Файл: Методики, авторы, на какие психические процессы направлена.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 40
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задание 1. Напишите психологическую характеристику детей младшего школьного возраста. При написании характеристики необходимо указать методики для диагностики (название методики, авторы, на какие психические процессы направлена).
Внимание:
Методика “Изучение переключения внимания”
Внимание
. Методика "Изучение переключения внимания"
Цель: изучение и оценка способности к переключению внимания.
Оборудование: таблица с числами черного и красного цветов от 1 до 12, написанными не по порядку; секундомер.
Порядок исследования. По сигналу исследователя испытуемый должен назвать и показать числа : а) черного цвета от 1 до 12; б) красного цвета от 12 до 1; в) черного цвета в возрастающем порядке, а красного - в убывающем (например, 1 - черная, 12 - красная, 2 - черная, 11 - красная и т.д.). Время опыта фиксируется с помощью секундомера.
Обработка и анализ результатов. Разность между временем, необходимым для завершения последнего задания, и суммой времени, затраченного на работу над первым и вторым, будет тем временем, которое испытуемый расходует на переключение внимания при переходе от одной деятельности к другой.
2. Оценка устойчивости внимания методом корректурной пробы
Цель: исследование устойчивости внимания учащихся.
Оборудование: стандартный бланк теста «Корректурная проба», секундомер.
Порядок исследования. Исследование необходимо проводить индивидуально. Начинать нужно убедившись, что у испытуемого есть желание выполнять задание. При этом у него не должно создаваться впечатление, что его экзаменуют. Испытуемый должен сидеть за столом в удобной для выполнения данного задания позе. Экзаменатор выдает ему бланк «Корректурной пробы» и разъясняет суть по следующей инструкции: «На бланке напечатаны буквы русского алфавита. Последовательно рассматривая каждую строчку, отыскивай буквы «к» и «р» и зачеркивай их. Задание нужно выполнить быстро и точно». Испытуемый начинает работать по команде экспериментатора. Через десять минут отмечается последняя рассмотренная буква.
Обработка и анализ результатов. Сверяются результаты в корректурном бланке испытуемого с программой - ключом к тесту. Подсчитываются общее количество просмотренных за десять минут букв, количество правильно вычеркнутых за время работы букв, количество букв, которые необходимо было вычеркнуть. Рассчитывается продуктивность внимания, равная количеству просмотренных за десять минут букв и точность, вычисленная по формуле
К = m/nх100%, где К - точность, n - количество букв, которые необходимо было вычеркнуть, m - количество правильно вычеркнутых во время работы букв.
3. Исследование особенностей распределения внимания
(методика Т.Е. Рыбакова)
Оборудование: бланк, состоящий из чередующихся кружков и крестов (на каждой строчке семь кружков и пять крестов, всего 42 кружка и 30 крестов), секундомер.
Порядок исследования. Испытуемому предъявляют бланк и просят считать вслух, не останавливаясь (без помощи пальца), по горизонтали число кружков и крестов в отдельности.
Обработка и анализ результатов. Экспериментатор замечает время, которое требуется испытуемому на весь подсчет элементов, фиксирует все остановки испытуемого и те моменты, когда он начинает сбиваться со счета. Сопоставление количества остановок, количества ошибок и порядкового номера элемента, с которого испытуемый начинает сбиваться со счета, позволит сделать вывод об уровне распределения внимания у испытуемого.
Задание 2. Составьте подборку игр-упражнений, которые способствуют развитию общения и развитию правил поведения в среде (группе) сверстников. При написании подборки необходимо опираться на возрастные и психологические особенности данного возраста.
Коммуникативные способности позволяют ребенку решать разного рода задачи, возникающие в общении: преодолевать эгоцентризм (т.е. понимать позицию и состояние другого человека, несовпадающие с его собственными), распознавать различные коммуникативные ситуации и правила действия в них, выстраивать в коммуникативной ситуации свое поведение адекватно и творчески.
Ребёнок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвлённым и отвергнутым, что может привести к эмоциональному неблагополучию: снижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости, формированию тревожности, или, наоборот, к чрезмерной агрессивности поведения. Во всех случаях такой ребёнок сосредоточен на своём «Я», которое замкнуто на своих преимуществах (недостатках) и обособлено от других. Доминирование такого отчуждённого отношения к сверстникам вызывает естественную тревогу, поскольку оно не только затрудняет общение
Игры и упражнения на развитие коммуникативных навыков. Эти игры направлены на развитие навыков конструктивного общения, умения получать радость от общения, умение слушать и слышать другого человека, эмоциональной сферы.
Ни в коем случае нельзя насильно (запретами, угрозами) заставлять ребенка делать то, чего он не хочет или к чему еще не готов. Принуждениями можно только отбить интерес к игре, сделать ее бессмысленной. Доброжелательность, установка на сюрприз и разного рода неожиданности, ваше удивление или восхищение, в общем, ваша эмоциональная выразительность и заразительность – вот главные средства в работе
ОБЩЕНИЕ БЕЗ СЛОВ.
Цель: сформировать навыки непосредственно вербального общения, что предполагает отказ от привычных для детей вербальных и предметных способов взаимодействия.
Жизнь в лесу
Взрослый садится на пол и рассаживает детей вокруг себя. «Давайте поиграем в животных в лесу. Звери не знают человеческого языка. Но ведь им надо же как-то общаться, поэтому мы придумали свой особый язык. Когда мы хотим поздороваться, мы тремся друг о друга носами (воспитатель показывает, как это делать, подходя к каждому ребенку), когда хотим спросить, как дела, мы хлопаем своей ладонью по ладони другого (показывает), когда хотим сказать, что все хорошо, кладем свою голову на плечо другому, когда хотим выразить другому свою дружбу и любовь тремся об него головой (показывает). Готовы? Тогда начали. Сейчас утро, вы только что проснулись, выглянуло солнышко». Дальнейший ход игры ведущий может выбирать произвольно (например, подул холодный ветер и животные прячутся от него, прижавшись, друг к другу; животные ходят, друг к другу в гости; животные чистят свои шкурки и т.д.). При этом важно следить за тем, чтобы дети не разговаривали между собой, не принуждать детей играть, подбадривать новых участников и т.д. Если дети начинают разговаривать, воспитатель подходит к ним и прикладывает палец к губам.
Добрые эльфы
Учитель садится на пол, собирает детей вокруг себя и рассказывает сказку: «Когда-то давным-давно люди не умели спать. Они работали и днем и ночью и, конечно же, очень уставали. И тогда добрые эльфы решили им помочь. Когда ласково убаюкивали, присылали им добрые сны. И люди засыпали. Они не знали, что их сон дело рук добрых эльфов, ведь эльфы не умели разговаривать на человеческом языке и были невидимы. Неужели вы никогда об этом не слышали? А ведь они прилетают к каждому из вас до сих пор и охраняют ваш сон. Давайте поиграем в добрых эльфов. Пусть те, кто сидит по правую руку от меня, будут людьми, а те, кто по левую эльфами. А потом мы поменяемся. Готовы? Начали. Наступила ночь, люди ложатся спать, а добрые эльфы прилетают и убаюкивают их». Дети-люди
лежат на полу и спят, дети-эльфы подходят к каждому из них, нежно гладят, тихо напевают песенки, треплют волосы и т.д. Потом дети меняются ролями.
Волны
Учитель собирает детей вокруг себя и говорит: «В море обычно бывают небольшие волны, и так приятно, когда они ласково омывают тебя. Давайте сейчас превратимся в морские волны, будем двигаться так же, как они, шелестеть и журчать, улыбаться, как волны, когда они искрятся на солнце». Затем взрослый предлагает всем желающим по очереди искупаться в море. Купающийся становится в центре, «волны» окружают его и, поглаживая, тихонько журчат.
Зоопарк
Количество играющих: две команды.
Описание игры: интереснее играть командами. Одна команда изображает разных животных, копируя их повадки, позы, походку. Вторая команда — зрители — они гуляют по «зверинцу», «фотографируют» животных, хвалят их и угадывают название. Когда все животные будут угаданы, команды меняются ролями.
Комментарий: нужно стимулировать детей к тому, чтобы они передавали повадки того или иного животного, а также по своему желанию наделяли его какими-либо чертами характера.
Задание 3. Напишите ошибки взаимодействия и общения при организации взаимодействия с детьми во время проведения занятий. Составьте рекомендации по эффективному взаимодействию с воспитанниками.
Первая ошибка педагогов, по – моему мнению, это авторитарная позиция, которая проявляется в строгих требованиях, указаниях, «дрессировке» детей, наказаниях, подавлении естественной активности детей. Педагог не интересуется личными переживаниями детей, не пользуется у них доверием. Дети перестают реагировать на спокойный голос, так как привыкли к сильным стимулам (окрикам, повышением голоса)
Внешний порядок и дисциплина являются следствием строгой проверки и контроля учащихся со стороны учителя. Это создает напряженность во взаимоотношениях между учителем и детьми, нередко приводит к конфликтам между ними.
Взаимодействие – это согласованная деятельность по достижению совместных целей и результатов, по решению участниками значимой для них проблемы или задач. Оно происходит только тогда, когда учитель и ученик понимают и уважают друг друга, а значит и доверяют друг другу. Именно такое взаимодействие учителя и ученика на уроке, основанное на понимании, доверии, уважении друг друга, помогает достичь основной образовательной цели.
Основные рекомендации для эффективного взаимодействия педагога с учениками:
- соблюдать дистанцию в межличностных отношениях. Педагог должен сохранять свою ведущую роль по отношению к подрастающему поколению.
- сочетать требовательность с уважением к человеку, независимо от возраста, статуса, успехов и неудач
- не зацикливаться на ошибках и недостатках, а наоборот, стараться открывать положительное в учениках, обращать на это внимание
- с добром относиться ко всем детям, оптимистично смотреть на их возможности прогрессивного развития
- сохранять и поощрять дружелюбные отношения в детском коллективе.
- стараться в ходе занятий, чтобы дети были соучастниками, а не присутствующими
-
Задание 4. Разработайте проект интерактивной группы в сети Internet для родителей и педагогов для решения задач обучения и воспитания, где родители и педагоги могли бы эффективно общаться по возникающим проблемам педагогического взаимодействия.
Создаем группу в любой социальной сети или мессенджере
Я создала группу «WhatsApp», добавила туда родители учеников и классного руководителя класса.
Задание 5. Напишите правила психологического эффективного взаимодействия с родителями при проведении индивидуальных консультаций.
1 правило. Доброжелательный стиль общения
Позитивный настрой на общение является прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагога с родителями. В общении с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Именно от педагога зависит каким будет отношение семьи к школе в целом.
2 правило. Особенный подход
Индивидуальный подход необходим в работе с родителями. Ведь педагог, общаясь с родителями. Должен чувствовать ситуацию, настроение родителей. Именно тут пригодится педагогическое умение. Все фразы должны быть корректны. Категоричные высказывания всегда настораживают родителей и настраивают против вас.
3 правило. Сотрудничество
Современные родители осведомленные, хорошо знающие как воспитывать своё чадо. Потому эффективным будет создать атмосферу взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива школы разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь. Не навязывайте родителям свою точку зрения и не «учите жизни» их
4 правило. Подготовка
Любые мероприятия. Независимо от масштаба их проведения, должны быть серьёзно подготовлены. Главное качество.