Файл: Методические рекомендации по написанию учебно исследовательских (уирс) и научноисследовательских работ (нирс) студентов.pdf
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 124
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Во Введении
ссылки
не приводятся.
В первой главе, состоящей из двух или трех параграфов, приводится анализ литературных источников по выбранной тематике, история исследования данной проблемы. Содержание данной главы представляет собой теоретическое, реферативное описание уже имеющихся в данной науке исследований в русле избранной темы (с описанием позиции наиболее крупных исследователей в данной области). Необходимо учитывать и публикации в периодических изданиях, отражающие последние достижения в данной области. Требования к основной части: академический стиль (это умение выражать и обосновывать свои мысли посредством краткого, при этом достаточно убедительного научного текста),
доказательность, последовательность, логичность, отсутствие лишнего, необязательного материала.
Для более четкого изложения материала, необходимо составить план параграфа: При ее изложении следует избегать слепого копирования различных учебников, учебных пособий, книг. Грамотно выполненный обзор показывает, насколько глубоко студент знаком с работами, проблемой и сутью ранее выполненных исследований. Это свидетельство знания им предмета своей работы, его эрудиции и культуры.
Наиболее типичные ошибки при изложении этой части:
• стремление построить его на основе только книжного материала;
• неумение анализировать результаты выполненных ранее работ;
• изложение фактов, без раскрытия своего мнения по рассматриваемой проблеме, выявления слабых и сильных сторон;
• стремление насытить текст различными пространными цитатами;
• написание обзора без ссылок на проведенную исследователями работу;
• включение рассуждений, не имеющих отношения к исследуемой проблеме;
• имеется ссылка в тексте, а в СПИСКЕ ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И
ЛИТЕРАТУРЫ отсутствует данный автор.
Оформление ссылок и цитат в тексте представлены в квадратных скобках (см. пункт
Оформление работы). В первой части также дается анализ современного состояния проблемы на основе изучения эмпирических данных (анализ практики, учебников, программ и т.д.).
II этап. Подготовка и проведение экспериментального исследования (опытно-
экспериментальная работа).
Для проведения экспериментальной (опытно-экспериментальной) работы необходимо определить базу исследования, определить объекты изучения.
Методика проведения исследования разрабатывается на основе общей методологии научных исследований. Методика определяет методы, совокупность способов, приемов и подходов, при помощи которых решают поставленные задачи, раскрывают проблему исследования. В ходе ее разработки опираются, во-первых, на методологию научного познания, т.е. используемые методы и средства должны обеспечивать объективное отражение фактов, явлений и процессов в реальных и конкретных условиях, диалектически взаимосвязанных, взаимодействующих и развивающихся. Важно вскрывать качественные изменения, обнаруживать внутренние противоречия изучаемых процессов, показывать пути преодоления таких противоречий.
Во-вторых, методика исследования определяется содержанием и структурой конкретной работы, условиями ее выполнения, способами достижения поставленной цели. Обязательно рассматривать и методику оценки достоверности, статистических методов обработки результатов исследования.
В зависимости от объекта и предмета исследования выделяются следующие виды экспериментов.
Констатирующий эксперимент - экспериментатор выявляет свойства, явления, определенные качества испытуемых, он не изменяет их, не формирует и не развивает те, которые уже существуют.
Формирующий (преобразующий, обучающий) эксперимент ставит своей целью активное формирование, развитие тех или иных сторон психики, уровней деятельности,
экспериментатор изменяет участника, формирует у него такие свойства, качества, которых раньше не было или развивает те, которые уже существовали. При проведении формирующего эксперимента предусматривается наличие двух групп испытуемых: экспериментальная группа и контрольная группа. Экспериментальная группа – это испытуемые, непосредственно подвергающиеся экспериментальному воздействию в процессе исследования, то есть группа, с которой непосредственно работает экспериментатор. Контрольная группа помещается в те же условия, что и экспериментальная, за исключением того, что испытуемые в ней не подвергаются экспериментальному воздействию.
Для проведения формирующего эксперимента разрабатывается программа (комплекс занятий), к ее составлению предъявляются следующие требования.
Программа (или комплекс занятий) – изложение его целей, общей концепции, исходных гипотез вместе с логической последовательностью операций для их проверки; документ, в котором дается изложение и обоснование логики и методов изучения социального объекта в соответствии с решаемыми научными или практическими задачами.
Программа (или комплекс занятий) состоит из следующих структурных компонентов:
• Пояснительная записка – в ней определяется актуальность исследования, кто исследует данную проблему, на какие документы, источники, принципы опирается автор при составлении программы (комплекса занятий), цель и задачи, продолжительность (сроки) реализации программы, частота и время проведения занятий.
•
Для проведения формирующего эксперимента разрабатывается программа (комплекс занятий), к ее составлению предъявляются следующие требования.
Программа (или комплекс занятий) – изложение его целей, общей концепции, исходных гипотез вместе с логической последовательностью операций для их проверки; документ, в котором дается изложение и обоснование логики и методов изучения социального объекта в соответствии с решаемыми научными или практическими задачами.
Программа (или комплекс занятий) состоит из следующих структурных компонентов:
• Пояснительная записка – в ней определяется актуальность исследования, кто исследует данную проблему, на какие документы, источники, принципы опирается автор при составлении программы (комплекса занятий), цель и задачи, продолжительность (сроки) реализации программы, частота и время проведения занятий.
•
Тематический план, с указанием названия вида работы, форм, методов, количества часов (для репрезентативности программы необходимо не менее 20 часов).
• Ожидаемые результаты исследования – 3-5 пунктов.
• Содержание – полное описание всех видов работ.
• Список использованных источников и литературы при составлении программы
(или комплекса занятий).
• На программу требуется рецензия специалиста в исследуемой области, для комплекса занятий - экспертом является научный руководитель.
В тексте ВКР (2.1 или 2.2.) раскрываются: пояснительная записка, тематический план, ожидаемые результаты.
Текст программы (комплекс занятий) со всеми компонентами, представляется в
Приложении.
Контрольный эксперимент осуществляется при проведении формирующего эксперимента - это итоговый контрольный срез для выявления, сравнения и оценки полученных результатов двух групп между собой.
Методы математической статистики – раздел математики, который базируется на математических методах сбора, систематизации, обработки, интерпретации статистических данных.
Сравнительно-сопоставительный анализ
заключается в сравнении и сопоставлении результатов исследования, различных групп людей по возрасту, образованию, деятельности и общению, по различным качествам личности и др.
Интерпретационные методы направлены на теоретическое объяснение, трактовку изучаемого явления, свойства, определенных качеств личности. Интерпретация полученных результатов исследования объясняется на основе той или иной психолого-педагогической теории, выявляется правильность или ошибочность выдвинутой гипотезы исследования.
Завершается исследовательская работа разработкой психолого-педагогических
рекомендаций. Психолого-педагогическая рекомендация - это представленный в письменной форме проект возможного педагогического воздействия (содействия), изменения явления, процессов, свойств и качеств личности.
Успешность процесса разработки психолого-педагогических рекомендаций определяется такими факторами:
• теоретические знания по исследуемой проблеме,
• знание различных подходов, трактовок изучаемого явления, процесса, свойств и качеств личности;
• умение моделировать множество конкретных жизненных ситуаций, способствующих наиболее яркому проявлению личностных качеств;
• владение достаточно большим арсеналом приемов психолого-педагогического воздействия;
• знание сути психолого-педагогической рекомендации, ее структуры и особенностей;
• достоверные результаты экспериментального исследования, конкретные мероприятия, упражнения, тренинги.
Психолого-педагогические рекомендации характеризуются такими свойствами: адекватность, направленность, уровень обобщённости и др.
В ее структуре, в качестве основных компонентов выделяются: опора на теоретические положения по исследуемой проблеме, практический опыт, цель, адресат, результаты исследования, конкретные предложения (мероприятия, тренинги, упражнения, различные ситуации) по возможности изменения определенных явлений, проблем, свойств и качеств личности.
Часть материала (по усмотрению научного руководителя и студента), выносится в
Приложение (программы (комплексы заданий), тестовые методики, анкеты, первичные данные исследования, таблицы, диаграммы, планы-конспекты, анкеты, рисунки, фотографии и т.д.).
Каждая глава должна содержать выводы, в конце последнего параграфа.
Заключение(выводы) (Приложение 7) - сжато, в концентрированной форме представлены итоги всей работы, отмечено практическое значение выполненной работы, содержатся выводы из проведённого исследования в соответствии с целями и задачами, заявленными в исследовании, даются психолого-педагогические рекомендации для дальнейшего практического применения.
Список использованных источников и литературы (Приложение 8) содержит полные выходные данные научных работ, ссылки на электронные ресурсы, которые упоминались или цитировались студентом.
К оформлению списка использованных источников в научном исследовании предъявляются следующие требования:
1) список имеет алфавитный порядок;
2) если в списке содержится несколько работ одного автора, они располагаются по хронологии,
3) каждый документ, включенный в список, должен быть описан в соответствии с требованиями ГОСТов (
(ГОСТ Р 7.0.5 – 2008)
).
Приложение: в нем представлены первичные результаты исследования, сами методики исследования (как правило, в курсовой работе), программы (или комплексы заданий), таблицы, рисунки и т.д.
Приложения, включенные в учебно-исследовательские работы, помещаются после списка использованных источников литературы и должны иметь номера и заголовки.
III этап. Оформление работы
Оформление работы осуществляется на основе стандартов оформления и в соответствии с положением, разработанным образовательным учреждением.
Общие требования
Работа, как правило, оформляется на стандартных листах писчей бумаги на одной стороне листа формата А 4 (210х297). Объем зависит от ее формы.
• Выдерживаются следующие параметры страниц: ширина полей справа – 10 мм; слева –
30 мм, сверху; снизу по 20 мм, Междустрочный интервал в тексте – 1, 5 см, шрифт Times New
Roman, размер шрифта 14. Шрифт должен быть четким. Плотность текста должна быть одинаковой. Выравнивание текста (за исключением названий разделов, глав, параграфов – они по центру) – по ширине; автоматические переносы, абзац (отступ) в тексте равен 1,25. В тексте не допускаются выделения: ни жирным шрифтом, ни курсивом, также не
используется подчеркивание.
• Каждая часть работы начинается с новой страницы (перенос на следующую страницу осуществляется автоматически: в конце текста подводите курсор, затем – в верхней части монитора есть следующие функции: Вставка – Разрыв страницы). Названия частей в работе располагаются по центру, без точек в конце и прописными буквами, названия параграфов – строчными буквами:
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. НАЗВАНИЕ ГЛАВЫ
1.1. Название параграфа
1.2. Название параграфа
ГЛАВА 2. НАЗВАНИЕ ГЛАВЫ
2.1. Название параграфа
2.2. Название параграфа
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ И УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ
(при наличии)
ПРИЛОЖЕНИЕ
они служат заголовками соответствующих структурных частей работы.
Расстояние между заголовками и текстом по всей работе должно быть равно
2 одинарным интервалам.
Подчеркивать заголовкине допускается.
Отпечатанные страницы работы нумеруются арабскими цифрами. Титульный лист включают в общую нумерацию работы, и считается первой страницей, но номер на нем не ставится. Номер проставляется со следующей страницы – Содержание – ставится цифра «2» и далее
в правом верхнем углу.
Количество страниц в главах должны быть представлены в равном соотношении. Объем каждого параграфа должен составлять не менее 6-7 страниц. Рекомендуемый объем курсовой работы (при соблюдении требований к оформлению)–
30
страниц текста (без приложений).
Иллюстрации и ссылки
Иллюстрации (таблицы, чертежи, схемы, графики), которые расположены на отдельных страницах работы, включают в общую нумерацию страниц.
Иллюстрации обозначаются словами «Таблица» и «Рис.» и нумеруются последовательно арабскими цифрами в пределах главы, за исключением иллюстраций, приведенных в приложении. Номер иллюстрации должен состоять из номера главы и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой, например: Таблица 2.1., Рис. 1.2. (Приложение 10). За номером помещают название иллюстрации по центру.
Иллюстрации должны быть расположены так, чтобыихбыло удобно рассматривать без поворота работы или с поворотом по часовой стрелке. Иллюстрации располагают после первой ссылки на них в тексте.
Ссылки в тексте на источники указывать в квадратных скобках. Оформление ссылок следует производить по ГОСТ Р 7.0.5 – 2008 [Карасик, 2002, с. 231], при наличии нескольких авторов – [Карасик, Дмитриева, 2005, с. 6 – 8].
Если у книги автор не указан (например, книга выполнена авторским коллективом, и указан только редактор), то в отсылке указывается название книги. Если название слишком
длинное, то его можно сократить до двух первых слов, например, [Интерпретационные
характеристики ... , 1999, с. 56].
Если в отсылке содержатся сведения о нескольких затекстовых ссылках, то группы сведений разделяются точкой с запятой:
[Шаховский, 2008; Шейгал, 2007], [Леотович, 2007, с. 37; Слышкин, 2004, с. 35 – 38].
При последовательном расположении отсылок к одной и той же затекстовой ссылке вторую отсылку заменяют словами [Там же]. Если источник сохраняется, но меняется страница, то к слову «Там же» добавляется номер страницы: [Там же, с. 24].
Если текст цитируется не по первоисточнику, а по другому документу, то в начале отсылки приводят слова «Цит. по:», например, [Цит. по: Олянич, 2004, с. 39 – 40].
Если дается не цитата, а упоминание чьих-то взглядов, мыслей, идей, но все равно с опорой не на первоисточник, то в ссылке приводят следующие слова «Приводится по:», например, [Приводится по: Красавский, 2001].
Ссылка на электронный ресурс оформляется аналогично [Орехов, 2006], если не указана дата на сайте, то в ссылке указываете год обращения, например, [Коммуникативные
умения, 2022].
Если необходимы страницы, их также можно указать: [Приводится по: Красавский,
2001, с. 111].
Пробелы. Фамилия от инициалов отбивается неразрывным пробелом (Ctrl + Shift +
«пробел»), а между инициалами лучше всего пробелов не ставить.
Не рекомендуется в тексте работы выделять, подчеркивать слова, фразы, термины и т.д. При использовании различных терминов, единиц измерения необходимо проследить, чтобы они соответствовали ГОСТам, избегать «жаргонизмов».
В студенческих работах имеются характерные ошибки.
Неумение форматировать текст: абзацные отступы «отбиваются» вручную пробелами. Во вкладке «Абзац», можно установить необходимые величины отступа, выравнивание (справа, слева, по ширине, по центру), межстрочный интервал, интервал между абзацами – везде 0.
Ручной перенос. Во вкладке «Сервис — язык» устанавливается опция автоматический перенос. Может быть установлен и автоперенос для слов из заглавных букв.
Ручная сортировка списка литературы по номерам и по алфавиту. Обратитесь на Главной панели к опции «Нумерация» и по алфавиту «Сортировка».
Смещение рисунков в тексте, их «расползание» по рукописи связано с тем, что рисунок выполняется непосредственно «по месту» в тексте. Правильно - вначале в нужное место вставить Объект (вкладка «Вставка — рисунок MicrosoftWord»), и только затем выполнять или экспортировать рисунок. В этом случае можно будет установить «привязку» рисунка к конкретному абзацу, определить стиль «обтекания» рисунка.
Ручные рисунки графиков по данным таблиц. Здесь можно проблему решить двояко: простые графики, диаграммы по табличным данным можно выполнить, используя опцию
«Диаграммы» (значок на панели инструментов); сложные графики, диаграммы лучше выполнить во внешней программе (MS Excel, Grafer и т.д.). Затем экспортировать их в Word.
Завершает любую УИРС (НИРС) СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И
ЛИТЕРАТУРЫ, который оформляется по алфавиту, в соответствии с определенными правилами (Приложение 8).
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ И УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ
(при наличии)
(Приложение 9).
ПРИЛОЖЕНИЯ имеют сквозную нумерацию. Они приводятся в том порядке, в котором на них ссылаются в основном тексте работы. Каждое приложение начинается с новой страницы.
Если в работе необходимы пояснения или справочные данные к содержанию текста, таблиц или графического материала, приводят примечания. Примечание помещают в конце таблицы, рисунка, текста.
Примечание оформляются таким образом: слово «Примечание» пишется с прописной
характеристики ... , 1999, с. 56].
Если в отсылке содержатся сведения о нескольких затекстовых ссылках, то группы сведений разделяются точкой с запятой:
[Шаховский, 2008; Шейгал, 2007], [Леотович, 2007, с. 37; Слышкин, 2004, с. 35 – 38].
При последовательном расположении отсылок к одной и той же затекстовой ссылке вторую отсылку заменяют словами [Там же]. Если источник сохраняется, но меняется страница, то к слову «Там же» добавляется номер страницы: [Там же, с. 24].
Если текст цитируется не по первоисточнику, а по другому документу, то в начале отсылки приводят слова «Цит. по:», например, [Цит. по: Олянич, 2004, с. 39 – 40].
Если дается не цитата, а упоминание чьих-то взглядов, мыслей, идей, но все равно с опорой не на первоисточник, то в ссылке приводят следующие слова «Приводится по:», например, [Приводится по: Красавский, 2001].
Ссылка на электронный ресурс оформляется аналогично [Орехов, 2006], если не указана дата на сайте, то в ссылке указываете год обращения, например, [Коммуникативные
умения, 2022].
Если необходимы страницы, их также можно указать: [Приводится по: Красавский,
2001, с. 111].
Пробелы. Фамилия от инициалов отбивается неразрывным пробелом (Ctrl + Shift +
«пробел»), а между инициалами лучше всего пробелов не ставить.
Не рекомендуется в тексте работы выделять, подчеркивать слова, фразы, термины и т.д. При использовании различных терминов, единиц измерения необходимо проследить, чтобы они соответствовали ГОСТам, избегать «жаргонизмов».
В студенческих работах имеются характерные ошибки.
Неумение форматировать текст: абзацные отступы «отбиваются» вручную пробелами. Во вкладке «Абзац», можно установить необходимые величины отступа, выравнивание (справа, слева, по ширине, по центру), межстрочный интервал, интервал между абзацами – везде 0.
Ручной перенос. Во вкладке «Сервис — язык» устанавливается опция автоматический перенос. Может быть установлен и автоперенос для слов из заглавных букв.
Ручная сортировка списка литературы по номерам и по алфавиту. Обратитесь на Главной панели к опции «Нумерация» и по алфавиту «Сортировка».
Смещение рисунков в тексте, их «расползание» по рукописи связано с тем, что рисунок выполняется непосредственно «по месту» в тексте. Правильно - вначале в нужное место вставить Объект (вкладка «Вставка — рисунок MicrosoftWord»), и только затем выполнять или экспортировать рисунок. В этом случае можно будет установить «привязку» рисунка к конкретному абзацу, определить стиль «обтекания» рисунка.
Ручные рисунки графиков по данным таблиц. Здесь можно проблему решить двояко: простые графики, диаграммы по табличным данным можно выполнить, используя опцию
«Диаграммы» (значок на панели инструментов); сложные графики, диаграммы лучше выполнить во внешней программе (MS Excel, Grafer и т.д.). Затем экспортировать их в Word.
Завершает любую УИРС (НИРС) СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И
ЛИТЕРАТУРЫ, который оформляется по алфавиту, в соответствии с определенными правилами (Приложение 8).
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ И УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ
(при наличии)
(Приложение 9).
ПРИЛОЖЕНИЯ имеют сквозную нумерацию. Они приводятся в том порядке, в котором на них ссылаются в основном тексте работы. Каждое приложение начинается с новой страницы.
Если в работе необходимы пояснения или справочные данные к содержанию текста, таблиц или графического материала, приводят примечания. Примечание помещают в конце таблицы, рисунка, текста.
Примечание оформляются таким образом: слово «Примечание» пишется с прописной