Файл: Характеристика угроз экономической безопасности российской федерации.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 68
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2022
№12
ЭЛЕКТРОННЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ВЕКТОР ЭКОНОМИКИ» необходимость осуществлять расчётные платежи в дальнейшем влечёт за собой ряд отрицательных факторов.
В частности, можно выделить следующие негативные факторы:
Обязанность повышать налоговое бремя, чтобы выполнять обязательства по займам;
Увеличение внутреннего долга концентрирует денежные средства у обладателей облигаций;
Снижение потребительской способности населения;
Расширение теневого сектора экономики.
Действительно, угроза государственного долга экономической безопасности Российской Федерации остаётся актуальной. Так исследование динамики государственного долга показывает, что увеличение государственной задолженности Российской Федерации происходит ежегодно. (рис. 4)
Рисунок 4 – Динамика величины государственного долга Российской
Федерации
(Источник: разработано автором с опорой на данные, представленные
Росстатом) [10]
5343217,40 6519894,50 7548337,30 10299119,30 10951915,10 11109803,10 11559701,40 12591328,20 13567352,50 18940402,10 20921863,10 0,00 0,20 0,40 0,60 0,80 1,00 1,20 0
5 000 000 10 000 000 15 000 000 20 000 000 25 000 000 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022
Внутренний государственный долг Российской Федерации, млн. руб.
Государственный долг Российской Федерации, всего, млн. руб.
Вектор экономики | www.vectoreconomy.ru | СМИ ЭЛ № ФС 77-66790, ISSN 2500-3666
2022
№12
ЭЛЕКТРОННЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ВЕКТОР ЭКОНОМИКИ»
Государственный долг России сохраняет тенденцию постоянного роста, причём в 2020 году сумма долга увеличилась в 1,4 раза. Однако стоит отметить, что в структуре госдолга значительную часть общей задолженности государства составляет внутренний долг. На начало 2022 года примерно 78,8% от общей суммы долга было сформировано за счёт займов, привлечённых внутри страны.
Угроза увеличения внешнего долга в текущем году смогла стабилизироваться. Согласно аналитической записке Счётной Палаты
Российской Федерации, внешний долг России за период с января по сентябрь текущего года снизился более чем на 3 млрд. долларов США (-
5,2%
). В основном, снижение внешнего долга объясняется изменениями курса валют. [1]
Следующая угроза экономической безопасности Российской
Федерации — это усиление зависимости от импортной продукции. Эту угрозу можно рассмотреть, как следствие описанной выше угрозы разрушения потенциально-технического потенциала государства.
Сейчас высокая зависимость России от импортных комплектующих, электроники и технологий не вызывает сомнений. Согласно докладу НИУ
ВШЭ “Новые контуры промышленной политики”, наиболее насыщены импортными товарами сферы текстильной промышленности, электронной техники, фармацевтической и автотранспортной отрасли. В этих сферах производства доля импортной продукции исчисляется от 50% и выше.
Зависимость от импорта оказывает сдерживающее влияние на рост промышленности и служит причиной наращивания экспортного оборота.
Последствия такой угрозы опасны ещё и тем, что импортный продукт сложен в замене. Переориентация рынка на импортозамещение может вызвать ухудшение качества самого товара, при том, что его стоимость дорожает из-за необходимости реструктуризации промышленности и более сложной логистики.
Вектор экономики | www.vectoreconomy.ru | СМИ ЭЛ № ФС 77-66790, ISSN 2500-3666
2022
№12
ЭЛЕКТРОННЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ВЕКТОР ЭКОНОМИКИ»
Существенную угрозу экономической безопасности Российской
Федерации также оказывает нарастающее экономическое неравенство между государствами. Неравенство - обширное понятие, которое включает в себя социальное, экономическое, техническое, культурное и военное неравенство.
Технологическое и экономическое преимущество ряда развитых государств могут использоваться в качестве весомого аргумента на чаше весов глобальной конкуренции.
Сейчас международные отношения строятся на основе многополярности. Отсутствие единого лидера на мировой арене даёт возможность другим государствам наращивать свой вес в мировой политике, экономике и военной промышленности.
Пользуясь своим авторитетом в мировом обществе, лидеры межгосударственных отношений всё чаще отступают от принципа равноправности участников международного общения. Так, например, регулярным нарушителем международного права можно назвать США. В
2003 г. произошло вторжение американских вооружённых сил на территорию Ирака, что привело к гибели более 7000 гражданских лиц.
Подобная операция была нарушением устава ООН (статья 2 Устава ООН), она подорвала авторитет ООН, как гаранта международной стабильности, и дестабилизировало верховное положение международного права. [12], [15]
Однако подобная акция не имела серьёзных последствий для США, а нарушения международного права в дальнейшем только продолжались.
Сирийской арабское информационное агентство SANA в октябре 2018 года обвинила США в применении на территории Сирийского города Хаджин боеприпасов, содержащих в себе белый фосфор (подобного рода боеприпасы запрещены Женевской конвенцией 1949 г.). Ранее, в 2017 году подобное же обвинение выдвинула международная правозащитная организация Amnesty International.
Вектор экономики | www.vectoreconomy.ru | СМИ ЭЛ № ФС 77-66790, ISSN 2500-3666
2022
№12
ЭЛЕКТРОННЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ВЕКТОР ЭКОНОМИКИ»
Среди других нарушений США: бомбардировка Югославии, расхищение сирийских природных ресурсов, основание биологических лабораторий на территории Украины по обеспечению программ военно- биологической направленности и другие.
Регулярное нарушение международного права и принципа суверенности государств ставит под сомнение гарантию их соблюдения в дальнейшем. Чрезмерная концентрация политической власти в отдельных государствах несёт в себе угрозу безопасности мирового порядка, а, как следствие, и безопасности Российской Федерации.
Наиболее ярко выражено социально-экономическое неравенство между государствами. Оно обусловлено неравенством геополитических потенциалов участников международного общения, а также сложностью достижения единого уровня образования, здравоохранения, уровня культуры и цивилизованности. Усиление такого рода неравенства влечёт за собой угрозу переполнения территорий развитых государств беженцами и мигрантами.
Таким образом, неравенство государств — это естественная угроза экономической безопасности Российской Федерации.
Следующая угроза экономической безопасности Российской
Федерации, которая обязательна к рассмотрению — это повышение конфликтного потенциала в зонах экономических интересов России. За последние несколько лет в зонах экономических интересов России складывается крайне нестабильная обстановка.
На Ближнем Востоке складывается следующая геополитическая ситуация:
Армения и Азербайджан находятся на грани крупномасштабной войны. Идёт наращивание военного контингента, случаются частые провокации и перестрелки с использованием стрелкового оружия.
Вектор экономики | www.vectoreconomy.ru | СМИ ЭЛ № ФС 77-66790, ISSN 2500-3666
2022
№12
ЭЛЕКТРОННЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ВЕКТОР ЭКОНОМИКИ»
С 2021 года на территории Афганистана установилась власть запрещённой в России террористической организации талибов.
Всё ещё продолжают своё существование террористические группировки на территории Сирии.
На фоне специальной военной операции России против Украины, военную операцию на территории Сирии проводят вооружённые силы
Турции. Подобная операция вызывает конфликт властей Турции и США.
Перечисленные выше факты наращивания конфликтного потенциала на близких к России зонах экономического интереса, способны оказать лишь косвенное влияние на состояние экономической безопасности.
Пример прямого конфликта экономическим интересам Российской
Федерации - диверсия на газопроводных системах “Северного потока”, который является не только проявлением недобросовестной конкуренции глобального масштаба, но также и примером саботажа, направленного против всей европейской энергетической инфраструктуры.
Таким образом, внешние угрозы Российской Федерацией напрямую связаны с опасностью, исходящей за границами её суверенной территории.
Эти опасности обусловлены сложной геополитической обстановкой на мировой арене и европоцентристской направленностью развития международных отношений.
Внешние угрозы способны оказать существенное влияние на состояние безопасности России. Их сущность является основополагающей при проектировании и реализации мер по обеспечению экономической безопасности.
В заключении данной работы, следует отметить, что наряду с прежними угрозами экономической безопасности, например, такие угрозы, как увеличение доли бедного населения, потеря технического и научного потенциала страны, появляются новые угрозы экономической безопасности
России.
Вектор экономики | www.vectoreconomy.ru | СМИ ЭЛ № ФС 77-66790, ISSN 2500-3666
2022
№12
ЭЛЕКТРОННЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ВЕКТОР ЭКОНОМИКИ»
Из новых угроз экономической безопасности Российской Федерации можно выделить такие угрозы, как, например, эскалация конфликта на
Ближнем Востоке между Арменией и Азербайджаном, обострение конфликта в международном общении России с странами Евросоюза и
США.
Особенность развития российской экономики в настоящее время состоит в необходимости находиться в постоянной готовности реагировать на возникающие угрозы.
В рамках данной работы все факторы, несущие в себя реальную или потенциальную опасность для национальных интересов России в экономической сфере и препятствующие обеспечению экономического роста государства, условно разделены на внутренние и внешние угрозы экономической безопасности.
Национальная политика России в области обеспечения безопасности должна соответствовать текущему уровню угроз. В частности, особое внимание должно уделяться социально-экономическому развитию государства, наращиванию технического и научного потенциала.
Сегодня, когда мировой порядок терпит постоянные изменения, национальное благосостояние России будет зависеть от состояния механизмов обеспечения национальной экономической безопасности отвечать на текущие вызовы и угрозы.
Библиографический список
1)
Аналитическая записка о ходе исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации за январь – сентябрь 2022 года [Электронный ресурс]: URL https://minfin.gov.ru/ru/press-center?id_4=38169 predvaritelnaya_otsenka_ispolneniya_federalnogo_byudzheta_za_yanvar- sentyabr_2022_goda
Вектор экономики | www.vectoreconomy.ru | СМИ ЭЛ № ФС 77-66790, ISSN 2500-3666
2022
№12
ЭЛЕКТРОННЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ВЕКТОР ЭКОНОМИКИ»
2)
Государственная статистика
Единая межведомственная информационно-статистическая система (ЕМИСС) [Электронный ресурс]:
URL https://www.fedstat.ru
3)
Гуреева
М.А.
Экономическая безопасность государства.
Противодействие спектру угроз — от материально-вещественных до информационно-цифровых / Москва — 2021. (2-е издание) – 341с.
4)
Измайлов М. К. Теневая экономика как угроза экономической безопасности России // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2022.
5)
Информационно-аналитический портал правовой статистики
Генеральной прокуратуры Российской Федерации [Электронный ресурс]: URL http://crimestat.ru
6)
Л. Певень. Россия в современном мире. Основные направления социально-экономического, политического и военно-технического развития страны // Армейский сборник № 11 2021 г.; Журнал Министерства Обороны
Российской
Федерации.
[
Электронный ресурс]:
URL https://army.ric.mil.ru/Stati/item/356527/
7)
Макарова И.В., Лясина И.Ю. Современные проблемы реализации основных принципов международного права// Политика, государство и право.
2019.
[Электронный ресурс]
URL: http://politika.snauka.ru/2016/02/3725.
8)
Мареева, С. В., Слободенюк, Е. Д. Неравенство в России на фоне других стран: доходы, богатство, возможности: аналитический доклад / С.
В. Мареева, Е. Д. Слободенюк; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: НИУ ВШЭ, 2021.
9)
Медик И.Н. Внешние угрозы экономической безопасности России /
И.Н. Медик, О.А. Чепинога, И.В. Деревцова. // Baikal Research Journal. –
2022.
Вектор экономики | www.vectoreconomy.ru | СМИ ЭЛ № ФС 77-66790, ISSN 2500-3666
2022
№12
ЭЛЕКТРОННЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ВЕКТОР ЭКОНОМИКИ»
10)
Официальный сайт Росстата. [Электронный ресурс]: URL https://rosstat.gov.ru
11)
Симачёв Ю. В., Федюнина А. А., Кузык М. Г. Новые контуры промышленной политики [Текст] : докл. к XXIII Ясинской (Апрельской) междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества — М.:
НИУ ВШЭ, 2022.
12)
Совет Федерации Федерального собрания Российской Федерации:
Клишас А.А. О грубом нарушении норм международного права западной коалицией при ведении боевых действий в Сирии. [Электронный ресурс]:
URL http://council.gov.ru/services/discussions/blogs/93271/
13)
Указ Президента РФ от 02.07.2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [Электронный ресурс]: URL https://base.garant.ru/71296054/
14)
Указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года».
[
Электронный ресурс]:
URL http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216629/
15)
Устав ООН [Электронный ресурс]: URL https://www.un.org/ru/about- us/un-charter/full-text
16)
Экономическая безопасность России: угрозы, возможности, тенденции: Монография / Ю.В. Котелевская, Д.В. Нехайчук, Ю.С.
Нехайчук. – Москва: Перо. – 2022. – 416 с.
Оригинальность 75%
Вектор экономики | www.vectoreconomy.ru | СМИ ЭЛ № ФС 77-66790, ISSN 2500-3666