Файл: История становления, цель и задача инклюзивного образования лиц с овз.docx
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 119
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В России в этот период наблюдалось некоторое отставание. Когда весь мир говорил об интегрированном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (60-е года XX века), в нашей стране практиковалось изолированное обучение, то есть к лицам с особыми
образовательными потребностями применялась медицинская модель обучения, которая вела к их полной изоляции.
В 80-е годы XX века в США уже переходят на новую терминологию – инклюзия, inclusion – включение, для России в это время характерной становится «модель нормализации», интегрирующая людей с ОВЗ в общественную жизнь.
Термин «инклюзия» получает распространение в нашей стране только в 90-е годы ХХ века, когда в мире уже появились новые международные документы, ставшие руководством к действию для целого ряда развитых стран.
Поэтому одними из первых причин появления инклюзивного образования в России можно считать разработку и распространение в Западном мире нормативно-правовых документов и законодательных актов: Всеобщая декларация прав человека (ООН, 1948 г), Декларация прав ребенка (ООН, 1959 г.), Конвенция ЮНЕСКО о борьбе с дискриминацией в области образования (1960 г.), Декларация ООН о правах умственно отсталых лиц (1960 г.), Всемирная программа действий в отношении инвалидов (1982 г.), материалы Всемирной конференции по образованию лиц с особыми потребностями (Испания, 1994 г.). В связи с этим, в 1990 году в СССР подписывают Конвенцию о правах ребенка, в 1992 году появляется Закон «Об образовании в Российской Федерации», в 2008 году Россия подписывает Конвенцию о правах инвалидов. Также в 2008 году утверждаются Рекомендации Министерства образования и науки РФ по созданию условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами в Российской Федерации. В декабре 2010 года Государственная Дума Российской Федерации приступает к практической работе по изменению российского законодательства в соответствии с Конвенцией о правах инвалидов. В 2012 году вводятся поправки в Закон «Об образовании в Российской Федерации», связанные инклюзивным обучением детей с ОВЗ.
Таким образом, правовое развитие и правовая зрелость зарубежных стран не могли не оказать своего влияния на развитие образовательной и социальной политики нашей страны.
Но появление такой законодательной базы невозможно без внутренних изменений общества и государства, осознания необходимости изменения отношения к инвалидам и людям с особыми образовательными потребностями, признания их права на полноценную жизнь. Все это составляет гуманистическую предпосылку становления инклюзивного образования в России и в мире.
Следующими причинами активной поддержки идей инклюзивного образования в нашей стране являются социальные причины.
В России в XXI веке помимо демографического роста наблюдается и увеличение числа детей, рождающихся с отклонениями в развитии: с нарушениями слуха, зрения, интеллекта, опорно-двигательного аппарата, тяжелыми нарушениями речи вследствие анатомо-физиологических особенностей речевого аппарата или поражения соответствующих зон коры головного мозга. Обучение и воспитание таких детей осуществлялось в специальных (коррекционных) детских садах и школах, в большинстве коррекционных учреждений оно осуществляется и до сих пор. Многие родители детей с ОВЗ выступают против такого обучения, против изоляции детей из общества, активно поддерживая инклюзивное
образование, потому что в инклюзивной школе никто не будет вешать на их ребенка ярлык инвалида, человека не такого, как все. В образовательной инклюзии все дети, с инвалидностью или без, уравниваются в правах, и на первое место выступает личность, человеческие качества: доброта, взаимопомощь, товарищество, открытость, честность и многие другие. Такое желание родителей объяснимо, ведь инклюзивное обучение – это возможность ходить в школу рядом с домом, не разлучаясь с родными на длительное время, учиться с друзьями и ребятами из своего дома, это возможность общаться со сверстниками, участвовать в общих праздниках и мероприятиях, это возможность жить полноценной жизнью.
Становление новой системы образования в России – процесс трудоемкий и длительный, требующий от всех участников большого терпения, умственных и душевных затрат, направленных на достижение наивысшего результата всей инклюзивной образовательной системы – формирования личности, «умеющей адаптироваться к многообразию мира, взаимодействовать с другими, толерантной и коммуникабельной, самостоятельно мыслящей и способной к сопереживанию».
Сегодня мы хорошо понимаем, что развитие инклюзивного образования – это длительный и достаточно противоречивый процесс преобразований. Развитие инклюзивного образования невозможно без поддержки и участия общественных организаций, представляющих интересы и отстаивающих соблюдение прав детей с особыми образовательными потребностями, а
также семей, в которых живут эти дети. Большое значение в этой деятельности играют родительские общественные организации, общественные организации инвалидов и институт уполномоченных по правам ребенка.
В России инклюзия в образовании стала развиваться именно с инициативы общественных и родительских организаций. Прогрессивные родители стали требовать исполнения прав своих детей на образование.
Что же такое инклюзивное образование?
Дети с ограниченными возможностями в определенном смысле находятся в несколько «оторванном» или отчужденном от основного коллектива мире. Многие дети с отклонениями в развитии, несмотря на усилия, принимаемые семьей, специалистами, обществом с целью их обучения и воспитания, став взрослыми, все-таки оказываются неподготовленными к включению в социально- экономическую жизнь. Поэтому успешно «включить» их в социум, подарить обществу полноправного члена и призвано инклюзивное образование (от англ. Inclusion – включение). Ведь основа идеи «включения» - это обучение детей с особыми потребностями не в отдельных специализированных учреждениях, а в обычных, там где учатся все ученики. Такой подход вовлекает всех детей в естественную жизнь коллектива, стирает границы в нормальных отношениях и исключает или, по крайней мере, во много раз уменьшает ошибки формирования личности будущего взрослого человека.
Итак, инклюзивное образование — это такая организация процесса обучения, при которой ВСЕ дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, — в таких школах общего типа, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают своим ученикам необходимую специальную поддержку. Инклюзивное обучение детей с особенностями развития совместно с их сверстниками – это обучение разных детей в одном классе, а не в специально выделенной группе (классе) при общеобразовательной школе.
Задачи инклюзивного образования состоят в том, чтобы включить всех детей в школьную систему и обеспечить их равноправие.
Обычное образование нацелено на обычных детей, включает в себя обычных педагогов и обычные школы. Специальное образование включает работу с особыми детьми, под них подстраиваются и школа, и педагоги. Интегрированное образование с помощью реабилитации и адаптации подстраивает специального ребенка к обычному образованию. И наконец, инклюзивное образование, воспринимая ребенка таким, какой он есть, подстраивает под него систему образования.
«Обычное» образование:
• «Обычный» ребенок
• Круглые колышки для круглых отверстий
• Обычные педагоги
• Обычные школы
Специальное образование
• Особый ребенок
• Квадратные колышки для квадратных отверстий
• Специальные педагоги
• Специальные школы
Интегрированное образование
• Адаптация ребенка
• Система остается к требованиям системы неизменной
• Превращение квадратных колышков в круглые
• Ребенок либо адаптируется к системе, либо становится для нее неприемлемым
Инклюзивное образование
• Все дети разные
• Все дети могут учиться
• Есть разные способности, различные этнические группы, разный рост, возраст, происхождение, пол
• Адаптация системы к потребностям ребенка
Когда речь идет об обучении детей инвалидов в общеобразовательных школах, используют два термина: «интеграция» и «инклюзия». В чем разница? Интеграция предполагает, что ребенок должен адаптироваться к образовательной системе, инклюзия – адаптацию системы к потребностям ребенка. При интеграции ребенок с особенностями в развитии должен выносить школьные нагрузки наравне со всеми. Если он не справляется, то уходит, школьная система при этом не меняется. Инклюзия – более гибкая система. Она основана на том, что все дети разные, что они не должны отвечать нашим требованиям и стандартам, но при этом все могут учиться.
Плюсы инклюзивного образования.
Что дает инклюзивное образование?
Новый социальный подход к инвалидности
Приветствует разнообразие
Рассматривает различие между людьми как ресурс, не как проблему
Личностное развитие и социальные навыки
Развитие самостоятельности и самоопределения
Развивает равные права и возможности вместо дискриминации
На сегодняшний момент можно выделить несколько барьеров для инклюзивного образования:
Отсутствие гибких образовательных стандартов.
Несоответствие учебных планов и содержания обучения массовой школы особым образовательным потребностям ребенка.
Отсутствие специальной подготовки педагогического коллектива образовательного учреждения общего типа, незнание основ коррекционной педагогики и специальной психологии.
Отсутствие у педагогов массовых школ представлений об особенностях психофизического развития детей с ОВЗ, методиках и технологии организации образовательного и коррекционного процесса для таких детей.
Недостаточное материально-техническое оснащение общеобразовательного учреждения под нужды детей с ОВЗ (отсутствие пандусов, лифтов, специального учебного, реабилитационного, медицинского оборудования, специально оборудованных учебных мест и т.д.).
Отсутствие в штатном расписании образовательных учреждений общего типа дополнительных ставок педагогических (сурдопедагоги, логопеды, педагоги-психологи, тифлопедагоги) и медицинских работников.
Ресурсные барьеры для инклюзивного образования:
люди — их отношение, недостаток знаний, страх, предубеждения, чрезмерная специализация, конкуренция, отсутствие опыта восприятия различий, стереотипность мышления;
денежные и материальные средства — нехватка средств и оборудования, низкая заработная плата, неравномерное распределение ресурсов;
знания и информация — безграмотность, отсутствие доступа к зданиям, слабая политика или ее отсутствие, отсутствие коллективного опыта в обсуждении и решении проблем.
Проблемы формирования инклюзивного общества в России
Если мы говорим о развитии инклюзивного образования и внедрении его принципов в жизнь и работу обычной среднестатистической школы, нам не обойтись без всестороннего изучения возможных препятствий на этом пути в отдельно взятом учреждении.
Нужно помнить, что инклюзия – далеко не только физическое нахождение ребенка с ОВЗ в школе. Это изменение самой школы, школьной культуры и системы отношений участников, тесное сотрудничество педагогов и специалистов, вовлечение родителей в работу с ребенком.
Есть еще один серьезный риск для развития инклюзии – это наша привычка к имитации изменений и нововведений, ориентировка на краткосрочные результаты, поспешность в отчетах и показателях, порой ничего за собой не имеющих. Через это осуществляется дискредитация самой идеи инклюзивного образования, её ложная трактовка и оценка неэффективности инклюзии в целом.
Как обнаружить неочевидные трудности и скользкие места? Как выйти за пределы установки пандусов, признать, что безбарьерной среда бывает не только для инвалидных колясок?