Файл: Защита населения при авариях на взрыво и пожароопасных объектах.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 39
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
для проведения занятий со студентами
по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»
Защита населения при авариях на взрыво - и пожароопасных объектах.
Учебные вопросы:
-
Основные положения ФЗ «О пожарной безопасности» -
Основные положения ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» -
Требование правил противопожарного режима (ППР) в Российской Федерации
В В Е Д Е Н И Е
Пожарная безопасность является важной составляющей общей системы национальной безопасности Российской Федерации. На территории России ежегодно возникает около 200 тысяч пожаров, в огне которых погибает более 13 тысяч человек, сгорает до 80 тысяч голов скота, уничтожается около 3 млн. квадратных метров жилья. Горят заводы, фабрики, животноводческие фермы, жилые дома, различные учреждения и леса.
В настоящее время ущерб от огня в стране сопоставим с потерями, наносимыми стихийными бедствиями и исчисляется миллиардами рублей. При этом основную негативную роль при пожарах играет человеческий фактор: в основном пожары (до 80%) происходят из-за незнания людьми элементарных правил пожарной безопасности, безответственного отношения к этому и неумения правильно действовать при возникновении экстремальной ситуации. Следовательно, решение проблемы пожарной безопасности зависит от уровня противопожарных знаний у людей, основными из которых являются нормативные акты в области пожарной безопасности.
-
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
«О ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»
Для эффективного решения вопросов пожарной безопасности 21 декабря 1994 года принят закон «О пожарной безопасности» № 69-ФЗ, с изменениями и дополнениями в законе № 216-ФЗ от 29.07.2017. 22.07.2008 г. принят ФЗ № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (в ред. ФЗ №244 – ФЗ от 29.07.2017 г.) и постановление Правительства РФ «О противопожарном режиме» от 25.04.2012 г. №390 (в ред. ПП от 21.03.2017 г. №316).
Федеральный закон РФ «О пожарной безопасности» определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в РФ, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, должностными лицами, гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства.
В законе установлены основные понятия и определения.
Пожарная безопасность – состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.
Пожар – неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.
Противопожарный режим – правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания помещений (территорий), обеспечивающие предупреждение нарушений требований пожарной безопасности и тушение пожаров.
Меры пожарной безопасности – действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности.
Пожарная охрана – совокупность органов управления, подразделений и организаций, предназначенных для организации профилактики пожаров, их тушения и проведения спасательных работ.
Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 4 закона «О пожарной безопасности» пожарная охрана подразделяется на следующие виды:
государственная противопожарная служба;
муниципальная пожарная охрана;
ведомственная пожарная охрана;
частная пожарная охрана;
добровольная пожарная охрана
Основными задачами пожарной охраны являются:
организация и осуществление профилактики пожаров;
спасение людей и имущества при пожарах;
организация и осуществление тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.
К действиям по предупреждению и ликвидации социально-политических, межнациональных конфликтов и массовых беспорядков пожарная охрана не привлекается.
Государственная противопожарная служба является составной частью сил обеспечения безопасности личности, общества и государства и координирует деятельность других видов пожарной охраны.
В государственную противопожарную службу входят:
федеральная противопожарная служба и противопожарная служба субъектов Российской Федерации.
Федеральная противопожарная служба включает в себя:
структурные подразделения центрального федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности
, осуществляющие управление и координацию деятельности федеральной противопожарной службы;
структурные подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации;
органы государственного пожарного надзора (государственный пожарный надзор в РФ осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора).
Указания вышеперечисленных должностных лиц пожарного надзора обязательны для исполнения нижестоящими органами пожарного надзора.
Противопожарная служба субъектов Российской Федерации создается в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.
Муниципальная пожарная охрана создается органами местного самоуправления на территории муниципальных образований.
Цель, задачи, порядок создания и организации деятельности муниципальной пожарной охраны, порядок ее взаимодействий с другими видами пожарной охраны определяются органами местного самоуправления.
Федеральные органы исполнительной власти, руководители организации в целях обеспечения пожарной безопасности могут создавать органы управления и подразделения ведомственной пожарной охраны.
При выявлении нарушения требований пожарной безопасности, создающего угрозу возникновения пожара и безопасности людей на подведомственных организациях, ведомственная пожарная охрана имеет право приостановить полностью или частично работу организаций, эксплуатацию зданий, сооружений, помещений, а также проведение отдельных видов работ.
Контроль за обеспечением пожарной безопасности при эксплуатации воздушных, морских, речных и железнодорожных транспортных средств, а также плавающих морских и речных средств и сооружений осуществляется соответствующими федеральными органами исполнительной власти.
Частная пожарная охрана создается в населенных пунктах и в организациях. Создание, реорганизация и ликвидация подразделений частной пожарной охраны осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Нормативы численности и технической оснащенности частной пожарной охраны устанавливаются ее собственником самостоятельно.
Подразделения частной пожарной охраны оказывают услуги в области пожарной безопасности на основе заключенных договоров.
Добровольная пожарная охрана – форма участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности. Организация деятельности и статус работников добровольной пожарной охраны изложены в ФЗ от 6 мая 2011 г. №100-ФЗ «О добровольной пожарной охране».
В ст. 16 закона определены полномочия органов власти в области пожарной безопасности. К ним относятся:
разработка законов иных правовых актов по пожарной безопасности и контроль за их исполнением;
участие в разработке технических регламентов, правил пожарной безопасности и других документов;
создание и ликвидация подразделений пожарной охраны;
организация государственного и пожарного надзора и др.
В ст. 22 закона определен порядок тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.
Тушение пожаров представляет собой действия, направленные на спасение людей, имущества и ликвидацию пожаров.
При тушении особо сложных пожаров при чрезвычайных ситуациях с участием других видов пожарной охраны функции по координации деятельности других видов пожарной охраны возлагаются на федеральную противопожарную службу.
Тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ осуществляются на безвозмездной основе, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В соответствие требованиями закона при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ проводятся необходимые действия по обеспечению безопасности людей и спасению имущества.
Непосредственное руководство тушением пожара осуществляется руководителем тушения пожара – прибывшим на пожар старшим оперативным должностным лицом пожарной охраны.
Руководитель тушения пожара отвечает за выполнение задачи, за безопасность личного состава пожарной охраны, участвующего в тушении пожара, и привлеченных к тушению пожара сил. Он устанавливает границы территории, на которой осуществляются действия по тушению пожара, порядок и особенности указанных действия, а также принимает решения о спасении людей, имущества при пожаре. При необходимости руководитель тушения пожара принимает иные решения, в том числе ограничивающие права должностных лиц и граждан на указанной территории.
Указания руководителя тушения пожара обязательны для исполнения всеми должностными лицами и гражданами на территории, на которой осуществляются действия по тушению пожара. Никто не вправе вмешиваться в действия руководителя тушения пожара или отменять его распоряжения при тушении пожара.
Закон определяет права и обязанности граждан в области пожарной безопасности (ст. 34).
Граждане РФ имеют право на:
защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара;
возмещение ущерба, причиненного пожаром, в порядке, установленном действующим законодательством;
участие в установлении причин пожара, нанесшего ущерб их здоровью и имуществу;
получение информации по вопросам пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке от органов управления и подразделений пожарной охраны;
участие в обеспечении пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке в деятельности добровольной пожарной охраны.
Граждане РФ обязаны:
соблюдать требования пожарной безопасности;
иметь в помещениях и строениях, находящихся в их собственности (пользовании), первичные средства тушения пожаров и противопожарный инвентарь в соответствии с правилами пожарной безопасности и перечнями, утвержденными соответствующими органами местного самоуправления;
при обнаружении пожаров немедленно уведомлять о них пожарную охрану;
до прибытия пожарной охраны принимать посильные меры по спасению людей, имущества и тушению пожаров;
оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров;
выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц государственного пожарного надзора;
предоставлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, возможность должностным лицам государственного пожарного надзора проводить обследования и проверки, принадлежащих им производственных, хозяйственных, жилых и иных помещений и строений в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений.
В ст. 37 закона определены права и обязанности руководителей организаций.
Руководители организаций в области пожарной безопасности имеют право:
создавать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном порядке подразделения пожарной охраны, которые они содержат за счет собственных средств;
вносить в органы государственной власти и органы местного самоуправления предложения по обеспечению пожарной безопасности;
проводить работы по установлению причин и обстоятельств пожаров, происшедших на предприятиях.
Руководители организации обязаны:
соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны;