Файл: Социальная работа с неполными семьямив дошкольной образовательной организации.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 219
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет»
Институт социального образования
Кафедра технологий социальной работы
Социальная работа с неполными семьями
в дошкольной образовательной организации
Выпускная квалификационная работа
Квалификационная работа допущена к защите
Зав. кафедрой технологий социальной работы
Анисимова А.В.
канд. пед. наук, доцент
________ _________________
дата подпись
Исполнитель:
Антакова Инна Викторовна,
студентка БС-41zu группы заочного отделения
________________________
подпись
Научный руководитель:
Анисимова А.В., канд. пед. наук,
доцент кафедры технологии социальной работы
___________________________
подпись
Екатеринбург 2018
Оглавление
Введение …………………………………………………………………….
3
Глава 1. Теоретические аспекты социальной работы с неполными
семьями в дошкольной образовательной организации ..........................
6
1.1. Неполная семья: определение, виды, современные проблемы .....
6 1.2. Социальная работа с неполными семьями: понятие, компоненты,
функции ..........................................................................
17 1.3. Формы и методы социальной работы с неполными семьями в дошкольной образовательной организации .......................................
24
Глава 2. Эмпирические аспекты социальной работы с неполными
семьями на примере детского сада «Центр начинающего
Академика», г. Екатеринбурга ................................................................
34
2.1. Анализ социальной работы в детском саду «Центр начинающего
Академика» с неполными семьями ...........................................………
34 2.2. Разработка комплекса мероприятий по социальной работе с неполными семьями в дошкольной образовательной организации .....
45
Заключение ………………………………………………………….......…....
57
Список использованной литературы …………………………………...
61
Приложения ………………………………………………………………...
66
2
Введение
Семья принадлежит к важнейшим общественным ценностям. Именно в семье человеческий индивид получает свои первоначальные знания о мире,
именно в семье, как правило, формируются взгляды на мир и то мировоззрение, которое человек пронесет через весь свой жизненный путь.
Значительная часть семей, в которых есть дети, являются неполными. По данным Министерства труда и социального развития, каждый 7-й ребенок до
18 лет в России воспитывается в неполной семье. Неполная семья – семья, в которой есть только один родитель, заботящийся о детях. Как правило, это семья, где глава – женщина. Довольно редко встречаются неполные отцовские семьи.
Основу исследования неполных семей составляют научные труды следующих авторов:
З. Матейчик,
Т. С. Зубкова,
С. В. Захаров,
Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, А. Е. Жичкина, С. И. Мусиенко,
А. О. Гневанов,
К. А. Воробьева,
А. И. Антонов,
В. М. Медков,
Ю. В. Василькова и др.
Семья во все времена постоянно находится в центре внимания передовой общественной мысли, прогрессивных политических деятелей и ученых, начиная от древних философов и заканчивая современными реформаторами. Это происходит в виду того, что семья представляет собой систему социального функционирования человека, один из основных институтов общества. Она находится в постоянной динамике, меняется не только под воздействием социально-политических условий, но и в силу внутренних процессов своего развития.
Актуальность исследования: социальные проблемы неполных семей и технологии их решения, являются актуальными, т.к. возрастает число внебрачных рождений в общей доле рождений, увеличивается количество разводов, не компенсируемых последующими вступлениями в брак.
Социальная работа ориентирована не только на решение данных проблем
3
неполной семьи, но и на ее укрепление и развитие, восстановление внутреннего потенциала для выполнения многочисленных общественно - значимых функций семьи, стабилизацию демографического и социально - экономического положения в России.
Анализ данных исследований и практики социальной работы показывают, что пока отсутствуют теоретико-технологические разработки по социальной работе с неполными семьями и именно поэтому данная тема достаточно актуально в настоящее время.
Тема исследования: «Социальная работа с неполными семьями в дошкольной образовательной организации».
Противоречие исследования: между актуальностью социальной работы с неполными семьями в дошкольной образовательной организации и недостаточной разработанностью её изучения.
Проблема исследования: каковы методы социальной работы с неполными семьями в дошкольной образовательной организации?
Объект исследования: процесс социальной работы с неполными семьями.
Предмет исследования: методы социальной работы с неполными семьями в дошкольной образовательной организации.
Цель исследования: на основе анализа теоретических и практических аспектов разработать и частично апробировать комплекс мероприятий по социальной работе с неполными семьями в дошкольной образовательной организации.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что социальная работа с неполными семьями в дошкольной образовательной организации предполагает
- формы: краткосрочные и долгосрочные;
- методы: патронаж; беседа; консультирование; лекция и семинар;
дискуссионный диалог;
- индивидуальный характер мероприятий, основанных на диагностике
4
Анализ данных исследований и практики социальной работы показывают, что пока отсутствуют теоретико-технологические разработки по социальной работе с неполными семьями и именно поэтому данная тема достаточно актуально в настоящее время.
Тема исследования: «Социальная работа с неполными семьями в дошкольной образовательной организации».
Противоречие исследования: между актуальностью социальной работы с неполными семьями в дошкольной образовательной организации и недостаточной разработанностью её изучения.
Проблема исследования: каковы методы социальной работы с неполными семьями в дошкольной образовательной организации?
Объект исследования: процесс социальной работы с неполными семьями.
Предмет исследования: методы социальной работы с неполными семьями в дошкольной образовательной организации.
Цель исследования: на основе анализа теоретических и практических аспектов разработать и частично апробировать комплекс мероприятий по социальной работе с неполными семьями в дошкольной образовательной организации.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что социальная работа с неполными семьями в дошкольной образовательной организации предполагает
- формы: краткосрочные и долгосрочные;
- методы: патронаж; беседа; консультирование; лекция и семинар;
дискуссионный диалог;
- индивидуальный характер мероприятий, основанных на диагностике
4
социальных проблем.
Задачи исследования:
1)
проанализировать понятие «неполная семья», обозначить виды и современные проблемы неполных семей;
2)
рассмотреть понятие «социальная работа», выделить компоненты и функции социальной работы с неполными семьями;
3)
изучить формы и методы социальной работы с неполными семьями в дошкольной образовательной организации;
4)
проанализировать социальную работу в детском саду «Центр начинающего Академика», г. Екатеринбурга с неполными семьями.
Методы исследования:
теоретические – анализ, сравнение, обобщение; эмпирические – наблюдение, анализ документов, опрос,
математическая и графическая обработка данных.
Эмпирическая база исследования: частный детский сад «Центр начинающего Академика», г. Екатеринбург.
Структура работы. Выпускная квалификационная работасостоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы из 60
источников и 2 приложений.
5
Задачи исследования:
1)
проанализировать понятие «неполная семья», обозначить виды и современные проблемы неполных семей;
2)
рассмотреть понятие «социальная работа», выделить компоненты и функции социальной работы с неполными семьями;
3)
изучить формы и методы социальной работы с неполными семьями в дошкольной образовательной организации;
4)
проанализировать социальную работу в детском саду «Центр начинающего Академика», г. Екатеринбурга с неполными семьями.
Методы исследования:
теоретические – анализ, сравнение, обобщение; эмпирические – наблюдение, анализ документов, опрос,
математическая и графическая обработка данных.
Эмпирическая база исследования: частный детский сад «Центр начинающего Академика», г. Екатеринбург.
Структура работы. Выпускная квалификационная работасостоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы из 60
источников и 2 приложений.
5
Глава 1. Теоретические аспекты социальной работы с неполными
семьями в дошкольной образовательной организации
1.1. Неполная семья: определение, виды, современные проблемы
Роль семьи в обществе и жизни человека несравнима по своему значению ни с каким другим социальным институтом.
Семья как уникальная общность людей, как основная ячейка общества выполняет важнейшие социальные функции, играет значимую роль в жизни,
его защите, обеспечение социализации, формировании и удовлетворении индивидуальных потребностей.
Семья – группа людей, состоящих из мужа, жены, детей и других близких родственников, живущих вместе [19, с. 76].
С точки зрения социальной работы, семья – это основанная на браке и кровном родстве малая группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и взаимными обязанностями друг к другу [35, с. 14].
А. В. Мудрик рассматривает семью как основанную на браке или кровном родстве малую группу, члены которой связаны общностью быта,
взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью; в ней вырабатываются совокупность норм, санкций и образцов поведения,
регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми,
детей между собой [42, с. 57].
Семейные отношения регулируются нормами морали и права. Их основу составляет брак – легитимное признание взаимоотношений мужчины и женщины, которые сопровождаются рождением детей и ответственностью за физическое и моральное здоровье членов семьи. Важными условиями существования семьи являются совместная деятельность и определенная пространственная локализация – жилище, дом, собственность как экономическая основа ее жизни, а также общекультурная среда в рамках
6
общей культуры определенного народа, конфессии, государства. Таким образом, семья – это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества – родительства – родства
(кровного и духовного), осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержку членов семьи.
Существует множество различных вариантов состава, или структуры,
семьи [13, с. 24]:
- «нуклеарная семья» состоит из мужа, жены и их детей;
- «пополненная семья» — увеличенный по своему составу союз:
супружеская пара и их дети, плюс родители других поколений, например бабушки, дедушки, дяди, тети, живущие все вместе или в тесной близости друг от друга и составляющие структуру семьи;
- «смешанная семья» является «перестроенной» семьей,
образовавшейся вследствие брака разведенных людей. Смешанная семья включает неродных родителей и неродных детей, так как дети от предыдущего брака вливаются в новую единицу семьи;
- «семья родителя-одиночки» является хозяйством, которое ведется одним родителем (матерью или отцом) из-за развода, ухода или смерти супруга либо потому, что брак никогда не был заключен.
А. И. Антонов и В. М. Медков выделяют по составу: нуклеарные семьи,
которые в настоящее время наиболее распространены и состоят из родителей и их детей, то есть из двух поколений. В нуклеарной семье имеется не более трех нуклеарных позиций (отец
- муж, мать
- жена, сын
- брат или дочь
- сестра);
расширенные семьи представляют собой семью, объединяющую две или более нуклеарных семей с общим домохозяйством и состоящую из трех или более поколений – прародителей, родителей и детей (внуков).
Е. А. Личко разработал следующую классификацию семей.
1.
Структурный состав [24, с. 64]:
- полная семья (есть мать и отец);
7
(кровного и духовного), осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержку членов семьи.
Существует множество различных вариантов состава, или структуры,
семьи [13, с. 24]:
- «нуклеарная семья» состоит из мужа, жены и их детей;
- «пополненная семья» — увеличенный по своему составу союз:
супружеская пара и их дети, плюс родители других поколений, например бабушки, дедушки, дяди, тети, живущие все вместе или в тесной близости друг от друга и составляющие структуру семьи;
- «смешанная семья» является «перестроенной» семьей,
образовавшейся вследствие брака разведенных людей. Смешанная семья включает неродных родителей и неродных детей, так как дети от предыдущего брака вливаются в новую единицу семьи;
- «семья родителя-одиночки» является хозяйством, которое ведется одним родителем (матерью или отцом) из-за развода, ухода или смерти супруга либо потому, что брак никогда не был заключен.
А. И. Антонов и В. М. Медков выделяют по составу: нуклеарные семьи,
которые в настоящее время наиболее распространены и состоят из родителей и их детей, то есть из двух поколений. В нуклеарной семье имеется не более трех нуклеарных позиций (отец
- муж, мать
- жена, сын
- брат или дочь
- сестра);
расширенные семьи представляют собой семью, объединяющую две или более нуклеарных семей с общим домохозяйством и состоящую из трех или более поколений – прародителей, родителей и детей (внуков).
Е. А. Личко разработал следующую классификацию семей.
1.
Структурный состав [24, с. 64]:
- полная семья (есть мать и отец);
7
- неполная семья (есть только мать или отец);
- искаженная или деформированная семья (наличие отчима вместо отца или мачехи вместо матери).
2.
Функциональные особенности:
- гармоничная семья;
- дисгармоничная семья.
Семья играет колоссальную роль в жизни и деятельности общества.
Функции семьи можно рассматривать как с позиции реализации целей общества, так и с позиции выполнения своих обязанностей по отношению к обществу. Семья как микроструктура удовлетворяет важные социальные потребности и выполняет важные социальные функции [28., с. 29].
Семья всегда выполняет целый ряд функций, которые имеют социальный характер. Выделяют следующие функции семьи:
репродуктивная, воспитательная, хозяйственно – бытовая, экономическая,
рекреативная, коммуникативная и др.
Существуют семьи полные и неполные. Подробней остановимся на характеристике неполных семей.
Неполной называется такая семья, которая состоит из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми. Главными отличительными особенностями неполной семьи являются наличие только одного родителя и несовершеннолетних детей (или одного ребенка) [35, с. 55].
Неполные семьи делятся на следующие виды:
1. Материнские неполные семьи.
2. Отцовские неполные семьи.
3. Неполные простые – мать (отец) с ребенком или несколькими детьми.
4. Неполные расширенные – мать (отец) с одним или несколькими детьми и другими родственниками.
5. Функционально неполные семьи – в этой группе двое родителей, но
8
профессиональные или другие причины оставляют им мало времени для семьи. Такие родители как бы выключены из семейной группы, числятся в ней чисто номинально, а реального участия в формировании личности своих детей не принимают [52, с. 104].
В качестве вариантов неполной семьи могут выступать такие семьи, в которых родители являются не родными, а приемными или опекунами.
Соответственно этому такие неполные семьи называются нетипичными,
среди них в свою очередь можно выделить неполные семьи с усыновленными детьми и неполные семьи, воспитывающие чужих детей на правах опеки [51,
с. 44].
Неполная семья образуется вследствие расторжения брака, внебрачного рождения ребенка, смерти одного из родителей или раздельного их проживания. В связи с этим различают следующие разновидности неполных семей: осиротевшая, внебрачная, разведенная, распавшаяся.
Рассмотрим более подробно особенности неполной семьи каждого типа:
1. Осиротевшая неполная семья образуется в результате смерти одного из родителей. Несмотря на то, что потеря близкого человека-это страшный удар для семьи, оставшиеся ее члены способны сплотиться и поддержать целостность семейной группы. Родственные связи в таких семьях не разрушаются: сохраняются взаимоотношения семьи со всеми родственниками по линии погибшего (умершего) супруга, которые продолжают оставаться частью семейного округа [27, с. 20].
2. Жизнь в неполной семье, по мнению специалистов, приводит к тому,
что ребенок получает психологическую травму из-за того, что родители по какой-то причине не смогли или не захотели жить вместе. Последствия развода родителей отражаются на психике ребенка, обусловливая появление у него чувства неполноценности, стыда, страха. Поэтому естественны желания,
особенно маленьких детей, надежда на воссоединение, восстановление брачных отношений отца и матери. Дети дошкольного возраста считают себя
9
В качестве вариантов неполной семьи могут выступать такие семьи, в которых родители являются не родными, а приемными или опекунами.
Соответственно этому такие неполные семьи называются нетипичными,
среди них в свою очередь можно выделить неполные семьи с усыновленными детьми и неполные семьи, воспитывающие чужих детей на правах опеки [51,
с. 44].
Неполная семья образуется вследствие расторжения брака, внебрачного рождения ребенка, смерти одного из родителей или раздельного их проживания. В связи с этим различают следующие разновидности неполных семей: осиротевшая, внебрачная, разведенная, распавшаяся.
Рассмотрим более подробно особенности неполной семьи каждого типа:
1. Осиротевшая неполная семья образуется в результате смерти одного из родителей. Несмотря на то, что потеря близкого человека-это страшный удар для семьи, оставшиеся ее члены способны сплотиться и поддержать целостность семейной группы. Родственные связи в таких семьях не разрушаются: сохраняются взаимоотношения семьи со всеми родственниками по линии погибшего (умершего) супруга, которые продолжают оставаться частью семейного округа [27, с. 20].
2. Жизнь в неполной семье, по мнению специалистов, приводит к тому,
что ребенок получает психологическую травму из-за того, что родители по какой-то причине не смогли или не захотели жить вместе. Последствия развода родителей отражаются на психике ребенка, обусловливая появление у него чувства неполноценности, стыда, страха. Поэтому естественны желания,
особенно маленьких детей, надежда на воссоединение, восстановление брачных отношений отца и матери. Дети дошкольного возраста считают себя
9
виноватыми в разводе родителей, развивается чувство ненависти и жажда мести. Дети в возрасте 10 лет осуждают обоих родителей или того, кто, по их мнению, лишил их защищенности. Тяжелых последствий не бывает только в тех случаях, если развод родителей воспринимается ребенком как освобождение от кошмара [27, с. 32].
3. Свои особенности имеет и такая разновидность неполной семьи, как внебрачная (семья матери-одиночки), возникающая, в результате рождения женщиной ребенка вне брака. В силу различных обстоятельств женщина принимает решение родить ребенка, не вступая в брак. Это может быть желание скрасить одиночество, стремление удовлетворить потребность в материнстве или оставить ребенка в качестве напоминания о человеке,
которого она страстно любила. Иногда у одинокой женщины ребенок появляется на свет незапланированным [27, с. 37].
Определенные особенности существуют и в психологии матери,
которая одна воспитывает ребенка. Во-первых, это ее повышенная тревожность. Она в свое время взяла на себя большую ответственность,
решив родить ребенка, и всю жизнь не хочет ни с кем его делить. Во-вторых,
женщина, вырастившая ребенка одна, потом включается в его жизнь, семью.
Она не хочет ни с кем его делить. В лучшем случае эта одинокая мама возьмет в свою семью жену сына или мужа дочери, т.е. не отдаст кому-то своего ребенка, а примет к себе второго взрослого ребенка; в худшем – не даст сыну или дочери устроить личную жизнь. Мамы разводят своих детей,
не сознавая всей пагубности этой деятельности [41, с. 91].
Следовательно, каждый тип неполной семьи имеет свои специфические особенности, связанные с характером внутрисемейных отношений, что не может не сказаться на развитии психики ребенка и формировании его личностных качеств [12, с. 137].
Существует ряд проблем, которые испытывают неполные семьи:
1. Социально-экономические проблемы неполных семей.
Социальные проблемы неполных семей связаны в первую очередь с
10
3. Свои особенности имеет и такая разновидность неполной семьи, как внебрачная (семья матери-одиночки), возникающая, в результате рождения женщиной ребенка вне брака. В силу различных обстоятельств женщина принимает решение родить ребенка, не вступая в брак. Это может быть желание скрасить одиночество, стремление удовлетворить потребность в материнстве или оставить ребенка в качестве напоминания о человеке,
которого она страстно любила. Иногда у одинокой женщины ребенок появляется на свет незапланированным [27, с. 37].
Определенные особенности существуют и в психологии матери,
которая одна воспитывает ребенка. Во-первых, это ее повышенная тревожность. Она в свое время взяла на себя большую ответственность,
решив родить ребенка, и всю жизнь не хочет ни с кем его делить. Во-вторых,
женщина, вырастившая ребенка одна, потом включается в его жизнь, семью.
Она не хочет ни с кем его делить. В лучшем случае эта одинокая мама возьмет в свою семью жену сына или мужа дочери, т.е. не отдаст кому-то своего ребенка, а примет к себе второго взрослого ребенка; в худшем – не даст сыну или дочери устроить личную жизнь. Мамы разводят своих детей,
не сознавая всей пагубности этой деятельности [41, с. 91].
Следовательно, каждый тип неполной семьи имеет свои специфические особенности, связанные с характером внутрисемейных отношений, что не может не сказаться на развитии психики ребенка и формировании его личностных качеств [12, с. 137].
Существует ряд проблем, которые испытывают неполные семьи:
1. Социально-экономические проблемы неполных семей.
Социальные проблемы неполных семей связаны в первую очередь с
10