ВУЗ: Кемеровский государственный университет культуры и искусств
Категория: Книга
Дисциплина: Педагогика
Добавлен: 10.02.2019
Просмотров: 9531
Скачиваний: 12
СОДЕРЖАНИЕ
НАРОДНОЕ ВОСПИТАНИЕ В НАСЛЕДИИ КЛАССИКОВ ПЕДАГОГИКИ
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА, ЕЕ СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ И ИХ МЕСТО В ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЕ НАРОДА
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ НАРОДНОЙ ЖИЗНИ
НАРОДНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПОКОЛЕНИЙ
НАРОД КАК ТВОРЕЦ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
СОВЕРШЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК КАК ЦЕЛЬ НАРОДНОГО ВОСПИТАНИЯ
ЭТНИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР СОВЕРШЕННОГО ЧЕЛОВЕКА
ПУТИ ВОСПИТАНИЯ СОВЕРШЕННОГО ЧЕЛОВЕКА
ВОСПИТАНИЕ ТРУДОЛЮБИЯ КАК ВЕДУЩАЯ ИДЕЯ ПОСЛОВИЦ
МНОГОЗНАЧНОСТЬ ПОСЛОВИЦЫ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СУЖДЕНИЯ
КОЛЫБЕЛЬНАЯ ПЕСНЯ. ПОЭЗИЯ РАННЕГО ВОЗРАСТА
ЮНОШЕСКИЕ ПЕСНИ И ПЕСНИ ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПТИМИЗМ ПРИЧИТАНИЙ
Да как ростить-то сиротных малых детушек?
Мой крестовый сын, мой дите родной!
ОСОБЕННОСТИ СКАЗОК КАК НАРОДНЫХ СРЕДСТВ ВОСПИТАНИЯ
СКАЗКИ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ НАРОДНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ГЕНИЯ
ТРУД. ОБЩЕНИЕ. ТРАДИЦИИ. ИСКУССТВО
ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПАНСОФИЯ НАРОДОВ
ДЕЙСТВЕННОСТЬ ЛИЧНОСТЕЙ-СИМВОЛОВ. ИХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ
Всякая лошадь, бегущая хорошо в жирном теле, если она побежит так же в полтеле, такую лошадь можно назвать хорошей. Но нельзя назвать хорошей лошадь, которая бежит хорошо только в одном из этих положений.
Каким образом человек знает себя, пусть узнает и других. Хорошие мужья узнаются по хорошим женам. Если же жена будет дурна и бестолкова, без рассудка и порядка, будут от нее видны дурные качества мужа. Полустишие к этому: в доме все походит на хозяина.
В вине и водке нет пользы для ума и искусства, нет также добрых качеств и нравов, они располагают к дурным делам, убийствам и распрям, лишают человека вещей, которые он имеет, и искусств, которые он знает, и становятся постыдными путь и дела его, так что он утрачивает определенный путь. Но где найдут человека, который бы не напивался? Если найдут, то он достоин всякого почтения.
Тот, у кого найдется украденная лошадь, обязан возвратить ее хозяину с прибавкой девяти таких же лошадей.
Даже законы гостеприимства у Чингисхана приобрели статус конституционный: он запретил монголам есть что бы то ни было в присутствии другого, не пригласив его принять участие в еде. Чингисхан постановил уважать все вероисповедания, не отдавая предпочтения ни одному. Чингисханов свод основных законов запрещает ложь, воровство, прелюбодеяние, предписывает любить ближнего, как самого себя, не причинять вред, щадить страны и города, покорявшиеся добровольно, освобождать от всякого налога и уважать храмы, посвященные Богу, а равно и служителей его.
Любопытен и последовательный ряд мер воздействия, узаконенных Чингисханом.
Кто поступит вопреки закону один раз, пусть его усовещивают словом, если два раза - пусть действуют красноречием, в третий раз - пусть сошлют его в отдаленное место. Когда он сходит туда и возвратится, будет внимателен. Если же не образумится, пусть посадят его в оковы и тюрьму. Если выйдет оттуда добронравным и образумившимся - очень хорошо: в противном случае пусть соберутся все родственники, составят общее совещание и решают, что с ним делать.
Как мы видим из приведенного текста, высшая мера воздействия и высшая мера ответственности - на родственниках. Разве плохо было бы оживить сегодня традиции взаимной ответственности родственников за воспитание каждого своего члена? Когда требования народной педагогики обретают силу закона, то всеобщий успех воспитанию обеспечен.
Процитированное имеет отношение к разным сторонам государственной, общественной и частной жизни монголов, но тем не менее все привязано к первой статье Конституции Чингисхана, к первому его декрету: дети должны внимать нравоучительным мыслям отцов и неукоснительно выполнять их, младшие братья - не пропускать мимо ушей слова старших братьев; большие - воспитывать младших. Такое отношение к воспитанию характерно не только для монголов. Мудрые люди давным-давно заметили, что у человечества путь в будущее один, судьба едина. Главное и вечное для всех - дети и их воспитание; высшая, великая мудрость жизни народов - именно в этом.
Для тюркских народов Чингисхан, проклятый многими, завоеванными им народами стал личностью-символом. Да, этика того сурового времени очень отличается от современной. Жестокости войны оправдывались обеими воюющими сторонами. В бою побеждает не наиболее жестокий, а наиболее организованный. Огрганизовать свою армию Чингисхан сумел именно благодаря своим личностным качествам и блестящим педагогическими способностями. Он воспитатель миллионов. «Ты - мгновенной искрой мысли своей легко разбирающийся в правде и лжи, мой высокий мудрец!» - сказал о нем Мукали, монгольский полководец. Только высокий уровень духовности возносит исторического деятеля в глазах народа. Первоисточники свидетельствуют, что Чингисхан был благороден, справедлив, скромен в быту, был верен исконным традициям родного народа. Обладатель несметных богатств, он до конца дней своих чуждался роскоши и излишеств. Он продолжал носить одежду кочевника и держаться степных обычаев, завещав своим наследникам и всему монгольскому народу не изменять этим обычаям во избежание растлевающего влияния на нравы культур китайской и мусульманской. Общеизвестны строки песни-клятвы: «Своих обычаев не оставим, новых обычаев не придумаем». А вот слова молитвы, по преданию произносимой им: «Действительно вручая разум, душу, совесть свою твоей священной воле, молю тебя осенить своею мудростью скромные силы мои, дабы на протяжении всего жизненного пути мне держать бы с достоинством великое знамя державы».
Перед самой смертью Чингисхан позвал к себе сыновей Угедея и Тулая, а также внука Исунке-Ака и изъявил им свою последнюю волю: «Теперь мое завещание таково: вы для поражения врагов и возвеличения друзей будьте одного мнения и одного лица, дабы жить приятно и легко и наслаждаться царством». «Будем едины!» - разве не в том же самом клянутся русские, белорусы, татары, чеченцы, якуты? Пословица «В единстве - сила» имеет параллели у всех народов мира.
ДЕЙСТВЕННОСТЬ ЛИЧНОСТЕЙ-СИМВОЛОВ. ИХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ
Общеизвестно, что в исторической памяти каждого народа есть люди-символы и есть события-символы. Среди людей - это всегда единицы, в историческом процессе знаковых событий немного. И это понятно, ведь иначе люди потеряли бы ориентиры, заблудились в поисках цели и смысла жизни.
Личности и события-символы тоже составляли в истории народов целые эпохи. Лютер и Коменский, Ушинский и Толстой, Ломоносов и Яковлев, Корчак и Штейнер, Нил и Френе, Фрейре и Сухомлинский...- все они, каждый по своему, содействовали развитию человечества.
В последнем тысячелетии истории человечества одно из достойнейших мест вправе занять «Отец педагогики» Ян Амос Коменский, истинно народный, истинно национальный педагог, национальный герой, национальный гений. Благодаря народности он стал всемирным, общечеловеческим символом. К «Великой дидактике» он пришел через «Чешскую дидактику», «Чешскую грамматику», «Чешскую поэзию», «Мудрость старых чехов». Без вековой мудрости чешского народа не было бы и «Всеобщего совета об исправлении дел человеческих»: «Милая чешская Община братская... Уступи место великой Общине, в которую соберет господь все народы под небом». Все народы мира в одном государстве хотел собрать и Чингисхан. Однако достичь этого они хотели разными способами: один - силой принуждения, другой - силой духа.
Дело Коменского зародилось из потребностей и традиций родины, и «мудрость старых чехов» наилучшим образом выражает их.
Пословицы и поговорки, собранные Коменским, и сегодня сохраняют всю свою актуальность и воспитательную силу. Приведем некоторые из них: «От больших туч малый дождь», «Уверен, как в корзине вода», «Гнев без силы бесполезен», «Кто много обещает, мало делает», «Скорее сумасшедший и ребенок правду скажут», «С прошлогоднего смеха плач», «Богатство прибывает, благородство убывает». Коменский не только собирал и использовал в своей педагогической деятельности произведения устного народного творчества - пословицы, поговорки, сказки, загадки и др. - он сам создавал художественные произведения, в которых под стать народным сочетались в единой художественной ткани поэзия и педагогический смысл. Таковы его пьесы, созданные для шарошпатакской школы! Приведем сценку из пьесы «Школа-игра».
Аполлон. А каким образом ты пашешь?
Пахарь. Мой мальчик погоняет волов палкой, волы запряжены в плуг. Я же одной рукой вонзаю соху в землю, а другой стряхиваю с сохи глину вот этим скребком. Дойдя до конца борозды, поворачиваю плуг обратно, и так продолжается до тех пор, пока все поле не будет вспахано. Через некоторое время мы вновь перепахиваем поле, а коли понадобится - так и в третий раз. Если почва болотистая, роем осушительные каналы, чтоб отвести влагу.
Аполлон. А чем вы занимаетесь потом?
Пахарь. Я становлюсь сеятелем, хожу по пашне и разбрасываю зерна, которые мальчик заборонит. Тут и конец нашей работе. Зерна набухают, пробиваются наверх, стебли растут, колосья наливаются.
Далее в диалог включается жнец, молотильщики. Один за другим рассказывают: скашивают хлеба косами или жнут серпами, скошенные хлеба связывают в снопы свяслами и по пятнадцать расставляют в копны, затем снопы накладывают на возы и свозят в ригу или сарай, а иногда расставляют стогами.
Аполлон спрашивает: В старину молотили зерно так: прогоняли по нему волов, прокатывали валки. Как вы поступаете?
Молотильщики поясняют: Мы нынче достигаем того же гораздо легче с помощью этих цепов. Обмолоченное зерно сыплем на сито и провеиваем, выставляем на ветер, чтобы отделить от зерен плевелы. Провеянное зерно свозим в амбары или прячем в погреба и ямы на случай нападения врагов.
В этих диалогах раскрывается смысл и значение различных видов и этапов сельскохозяйственного труда. Выразительны рассказы о трудовых операциях. Как похожи эти сценки на недавнюю русскую, марийскую, чувашскую действительность? У них тот же способ молотьбы, но вместо волов прогоняли лошадей. И технология провевания та же, хотя использование ветра в этой операции имело разные способы, в том числе и бросание неочищенного от плевел зерна деревянной лопатой высоко в воздух. А вот прятать зерна в погреба и ямы - такой традиции не было.
Современны, народны и человечны слова манифеста Коменского (1655), в котором он выступает от имени восставших польских сословий, обращаясь к шведскому королю Карлу Густаву: «Провидение позаботилось о победе Вашего Величества, дабы Ваше Величество доказали, что рождены для славы и величия. А посему следует использовать щедрые дары Фортуны с умеренностью и научиться править свободным народом. Такой народ подчиняется радостно, и властвовать над ним можно лишь дружеским пониманием. Нельзя тотчас гасить воспылавший дух благородной польской натуры. Гораздо приятнее править людьми, а не ослами. Ибо не есть ли человек, лишенный достоинства, с попранной душою, осел, влачащий жалкое существование? В поляках еще жива любовь к свободе, хотя беззаботность привела к тому, что ныне они не могут сохранить былую вольность без чужой помощи. Однако страх перед новым порабощением способен пробудить в них прежнюю удаль и поставить под угрозу Ваш триумф. Что же надобно предпринять? Вернуть полякам приумноженную свободу, чтобы они могли наслаждаться ею повсюду. Люди привыкли оценивать дружеские чувства по тем благам, которые дает дружба, так пусть же Ваше Величество обещает народу с полной свободой и безопасностью изобилие жизненных благ. Только обещать недостаточно, следует выполнить обещанное...»
Каждая строка, каждое слово манифеста-панегирика звучит пророческим предостережением, имеющим смысл и значение для любого из угнетенных народов и их поработителей. Педагогическая, просветительская деятельность Я.А. Коменского - яркое свидетельство того, что современное функционирование традиционной культуры воспитания, народной педагогики возможно лишь в условиях национальной свободы и независимости, при возрождении и культивировании традиционных народных ценностей.
ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭТНОПЕДАГОГИКИ
Никакая созидательная модернизация школьного дела немыслима без опоры на свои вековые традиции. Игнорирование этих традиций ведет к деградации общества и человека. В то же время всемирное значение педагогического творчества Я.А.Коменского доказывает, что любой продуктивный педагогический опыт, опирающийся на народные традиции, всегда выходит далеко за рамки того исторического и культурного контекста, в котором он возник и развивался. Возьмем, например, педагогическую культуру японцев, собственные тысячелетние традиции которых не мешают внедрению педагогических достижений других народов. Игнорирование этих традиций исключает демократичность системы образования и воспитания.
Светило русской духовности и культуры, в том числе и педагогической - М.В.Ломоносов. Он, как и Коменский - личность-символ, он создатель русской грамматики, первого российского университета, блестящий ученый, совершивший открытия во многих науках, в частности в науке о воспитании. Его заповедь: история дает молодым разум старых. Ломоносов - истинно народный педагог, показавший великую миссию родного русского языка в духовной жизни народа.
Сказанное о русском Ломоносов легко переносил на любой другой язык. Нет на свете языка богаче, красивее, милее, чем свой родной, - эта мысль Ломоносова сегодня, когда целые народы забывают свои родные языки, как нельзя более актуальна.
Иван Яковлев в чувашской культуре столь же знаковая фигура, как Михаиле Ломоносов в культуре русской. Помимо университета и академии, он создал политехнические мастерские, консерваторию, хоры, ансамбли, оркестры; построил музей, церковь, основал библиотеку, театр, монастырь, сельскохозяйственную ферму, типографию, издательство, сиротский приют и еще многое другое. Все это Яковлев скромно назвал Чувашской учительской школой, потому что в понятие «учитель» он вкладывал очень емкий смысл.
Всю свою просветительскую работу Иван Яковлев построил на народных педагогических традициях, используя богатый опыт, наработанный в мировой педагогической культуре. В университете он зачитывался трудами Сократа, Платона, Аристотеля, Квинтилиана, Лютера, Коменского. Он прекрасно знал всю мировую педагогику, лучшие, высшие ее достижения. В то же время именно в университете он впервые в мировой науке теоретически обобщил все сведения о памятниках народной педагогики. Изложение теории он сопроводил хрестоматийным приложением.
Первый труд Ивана Яковлева - о национальном празднике, известном, самое малое, полтора тысячелетия, второй труд - о народном календаре, третий - о величии родного слова, его могучей духовной силе. Далее следует новый этап деятельности, хотя просветителю только 25 лет: он создает «Букварь для чувашей», книгу «Начала истинной веры» - о Христе и христианстве. В учебных книгах используются устные памятники народной словесности и сказки и рассказы Льва Толстого, которые потоком переливаются затем в чувашский фольклор, трансформированные, приспособленные к чувашской этнической среде, и становятся неотъемлемым компонентом культуры чувашского народа.
Иван Яковлев творчески осмыслил великое открытие народной педагогики о значении в самовоспитании человека рефлексии. При этом педагог с печалью обнаруживает своеобразие национального характера родного народа, проявляющееся в мнительности, робости, застенчивости, неуверенности, щепетильности, болезненной деликатности. С рефлексией Иван Яковлев связывает формирование духовного облика человека. В его книгах для чтения воспоминания, размышления, раздумья, тревоги и сомнения самих детей составляют почти половину материала, об этом свидетельствуют уже сами названия и темы статей и рассказов в «Букваре для чувашей»: «Раскаяние», «Увещевание», «Исповедь», «Признание», «Сожаление», «Обида», «Жалость», «Как я училась вязать», «Как у нас умирал цыпленок», «Как я ходил смотреть свадьбу», «Как горел дом» и т.п. Мечты, сновидения, воспоминания человека интенсифицируют его духовную жизнь. Это убедительно доказывается одной из лучших книг воспоминаний XX века - книгой И.Я.Яковлева «Моя жизнь».