Файл: Анализ работы системы государственных органов и учреждений социальной защиты населения региона.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 77
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Опросы можно проводить по трем
уровням: все население, население определенной территории и
отдельные категории граждан. Здесь должны учитываться специфические социальные показатели, характерные для каждой конкретной категории. Например, разработан комплекс специфических
показателей для оценки социальной защиты в регионе многодетных семей и сотрудников органов внутренних дел.
Одна из основных целей всей социальной политики населения связана с концепцией независящей жизни, которая оценивает человека и его трудности в свете его гражданских прав, а не с точки зрения его личных и социальных проблем. И в обществе важна ориентация на преодоление физических и психологических барьеров в окружающей среде с поддержкой общественных служб, способов и средств.
Социальная защита - политика страны, нацеленная на обеспечение финансовых, политических, социальных и иных прав и гарантий человека. Независимо пола человека, возраста, места жительства, национальности и иных обстоятельств. То есть социальная защита может предоставляться любым гражданам. Социальная помощь предоставляется, прежде всего, для обеспечения достойного уровня жизни граждан. Система социальной защиты населения является залогом благополучия и качество жизни граждан РФ. Цель социальной политики - недопущение ухудшения качества жизни граждан. Так как ухудшение качества жизни влечет за собой снижение показателей здоровья, рост экономической нестабильности и социальной напряженности, увеличение масштабов бедности.
Следует отметить, что система социальной защиты населения на современном рубеже включает в себя:
- социальную поддержку (помощь);
- социальное страхование;
- социальное обеспечение.
Исполняется социальная защита людей за счет федерального и местных бюджетов, специально формируемых фондов социальной помощи населения, а также негосударственных фондов.
Ведущими принципами социальной защиты населения считаются социальная справедливость, гуманность, комплексность, адресность, обеспечение прав и свобод личности.
Также необходимо выделить главные функции управления социальной защиты населения на федеральном уровне:
- организация пенсионного обслуживания и обеспечения пособиями;
- реабилитация инвалидов и предложение протезно-ортопедической помощи;
- социальное обслуживание;
- внешнеэкономическое и международное сотрудничество;
- социальная поддержка семье и детям;
- подготовка законодательства по социальной защите населения;
- медико-социальная экспертиза;
- подготовка рекомендаций для разработки региональных социальных программ;
- анализ и прогноз уровня жизни всевозможных категорий населения;
- разработка положений по основам социальной политики;
- разработка социальных нормативов и т.д.
Спектр социальных услуг, предоставляемых в сфере социальной защиты населения на муниципальном уровне, сократился со вступлением в силу федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Вопросы социальной поддержки населения были исключены из перечня вопросов местного значения, соответствующие полномочия отнесены к компетенции субъектов РФ. Вместе с тем, закон оставляет право органов местного самоуправления осуществлять некоторые полномочия, не отнесенные к вопросам местного значения. Законом также предусмотрен механизм передачи отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления. Передача указанных полномочий осуществляется посредством принятия закона субъектом РФ, в котором перечисляются переданные полномочия, вопросы финансирования переданных полномочий, контроля за их исполнением. Как правило, передаются следующие полномочия: по организации опеки и попечительства над несовершеннолетними, социальной поддержке многодетных, приемных семей, опекунов и попечителей несовершеннолетних, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и др.[3]
За счет средств местного бюджета на муниципальной уровне организуется предоставление социальной помощи лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации. Для получения материальной помощи в денежной форме необходимо обращение в администрацию муниципального образования, предоставление документов, подтверждающих трудную жизненную ситуацию. В соответствии с утвержденным порядком документы рассматриваются, и принимается решение о предоставлении или отказе в предоставлении социальной помощи. Размер социальной помощи определяется с учетом трудной жизненной ситуации, сложившейся у гражданина, в пределах ассигнований, предусмотренных в бюджете муниципального образования. Как правило, устанавливается максимальный размер социальной помощи.
С целью предоставления социальной помощи населению в натуральной форме в муниципальных образованиях могут образовываться центры социальной поддержки населения. Помощь предоставляется лицам, оказавшимся в трудной ситуации в связи с утратой имущества вследствие пожара, стихийного бедствия, потерей средств к существованию, долговременным лечением, низким уровнем дохода семьи и т.п. Помощь, как правило, предоставляется вещами, переданными жителями муниципального образования, учреждениями, организациями и пр. (одежда, предметы первой необходимости, бытовая техника и мебель). Кроме предоставления помощи организуется консультирование населения по вопросам получения мер социальной поддержки.
Несмотря на то, что полномочия по организации предоставления услуг социального обслуживания отнесены к компетенции субъектов РФ, в муниципальных образованиях некоторых субъектов РФ организуется работа центров социального обслуживания населения (например, в Новосибирской, Тюменской областях), предоставляющих социальные услуги лицам пожилого возраста и инвалидам, детям и семьям с детьми, лицам, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Органы местного самоуправления могут предоставлять отдельным категориям граждан льготы на получение услуг и обслуживание в муниципальных учреждениях социальной сферы, социально-бытовой направленности (муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры, муниципальных аптеках, банях и др.).
2.Анализ работы системы органов Пенсионного фонда Российской Федерации
Основной целью создания ФПСС РФ является осуществление пенсионного обеспечения по РФ. ФПСС РФ относится к социальным внебюджетным фондам РФ. ФПСС РФ является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и своим наименованием. Денежные средства пенсионного фонда и ФПСС РФ находятся в государственной собственности Российской Федерации, эти денежные средства не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.
Задачи пенсионного фонда:
-целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов и их использование строго с целевым назначением фонда.
-организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виноватых в причинении вреда здоровью работников и иных граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие увечья полученного в ходе выполнения своей трудовой деятельноти, заболевания связанного с проффесиональной деятельностью или по случаю потери кормильца;
-капитализацию средств пенсионного фонда, а также привлечение в него иных добровольных взносов (а также валютных ценностей) от физических лиц и юридических лиц;
-контроль совместно с налоговыми органами за полным поступлением и своевременностью поступлений в ФПСС РФ обязательных страховых взносов, а также проведения контроля за правильным, рациональным и эффективным расходованием его средств;
-организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом.
Формирование средств пенсионного фонда осушествляется за счет:
-страховых взносов от работодателей;
-страховых взносов от граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, а также фермеров и адвокатов;
-страховых взносов от иных категорий работающих лиц;
-ассигнований из республиканского бюджета Российской Федерации на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам, их семьям социальных пенсий, пособий на детей в возрасте старше 1,5 лет, на индексацию этих пенсий и пособий и на предоставление льгот в части пенсий, пособий и компенсаций лицам, пострадавшим на чернобыльской аэс, на расходы по доставке и пересылке пенсий и пособий;
-средств, возмещаемых ФПСС РФ Государственным фондом занятости населения Российской Федерации в связи с тем, что были назначены досрочные пенсий безработным;
-добровольных взносов (а также валютных ценностей) от физических лиц и юридических лиц, в том числе доходов от капитализации средств ФПСС РФ и иных поступлений.
Средства фонда распределяются на:
-выплату в соответствии с действующим на территории Российской Федерации законодательством, межгосударственными и международными договорами государственных пенсий, в том числе гражданам, выезжающим за пределы РФ;
-выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте старше 1,5 лет;
-оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам РФ;
-финансовое и материально - техническое обслуживание текущей деятельности ФПСС РФ и его органов;
-другие мероприятия, связанные с деятельностью ФПСС РФ .
Функции Пенсионного фонда РФ:
1. Фискальная - аккумулирование денежных средств граждан страны для финансирования государственных мероприятий пенсионного обеспечения.
2. Перераспределительная - обеспечение граждан страны, нуждающихся в материальной поддержке, государственными пенсиями по старости, инвалидности, потери кормильца, за выслугу лет, а так же дополнительным пенсионным обеспечением.
3. Контрольная - отображение сложившихся в стране условий функционирования государственной пенсионной системы и уровня материальной поддержки пенсионеров.
Работа Пенсионного фонда РФ, как финансового института, состоит в перераспределении финансовых средств из источников, установленных российским законодательством, на проведение мероприятий государственного пенсионного страхования.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет ряд значимых функций:
- аккумуляцию страховых взносов а также целевой сбор , и финансовое обеспечение расходов, которые предусмотренны пунктом 6 Положения о Пенсионном фонде РФ (в ред. Указа Президента РФ от 24.12.1993 № 2288; Федерального закона от 05.05.1997 № 77-ФЗ);
- капитализация средств фонда и привлечение в него добровольных взносов (а также валютных ценностей) от физических лиц и юридических лиц;
-контроль совместно с налоговыми органами за полным поступлением и своевременностью поступлений в ФПСС РФ обязательных страховых взносов, а также проведения контроля за правильным, рациональным и эффективным расходованием его средств;
- межгосударственное и международное сотрудничество по вопросам, относящимся непосредственно к компетенции ФПСС РФ ; участие в разработке и реализации в установленном порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий;
- изучение а также обобщение практики применения нормативных актов по вопросам уплаты в ФПСС РФ страховых взносов и внесение в Государственную Думу Российской Федерации предложений по ее совершенствованию;
- внедрение научно-исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования;
- разъяснительная работа населению(физическим лицам) и юридическим лицам по вопросам, относящимся независимо к компетенции ФПСС РФ .
ФПСС РФ активно принимает участие в финансовом обеспечении программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных лиц.
Ключевые задачи Пенсионного фонда: учет страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию, назначение и выплата пенсий и социальных выплат. Среди них трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их семей, социальные пенсии, пенсии госслужащих, выплаты ветеранам, инвалидам и т.д.
ФПСС РФ и подчиненные ему органы составляют единую централизованную многоуровневую систему, управляющую средствами обязательного пенсионного страхования в России:
1) федеральный уровень -- ФПСС РФ (правление, исполнительная дирекция);
2) федеральные округа Российской Федерации -- управления ФПСС РФ в федеральных округах (структурные подразделения ФПСС РФ );
3) уровень субъектов Российской Федерации -- территориальные отделения ФПСС РФ (в соответствующих регионах);
4) местный -- городской (районный) уровень -- управления (отделения) ФПСС РФ в городах (районах).