12
Слово «цифровизация» означает процесс перевода каких- то данных, информации из текстовой, аудиовизуальной,
табличной и
других форм в
цифровой формат.
Информационную деятельность и
информационное взаимодействие,
информационное обеспечение образовательного процесса можно реализовать с
использованием информационных систем (иными словами –
«цифровизировать»).
Слово
«цифровизация» не может относиться к
образованию (воспитание, обучение, развитие), так как
невозможно
в
цифровом
формате
представить
воспитание, развитие ученика.
Обновление терминологического аппарата
дидактики

13
Правомерны термины:
цифровизация управления образованием цифровизация информационной деятельности и
информационного взаимодействия цифровизация образовательных услуг цифровизация информационно-методического обеспечения учебного процесса цифровизация обеспечения процессов информационной безопасности личности
Обновление терминологического аппарата
дидактики

14
Формирование мировоззрения будущего члена информационного общества, способного плодотворно и позитивно участвовать в решении задач реализации возможностей ИКТ в образовании,
профессиональной деятельности,
культурных и
социальных взаимодействиях, является основной задачей образования, в связи с
чем актуально
развитие
ценностей
образования
(фиксирование в сознании индивидуума значимых для него и присвоенных им идей, норм, принципов при выборе жизненных ориентиров и приоритетов, задаваемых самим обучающимся, в том числе характеристик его отношения к субъектам и объектам окружающей его действительности в
условиях цифровой трансформации образования).
Ценности образования в условиях цифровой
трансформации


15
философско-психологические когнитивно-интеллектуальные конвергентно-технологические морально-этические национально-этнические культурно-эстетические здоровьесберегающие (в условиях использования средств ИКТ)
информационной безопасности личности в условиях использования средств ИКТ
К ценностям образования в условиях цифровой
парадигмы отнесем следующие:

16
значимость для индивидуума познавательных аспектов восприятия окружающей реальности при осуществлении образовательной,
экспериментальной,
научно- исследовательской деятельности, связанной с познанием сути изучаемых явлений,
процессов,
объектов определенной научной или предметной области в условиях расширения
границ восприятия виртуального пространственно-
временного
представления
изучаемой
предметной
области на основе одновременного восприятия объектов,
процессов,
сюжетов реальной действительности и
виртуальной реальности.
Когнитивно-интеллектуальные ценности:

17
значимость для индивидуума обучения по педагогико- технологическим,
учебно-методическим,
инструктивным материалам, обеспечивающим совпадение методов обучения с
методами информационных и
коммуникационных технологий или реализующим взаимный перенос характерных черт образовательных технологий и информационных и коммуникационных технологий
(как аналоговой,
так и
цифровой формы реализации).
Конвергентно-технологические ценности:

18
обязательность для индивидуума соблюдения психолого- педагогических,
санитарно-гигиенических и
технических требований при осуществлении учебной деятельности с использованием
ИКТ,
в том числе в
цифровой информационно-образовательной среде
Здоровьесберегающие ценности (в условиях использования
ИКТ аналоговой или цифровой формы реализации):

19
обязательность для индивидуума блокировать: информацию,
запрещенную законодательством; неэтичную информацию,
оскорбляющую моральные ценности и
представления окружающих;
агрессивную информацию;
нелегитимную информацию; информацию, унижающую или оскорбляющую человеческое достоинство.
Соблюдение информационной безопасности личности в
условиях использования средств ИКТ

Дидактика в условиях
цифровой трансформации
образования представляет:
цель процесса обучения,
объект, предмет, задачи
дидактики; результаты
педагогического воздействия


21
• раскрытие, развитие и реализация интеллектуального потенциала обучающегося и его социализация в условиях информационного общества массовой коммуникации и глобализации
• подготовка обучающегося к самостоятельному приобретению знаний,
умений,
навыков,
компетенций,
к осуществлению разнообразных видов информационной деятельности и
информационного взаимодействия на базе ИКТ
аналоговой или цифровой формы
• предоставление обучающемуся инструмента, реализованного на базе ИКТ
,
для исследования изучаемых объектов, явлений,
процессов предметных областей, для конструирования моделей объектов, процессов, для формулирования гипотез, их проверки с целью самостоятельного «открытия» изучаемых закономерностей
Цель процесса обучения:

22
процесс обучения,
реализованный в
информационно- образовательном пространстве
,
взятый в
целом,
как взаимодействие субъективных возможностей обучающегося и результатов педагогического воздействия, направленного на раскрытие, развитие и реализацию интеллектуального потенциала обучающегося
,
трансформирующееся в его компетентность и общую культуру члена информационного общества массовой коммуникации и глобализации
Объект дидактики –

23
содержание обучения, расширяющееся тематически и
сокращающееся по объему за счет включения тематики трансфер-интегративных зон различных наук
,
отражающее
конвергентные тенденции взаимного влияния, проникновения,
слияния дидактических линий предметных областей и соответствующих технологий их изучения и реализованное в учебно-методическом обеспечении образовательного процесса, представленного в виде интерактивного контента
,
соответствующего современному уровню развития науки,
технологии, социума и уровню интеллектуального развития обучающегося, устанавливаемому средствами автоматизации педагогического тестирования
Предмет дидактики:

24
организационные
формы
и
методы
обучения,
ориентированные
на
самостоятельное
приобретение
обучающимся знаний и умений
адекватно современным научно- исследовательским методам познания природных, социальных и культурных закономерностей,
реализующие
конвергенцию исследовательских методов соответствующих наук и методов технологий их изучения
средства обучения,
реализующие возможности ИКТ и методы виртуального исследования соответствующих наук и отражающих их предметных областей
Предмет дидактики: