ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 28
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Семинарское занятие 4 Тема: “Тьютор в условиях инклюзивного образования”
1) Цель и задачи в работе тьютора в условиях инклюзии.
Цель деятельности тьютора заключается в успешном включении ребенка с ОВЗ в среду ОУ.
Успешность включенности ребенка в образовательную среду должна определяться с точки зрения развития его:
когнитивной (познавательной) сферы: знаний и навыков;
коммуникативной сферы: умения общаться;
эмоциональной сферы: психологической адаптации к процессу обучения в классе, возникновения и сохранения положительного эмоционального настроя по отношению к процессу обучения и нахождению в школьной среде;
самостоятельности.
Достижение обозначенной цели возможно при решении следующих задач:
создание условий для успешного обучения ребенка;
создание условий для успешной социализации ребенка;
максимальное раскрытие потенциала его личности.
Перечисленные задачи достигаются следующими средствами:
организация и адаптация жизненного пространства: рабочего места, места отдыха и других мест, где бывает ребенок;
понимание тьютором и преподавателем зон ближайшего развития обучающегося с особенностями развития, опора на его внутренние, скрытые ресурсы, дозирование нагрузки, адаптация учебного материала, адаптация учебных пособий.
Более конкретные задачи работы тьютора обусловлены возможностями и личными качествами подопечных. В каждом конкретном случае условия, необходимые для успешного обучения детей с особенностями развития, будут разными. Каждый ребенок уникален. Образовательная среда, в которой находится такой обучающийся, также имеет свои особенности. Поэтому формулирование частных задач для тьютора ложится на плечи специалистов консилиума конкретного образовательного учреждения..
Остановимся также на отдельных аспектах тьюторской практики в инклюзивном ОУ.
В настоящий момент сложилась ситуация, когда большинство специалистов, работающих в образовательных учреждениях общего типа, не имеют достаточных знаний о детях с ОВЗ и/или инвалидностью, а специалисты, имеющие на данный момент профессиональную подготовку, не учитывают особенностей коррекционно-педагогической работы в условиях инклюзивного образования. При отсутствии координатора по инклюзии тьютор может стать связующим звеном, обеспечивающим координацию педагогов, специальных педагогов, психологов, других необходимых ребенку специалистов на каждом этапе образовательного процесса.
Успешность инклюзии во многом зависит от сотрудничества команды различных специалистов. Помимо координатора по инклюзии, на основе соответствующего положения Министерства образования (Приказ № 27/901- 6 от 27.03.2000) в ОУ может быть создан Консилиум образовательного учреждения. Это возможность различных специалистов активно взаимодействовать друг с другом. На консилиуме, если в образовательном учреждении существует такая практика, для тьютора формируются цели и задачи в работе с ребенком, с опорой на выявленные в ходе диагностики его дефициты и ресурсы. Далее именно тьютор информирует консилиум о ходе работы с ребенком, отслеживает динамику его развития.
Необходимо особо отметить работу тьютора с родителями (для этого разработаны дополнительные программы). Активность родителей и понимание ими сути и цели занятий является необходимым условием эффективности образовательного процесса и процесса социализации.
Основными направлениями работы с родителями могут стать:
установление контакта с родителями вновь прибывших детей, объяснение задач, составление плана совместной работы;
оказание родителям эмоциональной поддержки;
содействие родителям в получении информации об особенностях развития ребенка и прогноза его развития;
формирование у родителей адекватного отношения к своему ребенку, умения принять ответственность в процессе анализа проблем ребенка, реализации стратегии помощи;
формирование интереса к получению теоретических и практических умений в процессе обучения и социализации ребенка;
проведение совместного анализа промежуточных результатов, разработка дальнейших этапов работы.
Работа с родителями предусматривает участие психолога, педагогадефектолога, врача, социального работника и других специалистов.
Тьютор должен уметь видеть ресурсы и дефициты ребенка, чтобы найти вместе с ним пути решения возникающих в процессе обучения проблем. Надо понять, что ребенок может сделать, что ему помогает, что его ограничивает. Есть множество различных диагностических методик, помогающих оценить те или иные критерии. Однако главным методом остается наблюдение за ребенком, дополненное медицинскими сведениями, результатами диагностики, личными данными о ребенке. Оцениваются такие параметры, как моторные навыки, навыки самообслуживания, навыки общения, речь, когнитивная деятельность, особенности поведения.
Важно также постоянно помнить, что участие тьютора в жизни ребенка по мере развития его самостоятельности постепенно должно снижаться, уступая место общению со сверстниками и взаимодействию с педагогами.
Содержание и специфика деятельности тьютора обусловливается многими факторами, в том числе:
спецификой нарушений развития ребенка;
уровнем его активности;
степенью готовности образовательного учреждения к инклюзивному образованию, стадии его включенности в работу по развитию инклюзивной практики;
степенью подготовленности педагогического коллектива и возможностью дополнительного образования;
степенью заинтересованности в коррекционном процессе родителей;
уровнем профессиональной компетентности самого специалиста.
2. Особенности организации учебного процесса с привлечением тьютора.
Тьютор может стать инициатором изменения образовательной среды под конкретные потребности ребенка с особенностями развития.
Направления работы учителя и тьютора
1. Координация действий педагогов и родителей в процессе помощи ребенку в освоении образовательной программы и социализации.
2. Разъяснение способа подачи учебного материала и его закрепления дома, разработка памяток для совместной работы родителей и детей.
Таким образом, в результате взаимодействия учителя и тьютора решаются такие важнейшие задачи, как:
– помощь ребенку в адаптации к школьной среде, группе сверстников;
– помощь всему классу в создании атмосферы благожелательности, принятия друг друга независимо от физических, личностных и интеллектуальных особенностей;
– помощь родителям в понимании собственной роли в инклюзивном образовательном пространстве;
– помощь учителю в освоении нового вида профессиональной деятельности
Относительно организации тьюторского сопровождения особого ребенка теория и практика образования детей с ОВЗ учитывает существование двух ключевых позиций. С одной стороны, это идеи научной школы Т.М. Ковалевой, ориентированные на то, что тьютор это специалист по сопровождению образовательной программы обучающегося
; с другой идеи сторонников инклюзивного образования, указывающих на необходимость сопровождения самого ребенка в образовательном процессе в связи с его индивидуальностью и уникальностью. В этой связи сложились два подхода к организации тьюторского сопровождения особого ребенка в образовании, в частности действия тьютора в контексте индивидуализированного образования и в контексте индивидуального подхода к ребенку. Среди характеристик современного образования ключевыми являются: его открытость и вариативность. Сегодня в школе создается такая образовательная среда, которая «учитывает» осмысленный запрос самого ребенка, его родителей; предоставляет веер возможностей в выборе образовательного маршрута ребенка; обеспечивает многообразие образовательных услуг (предложений) для обучающегося и его родителей. Индивидуализация является одним из принципов, обеспечивающих данные характеристики образовательной среды школы. Основная профессиональная задача тьютора по сопровождению особого ребенка в условиях такой образовательной среды – это построение открытого образовательного пространства как пространства проявления познавательных инициатив, интересов учащихся, процесса его социализации. В этой связи действия тьютора будут направлены на помощь ребенку в осмыслении обучения, в выборе различных учебных форм реализации образовательного процесса. Тьютор, проектирующий свои профессиональные действия по сопровождению особого ребенка в контексте индивидуального подхода, приспосабливает образовательную среду к индивидуальным особенностям ученика; преодолевает несоответствия между уровнем учебной деятельности, заданной образовательными программами и реальны ми возможностями обучающихся.Одной из задач, решением которой занимается тьютор в рамках реализации тьюторского сопровождения, является создание необходимых специальных условий для получения образования данной категорией обучающихся. Создание всеобъемлющих условий для получения образования всеми детьми указанной категории с учетом их психофизических особенностей следует рассматривать в качестве основной задачи в области реализации права на образование особых детей.
Ниже в табл. представлены более подробно действия тьютора по сопровождению особого ребенка в контексте индивидуального подхода и индивидуализации образования.
Схема тьюторского сопровождения в школе включает в себя несколько этапов: этап проектирования ресурсов, этап реализации и оценки и проектирования новых ресурсов. Данная модель предполагает ряд этапов тьюторского сопровождения особого ребенка: предварительный, адаптационный, помощь и оценка результатов.
Формирование запроса на сопровождение предварительный этап. Решение о необходимости сопровождения может осуществляться по заявлению родителей (законных представителей) ребенка и на основании заключения психолого медико-педагогической комиссии (ПМПК). Наличие контакта тьютора со специалистами ПМПК, существенно облегчает работу тьютора, и делает более эффективным процесс включения ребенка с ОВЗ в новую сферу деятельности. Важным параметром сопровождения являются доступность тьюторской помощи, информационная, временная и территориальная доступность. На предварительном этапе тьютор знакомится с результатами диагностики ребенка, проведенной специалистами, с медицинской картой ребенка, утвержденным образовательным маршрутом; встречается со специалистами и представителями ПМПК для получения рекомендаций. Получив общие сведения, он знакомится с самим ребенком и его семьей, узнает об особенностях, интересах, сильных и слабых сторонах своего подопечного. Происходит постепенное установление контакта. На этом этапе часто необходимо заранее познакомить ребенка с помещениями, где он будет заниматься, его рабочим местом, местами общего пользования. Тьютору - целесообразно заранее провести встречи с родителями, учащимися, педагогическим коллективом для разъяснения и информирования, подготовки к приходу в ОУ ребёнка с ОВЗ, формирования социального интереса у всех участников образовательного процесса. Это могут быть беседы на родительском собрании, показ фильмов о детях с ОВЗ, об инклюзивном образовании. Интересен в этой связи опыт проведения «Уроков доброты», которые разработала и внедряет РООИ «Перспектива». Важно стимулировать активность детей класса в организации школьной жизни. Так, например, участие учеников в составлении правил совместной работы залог того, что эти правила будут восприняты детьми и ученики начнут им следовать. Адаптационный этап. Идет повседневная, последовательная работа тьютора и ученика по вхождению в образовательный процесс и социальную жизнь ОО, постепенное включение ребёнка в различные учебные и внеучебные ситуации. Сроки адаптации детей в школе очень индивидуальны и зависят от типа особенностей развития. Они варьируются в пределах нескольких месяцев, у детей с аутизмом могут составлять 1–1,5 года. На этом этапе тьютор осознает составляющие и особенности задач, стоящих перед ребенком с ОВЗ, и потенциальные возможности решения, определение позитивных и негативных факторов влияния на ситуацию. Здесь важно не забывать, что помощь должна быть разумно дозирована, носить направляющий характер и побуждать ребенка к самостоятельности. Помощь и оценка первых результатов. Освоившись в новой среде, при условии постоянного получения положительной эмоциональной поддержки,