Файл: Дидактика периода цифровой трансформации образования (часть 2)Роберт Ирэна Веньяминовна.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 87
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
25
• социально-культурная
роль
процесса
обучения,
реализованная в
том числе на базе сетевых информационных ресурсов просветительского характера
• организационно-методические,
педагогико-
технологические
и
материально-технические
условия,
обеспечивающие функционирование образовательного процесса в условиях использования средств ИКТ при сохранении здоровья и информационной безопасности личности субъектов образовательного процесса
Предмет дидактики:
26
• определение структуры, объема и содержания образования,
представленного аудиовизуальным интерактивным контентом,
удовлетворяющим стандартам педагогико-технологического качества
,
соответствующего ценностям современного образования,
социально-культурному и научно-техническому уровню развития информационного общества массовой коммуникации и
глобализации
,
а также выявленному уровню интеллектуального развития обучающегося
• определение эффективных способов усвоения обучающимися знаний, умений, а также овладения компетенциями на основе выявленных возможностей, способностей каждого обучающегося к познанию изучаемых закономерностей в здоровьесберегающих условиях использования ИКТ
Задачи дидактики:
27
• выявление, раскрытие и реализация закономерностей процесса обучения, способствующих эффективности и безопасности усвоения учебного материала в условиях использования
ИКТ,
в том числе при реализации педагогических моделей замещения реальной коммуникации,
осуществляемой в
процессе учебной деятельности, виртуальной
Задачи дидактики:
28
• активизация самостоятельной интеллектуальной деятельности обучающегося, развитие его возможностей и реализация способностей к
познанию,
творческой инициативе и их постоянное совершенствование в условиях реализации возможностей ИКТ
• приобретение компетенций в области использования ИКТ
для самостоятельного поиска, представления, извлечения,
формализации, продуцирования информации
• овладение способностью и опытом совершать «открытие»
изучаемой закономерности на основе виртуальных экранных экспериментов
Результаты педагогического воздействия:
29
• овладение общими методами познания адекватно современным достижениям научно-технического прогресса и социально-культурным особенностям информационного общества массовой сетевой коммуникации и глобализации
• реализация стратегии усвоения учебного материала
• развитие культуры учебной деятельности у субъектов образовательного процесса адекватно современному уровню развития информационного общества массовой сетевой коммуникации и глобализации
Результаты педагогического воздействия:
30
• цели обучения, которые ориентированы на раскрытие, развитие и реализацию интеллектуального потенциала обучающегося и отражают запросы на подготовку члена информационного общества массовой коммуникации и глобализации
• содержание обучения, которое расширяется тематически и сокращается по объему за счет включения тематики трансфер- интегративных зон различных наук и отражает тенденции конвергенции
– взаимного влияния, проникновения, слияния содержательных аспектов предметных областей и
соответствующих технологий их изучения в соответствии с изменениями, происходящими в социуме, образовании, науке,
технологиях, технике и производстве
Дидактика в условиях цифровой трансформации
образования определяет:
31
• методы обучения, которые основаны на конвергенции исследовательских методов наук и методов технологий их изучения и соответствуют современным методам познания научных и социальных закономерностей
• средства обучения, которые реализуют возможности информационно-коммуникационных технологий и
адекватны современным методам исследования соответствующих наук в условиях сохранения здоровья и информационной безопасности личности субъектов образовательного процесса
Дидактика в условиях цифровой трансформации
образования определяет:
32
Подытоживая вышеизложенное, представим
Взаимосвязь и взаимовлияние
методологических, теоретических,
методических и организационных
оснований, определяющих становление
и развитие дидактики в условиях
цифровой трансформации
образования
33
2. Теоретические основания развития
дидактики периода цифровой трансформации
3. Методические основания
развития дидактики периода
цифровой трансформации
4. Организационные основания
развития дидактики периода
цифровой трансформации
Философские, психолого-педагогические, социальные, технологические предпосылки развития дидактики периода цифровой трансформации образования
Реализация в сфере образования результатов НТП
Возникновение дидактико- технологических парадигм современного периода информатизации образования
Теории обучения периода
цифровой трансформации
образования
Теория трансфер-интегративных зон
(областей) научного знания
Теория конвергенции педагогической науки и ИКТ
Информатизация процесса изучения предметных областей
Подготовка педагогических и управленческих кадров в области информатизации образования
Информа- ция как философская категория
Теория информационной безопасности личности субъектов образовательного процесса
Реализация содержания трансфер-интегративных зон
(областей) научного знания
Формирование цифровой информационно- образовательной среды
Виртуализация:
- реальной действительности предметной области;
- информационного взаимодействия между субъектами и
их с
объектами
Совершенствование аксиологического подхода к образованию периода цифровой трансформации
Теоретико-методологические и
педагогико-технологические
основания становления и
развития дидактики периода
цифровой трансформации
образования
Теория информационно- образовательного пространства
Оценка педагогико- технологического качества педагогической продукции, реализованной на базе ИКТ
1. Методологические основания
развития дидактики периода цифровой
трансформации
Введение понятия информационно- образовательного пространства в контексте философской категории «пространство»
(образовательной организации, предметной области, междисциплинарных или мультипредметных областей)
Основы ИКТ
Изменения в сфере образования
(позитивные, негативные) в условиях реализации возможностей
ЦИТ
(VR, AR, MR, XR)
Автоматизация и управление технологическими процессами в образовании периода цифровой трансформации
Обновленный терминологический аппарат
Автоматизация процессов администрирования и управления в образовательной организации
34 1.
Развитие информатизации образования в школе и педагогическом вузе в условиях обеспечения информационной безопасности личности: моногр. / С.А. Бешенков, Я.А. Ваграменко, В.А.
Касторнова [и др.]. – М.: ФГБНУ «ИУО РАО», 2018. – 105 с.
2.
Роберт И.В. Аксиологический подход к прогнозу развития образования в условиях цифровой парадигмы // Инновационные процессы в профессиональном и высшем образовании: коллектив. моногр. / авт.-сост. М.Н. Стризаов, Е.Н. Геворкян, Н.Д. Подуфалов. – М.: Экон-Информ, 2020. – 358 с.
– С. 47–73.
3.
Роберт И.В. Аксиологический подход к развитию образования в условиях цифровой парадигмы //
Педагогическая информатика. – 2020. – № 2. – С. 89–113. (ВАК)
4. Роберт И.В. Дидактика в условиях информатизации образования // Материалы VII Междунар. науч. конф. студентов, аспирантов, педагогов, молодых ученых «Шуйская сессия студентов, аспирантов, педагогов, молодых ученых «Университет – Новой школе» (г. Шуя, 22–23 мая 2014 г.) // Научный поиск.
Спец. вып. – № 2.2. – ФГБОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет», 2014. –
80
с. – С. 37–42.
5.
Роберт И.В. Дидактика информатизации образования: предпосылки становления и развития; характерные особенности // Информатизация образования и науки. – 2011. – № 4 (12). –
С. 126–
141.
(ВАК)
6. Роберт И.В. Дидактика периода информатизации образования // Педагогическое образование в
России. – 2014. – № 8. – С. 110–119. (ВАК)
Публикации по проблемам цифровой
трансформации образования
35 7.
Роберт И.В. Дидактика эпохи цифровых информационных технологий // Профессиональное образование.
– 2019. – № 3. – С. 16–26. (ВАК)
8.
Роберт И.В. Дидактико-технологические парадигмы информатизации образования // Электронные ресурсы в непрерывном образовании: труды VI Междунар. науч.-метод. симп. «ЭРНО-2017» (Адлер). –
Ростов н/Д: Изд-во Южного федерального университета, 2017. – С. 108–119.
9.
Роберт
И.В.
Дидактико-технологические парадигмы современного периода информатизации отечественного образования // Педагогическая информатика. – 2017. – № 3. – С. 63–78. (ВАК)
10.
Роберт И.В. Информатизация образования как трансфер-интегративная область научного знания //
Ученые записки. – Вып. 29. – Ч. I. – М.: ИИО РАО, 2009. – C. 3–13.
11.
Роберт И.В. Информационная безопасность личности субъектов образовательного процесса //
Информатизация образования и науки. – 2019. – № 3 (43). – С. 119–127. (ВАК)
12.
Роберт И.В. Информационно-образовательное пространство: моногр. / И.В. Роберт,
И.Ш.
Мухаметзянов, В.А. Касторнова. – М.: ФГБНУ «ИУО РАО», 2017. – 92 с.
13.
Роберт И.В. Конвергентное образование: истоки и перспективы // Наука о человеке: гуманитарные исследования. – 2018. – № 2 (32). – С. 64–76. (ВАК)
14.
Роберт И.В. Концепция развития дидактики в условиях информатизации образования. – М.: ИИО РАО,
2012.
– 34 с.
Публикации по проблемам цифровой
трансформации образования
36 15.
Роберт И.В. Направления развития информатизации отечественного образования периода цифровых информационных технологий // Электронные библиотеки. – 2020. – Т. 23. – № 1–2. –
С. 145–164.
16.
Роберт И.В. Перспективы использования иммерсивных образовательных технологий // Педагогическая информатика. – 2020. – № 3. – С. 141–159.
17.
Роберт И.В. Подготовка будущих учителей в области проектирования иммерсивных образовательных технологий // Педагогическое образование в современной России: стратегические ориентиры развития:
моногр. / Южный федеральный университет; науч. ред. Ю.П. Зинченко. – Ростов н/Д; Таганрог: Изд-во
Южного федерального университета, 2020. –
612
с. – С. 25–337.
18.
Роберт И.В. Развитие дидактики в условиях информатизации образования // Информатизация образования: История, состояние, перспективы: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. (Омск, 20–
21
ноября 2012 г.) / под общ. ред. М.П. Лапчика. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2012. –
С. 3– 13.
19.
Роберт И.В. Развитие дидактики в условиях информатизации образования // Педагогика. Научно- теоретический журнал РАО. – 2012. – Вып. 9. – С. 25–36. (ВАК)
20.
Роберт И.В. Развитие дидактики в условиях информатизации образования // Ученые записки. – Вып. 33.
– М.: ИИО РАО, 2010. – С. 3–21.
Публикации по проблемам цифровой
трансформации образования
37 21.
Роберт И.В. Развитие дидактики в условиях информатизации образования (глава в монографию) //
Наука и профессиональное образование: к 70-летию Российской академии образования: коллектив.
моногр. / под ред. И.П. Смирнова, Е.В. Ткаченко, С.Н. Чистяковой. – М.: Экон-информ, 2013. – 331 с. – С.
70
–80.
22.
Роберт И.В. Развитие дидактики в условиях информатизации образования как трансфер- интегративной области научного знания (концепция). – М.: ИИО РАО, 2014. – 38 с.
23.
Роберт И.В. Развитие дидактики в условиях информатизации образования: характерные особенности;
перспективы реализации в образовательной практике // Информатизация образования – 2012:
материалы Междунар. науч.-практ. конф., г. Орел. – Орел: ФГБОУ ВПО «ОГУ», 2012. – 368 с. – С. 11–20.
24.
Роберт И.В. Развитие дидактики в условиях информатизации профессионального образования //
Профессиональное образование. – 2013. – № 9. – С. 5–9. (ВАК)
25.
Роберт И.В. Развитие дидактики в условиях реализации возможностей цифровых информационных технологий // Проблемы эффективности и безопасности функционирования сложных технических систем: сб. трудов XXXVIII Всероссийской науч.-техн. конф. (г. Серпухов, 27– 28 июня 2019 г.). Ч. 8 / под общ. ред. Ю.В. Астапенко, Романенко Ю.А. – Серпухов: Изд-во Военной академии РВСН им. Петра
Великого (филиал г. Серпухов Московской обл.), 2019. – С. 120–137.
Публикации по проблемам цифровой
трансформации образования
38 26.
Роберт
И.В.
Развитие информатизации образования на основе цифровых технологий:
интеллектуализация процесса обучения, возможные негативные последствия // Наука о человеке:
гуманитарные исследования. – 2017. – № 4 (30). – С. 65–71. (ВАК)
27.
Роберт И.В. Становление и развитие дидактики в условиях информатизации образования //
Информационные технологии в обучении, образовании и подготовке / Международный Открытый Форум IT
LET
– 2013, комплекс зданий Правительства Москвы, 6–7 сентября 2013 г.: тез. докл. – М.: ФГБОУ ВПО
МГТУ «СТАНКИН», 2013. – 206 с. – С. 28–35.
28.
Роберт И.В. Стратегические ориентиры развития информатизации образования в условиях цифровой трансформации //
Информатизация образования – 2020 / материалы Междунар. науч.-практ. конф.,
посвященной 115-летию со дня рождения патриарха российского образования, великого педагога и математика, академика РАН С.М. Никольского (1905–2012) (29–31 октября 2020 г., г. Орел) / под ред А.А.
Русакова. – Орел: ОГУ имени И.С. Тургенева, 2020. – 388 с. – С. 42–60.
29.
Роберт И.В. Тенденции развития дидактики в условиях цифровой трансформации современного образования // Проблемы эффективности и безопасности функционирования сложных технических и информационных систем: сб. трудов XXXIX Всероссийской науч.-техн. конф. Ч. 5 / под общ. ред. Ю.В.
Астапенко, С.П. Столяревского (г. Серпухов, Филиал Военной академии Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого, 25 – 26 июня 2020 г.). – С. 178–194.
Публикации по проблемам цифровой
трансформации образования
39 30.
Роберт И.В. Формирование информационной безопасности личности обучающегося в условиях интеллектуализации его деятельности // Педагогическая информатика. – 2017. – № 2. – С. 42–59. (ВАК)
31.
Роберт И.В. Характеристики информационно-образовательной среды и информационно- образовательного пространства // Мир психологии. – 2019. – № 2 (98). – С. 110–120. (ВАК)
32.
Роберт И.В. Характерные особенности и перспективы развития дидактики в условиях информатизации образования // Сб. трудов VI междунар. науч.-практ. конф. «Информационные и коммуникационные технологии в образовании, науке и производстве». Ч. 1 / под ред. Ю.А. Романенко, Н.А. Анискиной, С.Г.
Воеводиной. – Протвино, Управление образования и науки, 2– 6 июля 2012. – С. 411–420.
33.
Роберт И.В. Цифровая парадигма современного периода информатизации образования: дидактический и технологический аспекты // Дистанционное образование в Республике Корея и Российской Федерации в посткоронавирусную эпоху: основные положения и направления. Корея, Ноябрь 27–28, 2020 г. – С. 59–337.
34.
Роберт И.В. Цифровая трансформация образования: вызовы и возможности совершенствования //
Информатизация образования и науки. – 2020. – № 3 (47). – С. 3–16. (ВАК)
Публикации по проблемам цифровой
трансформации образования