Файл: Методические указания обучающимся по теме практического занятия Физические качества сила, скорость, выносливость Факультет.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 46

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Средства развития скорости

• Подвижные и спортивные игры по упрощенным правилам;
• Эстафеты;
• Бег с утяжелителями;
• Силовые упражнения;
• Упражнения на растягивание мышц и связок;
• Бег, плавание с максимальной или вариативной частотой движений;


• Бег, плавание с ускорением;

Бег, плавание «с хода» - преодоление короткого отрезка с максимальной скоростью;

• Тренировка «стартового разгона»;

Бег, плавание с вариативной скоростью в пределах 70-100% от инд.максимума;
• Упражнения с резким изменением темпа, длины шага и направления движения;
скоростной бег, езда на велосипеде по рельефной волнообразной поверхности;


Скоростные упражнения в облегченном режиме;

Скоростные упражнения в усложненном режиме;

Скоростные упражнения с применением дополнительных предметов;

Скоростно-силовые упражнения.

 Методические ошибки при развитии скорости:

• Выполнение скоростных упражнений в холодную погоду, на скользкой или неровной поверхности;
• Резкое увеличение объема скоростных упражнений;
• Недостаточное усвоение техники скоростных упражнений;
• Перегрузка отдельных звеньев опорно-двигательного аппарата;
• Некачественная разминка;
• Выполнение скоростных упражнений на фоне физической или координационной усталости.



ВЫНОСЛИВОСТЬ ˗ способность к эффективному выполнению упражнения, преодолевая развивающееся утомление. Выделяют выносливость общую и специальную.
Общая выносливость - это способность человека максимально долго совершать динамическую работу определенной интенсивности, которая требует функционирования подавляющего большинства скелетных мышц. Спортивный результат на 85-100% зависит от общей выносливости.

Специальная выносливость - это способность проявлять мышечные усилия в соответствии со особенностями конкретного вида спорта и направлена на выполнение длительных специфических нагрузок.

Уровень развития специальной выносливости зависит:

  • общей выносливости;

  • скоростных возможностей спортсмена; (быстроты и гибкости работающих мышц);

  • силовых качеств спортсмена;

  • технико-тактического мастерства и волевых качеств спортсмена.

Виды специальной выносливости:


Скоростная выносливость, способность удерживать максимальную или субмаксимальную интенсивность работы (скорость или темп движений либо такое соотношение скоростей, – например, на первой и второй половине дистанции, – при котором дистанция преодолевается в полную силу).

Физиологической основой скоростной выносливости являются анаэробные возможности организма с обеими их фазами – алактатной и гликолитической. Мощность упражнений при такой работе достигает 85–98 % от максимальной. Продолжительность работы может быть 8–45 сек. (максимальная интенсивность) или 45–120 сек. (субмаксимальная интенсивность).

 Силовая выносливостьотражает способность длительно выполнять силовую работу без снижения ее эффективности. Двигательная деятельность при этом может быть ациклической, циклической и смешанной. Силовая выносливость требует анаэробно-аэробного режима работы мышц.

Под  координационной выносливостью понимают способность противостоять утомлению в двигательной деятельности, предъявляющей повышенные требования к координационным способностям человека. Координационная выносливость проявляется при неоднократном выполнении координационно-сложных, технико-тактических действий (в спортивных играх или единоборствах, в процессе длительного выполнения гимнастических упражнений, требующих высокого уровня координационных возможностей).

Различные виды и типы выносливости независимы или мало зависят друг от друга (можно обладать высокой силовой выносливостью, но недостаточной скоростной или низкой координационной. Высокая выносливость, скажем, в плавании не гарантирует таковую в гимнастике и т.д.).

К факторам, влияющим на развитие выносливости относятся:

  • структура мышц (степень развития внутримышечных структур, двигательных единиц );

  • количество источников энергии (гликоген, глюкоза, жиры, белки);

  • активность буферной системы мышц и крови;

  • внутримышечная координация (согласованность внутримышечных структур);

  • межмышечная координация (синхронизация возбуждения мышц синергистов, торможение антагонистов, рациональное, согласованное, последовательное включение соответствующего кинематического звена);

  • подвижность нервных процессов;

  • производительность сердечно-сосудистой и дыхательной систем;

  • концентрация волевых усилий;

  • уровень развития других физических качеств;

  • техническая, тактическая и психическая подготовка.


 Главный фактор, определяющий высокий уровень выносливости - это эффективность функционирования системы снабжения организма кислородом;

Возрастные особенности развития выносливости

У юношей общая выносливость имеет высокие темпы развития в 8-10, 11-12, 14-15 лет. В возрасте 15-16 лет темпы развития общей выносливости резко снижаются.

Скоростная выносливость имеет высокие темпы прироста в 13-14 и 15-16 лет. Средние темпы прироста приходятся на возраст 11-13, 14-15, 16-17 лет.

У девушек общая выносливость имеет высокие темпы прироста в 10-13 лет. В 13-15 лет наблюдается низкий темп её развития. На возраст 15-17 лет приходятся средние темпы развития общей выносливости.

Наибольшие абсолютные величины показателей разных видов выносливости наблюдаются у людей, которые достигли биологической зрелости и приходятся на возрастной период от 20-22 до 30-32 лет.

Методы развития выносливости

• Непрерывного стандартизированного упражнения (пример: ходьба 20-30 мин, сначала достигают должной продолжительности, а затем должной интенсивности);
• Непрерывного вариативного упражнения (многоразовое изменение интенсивности нагрузки за время тренировки);
• Непрерывного прогрессирующего упражнения (неуклонное возрастание величины нагрузки в ходе выполнения тренировочного задания);
• Интервального стандартизированного упражнения – выполнение строго дозированных тренировочных заданий по продолжительности и интенсивности рабочих фаз, а также по продолжительности и характеру пауз отдыха.


Средства развития выносливости:

При развитии выносливости с помощью циклических и ряда других упражнений (ходьба, плавание, бег, лыжные гонки спортивные и подвижные игры, а также
дыхательные упражнения, как вспомогательное средство развития выносливости
)нагрузка определяется следующими пятью факторами:

  • абсолютная интенсивность упражнений (скорость передвижения ит.д.);

  • продолжительность упражнений;

  • продолжительность интервалов отдыха;

  • характер отдыха (активный либо пассивный) и формы активного

  • отдыха;

  • число повторений упражнения.


Методические ошибки при развитии выносливости

Недостаточное внимание к укреплению опорно-двигательного аппарата;
Однообразие средств и методов развития выносливости;
Форсирование тренировочных нагрузок и несоответствие уровня физических нагрузок
функциональным возможностям кардиореспираторной системы;
Проведение тренировок при недомогании или при утомлении.



Контрольные вопросы по теме занятия.

  1. Дайте характеристику скоростных способностей.

  2. Перечислите средства развития быстроты.

  3. Опишите методические рекомендации по предупреждению травматизма при развитии быстроты.

  4. Дайте определение физическому качеству выносливость.

  5. Перечислите средства развития выносливости.

  6. Дайте методические рекомендации по предупреждению травматизма при развитии выносливости.

  7. Охарактеризуйте физическое качество сила.

  8. Перечислите факторы, определяющие силовые возможности.

  9. Назовите средства развития силы.

  10. Опишите методические ошибки при развитии силы и рекомендации по предупреждению травм.

  11. Назовите факторы, обуславливающие развитие быстроты.

  12. Перечислите факторы, обуславливающие проявление выносливости.


Список литературы:

1. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры : учебник / Л. П. Матвеев. – 4-е изд. – Москва : Спорт, 2021. – 521 с. – ISBN 978-5-907225-59-6. – URL: https://lib.rucont.ru/efd/739883. – Текст: электронный.

2. Матвеев, Л. П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты : учебник (для вузов физической культуры и спорта) / Л. П. Матвеев. – 7-е изд., стер. – Москва : Спорт, 2020. – 345 с. – ISBN 978-5-906132-50-5. – URL: https://lib.rucont.ru/efd/727768. – Текст: электронный.

3. Естественно-научные основы физической культуры и спорта : учебник / под редакцией А. В. Самсонова, Р. Б. Цаллагова. – Москва : Советский спорт, 2014. – 464 с. – ISBN 978-5-9718-0697-4. – URL: https://lib.rucont.ru/efd/279259. – Текст: электронный.

4. Мандриков, В. Б. Курс лекций по дисциплине «Физическая культура и спорт» : для студентов медицинских и фармацевтических вузов / В. Б. Мандриков, И. А. Ушакова, Н. В. Замятина. – Волгоград : ВолгГМУ, 2019 – 288 с. – ISBN 9785965205523 – URL: https://www.books-up.ru/ru/book/kurs-lekcij-po-discipline-fizicheskaya-kultura-i-sport- 9749563/. – Текст: электронный.