ВУЗ: Кемеровский государственный университет культуры и искусств
Категория: Книга
Дисциплина: Педагогика
Добавлен: 10.02.2019
Просмотров: 9495
Скачиваний: 12
СОДЕРЖАНИЕ
НАРОДНОЕ ВОСПИТАНИЕ В НАСЛЕДИИ КЛАССИКОВ ПЕДАГОГИКИ
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА, ЕЕ СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ И ИХ МЕСТО В ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЕ НАРОДА
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ НАРОДНОЙ ЖИЗНИ
НАРОДНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПОКОЛЕНИЙ
НАРОД КАК ТВОРЕЦ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
СОВЕРШЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК КАК ЦЕЛЬ НАРОДНОГО ВОСПИТАНИЯ
ЭТНИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР СОВЕРШЕННОГО ЧЕЛОВЕКА
ПУТИ ВОСПИТАНИЯ СОВЕРШЕННОГО ЧЕЛОВЕКА
ВОСПИТАНИЕ ТРУДОЛЮБИЯ КАК ВЕДУЩАЯ ИДЕЯ ПОСЛОВИЦ
МНОГОЗНАЧНОСТЬ ПОСЛОВИЦЫ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СУЖДЕНИЯ
КОЛЫБЕЛЬНАЯ ПЕСНЯ. ПОЭЗИЯ РАННЕГО ВОЗРАСТА
ЮНОШЕСКИЕ ПЕСНИ И ПЕСНИ ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПТИМИЗМ ПРИЧИТАНИЙ
Да как ростить-то сиротных малых детушек?
Мой крестовый сын, мой дите родной!
ОСОБЕННОСТИ СКАЗОК КАК НАРОДНЫХ СРЕДСТВ ВОСПИТАНИЯ
СКАЗКИ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ НАРОДНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ГЕНИЯ
ТРУД. ОБЩЕНИЕ. ТРАДИЦИИ. ИСКУССТВО
ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПАНСОФИЯ НАРОДОВ
ДЕЙСТВЕННОСТЬ ЛИЧНОСТЕЙ-СИМВОЛОВ. ИХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ
Позднее, начиная примерно со второго года жизни, детям поют песенки и более сложного содержания, независимо от игр, отдельно от каких-либо действий. Такое самостоятельное существование детских песен свидетельствует о вполне сложившейся в народе системе эстетического и этического воспитания детей. Высокое совершенство песен, определяемых, как прибаутки, свидетельствует о взыскательном поэтическом и музыкальном вкусе многих поколений трудового народа. Эти песни - подлинные золотые крупинки устного народного творчества. В них народ блестяще разрешил проблему поэтической формы произведений для самых маленьких. Песни народа могут быть образцом для всех детских писателей...
Чувашским матерям известна особая форма прибауток, в которых непременным элементом являются благопожелания. Они встречаются и в банных прибаутках, которые обычно произносили, лаская ребенка легким веником: «Мужчину увидишь - дядей назови, женщину увидишь - тетей назови, девушку увидишь - сестрой назови». Подобные благопожелания являются важным компонентом прибауток. Чаще всего встречаются строки следующего рода: «Вырастешь - будь молодцом, мастером петь и искусным танцором», «Добрая голова пусть имеет добрые цели, добрый конь твой пусть добро скачет, добрые руки пусть делают доброе дело». Много места в жизни крестьянских детей занимали различные заклички и приговорки. Песенные заклички и словесные приговорки наполнены веры во всемогущие силы земли, неба и воды; они приобщали крестьянских детей к жизни и труду. Закличка наполняла маленькое детское сердце той же, что и у взрослых, надеждой на обильный урожай, достаток и богатство. Дети рано приучались разделять печали и радости, труд и заботы взрослых.
Песни также и неизменный, обязательный элемент игры. Песня оживляет и игры, и труд, является связующим звеном между ними.
ПЕСНИ ОТРОЧЕСТВА
Отрочество - период детства, наименее богатый песнями. Младшие подростки поют песни раннего детства, старшие подростки - песни юности. Особенно же увлекаются мальчики богатырскими песнями - песнями воинов, повстанцев, разбойников и т.п. Среди кабардинских и балкарских детей популярны «Песни охотников». Девочек интересуют более всего посиделочные и хороводные песни.
Тем не менее и у подростков есть своя поэзия. Это - жеребьевки, скороговорки, считалки, дразнилки в многочисленных разновидностях. В считалках строго соблюдаются созвучия и ритм, художественная функция их - именно в своеобразной игре словом и ритмом, для которых характерна бойкость и красочность. При исполнении считалок дети оформляют их какой-либо простейшей мелодией, а порою просто используют мелодию той или иной известной детской песни.
Представляют интерес и дразнилки, более всего распространенные среди младших подростков. В детской среде существовали своеобразные словесные игры, рассчитанные на несообразительных и излишне доверчивых сверстников. В редких случаях дразнилки или какой-то элемент их оформлялись простейшей мелодией, т.е. по характеру были близки к шуточным песням.
Во время игры «Копка брюквы» чувашские дети исполняли песню:
И заморозки,
И снег идет,
Нас все-таки
Не вытянут,
Не вытянут.
Мелодия этой песни напоминает грустные лирические песни, исполняемые преимущественно девушками. Ее охотно поют подростки - и девочки, и мальчики. Оживляя, украшая игру, она содействует повышению внимания к игровому процессу, напоминает о необходимости своевременной уборки брюквы. Однако несмотря на столь прагматическое содержание песни, следует отметить и ее эстетическую ценность.
Во многих песнях подростков воспеваются трудолюбие, смелость, храбрость, решительность и т.п. В чувашской детской песне «Каракулька» в диалогической форме воспевается трудолюбие подпаска, которому для присмотра большого стада обещан хозяином черный конь. Схожа с ней балкарская песня - «Адемей». Адемей, как и Каракулька, пастух, за телятами ходил. Ему тоже задается вопрос:
Кто ты есть, Адемей?
Песня отвечает:
И пастух, и дровосек,
Я и пахарь, и ловец,
И на скачках удалец!
У всех народов немало песен, сопровождаемых притопываньем, плясками или постепенно переходящих к пляске. Например, в песне чувашских детей «На краю холма» в самом начале девочка, напевая, изображает, как она идет по краю холма, хворостиной погоняя уток, ее легкая походка напоминает танцевальные движения, во второй части песни есть слова, торопящие уток, девочка говорит, что продаст их купцу за семьдесят копеек и за десять наймет гармониста (вариант: гусляра), в третьей части песенного представления девочка и поющие вместе с ней сверстники дружно обращаются к гармонисту, воодушевляя его на исполнение танцевальной музыки: гармониста представляют мальчики и девочки, поющие и хлопающие в ладоши (иногда действительно использовались музыкальные инструменты); девочка, гонявшая уток, пускается в пляс, воспроизводя движения девичьего танца; представление завершается коллективным танцем. Такие песни, оживляемые танцевальными движениями и плясками, любимы детьми всех народов.
Среди подобных песен много шуточных, где наряду с показом действия характеризуются забавные качества предметов и явлений.
Народная педагогика эмпирическим путем приходила к выяснению воспитательно-образовательных функций песен. Воспитатели из народа интуитивно понимали педагогическую ценность тех или иных музыкально-поэтических произведений и, не ставя конкретных целей, стихийно культивировали наиболее эффективные в воспитательном отношении произведения устного народного творчества, в том числе и детского. Происходил, с одной стороны, естественный отбор песен в самой детской среде, а с другой стороны, - педагогический отбор, осуществляемый воспитателями.
Среди детей подросткового возраста были более всего распространены веселые, задорные, шуточные песни: народ даже в тяжелых условиях жизни оберегал детей от горестных раздумий, старался держать их подальше от общественных бедствий и социального зла, все равно непонятных и недоступных детскому сознанию. Однако это отнюдь не означает, что в репертуаре подростков отсутствовали песни с серьезным содержанием, прививающие детям моральные убеждения, вызывающие у них чувство жалости и сочувствия, искреннее желание помочь человеку в беде, призывающие к борьбе за свободу и человеческое достоинство. Немало песен, прочно вошедших в детский репертуар, которые прямо ставят морально-педагогические проблемы. Такой, например, является старинная песня «Запрягай лошадь, выбирая». Она советует детям запрягать лошадь серую в яблоках, с закинутой назад головой: если выехать на такой лошади, то встречные люди уступят дорогу. Далее речь уже идет о дороге жизни, которая может быть доверена только тому молодому человеку, который дорожит добрым именем родителей и верен заветам предков.
Педагогическая идея в песенном репертуаре подростков проступает несравненно более явно, нежели в репертуаре самых маленьких и старших. По-видимому, здесь сказалось понимание народными педагогами особенностей и трудностей подросткового возраста как переходного периода от детства к юности.
ЮНОШЕСКИЕ ПЕСНИ И ПЕСНИ ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА
Самый богатый репертуар - у юношества. Девушки всех народов поют лучшие песни народа, и сами являются их создателями. В лирических песнях девушек - их автобиография, раздумья и мечты, их благодарность матери, отцу, односельчанам. Изумительными творениями поэтического гения народа являются свадебные плачиневесты. В плачах - порывы души, чаяния, ожидания, надежды. Их слышат дети, для которых свадьба - самое интересное представление. Прощанье с родным домом, позже - прощанье с малой родиной - селом, деревней, аулом. Ни одна песнь в мире не содержит столько любви к родному дому, сколько плач невесты.
Еще более многообразны по жанру песни взрослых мужчин и женщин, песни родителей. Эти песни тесно связаны с жизнью народа. Среди них преобладают обрядовые, ритуальные. Еще больше песен о труде и борьбе, песен социального протеста. Они прямо не ставят проблем воспитания, но воспитывают мелодией, мыслью, чувствами, примером воспеваемых героев, событиями из народной жизни.
Есть песни-гимны, призывающие молодежь к верности заветам предков. В мелодии чувашской песни «Алран кайми» слышится голос вечности. Этот величественный гимн, исполнявшийся в древности на народных собраниях, до сих пор продолжает волновать глубиной содержания, безупречной музыкальностью. Когда чувашами была полностью утеряна государственность, общественная жизнь, в основном, оказалась загнанной в семейно-родовую сферу, пиры выполняли функции народных собраний. Песня «Алран кайми» до сих пор исполняется как зачин перед началом пира. Песню поют до начала угощения старики - особо почетная часть народа. Во время исполнения зачина на карниз печки, около очага, в честь гостей вешается богато вышитое полотенце, которое передается из поколения в поколение и выполняет функцию своеобразного «флага над очагом». Гимн поется сидя, а все остальные, в том числе и дети, не участвующие в исполнении этой песни, должны в это время стоять.
В песне-гимне воспевается вечный и священный труд земледельца, исполнители дают клятву не выпустить из рук плуг да соху. Параллельно с этой клятвой произносится клятва не забыть отца и мать, их поучений и заветов. Далее произносится клятва верности и любви к родным, родственникам, знакомым; лучшими, самыми дорогими в мире называются соседи и односельчане. В заключительной строке песни дается клятва - до самой смерти жить вместе, дружно, в единстве.
Этот гимн с самого раннего детства сопутствовал человеку. Вот почему его слова и заложенные в них идеи усваивались накрепко.
Такие песни-гимны есть почти у каждого народа, их немного, но они выражают идеалы, в них - живая душа народа, поэтому воспитательное значение этих песен огромно, они несут большую идейную и педагогическую нагрузку, их особенно ценили народные педагоги. Благоговейное отношение к ним воспитывалось и у детей.
Во многих песнях повторяется мысль о преемственности поколений, главное в этой преемственности - трудовая деятельность: «Наш отец хороший мастер, на столбах ворот красиво вырезает он узоры. Я и сам способный очень...» Духовная связь между отцом и сыном - в преемственности трудовых традиций. Особое уважение к уходящим поколениям демонстрируется желанием молодых людей понравиться старым людям умными беседами, мудрыми мыслями. Для молодого человека отзыв «как старик» - высшая награда.
Народные песни отличаются необыкновенной образностью. В них высшая поэзия. И блеск звезд, и лунный свет, и животворящая сила земли, и дуб в логу глубоком, и утренняя роса, от которой братья рослыми стали, и молва людская, что людям голову кружит, и дом отцовский - белый дом, шелком белым конопачен, и печь у матери - печь белая, молоком да мелом побелена, и труд - святой, в нем - горе и радость, и спасение; все это: и картины родной природы, тонкие и нравственные движения души, и вековые традиции, сберегающие народ, - находит в народной песне поэтическую, высокохудожественную форму. Народные песни - это целый поэтический и философский мир. В них - душа народа. Без песни не жил ни один человек, он рождался и умирал, окруженный родными напевами.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПТИМИЗМ ПРИЧИТАНИЙ
Плачи и причитания во время похорон распространены у многих народов. Изумительными памятниками народной духовной культуры представляются русские плачи.
Похоронные причитания возникли, несомненно, в древнейшие эпохи существования человечества. Как свидетельствуют многие плачи, смерть первобытному человеку не представлялась прекращением жизни, он воспринимал ее как перемену формы существования. После смерти человек переходит в иной мир, но на земле он остается жить в потомках: детях, внуках, правнуках. В этом его бессмертие. Мысль о смерти в народном сознании всегда сопрягалась с идеей вечности - природы, человеческой души, воспитания.
Во всех плачах тема воспитания звучит и прямо (остаются дети - предмет заботы родных и близких), и косвенно (ушедший из жизни был очень хорошим человеком, надо быть на него похожим; хранить память о нем - значит, следовать его примеру, советам, заветам). Народ в плачах призывал, не забывая мертвых, постоянно помнить о живых - о детях, о будущем. Заключительные слова чувашской «Благодарственной песни» напоминают: «Пригласили на поминки, пьяных слез не лей, укачивай сирот и пой им колыбельную».
Рассмотрим несколько русских плачей.
В «Плаче вдовы по муже» муж именуется красным солнышком, покинувшем жену «со стадушком оно да со детиною». Основной предмет забот, внимания и горя не человек, ушедший из жизни, а оставшиеся в сиротах дети. Дела мужа, главным образом, оцениваются с точки зрения выполнения им при жизни функций отца-наставника, отца-воспитателя. Дети будут спрашивать об отце в поле во время пахоты, на лугах во время сенокоса, на озере во время рыбной ловли. Всюду нужен отец: он учит труду, он защитник и опора, он воспитывает в сыновьях храбрость и мужество, его доброе имя укрепляет доброе мнение о детях в народе.
Не храбры да сыновья растут без отнии,
Не красны да слывут дочери у матушки.
Мать, оставшись одна, более всего беспокоится о судьбе своих детей:
Да как ростить-то сиротных малых детушек?
В «Плаче по сыне» матери «жаль тошнешенько сердечного дитятка», и она плачет не только о том, что «о сыру землю рожденье укрывается», «во глубок погреб рожденье опущается», но и о том, что «за горы конь воспитание отлетает». Здесь воспитание - нечто духовное, которое вместе с душой, отрываясь от рожденья, от телесного, поднимается к небесам.
В плачах - призыв к живым: будьте такими, каким был тот, о ком льются слезы. Плач интересен как итог жизни, как некролог удивительной поэтической силы, и умерший выступает перед живыми как пример, как идеал. Плача о своем ребенке, мать подводит итог своей воспитательной деятельности, рассказывает о своей заботе, горько повествует о своей жизни, отданной на воспитание ребенка. В «Плаче по приемыше» мать причитает о питомце, она «взрастила его с малых летушек, чтоб не жить одинокой без детушек». О «названном сынке» причитающая мать говорит как о родном сыне, как о своей сердечной боли, о лучшем, что имелось в мире: дивовались все соседи уму-разуму, его ретивому сердечушку, его головушке поклонной, воле-волюшке покорной. Приемная мать в уста больного ребенка вкладывает слова, подводящие итог ее деятельности по воспитанию:
Благодарствуй, матушка крестовая,
Ты меня, желанная, вскормила,
Уму-разуму меня ты научила.
На руках ведь меня ты носила,
Николи мне словом грубым не губила:
С малых летушек меня ласкала,
Матушку родную ты мне заменяла.
В плаче рассказывается и о воспитании, и о его результате: мать ласкова - сын ласков, она не губила грубым словом - и он таков и т.п. В последних словах плача приемная мать говорит приемышу:
Мой крестовый сын, мой дите родной!
В этих словах - дополнительное подтверждение того, что родных делает не только и не столько физическое родство - рождение, сколько духовное - воспитание.
Во всех плачах труд - в центре внимания. Мать в «Плаче по сыне» спрашивает:
Кто со мной пойдет что летом на работушку,
Кто раздиет вековешную заботушку?..
В «Плаче по жене» сказано, что жена «на работушку проворна», в «Вопле дочери об отце» есть строки: «Полянушки у нас да не за-пашутце», приемыш «летом помогал...работушкой», даже о малолетнем сыне говорится как о посылочке, помочушке. А мать и отец, их человеческие качества оцениваются по отношению к детям. О жене муж говорит: «К детворе ты была жалостлива». Внимание к детям, забота о них детализируются: детей снаряжает, умывает, вспоит-вскормит, приголубит: