ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 636
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
159
Студенты направления «Природообустройства и водопользова- ния овладеют оценкой эффективности проектных решений в области землеустройства; необходимыми знаниями и практическими навыка- ми по проведению научных исследований в области природообуст- ройства, использованию гидрологических прогнозов; оценкой водных объектов с позиций принятия оперативно хозяйственных решений в производстве; оценкой эффективности проектных решений в области природообустройства.
160
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Каширин, В. П. История и методология науки / В. П. Каширин. –
Красноярск: Красноярский государственный аграрный университет,
2008. – 184 с.
2. Каширин, В. П. Методология науки / В. П. Каширин. – Красно- ярск: Красноярский государственный аграрный университет, 2007. –
147 с.
3. Троицкий, В. П. Научные основы землеустройства: учебник /
В. П. Троицкий, С. Н. Волков, М. А. Гендельман [и др.]. – Москва:
Колос, 1995. – 176 с.
4. Данько, В. М. Основы научных исследований: учебное пособие /
В. М. Данько. – 2006. – 120 с.
5. Ануфриев, А. Ф. Научные исследования. Курсовые, диплом- ные и диссертационные работы / А. Ф. Ануфриев. – Москва: Ось-89,
2007. – 112 с.
6. Сабитов, Р. А. Основы научных исследований: учебное посо- бие / Р. А. Сабитов.– 2002. – 140 с.
7. Лакин, Г. Ф. Биометрия: учебное пособие / Г. Ф. Лакин. –
Москва: Высшая школа, 1990. – 352 с.
8. Асатурян, В. И. Теория планирования эксперимента: учебное пособие / В. И. Асатурян. – Москва: Радио и связь, 1983. – 248 с.
9. Перегудов, В. Н. Планирование многофакторных полевых опытов с удобрениями и математическая обработка их результатов /
В. Н. Перегудов. – Москва: Колос, 1978. – 183 с.
10. Бабиюк, Г. В. Основы научных исследований: учебное посо- бие / Г. В. Бабиюк. –
Алчевск: Донецкий государственный техниче- ский университет,
2007. – 247 с.
11. Статистические методы в инженерных исследованиях (лабо- раторный практикум): учебное пособие / В. П. Бородюк, А. П. Вощи- нин, А. З. Иванов [и др.]. – Москва: Высшая школа, 1983. – 216 с.
12. ГОСТ 7.32-2001. Отчет о научно-исследовательской работе.
Структура и правила оформления. – Москва: Издательство стандар- тов, 2001.
13. ГОСТ 3.1-128-93. Общие правила выполнения графических технологических документов. – Москва: Издательство стандартов,
1993.
14. ГОСТ 7.1-2003. Библиографическое описание документа.
Общие требования и правила составления. – Москва: Издательство стандартов, 2003.
161 15. Альштулер, Г. С. Теория и практика решения изобретатель- ных задач: методические рекомендации / Г. С. Альштулер, Б. П. Зло- тин, А. В. Зусман. – Кишинев, 1989. – 127 с.
16. Альштулер, Г. С. Алгоритм изобретения / Г. С. Альштулер. –
Москва: Московский рабочий, 1969. – 272 с.
17. Сулин, М. А. Землеустройство: учебник / М. А. Сулин. –
Санкт-Петербург: Лань, 2005.– 448 с.
18. Землеустройство и кадастр недвижимости: учебное пособие /
С. Н. Волков, А. А. Варламов, А. В. Купчиненко [и др.]. – Москва,
2010. – 336 с.
19. Волков, С. Н. Землеустроительная наука и образование Рос- сии в начале третьего тысячелетия / С. Н. Волков. – Москва: Государ- ственный университет по землеустройству, 2004. – 204 с.
20. Лютых, Ю. А. Земельные ресурсы как объект управления
(региональные аспекты) Красноярск / Ю. А. Лютых. – Красноярск:
Красноярский государственный аграрный университет, 1997. – 160 с.
21. Волков, С. Н. Теоретические основы и технология автомати- зации землеустроительного проектирования / С. Н. Волков. – Москва:
ГУЗ, 2001. – 223 с.
22. Зудилин, С. Н. Методика научных исследований в землеуст- ройстве: учебное пособие / С. Н. Зудилин, В. Г. Кириченко. – Самара:
Самарский государственный аграрный университет, 2010. – 211 с.
23. Кузнецов, И. Н. Основы научных исследований: учеб. пособие для бакалавров / И. Н. Кузнецов. – Москва: Дашков и Кº, 2013. –
283 с.
24. Кожухар, В. М. Основы научных исследований: учебное по- собие / В. М. Кожухар. – Москва: Дашков и К°, 2010. – 216 с.
25. Царенко А. А. Автоматизированные системы проектирова- ния в кадастре: учебное пособие / А. А. Царенко, И. В. Шмидт. –
Электронные текстовые данные. – Саратов: Диполь, 2014. – 146 c.
26. Дубровский, А. В. Геоинформационные системы. Дистанци- онное зондирование Земли: учебно-методическое пособие / А. В. Дуб- ровский, В. Н. Никитин, Е. С. Троценко [и др.]. – Новосибирск:
Сибир- ская государственная геодезическая академия
, 2014. – 90 с.
27. Хомякова, И. Г. Основы научно-исследовательской работы.
Методология и методика научных исследований: учебное пособие /
И. Г. Хомякова. – Рязань: Рязанский заочный институт (филиал) Мос- ковского государственного университета культуры и искусств, 2013. –
218 с.
162 28. Шкляр, М. Ф. Основы научных исследований: учебное посо- бие / М. Ф. Шкляр. – Москва: Дашков и Кº, 2013. – 44 с.
29. Полищук, О. Н. Основы экологии и природопользования: учебное пособие / О. Н. Полищук. – Санкт-Петербург: Проспект нау- ки, 2011. – 144 с.
30. Голованов, А. И. Природообустройство: учебник / А. И. Го- лованов, Ф. М. Зимин, Д. В. Козлов. – Санкт-Петербург: Лань, 2015. –
560 с.
31. Хван, Т. А. Экология. Основы рационального природополь- зования: учебное пособие / Т. А. Хван, М. В. Шинкина. – Москва:
Юрайт, 2011.– 319 с.
32. Маслов, Б. С. История мелиорации в России. Том 1 / Б. С. Мас- лов [и др.]. – Москва, 2002. – 182 с.
33. Маслов, Б. С. История мелиорации в России. Том 2 / Б. С. Мас- лов [и др.]. – Москва, 2002. – 142 с.
34. Долматов, Г. Н. Мелиорация: учебное пособие / Г. Н. Долма- тов. – Красноярск: Красноярский государственный аграрный универ- ситет, 2007. – 134 с.
163
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Тесты для самостоятельного контроля
Тема 1. МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
1. Наука – это: а) система знаний; б) совокупность систематизированных знаний; в) сфера человеческой деятельности; г) специфическая целостная система.
2. Науковедение – это: а) наука о науке; б) специфическая система; в) сфера человеческой деятельности.
3. Открытия, которые привели к кризису классической науки: а) открытия в механике, XVII в.; б) биологии, XVIII в.; в) физике, XIX–XX.
4. Наука развивается по закону: а) дифференциальному; б) экспоненциальному; в) логарифмическому.
5. Научные дисциплины условно делят на … подсистемы (группы): а) две; б) три; в) четыре.
6. Дисциплина, которую относят к естественным наукам: а) математика; б) метрология; в) экономика.
164 7. К прикладным наукам относят: а) естественные; б) общественные; в) технические.
8. На какие подсистемы делят научные дисциплины: а) естественные, общественные и технические; б) естественные и технические; в) общественные и технические.
9. По направленности науку делят: а) на фундаментальную и прикладную; б) фундаментальную и общественную; в) общественную и прикладную.
10. Чем заканчивается научное исследование: а) внедрением результатов научного исследования; б) экспериментальными исследованиями; в) анализом и оформлением научного исследования.
Тема 2. НАУЧНЫЕ ГИПОТЕЗЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
1. В науке выделяют следующие методы исследования: а) эмпирический; б) теоретический; в) статистический; г) математический.
2. В обыденном представлении под гипотезой понимают: а) догадку; б) вымысел; в) теорию.
3. По количеству факторов и степени обоснования теоретиче- скими знаниями гипотезы различают: а) теоретически правдоподобные; б) эмпирические правдоподобные; в) математические правдоподобные; г) статистические правдоподобные.
165 4. Для технических наук наибольший интерес представляет: а) математическая (экстраполяция) гипотеза; б) эмпирическая; в) теоретическая.
5. Анализ – метод исследования, который используют только в связи: а) с синтезом; б) индукцией; в) дедукцией.
6. Эксперимент является ведущим методом исследований: а) технических; б) агрономических; в) общественных.
7. Корреляционные связи относятся: а) к математическим методам исследования; б) методам наблюдения; в) теории.
8. Если модель сохраняет физическую природу оригинала, то она является: а) технической; б) математической; в) физической.
9. Если модель физически не создается, а ее оригинал лишь описывается соответственными уравнениями, то модель является: а) технической; б) математической; в) физической.
10. Метод наблюдения основан: а) на явлениях эксперимента; б) анализе результатов; в) изучении явления.
166
Тема 3. ВЫБОР НАУЧНОГО НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ,
ПРОБЛЕМЫ И ТЕМЫ
1. Научное направление – это: а) исследование крупной задачи; б) исследование темы; в) исследование вопроса.
2. Проблема – это: а) региональная задача; б) сложная научная задача; в) экспериментальная задача.
3. Тема – это: а) научная задача; б) отдельный научный вопрос; в) отдельный эксперимент.
4. Цель исследования: а) конечный результат; б) промежуточный результат; в) начальный результат.
5. Мнимая научная тема – это: а) повторение уже решенной задачи; б) решение новой задачи; в) проведение эксперимента.
6. Задачи исследования: а) начальный этап исследования; б) конечный этап исследования; в) промежуточные этапы исследования.
7. Объект исследования – это: а) изучение закономерностей; б) изучение технологических или динамических процессов.
8. Под предметом исследования понимается: а) изучение технологических процессов;
167 б) установление закономерностей; в) изучение динамических процессов.
9. Актуальность исследований обосновывается ссылками: а) на директивные документы; б) акты обследования.
10. Новизна научного исследования может быть присуща: а) одному из этапов исследования; б) всем этапам исследования; в) двум этапам исследования
Тема 4. ПРОБЛЕМА КАК ОБЪЕКТИВНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ
НОВОГО ЗНАНИЯ
1. Проблемы возникают: а) сами по себе; б) как следствие практики; в) по незнанию.
2. Изучение объектов начинается: а) с синтеза; б) с анализа; в) сбора информации.
3. Степень проблемности исследования характеризует: а) что общего у исследуемого объекта с другими; б) чем отличается исследуемый объект от других; в) соотношение двух частей знания сущности.
4. Если коэффициент проблемности равен 0, то: а) проблема существует; б) проблема отсутствует.
5. Если коэффициент проблемности о < К < 1, то: а) проблема существует; б) проблема отсутствует.
6. Если коэффициент проблемности равен 1, то: а) проблема существует;
168 б) проблема отсутствует; в) об объекте ничего не было известно.
7. Главный и основной критерий истинности проблемы: а) теория; б) практика; в) эксперимент.
8. Развертывание проблемы – это: а) возникновение и формирование дополнительных вопросов; б) появление новой темы; в) возникновение самостоятельной проблемы.
9. Проблема – это: а) форма выражения необходимого развития научного познания.
Она является отражением объективного противоречия между знанием и незнанием; б) форма выражения необходимого развития научного исследо- вания. Она является отражением объективного противоречия между знанием и незнанием; в) форма выражения необходимого развития научного познания.
10. Критерий проблемности: а) К = х/(х + а); б) К = х/(х + 4а).
Тема 5. ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОИСК
1. Информационный поиск включает: а) два этапа; б) три; в) четыре.
2. Информационный поиск целесообразно начинать: а) с монографий; б) реферативных журналов; в) специализированных журналов.
3. Этап проработки источников состоит из … подэтапов: а) двух;
169 б) трех; в) четырех.
4. Выписка – это: а) краткое содержание главы, раздела; б) подробное изложение содержания; в) краткая характеристика печатного издания.
5. Аннотация – это: а) краткое содержание главы, раздела; б) подробное изложение содержания; в) краткая характеристика печатного издания.
6. Конспект – это: а) краткое содержание главы, раздела; б) подробное изложение содержания; в) краткая характеристика печатного издания.
7. Библиографическое описание – это: а) совокупность библиографических сведений о документе; б) сведения о названии документа; в) сведения об издании документа.
8. Аналитическое описание – это: а) совокупность библиографических сведений о части документа; б) сведения о названии части документа; в) сведения об издании части документа
9. Этап проработки источников информации состоит из … подэтапов: а) трех; б) двух.
10. Этап проработки источников информации состоит из каких подэтапов: а) ознакомления и чтения; б) ознакомления и написания.
170
Тема 6. ГИПОТЕЗА КАК ПРЕДПОЛАГАЕМАЯ ЗАВИСИМОСТЬ
ЯВЛЕНИЯ ОТ ДЕЙСТВУЮЩИХ ФАКТОРОВ И ЕГО ФИЗИЧЕСКОЙ
СУТИ
1. Современное понимание гипотезы: а) гипотеза о закономерном порядке явлений; б) гипотеза об эксперименте; в) гипотеза о предполагаемом объяснении закономерности явления.
2. Рабочая гипотеза: а) гипотеза о закономерном порядке явлений; б) гипотеза об эксперименте; в) гипотеза о предполагаемом объяснении закономерности явления.
3. Догадки – это: а) случайные объяснения и не самые вероятные; б) исключают объяснение ранее известных факторов; в) подтверждаются закономерностью.
4. Домыслы: а) исключают объяснение ранее известных факторов; б) подтверждаются закономерностью; в) объяснения необоснованны и невероятны.
5. Противоположные особенности человеческого мышления: а) инерция и движение; б) инерция и интуиция; в) интуиция и предположение.
6. Инерция мышления: а) стремление сохранить существующие представления о мире; б) ощущение нового, без достаточного количества подтверж- дающих фактов; в) ощущение нового, подтвержденного фактами.
7. Интуиция – это: а) стремление сохранить существующие представления о мире; б) ощущение нового, без достаточного количества подтвержда- ющих фактов; в) ощущение нового, подтвержденного фактами.
171 8. Чаще применяют: а) нулевую гипотезу; б) альтернативную.
9. Нулевую гипотезу оценивают: а) с использованием критериев; б) по статистическим характеристикам; в) параметрам.
10. Применение нулевой гипотезы: а) при расчете статистических характеристик; б) оценка законов распределения; в) при определении критериев.
Тема 7. СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ГЕНЕРИРОВАНИЯ ИДЕЙ
ПРИ РЕШЕНИИ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ЗАДАЧ
1. Современные методы генерирования идей при решении изо- бретательных задач: а) метод проб и ошибок; б) метод перебора вариантов.
2. Морфологический метод: а) функциональный; б) синектический; в) обычный.
3. Метод мозгового штурма: а) функциональный; б) синектический; в) объективный.
4. Метод аналогии: а) фантастический; б) смешанный; в) интуитивный.
5. Выбор подхода к анализу проблемы: а) аналитический;
172 б) интуитивный; в) функциональный.
6. Сколько подходов при изучении проблемы: а) два; б) три; в) четыре.
7. Мозговой штурм – это: а) объективный метод; б) психологический метод; в) функциональный.
8. Синектика – это: а) улучшенный метод мозгового штурма; б) психологический метод; в) функциональный.
9. Технология ТРИЗ применяется для решения задач: а) нестандартных; б) стандартных.
10. Технология ТРИЗ построена: а) на применении АРИЗ (алгоритм решения изобретательных задач); б) математических моделей; в) использовании физико-статистических моделей.
Тема 8. МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ОТРАЖЕНИЯ
СВОЙСТВ МАТЕРИАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ
1. В основе моделирования лежит: а) теория познания; б) теория подобия; в) теория ошибок.
2. Сущность моделирования: а) исследование объекта с помощью модели; б) натурных наблюдений; в) экспериментов.
173 3. Критерии подобия – это: а) безразмерные комплексы параметров процесса; б) статистические характеристики; в) значение физической величины.
4. Коэффициент подобия должен быть: а) постоянным; б) переменным; в) неопределенным.
5. Все виды моделирования подразделяют: а) на два класса; б) три; в) четыре.
6. Методов разработки математической модели существует: а) один; б) два; в) три.
7. Теоретический метод для разработки: а) макета исследуемого объекта; б) математической модели; в) физической модели.
8. Экспериментально-статистический метод служит для разработки: а) макета исследуемого объекта; б) математической модели; в) физической модели.
9. Более доступными и эффективными являются методы: а) экспериментально-статистический; б) теоретический; в) физический.
10. Достоверность выборочных коэффициентов регрессии оце- нивают с помощью критерия: а) Фишера; б) Стьюдента; в) хи-квадрат.