Файл: Вестник 1 образования май 2021 Официальное издание мкоу сош 9 им. Х. Ч. Кубанова с. Джага Научно исследовательский журнал.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 173
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ОБРАЗОВАНИЕ. НАШИ ДОСТИЖЕНИЯ.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ТОЧКА РОСТА»
ВОСПИТАНИЕ.
«Воспитание - великое дело, им решается участь человека»
В.Г.Белинский
ОГЛАВЛЕНИЕ
-
Байрамукова Б.И.
Экскурсия как эффективное средство воздействия на социализацию личности школьника……………………………………………………...…20
-
Байрамукова Ф.В., Эркенова Ф.Д.
Память, которой не будет конца: героиня Залихат Эркенова…………27
-
Биджиева М.Р.
Место экономики в жизни общества ………………………………………33
-
Джаттоева Г.Х.
Особенности творческого подхода в работе учителя…………..…………38
-
Лепшакова З.М.
Традиционная, духовная культура карачаевцев……………………………42
-
Чомаева А.О.
Психологическая подготовка учащихся к ЕГЭ и ОГЭ………………….…46
-
Эркенова Ф.Д., Боташева И.О.
Народная культура: проблема сохранения поддержки………………….…51
Учащиеся 10-11 классов школы
-
Акбаева С.Р.
Почему я против межнациональных конфликтов?..................................59
-
Байрамукова Л.И.
Национализм- маска, прикрывающая нацизм…………………………..62
-
Боташева А.Х.
Мораль и нравственные ценности……………………………………….64
-
Кубанова А.С.
Люди со сверхспособностями: дар природы……………………………68
-
Кубанова М.Х.
Почему я против экстремизма?..................................................................73
-
Кубанова М.Х.
Дискриминация – проблема современного общества……..……………76
-
Лепшокова М.Н.
Матрица: реальна или нет?.........................................................................79
-
Лепшокова М.Н.
Что важнее для человека: разум или чувства?.........................................84 Мамаева М.М.
Почему я против расизма?..........................................................................88
-
Мамен-Хан М.
Декабристы: герои или преступники?.......................................................90
-
Хасанова К.К.
Роль женщины в обществе……………………………………………….93
-
Эркенов Р.Р.
Ксенофобия в современном мире……………………………………….96
Экскурсия как эффективное средство воздействия на социализацию личности школьника
Байрамукова Б.И.
Социальный педагог, учитель иностранных языков и истории
МКОУ «СОШ №9 им.Х.Ч.Кубанова с.Джага»
E-mail: BBI@mail.u
Аннотация. Статья рассматривает сущность экскурсии как особой формы организации работы по всестороннему развитию школьников. Раскрывается роль и место экскурсии во внеурочной деятельности как наиболее эффективного средства воздействия на социализацию личности школьников.
Ключевые слова : внеурочная деятельность , социализация, экскурсия, музей.
Excursion as an effective means of influencing the socialization of the student's personality.
Bayramukova B. I.
Social pedagogue
MKOU " Secondary school No. 9 named after Kh. Ch. Kubanov S. Dzhaga»
E-mail: BBI@mail.u
Annotation. The article considers the essence of the excursion as a special form of organizing work for the comprehensive development of schoolchildren. The article reveals the role and place of excursions in extracurricular activities as the most effective means of influencing the socialization of the personality of schoolchildren.
Keywords: extracurricular activities, socialization, excursion, museum.
Наше время – время больших перемен, происходящих в жизни нашего государства. Вместе с определенными политическими и экономическими свободами субъекты федерации получили возможность самостоятельно решать проблемы культурного, нравственного, патриотического и духовного возрождения народов, проживающих на территориях этих субъектов. Конституция РФ, исходя из общепринятых принципов равноправия и самоопределения , гарантирует право на сохранение национальной идентичности , языка и культуры каждого народа нашей страны.
В статье 69 Конституции РФ говорится « Российская Федерация гарантирует права коренных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации». Это значит, что каждый народ имеет право на прошлое, сегодняшнее и будущее, на свою культуру и самобытность , на национальное самопознание и самоопределение .
Конечно, все здесь зависит от учителя – предметника, от его профессионализма, методической подготовленности и умения обращаться к определенной системе ценностей, связанных как лучшими национальными традициями, так и общечеловеческой традицией гуманизма как глобального мировоззрения.
Согласно федеральным государственным образовательным стандартам начального и среднего общего образования, внеурочная деятельность рассматривается как важная и неотъемлемая часть процесса образования и социализация учащихся школы.
Система внеурочной работы школы формирует и развивает личность ребенка мотивирует к познавательной и исследовательской деятельности при изучении того или иного предмета.
Внеурочная деятельность носит исследовательский характер и проявляется в походах, экскурсиях- виртуальных и реальных, просмотре тематических видеофильмов.
Опираясь на свой многолетний опыт работы, я считаю , что именно экскурсии как форма учебно-воспитательной работы, играют огромную роль в формировании эмоциональной сферы школьников: чувства прекрасного , радость познания чего- то нового. Экскурсии на природу , в музеи, в выставочные залы помогают понимать произведения искусства, восхищаться человеческим гением. Это могут быть виртуальные или реальные экскурсии. Как правило, учащиеся предпочитают живые экскурсии по достопримечательным местам и музеям. Безусловно, они интересны и познавательны для учащихся. Доказательством тому являются любознательность и восхищение, удивление и оживление, которые появляются у учащихся во время посещении музеев или заповедников , храма или развалин средневекового города. История живет в вещах и потому посещение учащимися школы в разные годы Краеведческих музеев городов Пятигорска, Ессентуков, Кисловодска, Черкесска, Учкулана дало им возможность познакомиться с орудиями труда, охоты, войны с предметами быта и одежды, а также узнать много интересного из жизни населявших эти места племён, народов в разные эпохи.
Мною были организованы уроки - экскурсии по историческим местам КЧР: в Архызский храмовый ансамбль, к лику Христа, к руинам старых поселений карачаевцев и к Къарча-кале, мы прошлись по небольшому отрезку древней « дороги жизни», шёлковому пути, увидели места сбора налогов с проезжающих купцов. Также наши старшеклассники имели возможность в разные годы посетить Шоанинский и Синтинский храмы. (тема изучения: «Памятники христианства в Карачаево-Черкесии»). С учащимися средних и старших классов совершали походы на Рим-гору, осматривали почти все тропинки, могилы войнов и жителей этого средневекового Хазаро-аланского городка. Учащиеся обнаружили углубления – колодец в человеческий рост под два метра и то, что под ним пустота , возможно, какое- то помещение. Нашли осколки от керамической посуды , древние лестницы , входы в помещения. Позже учащиеся делились своими знаниями об истории Римгоры, услышанными легендами. Они были очень довольны экскурсией. Воистину лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать! Наши учащиеся были и в Хумаринском городище.
Многим поколениям учащихся 10-11 классов нашей школы повезло посетить и музей-заповедник М.Ю.Лермонтова в г.Пятигорске ( место дуэли М.Ю.Лермонтова и Музей –домик Лермонтова) Впечатлении у детей было много .Особенно хочу отметить большим успехом у детей пользуется в г.Кисловодске музей художника Ярошенко, где учащиеся могут познакомиться не только с картинами самого художника , но и его друга Ислама Крымшамхалова .
Кисловодский краеведческий музей поражает богатейшим историческим материалом, начиная с эпохи камня, бронзы , железа .Кавказ- это один из районов древнейшего заселения человека в России. В разные исторические периоды здесь заселялись разные племена, ассимилируя местное население . Археологические материалы свидетельствуют , что здесь происходили великие события. В музее много предметов утвари , сельскохозяйственных орудии , орудии охоты и войны, много материалов, рассказывающих о жизни , обычаях, нравах и культуре скифов, сарматов, алан.
Скифы были очень воинственным народом и вели завоевательные войны .Они доходили аж до Египта и фараоны вынуждены были неоднократно откупаться различными дарами от их нашествии.
В 3 веке до н.э. начинается « Сарматское время» Сарматы вытеснили скифов. В 1 веке до н.э. из среды сарматов выделяются аланы. В период « Великого переселения народов» через современные территории Ставрапольского края и Карачаево-Черкессии прошли племена воинствующих гуннов, (тюрко-язычные племена) изменяя этнический состав Кавказа. Много материала можно увидеть из средневековой истории Кавказа, о времени освоения его Российской империей, о Кавказской войне , об истории возникновения первых казачьих станиц , городов и т.д
Несомненно , уроки- экскурсии в этот музей очень познавательны и полезны. Увиденное там запомнится надолго.
Посещения и «домика Лермонтова» было знаменательным событием для учащихся. В школе они достаточно хорошо изучают творчество М.Ю.Лермонтова, любят его поэзию.
Конечно, очень приветствуются учителями и учащимися экскурсионные занятия в Большой Карачай. Дети имеют возможность познакомиться с местами проживания своих предков. Къарт-Джурт, Учкулан, Хурзук. Они вызывают у учащихся самые волнительные эмоции и трепетное отношение к истории их создания. Каждый ученик имеет здесь свой фамильный родовой квартал и хочет увидеть могилы предков.
Учащиеся с удовольствием посещают такие исторические места как Мамия къала (дозорная башня), памятники Боташу и Ездену (одни из основателей карачаевского народа)
Изучению быта и хозяйственной деятельности карачаевцев ,помогают посещения старинных домов .Дома двухсот, трехсот, а может и более давности встречали нас приветливо , как потомков тех кто здесь когда-то проживал. Карачаевский тип жилища – это одна из любимых тем учащихся. Они обычно всё разглядывают и делают снимки, записывают на видео, заходят внутрь домов , в сараи, в подвалы. Всем всегда жутко интересно общаться с местными жителями , узнать больше о своей фамилии, родословной. С точки зрения полезности при изучении истории Карачая, нет равных музею этнографии в Учкулане. Она находится в здании бывшей школы, которая была построена более 130 лет назад. Каждое новое посещение Большого Карачая начинается со школы. Очень привлекательны , как я уже говорила, поездки в Архыз- древнюю колыбель аланов, наших с вами предков. Богатая природа и удобное географическое положение, были причиной основания здесь Аланской столицы Маас, затем первого карачаевского поселения Эски-Джурт. Здесь везде можно видеть руины домов, места языческих святилищ , каменные менгиры (бабы). Остатки древних городищ и крепостных сооружений свидетельствуют о том, что здесь некогда жизнь «била ключом». Об этом свидетельствуют сохранившиеся христианские храмы, самые ранние на территории современной России. Учащиеся здесь получают бесценную возможность погружаться в раннюю и средневековую историю своего народа, ознакомиться с богатой материальной и духовной культурой своего народа. В процессе преподавания истории, а также предмета ОКНР, весьма желательно использовать и материалы школьного музея. Здесь представлены некоторые сельско-хозяйственные орудия труда, орудия обработки шерсти и кожи , деревянная посуда , одежда и т.д
Учителя школы имеют возможность использовать музейные экспонаты на уроках родного языка, на мероприятиях или школьных спектаклях на родном языке по разной тематике. Учащиеся учатся пользоваться предметами быта, орудиями труда и охоты. Они сами воссоздают некоторые вещи в музее. В последние годы практикуется организация экскурсионных поездок в музей «РУМ-КЪАЛА» в с.Учкекен. В музее много экспонатов, связанных с историческим прошлым и сегодняшним нашего района, республики. Здесь организуются различные выставки произведений искусств как местных так и не местных мастеров, выставляются картины известных художников. Проводятся встречи с известными людьми республики и района. Уроки - экскурсии в этом музее помогают сохранить в памяти учащихся историю и культуру нашей малой родины.
В музее много экспонатов, связанных с историческим прошлым и сегодняшним нашего района, республики. Здесь организуются различные выставки произведений искусств как местных, так и не местных мастеров, выставляются картины известных художников. Проводятся встречи с известными людьми республики и района. Уроки - экскурсии в этом музее помогают сохранить в памяти учащихся историю и культуру нашей малой родины.
Музей помогает сберечь связь времен. История народа и его душа живет в произведениях культуры.
В заключение хотелось бы сказать, что экскурсии как виртуальные , так и живые по достопримечательным местам, музеям являются уникальной методикой в процессе воспитания и развития учащихся нашей школы
Экскурсии – один из основных видов занятий и особая форма организации работы по всестороннему развитию школьников, нравственно - патриотическому, эстетическому воспитанию.
Они являются наиболее эффективным средством комплексного воздействия на формирование личности школьников.
Экскурсия как живая, непосредственная форма общения развивает эмоциональную отзывчивость, закладывает основы нравственного облика. Хотелось бы закончить статью словами великого русского педагога К.Д.Ушинского, который отмечал, что « для каждого конкретного возраста ребенка нужно условно «очертить « тот мир, который для него особенно важен в плане становления базисных основ личности».
Литература.
-
Архипова О. В. Жизнь после уроков : радость познания // Дополнительное образование и воспитание. - 2013. - № 12. - С. 19-21.
-
Баженова Е. В. Инновационная образовательная модель внеурочной деятельности "Всему учит детство" // Дополнительное образование и воспитание. - 2013. - № 4. - С. 10-16.
-
Байбородова Л. В. Внеурочная деятельность сельских школьников // Народное образование. - 2013. - № 1. - С. 227-233.
-
Боровик В. Г. Как взаимодействуют образовательные учреждения общего и дополнительного образования // Народное образование. - 2012. - № 5. - С. 90-93. -
Григорьев Д.В. -
Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор пособие дл учителя/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – 3-е изд., М.: Просвещение, 2013. -223 с. – (стандарт второго поколения) -
Михайлова Л. Краеведение во внеурочное время. Школьное творческое объединение "Турист-историк, геоэколог" // Народное образование. – 2003. - N 3. - С. 214-217.
Память, которой не будет конца: героиня Залихат Эркенова…
Байрамукова Ф.В.
заместитель директора по воспитательной работе
МКОУ «СОШ №9 им.Х.Ч.Кубанова с.Джага»
E-mail: BairamukovaF@list.ru
Эркенова Ф.Д.
учитель истории и обществознания
МКОУ «СОШ №9 им.Х.Ч.Кубанова с.Джага»
E-mail: mmt3693@gmail.com
Аннотация. В данной статье рассматриваются жизнь и героический подвиг Залихат Эркеновой, нравственные аспекты, толкающие личностей на подвиг, раскрыта роль личности и влияние отдельно взятого человека на ход истории на примере нашей героини.
Ключевые слова: герой, личность, нравственность, мужество, патриотизм, этикет горцев, чувство долга.
Memory wich will not end: the heroine Zalikhat Erkenova ...
Bayramukova F.V.
deputy director for educational work
MCOU "School No. 9 named after Kh.Ch. Kubanov, village Dzhaga"
E-mail: BairamukovaF@list.ru
Erkenova F.D.
teacher of history and social studies
MCOU "School No. 9 named after Kh.Ch. Kubanov, village Dzhaga"
E-mail: mmt3693@gmail.com
Annotation. This article examines the life and heroic deed of Zalikhat Erkenova, moral aspects pushing individuals to exploit, reveals the role of personality and the influence of an individual on the course of history on the example of our heroine.