Файл: Контрольная работа 1 Теория государства и права Лубинцов И. А.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 45
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
После одобрения закона он поступает в течение пяти дней в Совет Федерации. Согласно Конституции Совет Федерации некоторые законы, поступившие из Государственной Думы, может вообще не обсуждать и не рассматривать, что означает согласие с принятием закона. Однако это не касается:
-
федеральных конституционных законов; -
федеральных законов по вопросам федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования и денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации; статуса и защиты государственной границы России, а также войны и мира. -
Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.
В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы.
После одобрения Советом Федерации принятый федеральный закон в течение пяти дней поступает на подпись Президенту России. Следует отметить, что после принятия Государственной Думой закона либо его отклонения она принимает соответствующее постановление. Совет Федерации также принимает аналогичное постановление при одобрении или отклонении закона.
Утверждение (подписание) принятого закона. Президент в течение 14 дней с момента поступления закона:
-
либо подписывает закон и обнародует его, -
либо отклоняет закон, т. е накладывает вето.
Вето (от лат. veto - запрещаю) является одним из средств сохранения баланса, сдерживания законодательной ветви власти исполнительной ветвью. Суть его заключается в отказе главы государства ставить свою подпись под принимаемыми актами, без чего они не могут получить юридической силы.
Вето может быть абсолютным или относительным.
Абсолютное вето - когда парламент не имеет юридической возможности его преодолеть и больше не возвращается к рассмотрению закона. Так, в соответствии с Основными законами Российской империи абсолютное вето имел император.
Относительное вето может быть преодолено парламентом. Так, в США вето президента может быть преодолено2/, голосов сената и палаты представителей.
В Российской Федерации вето Президента может быть преодолено следующим образом. Если Президент РФ в течение 14 дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией РФ порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее 2/3 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом РФ в течение 7 дней и обнародованию.
Заключительная стадия законодательного процесса - обнародование принятого закона.
Ее назначение состоит в доведении до сведения населения информации о содержании принятого закона. Обнародование бывает двух уровней: официальное и неофициальное.
Официальное обнародование заключается в доведении текста закона для всеобщего сведения путем его опубликования в официальном издании. Часть 3 ст. 15 Конституции РФ гласит: «Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения».
Обнародование осуществляется от имени государственного органа или же самим органом, издавшим или подписавшим данный акт. Для обнародования акта устанавливается строго определенный срок. На официальное издание, где публикуются законы и другие нормативные акты, можно ссылаться в актах применения норм права, в печатных работах, официальных документах.
Федеральный закон от 25 мая 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» устанавливает следующее.
Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение 7дней после дня их подписания Президентом РФ. Акты палат Федерального Собрания публикуются не позднее 10 дней после дня их принятия.
Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в «Парламентской газете» и «Российской газете» или Собрании законодательства Российской Федерации.
Федеральные конституционные законы, федеральные законы направляются для официального опубликования Президентом РФ.
Акты палат Федерального Собрания направляются для официального опубликования председателем соответствующей палаты или его заместителем.
Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силуодновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.
Федеральный конституционный закон, федеральный закон, акт палаты Федерального Собрания, в которые были внесены изменения или дополнения, могут быть повторно официально опубликованы в полном объеме.
Неофициальное обнародование законов (и других нормативно- правовых актов) осуществляется в виде сообщения об их издании или изложения их содержания в неофициальных печатных изданиях, радио- и телевизионных передачах и т. д. Ссылаться на неофициальные издания в актах применения права и официальных документах нельзя.
Рассмотрим процесс принятия закона в РФ на примере закона «О потребительской кооперации (потребительских обществах и союзах) в РФ».
Изначально проект закона поступает на рассмотрение в Гос.Думу РФ. Данным правом обладает Президент, Совет Федерации, Правительство, законодательные органы субъектов Федерации, Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный суды, а также члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы. После начинается процесс подготовки законопроектов, который начинается с выявления соц.потребностей в создании правовых норм на основе всестороннего изучения практики. Затем законопроект переходит на стадию обсуждения (обсуждение законопроекта), которая осуществляется на заседании законодательного органа, зачитывается доклад представителя субъекта, который внес законопроект на обсуждение. Профильный комитет законодательного органа дает заключение. Затем происходит открытое голосование – принятие закона.
Для закона «О потребительской кооперации (потребительских обществах и союзах) в РФ» достаточно простого большинства голосующих. В течение двух недель закон рассматривается Советом Федерации, который в свою очередь либо одобряет, либо отклоняет закон. После этого закон поступает на подписание Президенту РФ. Президент может наложить на закон вето. Последняя стадия принятия закона «О потребительской кооперации (потребительских обществах и союзах) в РФ» - опубликование. Здесь подразумевается помещение полного текста нормативного акта в общедоступном печатном издании в течение 10 дней после из подписания. Опубликование законов осуществляется, как правило, в «Собрании законодательства Российской Федерации», «Российской газете» или «Парламентской газете».
Таблица «Процесс принятия законов в РФ», 1 этап
Задание 3: Основные теории о происхождении и сущности права. Типология права: формационный и национально-исторический подход, их достоинства и слабые стороны.
Основные теории о происхождении и сущности права
Наиболее известные и распространённые теории:
-
теологическая (божественная) - наиболее ранняя теория, возникшая из первоначальных религиозно-мифологических представлений о происхождении мира; -
патриархальная – выдвинута Аристотелем, предполагает в государстве разросшуюся семью, также опекающую своих подданных, как отец - своих детей; -
договорная - рассматривает государство и право как продукт человеческого разума, а не божественной воли (Дж. Лильберн, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье, А.Н. Радищев и др); -
насилия - государство есть результат насилия, вражды, завоевания одних племен другими, насилие превращается в первооснову государства и права (в работах Е. Дюринга, Л. Гумпловича, К. Каутского и др); -
психологическая - cуть данной теории состоит в утверждении психологической потребности человека жить в рамках организованного общества. Психике индивида якобы изначально присуща потребность к повиновению, подчинению "выдающимся личностям" (З. Фрейд); -
расовая - исходит из тезиса о делении людей на высшую и низшую расы, считала важнейшим средством решения всех государственно-правовых, общественных и международных проблем войну, которая являлась жизненной необходимостью для государства. -
органическая - государство как некое подобие человеческого организма; -
материалистическая (классовая) теории - государство возникло, прежде всего, в силу экономических причин: общественного разделения труда, появления частной собственности, а затем раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами..
Типология права. Формационный и национально-исторический (цивилизационный) подходы.
Типология - это классификация государств и правовых систем на основе общности их исторического развития и сходства основных, существенных признаков. Типология представляет собой деление государств и правовых систем по однородным группам и подгруппам.
Предпосылками для определения типологии государства и права является целый ряд факторов.
Человек как биосоциальное существо возникает одновременно с обществом и развивается вместе с ним. Государство возникает на определенном этапе развития человеческих сообществ, определяемом совокупностью объективных факторов экономического, политического, социального, гуманитарного характера.
Каждое государство и его система права имеют свою историю. Их развитие представляет собой постоянный, необратимый, естественно-исторический процесс. В истории цивилизации существовало, существует и будет существовать множество различных государств и правовых систем. Одни из них исчезали, другие появлялись. Этот процесс продолжается непрерывно. Каждое государство непрерывно изменяется, реформируется, совершенствуется. Данное развитие сопровождается коренными изменениями социальной природы, назначения, основных принципов организации и функционирования государственной власти.
Все государства обладают собственной спецификой, неповторимыми особенностями.
Но в то же время у отдельных государств и правовых систем имеются существенное сходство, общие признаки, позволяющие науке объединить их в одну группу - исторический тип государства и права.
В развитии каждого государства и права наблюдаются объективные закономерности, познаваемые в результате научного поиска. В частности, существуют определенная зависимость и соответствие между способом производства, экономикой, социальной структурой общества, уровнем духовной культуры, природно-климатическими, демографическими, территориальными и т.п. факторами, с одной стороны, и определенным типом государства и права - с другой.
Переход от одного исторического типа государства и права к другому носит объективный характер и включает эволюционные и революционные периоды.
Типология государства проводится в основном с позиции двух подходов: формационном и цивилизационном.
Формационный подход.
Главным критерием формационного подхода выступают социально-экономические признаки (общественно-экономическая формация). В его основе лежит учение об общественно-экономической формации, которая включает в себя тип производственных отношений (базис) и соответствующий ему тип надстройки (государство, право и т.п.). Именно базис (тип производственных отношений) является, по мнению представителей формационного подхода (К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина и других), решающим фактором общественного развития, который детерминирует и соответствующий тип надстроечных элементов: государство и право. В зависимости от типов экономического базиса выделяют следующие типы государства: рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический.