Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 118
Скачиваний: 2
1.2 Юридические фикции в правовых документах
Глава 2. Правовые презумпции в праве
2.1 Сущность правовых презумпций
Презумпция означает предположение о существовании каких-либо фактов, событий, обстоятельств. В основе презумпции – повторяемость жизненных ситуаций. Раз нечто систематически происходит, то можно предположить, что при аналогичных условиях оно повторилось или повторяется и на этот раз. Такой вывод не достоверный, а вероятный. Следовательно, презумпции носят предположительный, прогностический характер. Тем не менее, они служат важным дополнительным инструментом познания окружающей действительности. Презумпции выступают в качестве средства, помогающего установлению истины. В этом их научная и практическая ценность[6].
Правовые презумпции определяются в литературе как закрепленные в нормах права предположения о наличии или отсутствии юридических фактов. Эти предположения основаны на связи с реально происходящими процессами и подтверждены предшествующим опытом.
Правовые презумпции — это не законодательные нормы, а специфические разновидности правил (принципов), выработанных в ходе длительного развития юридической теории и практики. Будучи продуктом опыта, они играют важную регулятивно-организующую роль в сфере правотворчества, правоприменения, судебной, прокурорской и следственной деятельности, оказывают влияние на становление и развитие правосознания, упрочение законности. Область их применения обширна. В сущности, это тоже социальные регуляторы, но весьма своеобразные.
Как приемы правового регулирования, они оказываются полезными и необходимыми при возникновении различных “нестандартных ситуаций”. Но ими пользуются и при обычном, нормальном функционировании правовой системы. Природа этих явлений изучена недостаточно полно. В учебной литературе они, как правило, не освещаются, в программах не значатся. Им не находится места в общей классификации социальных норм, в том числе среди правовых (в качестве самостоятельных). Между тем знания о них важны для профессиональной подготовки юристов.
Правовые презумпции – это разновидности общих презумпций. Особенность первых, как это вытекает из приведенного определения, состоит в том, что они прямо или косвенно отражаются в нормативных актах, обусловлены потребностями юридического опосредования общественных отношений и действуют только в правовой сфере[7].
Юридическая презумпция, в соответствии с данным подходом, – это такое предположение (а с латинского praesumptio именно так и переводится), косвенно или прямо закрепленное в правовой норме, в соответствии с которым определенный порядок вещей в области общественных отношений признается обычным, нормальным и, в силу этого, не требующим доказывания.
В юридической литературе были выработаны следующие критерии отграничения данных правовых явлений, показанных на рисунке 2.
Рисунок 3 — Критерии отграничения данных правовых явлений[8]
Из этого определения можно вывести все существенные признаки презумпции[9]:
- презумпция – это юридико-технический способ, используемый в законотворчестве и правоприменении;
- презумпция – всегда вероятное предположение, причем вероятность его истинности может быть, как относительно высока, так и приближаться к абсолютному нулю (например, знания закона, невиновности);
- правовые презумпции являются разновидностью общих. Отличие же состоит в основном в том, что юридические презумпции закреплены (прямо или косвенно) в правовых нормах;
- презумпции имеют отношение к наличию или отсутствию определенных обстоятельств, имеющих правовое значение и влекущих правовые последствия, т.е. юридических фактов. В силу этого вопрос о презумпциях и фикциях традиционно рассматривается наряду с проблематикой юридических фактов.
Если говорить о методе построения презумпций, то единственно возможным методом выведения презумпций является несколько усложненный метод популярной индукции, т.е. метод обобщения путем простого перечисления. В праве никогда нельзя быть до конца уверенным, что данное предположение истинно. Тем более, что общественные науки точными не являются и исключения в них встречаются гораздо чаще, чем хотелось бы. Вот и получается, что презумпции – это предположения, обладающие той или иной степенью вероятности. На основании этого положения можно сделать вывод о том, что так называемых "неопровержимых" презумпций не существует, т.к. для любого предположения можно найти хотя бы одно исключение.
Рисунок 4— Виды презумпций[10]
В зависимости от закрепления презумпций в правовой норме выделяют презумпции фактические и юридические. Соответственно, первые в нормах вообще не закрепляются, а вторые либо закрепляются, либо выводятся из них путем толкования.
Фактические презумпции делятся на:
Поисковые фактические презумпции могут иметь разную степень вероятности, поэтому они делятся на высоковероятные, средневероятные и маловероятные.
Фактические презумпции правового значения по сути не имеют. Но они могут учитываться при формировании внутреннего убеждения правоприменителя (например, судьи).
Если презумпция закреплена в диспозитивной норме заинтересованной стороне достаточно будет указать на наличие иного варианта поведения. В случае императивной презумпции очевидно, что иного варианта поведения нет, следовательно, и доказывание должно идти другим путем.
Рассмотрим подробнее содержание презумпций в конституционном праве. Первая их разновидность Презумпции принципы. Для решения противоречий целесообразно привести классификацию конституционных принципов, которые наиболее полно выстроены на основе критерия значимости систематизирующей роли науки конституционного права по следующим уровням: первые фундаментальные для всех отраслей, общие конституционно-правовые; по блокам отношения; специальные принципы. Конституционные принципы тесно связаны с потребностями они могут выступать как в качестве таковых, так и не выполняет главную роль.
Конституционные презумпции тесно связаны с принципами, следует выделять основополагающие презумпции, которые распространяют действие на все вопросы права и этим объединяют правовую систему.
Среди специальных презумпций- принципов, связанных с конкретными конституционно правовыми институтами, выделяется блок презумпций в разделе судебная власть. Прости такого примера следует выделять презумпцию принцип ответственности родителей за воспитание детей, в соответствии со статьей 38 конституции РФ.
Разновидности конституционных и функцииэто приём пищи компетентности. Презумпция компетенции – это способ формулирования компетенции субъектов конституционного права в конституции или законе, при котором такая компетенции определяет что-нибудь об установление конкретных правомочий в отношении определенных предметов ведения РФ, введена норма, содержащий общие указания об отнесении большего или меньшего комплекса вопросов государственного управления проведению данного субъекта.
Результат, во-первых, где разграничения компетентности российской федерацией и её субъектами. И, во-вторых, между различными органами публичной власти одного уровня. Примером такое презумпция является статья 73 Конституции РФ: вне пределов ведения российской федерации правомочен российской федерации и субъектов российской федерации обладают всей полнотой государственной власти.
Еще одно основание для классификации юридических презумпций – применение их в процессуальных или же материальных правоотношениях.
Эта классификация также является довольно сомнительной, поскольку почти все презумпции значимы в первую очередь для процесса доказывания. Так, что чисто материальную презумпцию найти сложно. Но обычно называют презумпцию возмездности договора в гражданском праве, отцовства в семейном праве и некоторые другие.
Кроме того, презумпции делят на общеправовые или презумпции-принципы, межотраслевые и отраслевые.
Значение презумпций можно рассмотреть в трех основных аспектах: социальном, юридическом и политическом. Отсутствие некоторых презумпций в праве влечет сложности в развитии социальных отношений. Говоря о юридическом значении презумпций, то нужно различать его теоретическую и практическую стороны. С теоретической точки зрения презумпция является вспомогательной нормой, которая интегрируется в нормативно-правовой массив и вместе с основными нормами образует единый регулятор общественных отношений, является элементом правового механизма.
Юридико-практическое значение состоит в том, что, во-первых, презумпции освобождают участников судебного процесса от доказывания определенных фактов, которые закон признает существующими. Во-вторых, презумпция распределяет бремя доказывания, указывая на то, кто и каким образом может опровергать презюмируемый факт, что позволяет устранить споры, ускорить по ним разбирательство, принять законное и обоснованное решение. Социальное значение состоит в том, что презумпции служат единообразному правовому регулированию, стабильности правопорядка, защите граждан. Они помогают установить рациональный и справедливый порядок доказывания обстоятельств дела путем распределения обязанности доказывания между участниками процесса. Некоторые презумпции имеют важное политическое значение, показывают на определенное отношение государства к человеку.
Например, установление презумпции невиновности в уголовном праве или презумпции добросовестности в гражданском праве свидетельствует о том, что государство относится к отдельному человеку прежде всего, как к честному, правдивому, порядочному члену общества, однако совершенно справедливо допуская при этом возможность опровержения этих презумпций в отдельных случаях. Такие презумпции приобретают значение принципов права, что также обусловливает их политическое значение.
Проанализировав вышесказанное, можно сделать несколько выводов о значении правовых презумпций:
- они вносят определенность в разрешение юридического дела, что позволяет обойти юридические тупики;
- правовые презумпции позволяют экономить без ущерба для дела время, затрачиваемое на рассмотрение правоприменительного казуса, тем самым ускоряя юридический процесс;
- они убыстряют выполнение государством своих функций, поскольку используются и в управленческой деятельности;
- с помощью презумпций законодатель демонстрирует положительное отношение к человеку.
Таким образом, презумпции используются именно тогда, когда иными способами установить какой-либо факт не представляется возможным. Подобная правовая неопределенность может привести к торможению механизма правового регулирования, вплоть, например, до остановки гражданского оборота. Кроме того, многие презумпции выступают в роли принципов права, ведущих, руководящих начал правового регулирования, установленных государством. Они показывают на отношение государства к человеку.
Правовые презумпции определяются в литературе как закрепленные в нормах права предположения о наличии или отсутствии юридических фактов. Эти предположения основаны на связи с реально происходящими процессами и подтверждены предшествующим опытом
Правовые презумпции — разновидности общих презумпций. Особенность первых, как это вытекает из приведенного определения, состоит в том, что они прямо или косвенно отражаются в нормативных актах, обусловлены потребностями юридического опосредования общественных отношений и действуют только в правовой сфере. Наиболее характерные презумпции: презумпция знания закона (правознакомства). Априори предполагается, что каждый член общества знает (или по крайней мере должен знать) законы своей страны. Незнание закона не освобождает никого от ответственности за его нарушение. Во всех правовых системах исходят из того, что гражданин не может в качестве оправдания ссылаться на свою юридическую неосведомленность — это не будет принято во внимание, хотя заведомо ясно, что ни один человек не в состоянии познать все действующие в данном обществе правовые нормы и акты. Однако иная посылка была бы здесь крайне опасной. При этом само собой разумеется, что законы должны быть официально опубликованы, чтобы граждане имели объективную возможность с ними знакомиться и соотносить свое поведение с их требованиями.
Древняя мудрость гласит: “Закон не обязывает, если он не обнародован”. Институт промульгации (публичное объявление, доведение до всеобщего сведения) закреплен в Конституции РФ (ч. 3 ст. 15); презумпция невиновности, согласно которой каждый гражданин предполагается честным, добропорядочным и ни в чем не виновным, пока не будет в установленном порядке доказано иное, причем бремя доказывания лежит на тех, кто обвиняет, а не на самом обвиняемом.