Файл: Вестник 1 образования май 2021 Официальное издание мкоу сош 9 им. Х. Ч. Кубанова с. Джага Научно исследовательский журнал.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 174

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Литература

1. Коджаспирова Г. М. Педагогика. М., 2010.- 10с.

2. Бердяев Н. А. Самопознание. Опыт философской автобиографии. М.,1990.-21 с.

3. Матюшкин А.М. Мышление, обучение, творчество. - М.: Изд-во МПСИ, 2003.- 34 с.

4. Бабанский Ю.К. Педагогика. - М.: Инфо, 2002.- 15 с.

5. Мижериков В. А., Ермоленко М. Н. Введение в педагогическую деятельность. М., 2002.-41 с.

6. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. - М.: Питер, 2001.- 25 с.


Традиционная, духовная культура карачаевцев
Лепшакова З.М.

учитель начальных классов

МКОУ «СОШ №9 им.Х.Ч.Кубанова с.Джага»

E-mail: mousosh9d@mail.ru
Аннотация. В статье раскрывается роль традиционной, духовной культуры карачаевцев социализации подрастающего поколения. Анализируется место фольклора в духовной культуре народа, ибо фольклор-душа народа!

Ключевые слова: культура, социализация, нартский эпос, обычаи, традиции, нравы, языческая поэзия.
Traditional, spiritual culture of the Karachay people

Lepshakova Z. M.
primary school teacher

MKOU " Secondary school No. 9 named after Kh. Ch. Kubanov S. Dzhaga»

E-mail: mousosh9d@mail.ru
Annotation. The article reveals the role of the traditional, spiritual culture of the Karachai people in the socialization of the younger generation. The place of folklore in the spiritual culture of the people is analyzed, because folklore is the soul of the people!

Keywords: culture, socialization, Nart epic, customs, traditions, mores, pagan poetry.
Гостеприимство, радушие, трудолюбие, честность –

отличительные черты карачаевцев.

Г.Дмитриев


Культурное наследие каждого народа содержит ценнейшие идеи и огромный опыт воспитания.

Важным элементом культуры является фольклор.

Духовная культура является областью человеческой деятельности, охватывающей различные стороны духовной жизни человека и общества. Она включает в себя формы общественного сознания и их воплощение в литературные, нравственные и другие памятники человеческой деятельности.

Во все времена человечества в фольклоре отражалась судьба народа, ее история, обычаи и нравы. Изучение фольклора своего народа помогает обогащению знаний обо всем.

Фольклор карачаевцев включает в себя разнообразные жанры:

- Мифологическую обрядовую поэзию, языческую поэзию, магические песни, заговоры, заключения и мольбу, охотничья поэзия.

- Нарт эпос

- Народные сказки

-Песни

-Детский фольклор

Есть еще мелкие жанры фольклора- это загадки, пословицы и поговорки, тосты о создании новой семьи, о временах года, колыбельные.

Значение фольклора для подрастающего поколения в деле воспитания не имеет цены.

С первых лет жизни необходимо формировать у ребенка духовно-нравственные качества.

Формирование всех необходимых высоких качеств и благородного чувства у детей младшего школьного возраста начинается с пробуждения в душе ребенка желания знать и познавать. Ведя в школе кружок «Азбука народных традиций», я стараюсь пробуждать все эти чувства у детей. Воспитание у ребят гордости, доброты и чуткости, отзывчивости через фольклор-это огромный и многогранный труд. Всему этому способствует знакомство детей с историей, культурой, традицией, природой родного уголка. Постепенно осознавая обычаи своей малой Родины, традиции и культуру, ребенок вырастает в единстве духовности и гражданственности. На занятиях кружка главной целью ставлю формирование у ребят устойчивого интереса к народному творчеству , желанию знакомиться с разнообразными жанрами фольклора.

Это способствует развитию речевой культуры, выразительности чтения, эмоциональности, преодолению закомплексованности ребенка.

Подготовка проектов, написание сочинений, придумывание собственных сказок, попытки сочинять стихи, встречи с писателями и поэтами, работниками-культуры-все это раскрывает самые положительные качества у детей и конечно обогащает их кругозор.

Благодаря всему этому, ребята много узнают о фольклоре своего народа.

Хотелось бы привести примеры стихов и песен собственного, совместного сочинения с учащимися на кружковых занятиях.
Джыр (песня)
Сау къалыгъыз, ал башланнган школ джылларым

(Прощай, начальная школа)


  1. Харифлени танымай,

Санау -сан чырт билмей,

Биз келгенек биринчи классха.

Терт джылны ичине

Кеб затны билдик биз

«Сау болугъуз»-дейбиз Устазла


  1. Анам урады деб,

Устаз къычырады деб,

Къолум къалтырай,

Мен джазалмай,

Энди суу уста болдум,

Мен ариу джазаргъа.

Минг бюсюреу сизге

Школ джылларым!


  1. Кечмеклик тилейбиз барыгъыздан

Сабийликден этген хатагъа.

Унутурукъ тюлбюз

Биз чырт да сизни,

Унутмагъыз сиз да бизни.
Анам

(Мама. Песня)


  1. Мени анамдан ариу джокъ,

Мени анамдан иги джокъ,

Саулай дунияны юсюнде.

Ана - юйню джарыгъы,

Кюнча хаман джылытхан

Узакъ болсун емюрюгюз сизни, Анала!


  1. Атамы да сюеме,

Аны сыйын кереме,

Алай а, Анагъа джетген киши джокъду.

Аны сыйлы хурмети,

Джашауунгу джулдузу,

Къор болайым джаныгъызгъа сизни, Анала!


  1. Джукъусу да белюнюб,

Тынгысы да бузулуб

Есдюреди хар ана да баласын.

Унутмайыкъ емюрде

Атагъа, анагъа борчну биз

Джарсыу салмайыкъ джашауда биз алагъа.
Мени устазым

(Мой учитель- лирическая песня)

Сохта 1. Салма экини,

(Ученик) Салма экини

Келтюралмайды

джюрегим

Журналгъа салсанг

Бир бек сынады

Мени да сабий джюрегим.
2. Столну уа юсюнде

Журнал турады.

Аны тышы ариу къызылды.

Ичин а ачсам джюрегим къоркъады

Менге салыннган багъадан.
3. Устаз етгенди,

Былайдан дейдиле

Джюрек аузуму салайым

Мени быллай бир нек термилтесе,

Устаз джанынга болайым,
Устаз 4. Сиз мени къалай ангыламайсыз

(Учитель) Къылыкъны сюйген сабийле?

Школ а болгъанды мени джашауум,

Нечик билмейсиз сиз аны?
Мени тилим- Эресейни накъут налмазы
Къарачай тилим!

Багъалы тилим!

Сени кемсиз сюеме!

Уллу Эресейде джашайма

Саннга назму джазама.
Къарачай тилим, ана тилим,

Мийик дараджада тургъун сен!

Сени сыйынг уллуду,

Терекди тарихинг.
Миннги Тауну тюбюнде

Джашайды таулу миллетим,

Къаджыкъмайса, талмайса ишде,

Кирсизди сени иннетинг.
Мой язык-жемчужина России

О мой язык!

Язык мой славный и родной,

Частичка Родины большой.

Люблю тебя безмерно я,

Хочу воспеть в стихах тебя!
Язык родной- язык ты матери моей

Твой слог красив, неповторим…

Горжусь тобой, о мой язык!

Будь славен ты навек и будь любим.
Живет мой маленький народ

Средь гор Кавказских величаво.

Чисты язык и помыслы твои,

Тобой гордимся вечно мы!
Изучая с детьми песни, обряды, игры, праздники, мы закладываем в ребенке прекрасный материал для развития эстетических чувств, расширяя их кругозор и повышая культурный уровень, ибо фольклор-душа народа!

К сожалению отсутствие систематического изучения традиций и обычаев порой является причиной того, что дети не испытывают к истории своего народа достаточного интереса..

Я хочу закончить свою статью словами великого русского писателя Л.Н. Толстого: «Страна, забывшая культуру, историю, традиции и национальных героев, обречена на вымирание».



Литература

  1. Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов 19-20в. Сборник материалов. -Нальчик ,1974. -25с.

  2. Гогоберидзе Г.М. Хрестоматия по детской литературе народов Карачаево-Черкессии.-Черкесск, 1995.-41с.

  3. Ислам Къарачайлы и современность. Материалы научной конференции. Карачаевск, 1999. – 37с.

  4. Культурно-историческая общность народов Северного Кавказа и проблемы гуманизации межнациональных отношений на современном этапе. Материалы научной конференции. Черкесск,1999. -38с.

  5. Тенишев Э.Р., Х.И.Суюнчев. Карачай-малкъар-орус сёзлюк. Карачаево-балкарско-русский словарь. Москва, 1989. -48с.

  6. Хаджиева Т.М. Къарачай-малкъар фольклор. Хрестоматия. Нальчик, 1989.- 67с.



Психологическая подготовка учащихся к ЕГЭ и ОГЭ

Чомаева А.О.

педагог-психолог

МКОУ « СОШ №9 им.Х.Ч.Кубанова с.Джага»

E-mail: chomangel@mail.ru
Аннотация. В статье показывается роль психолога в подготовке обучающихся к итоговой аттестации, раскрывается сущность психологической готовности к ГИА через определенный эмоциональный «настрой», внутреннюю психологическую настроенность на определенное поведение.

Ключевые слова: психологическая готовность, экзаменационная тревожность, аппеляция.
Psychological preparation of students for the Unified State Exam and OGE

Chomaeva A. O.

teacher-psychologist

MKOU " Secondary school No. 9 named after Kh. Ch. Kubanov S. Dzhaga»

E-mail: chomangel@mail.ru
1   2   3   4   5   6   7   8   9


Annotation. The article shows the role of a psychologist in preparing students for the final certification, reveals the essence of psychological readiness for GIA through a certain emotional "mood", internal psychological mood for a certain behavior.

Keywords: psychological readiness, exam anxiety, appeal.


В современном, динамично развивающемся мире все больше возрастает роль психолога, помогающего человеку реализовать свои возможности, лучше познать себя и окружающих, стать увереннее в себе, овладеть на высоком уровне коммуникативными навыками, эффективно решать производственные и личностные проблемы.

Особо важна роль психолога во время экзаменационных испытаний.

В экзаменационную пору всегда присутствует психологическое напряжение. Стресс при этом – абсолютно нормальная реакция организма. Лёгкие эмоциональные всплески полезны, они положительно сказываются на работоспособности и усиливают умственную деятельность. Но излишнее эмоциональное напряжение зачастую оказывает обратное действие. Причиной этого является, в первую очередь, личное отношение к событию. Поэтому важно формирование адекватного отношения к ситуации. Оно поможет выпускникам разумно распределить силы для подготовки и сдачи экзамена, а родителям – оказать своему ребенку правильную помощь.

Особенно, Единый государственный экзамен в психологическом плане для школьников является самым настоящим испытанием. Ситуация сдачи экзамена для всех учащихся одинакова, а переживает её и ведёт себя в ней каждый по-разному. С чем это связано? Конечно, во многом с тем, как ученик выучил материал, насколько хорошо знает тот или иной предмет, насколько уверен в своих силах. Иногда бывает так: ученик действительно хорошо выучил материал, и вдруг на экзамене у него возникает чувство, что все забыл, в голове крутятся какие-то обрывки мыслей, сильно бьется сердце. Для того чтобы этого не произошло, выпускники должны научиться преодолевать свой страх, научиться приемам мобилизации и концентрации. В нашей школе проводится психологическая поддержка учащихся. Обучение навыкам саморегуляции, самоконтроля. Можно выделить некоторые наиболее значимые психологические характеристики, которые требуются в процессе сдачи Единого государственного экзамена:

- высокая мобильность, переключаемость;

- высокий уровень организации деятельности;

- высокая и устойчивая работоспособность;

- высокий уровень концентрации внимания, произвольности;

- чёткость и структурированность мышления, комбинаторность;

- сформированность внутреннего плана действий.

Повышение уверенности в себе, в своих силах, тестирования. ЕГЭ и ГИА требуют предварительной подготовки всех участников образовательного процесса. Для решения этих задач рекомендую следующее:

- cначала подготовь место для занятий (убери лишние вещи, можно ввести в интерьер комнат жёлтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность;

   -оставь план занятий на каждый день;

 - активно работай с изучаемым материалом при его чтении. Пользуйся следующими методами:

 -отмечай главное карандашом;

  -делай заметки;

  -повторяй текст вслух;

 -обсуждай возникшие вопросы с одноклассниками.

Для оптимального размещения информации в памяти пользуйся такими приёмами:

  — метод опорных слов;

  — метод ассоциаций.

 Позанимавшись около часа, сделай короткий перерыв.

Если тебя начинает клонить в сон настолько сильно, что ты не можешь сосредоточиться, то лучше ложись спать. При сильном утомлении трудно сконцентрировать внимание.

Позаботьтесь об организации режима дня и полноценного питания. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т. д. стимулируют работу головного мозга. Кстати, в эту пору и "от плюшек не толстеют!"

Не допускайте перегрузок ребёнка. Через каждые 40-50 минут занятий обязательно нужно делать перерывы на 10-15 минут.

Накануне экзамена ребенок должен отдохнуть и как следует выспаться. Проследите за этим. Именно Ваша поддержка нужна выпускнику прежде всего. Зачастую родители переживают ответственные моменты в жизни своих детей гораздо острее, чем свои. Но взрослому человеку гораздо легче справиться с собственным волнением, взяв себя в руки.

Поведение родителей

 В экзаменационную пору основная задача родителей – создать комфортные оптимальные условия для подготовки ребенка и... не мешать ему. Поощрение, поддержка, реальная помощь, а главное – спокойствие взрослых помогают ребёнку успешно справиться с собственным волнением.

Не запугивайте ребенка, не напоминайте ему о сложности и ответственности предстоящих экзаменов. Это не повышает мотивацию, а только создает эмоциональные барьеры, которые сам ребенок преодолеть не может.

Независимо от результата экзамена, часто, щедро и от всей души говорите ему о том, что он (она) – самый(ая) любимый(ая), и что всё у него (неё) в жизни получится! Вера в успех, уверенность в своём ребёнке, его возможностях, стимулирующая помощь в виде похвалы и одобрения очень важны, ведь "от хорошего слова даже кактусы лучше растут".

Приемы совладания с экзаменационной тревожностью

  1. Приспособление к окружающей среде. Опыт показывает, что мощным источником стресса для школьников, сдающих ЕГЭ, является незнакомое место проведения экзамена и незнакомые педагоги — члены экзаменационных комиссий. Для ослабления влияния этого стрессогенного фактора на учащихся целесообразно по возможности побывать на месте проведения будущего экзамена, осмотреться, отметить достоинства и недостатки этого места.

  2. Переименование. Известно, что зачастую наибольшую тревогу вызывает не само событие (например, предстоящий экзамен), а мысли по поводу этого события. Можно попытаться регулировать ход своих мыслей относительно экзамена, придавая им позитивность и конструктивность.

  3. Разговор с самим собой. Часто школьников пугает неопределенность предстоящего события, невозможность проконтролировать его ход. Для того чтобы снизить тревожность учащихся по поводу непредсказуемых моментов при сдаче экзамена, можно порекомендовать им поговорить с самими собой (можно с родителями или товарищами) о возможных стрессовых ситуациях на экзамене и заранее продумать свои действия.

  4. Систематическая десенситизация. Этот метод разработан Иозефом Вульпе и заключается в следующем: воображая и переживая ситуацию, вызывающую тревожность, человек должен выработать реакцию, несовместимую с чувством тревоги (например, расслабиться)

Итак, позади период подготовки. Не пожалей двух-трёх минут на то, чтобы привести себя в состояние равновесия. Подыши, успокойся. Вот и хорошо!

Экзаменационные материалы состоят из двух частей, в которых сгруппированы задания разного уровня сложности. Всегда есть задания, которые ты в силах решить. Задания разрабатываются в соответствии с программой общеобразовательной школы и отвечают образовательному стандарту.

- Будь внимателен!

 - Соблюдай правила поведения на экзамене!

-Сосредоточься!

 - Не бойся! Жесткие рамки времени не должны влиять на качество твоих ответов.

 - Начни с легкого! Начни отвечать на те вопросы, в знании которых ты не сомневаешься, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья.

- Пропускай! Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания.

- Читай задание до конца!

- Думай только о текущем задании!

 - Исключай! Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят.

ПОМНИ:

 Ты имеешь право на подачу апелляции по процедуре проведения экзамена в форме ЕГЭ руководителю пункта проведения экзамена в день выполнения работы, не выходя из пункта проведения экзамена;

1.       Ты имеешь право подать апелляцию в конфликтную комиссию в течение трех дней после объявления результата экзамена.

2.       Сильные личности, делая ошибки, имеют мужество их признавать. Но признание ошибки не есть убеждение в собственной несостоятельности. Просто данная попытка не удалась. А каждая неудавшаяся попытка – ещё один шаг к успеху. То есть робкое, неуверенное движение всё же лучше, чем полная бездеятельность.

Если подумать, наши дети не просто сдают экзамен по учебным предметам, они учатся преодолевать трудности. Это и испытание силы воли, характера, умение в нужное время проявить себя, показать свои достижения в определенной области знаний, умение не растеряться, справиться с волнением- этому обязательно надо учить и учиться.


Литература

  1. «Возможности практической психологии в образовании» Выпуск 3. Москва 2000г-УЦ «Перспектива»-7с.

  2. «Как преодолеть стресс» Э.М. Рутман. С.-Петербург 1998г.-33с.

  3. «Мозг. Обучение. Здоровье» В.С. Ротенберг, С. М. Бондаренко. Москва 1989г.- «Просвещение».-26с.

  4. «Практическая психология образования» Под ред. И.В. Дубровиной. Москва1998г. – «Сфера».-117с.

  5. «Психология подростка» Под ред. А.А. Реана. Москва 2003г.- «Олма-пресс»-18с.

  6. «Психологическая подготовка к экзаменам, выступлениям, ответам на уроках» О. И. Тушканова. Волгоград 1999г.- «Центр психологии педагогики».-31с.

  7. «Развитие интеллектуальных способностей школьника». Л.Ф.Тихоморова. Ярославль.1997г. «Академия развития».-42с.


Народная культура: проблема сохранения и поддержки

Ф.Д.Эркенова

учитель истории и обществознания

МКОУ» СОШ№9 им.Х.Ч.Кубанова с.Джага»

E-mail: mmt3693@gmail.com

И.О.Боташева

учитель технологии

МКОУ» СОШ№9 им.Х.Ч.Кубанова с.Джага»

E-mail: indira.botasheva75@mail.ru
Аннотация. Статья раскрывает проблемы сохранения народной культуры. В статье показывается роль народного искусства в процессе социализации личности в эпоху глобализации и насаждения массовой культуры, поднимаются вопросы, связанные с необходимостью принять современную государственную концепцию по сохранению культуры народов России через создание нормативно-правовой базы по защите её культурного наследия.

Ключевые слова: народная культура, глобализация, массовая культура, традиция, менталитет, народная мудрость.
Folk culture: the problem of preservation and support

F. D. Erkenova

teacher of history and social studies MKOU " Secondary school No. 9 named after Kh. Ch. Kubanov S. Dzhaga»

E-mail: mmt3693@gmail.com
I.O. Botasheva

technology teacher MKOU " Secondary school No. 9 named after Kh. Ch. Kubanov S. Dzhaga»

E-mail: indira.botasheva75@mail.ru
Annotation. The article reveals the problems of preserving folk culture. The article shows the role of folk art in the process of socialization of the individual in the era of globalization and the introduction of mass culture, raises issues related to the need to adopt a modern state concept for the preservation of the culture of the peoples of Russia through the creation of a regulatory framework for the protection of its cultural heritage.

Keywords: folk culture, globalization, mass culture, tradition, mentality, folk wisdom.
Культура- это огромное целостное явление,

которое делает из простого населения- народом, нацией.

Д.С.Лихачев

XXI век…изменения в экономической, культурной, политической, духовной, социальной сферах общественной жизни, процессы глобализации и интеграции народов и культур- всё это реалии современной жизни.

Демократизация всех сторон общества наряду со многими положительными переменами принесла и новые проблемы. Одна из них – столкновение отечественной традиционной народной культуры с распространенными образцами массовой западной культуры.

В результате это привело к преображению образа народов, изменению не только их культуры, но и этнической психологии, морали, самосознания и самоидентификации.

В России, в силу особых условий и обстоятельств, проблема сохранения традиционных культур народов приобретает актуальность.

Вообще Россия является уникальным примером диалога культурной цивилизации народов разных этнических и языковых групп, что способствовала формированию основанной на общих ценностях общероссийской культурной общности как синтеза разных культур. Общероссийская культурная общность стала одним из мощных факторов , связующих разные народы в единый государственный организм, способствующий сохранению целостности Российской Федерации.

Фундаментом и стержнем любого культурного общества является народная культура. Поэтому её сохранение, дальнейшее развитие в условиях современной , динамичной жизни является важнейшей задачей для обеспечения устойчивости российской государственности.

Российская Федерация в наши дни сохраняет вековой статус многонационального государства. Её многочисленные регионы имеют свои культурные корни, своё прошлое и настоящее , особые и свойственные только им пути национального и культурного развития.

Народная культура составляет один из наиболее значительных глубинных пластов художественной культуры общества , является важнейшей составляющей частью любой национальной культуры, основой формирования национального самосознания , укрепляющей духовную связь поколений и эпох.

Опыт прошлых лет показал, что забвение народных традиций и обычаев, отрыв от морально- нравственных ценностей и идеалов ведет к кризису всего общества.

Основной причиной преступности, наркомании, нищеты, детской беспризорности, распада семей, межнациональных конфликтов является духовно-нравственная деградация общества, а также обесценивание в нём таких важнейших добродетелей как милосердие, сострадание и трудолюбие.

К сожалению, в современной российской действительности наблюдается разрыв ценностных связей между старшими и новыми поколениями из-за очередной культурной революции.

Только через преодоление разрыва посредством приобщения молодежи к культурно-историческому наследию возможно отвлечь Россию от бездны бескультурья, бездуховности и цинизма.

Сегодня важно укреплять национальное достоинство и авторитет нашей страны в современном мире, что никак невозможно без осознания россиянами собственной культурной самобытности. Необходимо преодолеть насаждение и идеализацию западных стереотипов жизни, связанных именно с культом потребления и индивидуализма, эгоизма, и вспомнить о своем богатейшем духовно-нравственном наследии, завещанном нам далекими предками.

Народная культура на протяжении веков является сокровищницей национальных традиций и обычаев, основным компонентом сохранения национального своеобразия художественной культуры в целом. Ей принадлежит огромная роль в процессе эстетического воспитания подрастающего поколения, формирование морально-нравственных ценностей и ориентиров, заложенных в народной культуре каждого народа.

Культурное наследие каждого народа содержит идеи и опыт воспитания. Вырастить и воспитать достойное поколение можно, лишь постоянно обращаясь к неиссякаемому источнику обогащения духовного облика народа- к его обычаям и традициям.

В связи с этим, хочется подробно остановиться на народной культуре карачаевцев, нашего карачаевского народа.

Карачаевцы- истинные горцы

Карачаевцы населяют Карачаево-Черкесию и являются по происхождению тюрками. Это очень интересный народ, характеризующийся многочисленностью, особыми свадебными традициями и красивой культурой.

Быт карачаевцев

Исконно основными занятиями карачаевцев были отгонное животноводство ( овцы, козы, лошади, крупный рогатый скот) и пашенное земледелие (ячмень, овес, просо, пшеница, кукуруза, картофель, огородные культуры). Основные ремесла- сукноделие, изготовление войлочных изделий (шляп, бурок) ковров, вязание, обработка кож, шкур, резьба по дереву и камню.



Жилище карачаевцев представляло собой – прямоугольную двухкамерную срубную постройку с двускатной земляной крышей. Брёвна сруба часто были разной длины и выдавались за углы строения. Внутри дома располагался пристенный очаг (оджакъ) с открытым дымоходом.

Известные своим гостеприимством карачаевцы для приема гостей отводили отдельную комнату (кунацкая),а иногда и целый дом. В конце XIX века появляются многокамерные , двухэтажные строения. В доме, где располагался очаг, жили глава большой семьи, его жена и неженатые дети всех возрастов. Женатые сыновья жили в отдельных помещениях. Наиболее почетную часть главного дома занимало ложе семьи и место для сидения гостей.

Для карачаевцев характерна сельская община (эльджамагъат). Скот и земля в общине были общими, трудились её обитатели тоже вместе. К концу 19 века в общине преобладали моногамные семьи (юйдеги).

Одежда

Традиционная мужская одежда карачаевцев состоит из рубахи, штанов, бешмета, черкески, овчинной или меховой шубы, бурки и башлыка. Летний головной убор — войлочные шляпы, зимний — папахи с суконным башлыком.

Женская традиционная одежда отличается разнообразием (в зависимости от возраста и семейного положения). Обычно это длинная рубаха из бумажной или шёлковой ткани с разрезом на груди и застёжкой у ворота, с длинными и широкими рукавами и длинные шаровары из тёмных цветных тканей, заправлявшиеся в обувь.

Национальная кухня

Традиционные блюда — варёное и жареное мясо, вяленая колбаса, айран (напиток из кислого молока), кефир (гыпы айран), различные виды сыра. Из мучных блюд популярны пресные лепёшки (гырджыны) и пирожки (хычыны) с разнообразной начинкой, жареные или выпеченные. Распространены также разнообразные супы на мясном бульоне (шорпа)

Традиции

Самой яркой традицией карачаевского народа является «воровство невесты». Носит похищение чисто формальный характер, однако иногда это событие случается весьма неожиданно. Часто невесту крадут по сговору, что позволяет ей выбрать себе спутника. Он должен быть в любом случае — играть роль сопроводителя.
Кража обычно совершается друзьями или родственниками жениха. Невесту доставляют к жениху в дом, а родители спешат девушку вернуть. Девушке надлежит остаться, но ее родные так просто сдаваться не должны. Они отправляют друзей и родственников, чтобы те сумели ее вернуть. На этот случай у дома жениха будет дежурить целый отряд его друзей.
Все это — воссоздание старой традиции, которая наглядно иллюстрирует нравы карачаевцев. Невест действительно похищали и удерживали в доме до тех пор, пока они не давали согласия. Сейчас настоящие похищения являются редкостью, хотя и не исключены.


Народное искусство



Карачаевцы научились в совершенстве отделывать ткани из войлока. Техника позволяла им быстро наносить узор на ткань с двух сторон. Основными узорами являются ромбы и треугольники. Если требовалось провести инкрустацию, использовали другую технику. Для этого брали два разных войлока и накладывали их один на другой. Широкое распространение получила аппликация, обычно исполненная в красном и белом цветах. Карачаевцы не ограничивались исключительно геометрическими узорами, вышивая животных, человека и растительные орнаменты.
В наши дни развивается изготовление ковров. Карачаевцы ткут ковры со сложными узорами, перенимая технику у черкесов и создавая абсолютно уникальные узоры. Золотое шитье устаревает, так как является трудоемким делом. Чаще пользуются шелковыми нитями, благодаря которым можно создавать тонкие работы. Активно развивается хореографическое искусство — у карачаевцев много танцев
.Самым популярным музыкальным инструментом является свирель. Народной стала гармонь, которая была позаимствована у русского народа. В хоровых песнях мужчины тянут одну ноту, в то время как один начитывает текст. Хоровое пение может сопровождаться танцем, в котором тоже участвуют мужчины.

Как и большинства кавказских народов, занимавшихся скотоводством и земледелием, большинство праздников сезонные. Обычно они сопровождаются соревнованиями ( скачками, джигитовкой, борьбой, поднятием тяжестей и другими).С исламом ( утвердился в кон.18 в.) вошли в традицию : пост (ораза), моления ( намаз), жертвоприношение (курман).
1   2   3   4   5   6   7   8   9


Фольклор

В фольклоре отражалась жизнь народа, каждодневные занятия, борьба за жизнь. Многие произведения посвящены восхвалению образцовости горцев и высмеиванию самых тяжких грехов, которыми, по их мнению, были обжорство и трусость. Мужчины сочиняли песни для работы, а женщины пели про любовь и сочиняли колыбельные. Советский период был связан с войной, чему посвятили множество легенд и хоровых песен.
Карачаевцы уделили внимание сказками и анекдотам, пословицам, историям о борьбе с ханами.

Аталычество

В общественном быту карачаевцев важное место занимал институт аталычества ( от тюркского слова аталык- отец, воспитатель).В соответствии с обычаем, который сохранился с отдаленных времен, князья не имеютправа воспитывать своих сыновей ни в своем доме, ни под своим наблюдением, а должны как можно раньше , чуть ли не с самого рождения , отдавать их на воспитание в чужой дом.

Главной обязанностью воспитателя считалась подготовка из своего названного сына хорошего война, поэтому с шести лет ребенка учили стрельбе, верховой езде и борьбе, приучали переносить голод , холод, зной и усталость. Воспитанника обучали также красноречию и умению рассуждать здраво, что должно было помочь ему обрести должный вес на общественных собраниях.

Девочек с малых лет знакомили с правилами этикета, учили умению вести домашнее хозяйство, вязать, готовить, обучали шитью золотом и серебром и другим ручным работам. Воспитание девочки входило в обязанности жены аталыка.

При завершении срока воспитания аталык дарил воспитаннику парадную одежду, коня, вооружение и торжественно в присутствии родственников возвращал его в родной дом.

Взаимопомощь ( маммат)

Одним из важных интересных обычаев, который своими корнями уходит в первобытную историю карачаевцев, является обычай взаимопомощи. С развитием общества и общественных отношений складывались и новые формы взаимопомощи. Например , с разложением родового строя наряду с родственной взаимопомощью появляется и соседская. Кроме того, у карачаевцев маммат был двоякий: трудовой (иш маммат) и экономический (мал маммат).