ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 29
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ребенок с ОВЗ пере ходит на новый этап, который характеризуется снижением тревожности и напряжения. Теперь акцент тьюторства переносится в сферу углубления социализации и коррекционно-развивающего обучения. Здесь важно поддерживать мотивацию ребенка, дать ему возможность почувствовать его успехи. Проводятся анализ и оценка первых результатов. На каждом этапе тьютор наблюдает и информирует родителей и всех участников образовательного процесса о процессе обучения и социализации ребенка, при необходимости организует консультации ребёнка у специалистов, налаживает сотрудничество со специалистами других организаций, занимающихся с ребёнком с ОВЗ, посещающем ОО. Последним этапом, если это возможно, должен стать постепенный выход сопровождающего из посреднической роли тьютора, предоставление ребенку максимальной самостоятельности в учебе с последующей отсроченной оценкой. Выход тьютора из системы или уменьшение его влияния являются критерием его эффективности.
3. Взаимодействие тьютора с родителями подопечного.
Активность родителей и понимание ими сути и цели образования является необходимым условием эффективности образовательного процесса и процесса социализации детей с ОВЗ. Основными направлениями работы с родителями могут стать: - установление контакта с родителями, объяснение задач, составление плана совместной работы; - оказание родителям эмоциональной поддержки; - содействие родителям в получении информации об особенностях развития ребенка и прогнозе его развития; - формирование у родителей адекватного отношения к своему ребенку, умения принять ответственность в процессе анализа проблем ребенка, реализации стратегии помощи; - формирование интереса к получению теоретических и практических умений в процессе обучения и социализации ребенка; - проведение совместного анализа промежуточных результатов, разработка дальнейших этапов работы.
Работа с родителями предусматривает также участие психолога, педагога-дефектолога, врача, социального работника и других специалистов.
Родители подопечного - дополнительный ресурс команды взрослых. Родители ученика с ОВЗ могут стать активными помощниками в работе специалистов с их ребенком. У родителей и ребенка появляется важная тема для разговоров - жизнь в саду, школе. Обсуждение этой темы должно носить позитивный характер. Тьютор может ежедневно передавать родителям записи из дневника наблюдений, чтобы родители могли представить картину происходящего на уроках, во внеурочной деятельности. Важно, чтобы тьютор соблюдал соответствующие правила корректности ведения таких записей. Необходимо рассказывать родителям о трудностях и, главное, о том, каким образом их удалось преодолеть. Тьютор, опять же, может поинтересоваться у родителей, как ребенок справляется с домашними заданиями и возникают ли у него проблемы в этой связи, давать рекомендации. Тьютор может познакомить родителей с ресурсной картой образовательной деятельности их ребенка.
Роль тьютора как посредника между ребенком, учителем и родителями - помочь родителям в обретении спокойствия и настроить их на необходимый деловой лад. В случае, когда родители готовы активно сотрудничать, но не знают как,
необходимо в начале года (а лучше до начала занятий в школе) встретиться всем вместе: учителю, тьютору и родителям. На встрече необходимо познакомиться, обсудить общие организационные моменты (программу, по которой обучается ребенок, количество уроков, расписание звонков, нахождение мест общего пользования и т.п.), распределить задачи.
К сожалению, есть и такие родители, которые, отдав ребенка в обычную
школу, считают, что школа должна взять на себя всю ответственность за успешность дела. В таком случае на плечи тьютора ложится непростая задача: донести до родителей идею о том, что только в команде (тьютор - учитель родитель) можно добиться желаемого результата.
Родители «обычных» детей должны стать союзниками в работе тьютора.
Некоторые родители весьма неоднозначно относятся к тому, что вместе с их детьми будут учиться и дети с ОВ3. Нередко это их пугает. По нашему мнению,
причина - отсутствие опыта общения с такими детьми. Родители этих детей, лишенные поддержки и содействия в судьбе их ребенка, становились, по сути, отчужденными от жизни общества либо были вынуждены скрывать, что их ребенок имеет серьезные нарушения физического или психического здоровья.
Общаясь с родителями, тьютор должен всячески подчеркивать важность и необходимость равного отношения ко всем детям.
К сожалению, изменение отношения к людям с особенностями развития происходит очень медленно. Если со стороны администраций всех уровней уже наметились конкретные пути реализации программ социальной адаптации детей с ОВЗ и их семей, то изменение общественного сознания - процесс долгий.
Для того чтобы он шел быстрее, необходимо изменить психологию «здоровых людей». «Здоровый человек» (или «здоровый ребенок») - понятие весьма условное. Тем не менее, есть определенная грань, за которой оказываются те дети, физическое и психическое состояние здоровья которых не позволяет им без посторонней помощи обеспечивать себя, быть самостоятельными. Но в некоторые периоды жизни каждый человек по тем или иным причинам может быть сильно зависимым от других людей. Это еще раз подтверждает тезис об «условности» деления людей на «здоровых» и «нездоровых». Важно понимать, что каждый человек испытывает потребность в определенного рода заботе. Дети нуждаются в заботе родителей, пожилые родители - в заботе своих взрослых детей. Здесь речь, скорее, идет о таком понятии, как «немощность». «Немощный» означает «не могущий». Очевидно, что если есть тот, кто «не может», значит должен быть тот, кто может. Рассуждение на таком уровне снимает множество предрассудков и ненужных дискуссий о правах и обязанностях добропорядочного гражданина.
Важно донести до детей и их родителей, что через опыт общения с детьми с ОВЗ мы можем развивать в наших детях гуманистические ценности. Тогда уйдет страх общения с «особыми» детьми, а на его место придут сострадание, терпение, участие и стремление помогать - словом, все те качества, которые родители современных детей с таким трудом стремятся в них развивать. Школа в данном случае фактически отказывает родителям огромную помощь, создавая воспитательную среду и для этой стороны жизни «обычного» ребенка.
4. Документация, заполняемая тьютором
Тьютор ведет следующую документацию:
- план работы на год, четверть;
- программа сопровождения ИОТ и ИУП обучающегося;
- график работы с тьюторской группой (обучающимся);
- дневник наблюдений;
- анализ реализации программы сопровождения ИОТ и ИУП;
- материалы мониторинга образовательных эффектов и результатов индивидуализации образования на уровне тьторантов и их семей;
- журнал учета посещаемости и успеваемости тьторантов.
Тьютор ведет документацию в соответствии с действующими методическими рекомендациями и соответствующим локальным актом образовательной организации.
3. Взаимодействие тьютора с родителями подопечного.
Активность родителей и понимание ими сути и цели образования является необходимым условием эффективности образовательного процесса и процесса социализации детей с ОВЗ. Основными направлениями работы с родителями могут стать: - установление контакта с родителями, объяснение задач, составление плана совместной работы; - оказание родителям эмоциональной поддержки; - содействие родителям в получении информации об особенностях развития ребенка и прогнозе его развития; - формирование у родителей адекватного отношения к своему ребенку, умения принять ответственность в процессе анализа проблем ребенка, реализации стратегии помощи; - формирование интереса к получению теоретических и практических умений в процессе обучения и социализации ребенка; - проведение совместного анализа промежуточных результатов, разработка дальнейших этапов работы.
Работа с родителями предусматривает также участие психолога, педагога-дефектолога, врача, социального работника и других специалистов.
Родители подопечного - дополнительный ресурс команды взрослых. Родители ученика с ОВЗ могут стать активными помощниками в работе специалистов с их ребенком. У родителей и ребенка появляется важная тема для разговоров - жизнь в саду, школе. Обсуждение этой темы должно носить позитивный характер. Тьютор может ежедневно передавать родителям записи из дневника наблюдений, чтобы родители могли представить картину происходящего на уроках, во внеурочной деятельности. Важно, чтобы тьютор соблюдал соответствующие правила корректности ведения таких записей. Необходимо рассказывать родителям о трудностях и, главное, о том, каким образом их удалось преодолеть. Тьютор, опять же, может поинтересоваться у родителей, как ребенок справляется с домашними заданиями и возникают ли у него проблемы в этой связи, давать рекомендации. Тьютор может познакомить родителей с ресурсной картой образовательной деятельности их ребенка.
Роль тьютора как посредника между ребенком, учителем и родителями - помочь родителям в обретении спокойствия и настроить их на необходимый деловой лад. В случае, когда родители готовы активно сотрудничать, но не знают как,
необходимо в начале года (а лучше до начала занятий в школе) встретиться всем вместе: учителю, тьютору и родителям. На встрече необходимо познакомиться, обсудить общие организационные моменты (программу, по которой обучается ребенок, количество уроков, расписание звонков, нахождение мест общего пользования и т.п.), распределить задачи.
К сожалению, есть и такие родители, которые, отдав ребенка в обычную
школу, считают, что школа должна взять на себя всю ответственность за успешность дела. В таком случае на плечи тьютора ложится непростая задача: донести до родителей идею о том, что только в команде (тьютор - учитель родитель) можно добиться желаемого результата.
Родители «обычных» детей должны стать союзниками в работе тьютора.
Некоторые родители весьма неоднозначно относятся к тому, что вместе с их детьми будут учиться и дети с ОВ3. Нередко это их пугает. По нашему мнению,
причина - отсутствие опыта общения с такими детьми. Родители этих детей, лишенные поддержки и содействия в судьбе их ребенка, становились, по сути, отчужденными от жизни общества либо были вынуждены скрывать, что их ребенок имеет серьезные нарушения физического или психического здоровья.
Общаясь с родителями, тьютор должен всячески подчеркивать важность и необходимость равного отношения ко всем детям.
К сожалению, изменение отношения к людям с особенностями развития происходит очень медленно. Если со стороны администраций всех уровней уже наметились конкретные пути реализации программ социальной адаптации детей с ОВЗ и их семей, то изменение общественного сознания - процесс долгий.
Для того чтобы он шел быстрее, необходимо изменить психологию «здоровых людей». «Здоровый человек» (или «здоровый ребенок») - понятие весьма условное. Тем не менее, есть определенная грань, за которой оказываются те дети, физическое и психическое состояние здоровья которых не позволяет им без посторонней помощи обеспечивать себя, быть самостоятельными. Но в некоторые периоды жизни каждый человек по тем или иным причинам может быть сильно зависимым от других людей. Это еще раз подтверждает тезис об «условности» деления людей на «здоровых» и «нездоровых». Важно понимать, что каждый человек испытывает потребность в определенного рода заботе. Дети нуждаются в заботе родителей, пожилые родители - в заботе своих взрослых детей. Здесь речь, скорее, идет о таком понятии, как «немощность». «Немощный» означает «не могущий». Очевидно, что если есть тот, кто «не может», значит должен быть тот, кто может. Рассуждение на таком уровне снимает множество предрассудков и ненужных дискуссий о правах и обязанностях добропорядочного гражданина.
Важно донести до детей и их родителей, что через опыт общения с детьми с ОВЗ мы можем развивать в наших детях гуманистические ценности. Тогда уйдет страх общения с «особыми» детьми, а на его место придут сострадание, терпение, участие и стремление помогать - словом, все те качества, которые родители современных детей с таким трудом стремятся в них развивать. Школа в данном случае фактически отказывает родителям огромную помощь, создавая воспитательную среду и для этой стороны жизни «обычного» ребенка.
4. Документация, заполняемая тьютором
Тьютор ведет следующую документацию:
- план работы на год, четверть;
- программа сопровождения ИОТ и ИУП обучающегося;
- график работы с тьюторской группой (обучающимся);
- дневник наблюдений;
- анализ реализации программы сопровождения ИОТ и ИУП;
- материалы мониторинга образовательных эффектов и результатов индивидуализации образования на уровне тьторантов и их семей;
- журнал учета посещаемости и успеваемости тьторантов.
Тьютор ведет документацию в соответствии с действующими методическими рекомендациями и соответствующим локальным актом образовательной организации.