Файл: Этот раздел должен быть полностью переписан.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 18

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Признаки текста[править | править код]

Членимость[править | править код]



Этот раздел должен быть полностью переписан.

На странице обсуждения могут быть пояснения.

Текст, в своем роде, состоит из некоторого количества предложений. Одно предложение, даже очень распространённое, сложное, текстом назвать нельзя, поскольку текст можно разделить на самостоятельные предложения, а части предложения сочетаются по законам синтаксиса сложного предложения, но не текста.

Главный тезис — текст состоит из двух или более предложений.

Смысловая цельность текста[править | править код]

Основные статьи: Когерентность (лингвистика) и Когезия (лингвистика)

В смысловой цельности текста отражаются те связи и зависимости, которые имеются в самой действительности (общественные события, явления природычеловек, его внешний облик и внутренний мир, предметы неживой природы и т. д.).

Единство предмета речи — это тема высказывания. Тема — это смысловое ядро текста, конденсированное и обобщённое содержание текста.

Понятие «содержание высказывания» связано с категорией информативности речи и присуще только тексту. Оно сообщает читателю индивидуально-авторское понимание отношений между явлениями, их значимости во всех сферах придают ему смысловую цельность.

В большом тексте ведущая тема распадается на ряд составляющих подтем; подтемы членятся на более дробные, на абзацы (микротемы).

Завершённость высказывания связана со смысловой цельностью текста. Показателем законченности текста является возможность подобрать к нему заголовок, отражающий его содержание.

Таким образом, из смысловой цельности текста вытекают следующие признаки текста:

  • Текст — это высказывание на определённую тему;

  • В тексте реализуется замысел говорящего, основная мысль;

  • Текст любого размера — это относительно автономное (законченное) высказывание;

  • Предложения логически связаны между собой;

  • К тексту можно подобрать заголовок;

  • Правильно оформленный текст обычно имеет начало и конец.


Стили и типы текста[править | править код]



В разделе нет ссылок на источники (см. рекомендации по поиску).

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть удалена. Вы можете отредактировать статью, добавив ссылки на авторитетные источники в виде сносок(28 октября 2014)

Минимальный текст, имеющий смысл, называется записью. Также такой текст может называться заметкой.

Функциональные стили[править | править код]

Основная статья: Функциональный стиль речи

  • Научный стиль

  • Разговорный стиль

  • Художественный стиль

  • Публицистический стиль

  • Официально-деловой стиль

По типу[править | править код]

  • Повествование

  • Описание

  • Рассуждение

Примечания[править | править код]

    1.  Гальперин И. Р. О понятии «текст» // Материалы научной конференции «Лингвистика текста».— Т. 1.— М., 1974.— С. 67.

Литература[править | править код]

Текст:

  • Значения в Викисловаре

  • Цитаты в Викицитатнике

  • Медиафайлы на Викискладе

  • Текст // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. — Институт научной информации по общественным наукам РАН: Интелвак, 2001. — Стб. 1063—1064. — 1596 с. — ISBN 5-93264-026-X.

  • Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. — М.: Наука, 1981.

  • Каменская О. Л. Текст и коммуникация. — М.: Высшая школа, 1990.

  • Топоров В. Н. Пространство и текст // Текст: семантика и структура. — М., 1983. — С. 227—284.

  • Сорокин Ю. А. Психолингвистические аспекты изучения текста. — М.: Наука, 1985.

  • Лукин В. А. Художественный текст: Основы теории и элементы анализа. — М.: Ось-89, 1999.

  • Чернявская В.Е. Лингвистика текста: поликодовость, интертекстуальность, интердискурсивность. М.: УРСС. 2009. - ISBN: 978-5-397-00289-9.

  • Чернявская В.Е. Лингвистика текста. Лингвистика дискурса. - М.: ЛЕНАНД. 2018. - ISBN: 978-5-9710-4892-3.