Файл: ВолковЭТНОПЕДАГОГИКА.doc

Добавлен: 10.02.2019

Просмотров: 8546

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

НАРОДНОЕ ВОСПИТАНИЕ В НАСЛЕДИИ КЛАССИКОВ ПЕДАГОГИКИ

Я.А. КОМЕНСКИЙ

К.Д.УШИНСКИЙ

А.С.МАКАРЕНКО

В.А.СУХОМЛИНСКИЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА, ЕЕ СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ И ИХ МЕСТО В ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЕ НАРОДА

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ НАРОДНОЙ ЖИЗНИ

НАРОДНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПОКОЛЕНИЙ

НАРОД КАК ТВОРЕЦ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

СОВЕРШЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК КАК ЦЕЛЬ НАРОДНОГО ВОСПИТАНИЯ

ЭТНИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР СОВЕРШЕННОГО ЧЕЛОВЕКА

ПУТИ ВОСПИТАНИЯ СОВЕРШЕННОГО ЧЕЛОВЕКА

ПОСЛОВИЦЫ

ВОСПИТАНИЕ ТРУДОЛЮБИЯ КАК ВЕДУЩАЯ ИДЕЯ ПОСЛОВИЦ

МНОГОЗНАЧНОСТЬ ПОСЛОВИЦЫ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СУЖДЕНИЯ

ЗАГАДКИ

НАРОДНЫЕ ПЕСНИ

КОЛЫБЕЛЬНАЯ ПЕСНЯ. ПОЭЗИЯ РАННЕГО ВОЗРАСТА

ПЕСНИ ОТРОЧЕСТВА

Кто ты есть, Адемей?

ЮНОШЕСКИЕ ПЕСНИ И ПЕСНИ ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПТИМИЗМ ПРИЧИТАНИЙ

Да как ростить-то сиротных малых детушек?

Мой крестовый сын, мой дите родной!

КОМПЛЕКСНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ПЕСНИ

СКАЗКИ

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ РОЛЬ СКАЗОК

ОСОБЕННОСТИ СКАЗОК КАК НАРОДНЫХ СРЕДСТВ ВОСПИТАНИЯ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ СКАЗОК

СКАЗКИ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ НАРОДНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ГЕНИЯ

РЕПКА

ИГРА

СЛОВО

ТРУД. ОБЩЕНИЕ. ТРАДИЦИИ. ИСКУССТВО

РЕЛИГИЯ

ПРИМЕР-ИДЕАЛ

ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПАНСОФИЯ НАРОДОВ

ДЕЙСТВЕННОСТЬ ЛИЧНОСТЕЙ-СИМВОЛОВ. ИХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ

ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭТНОПЕДАГОГИКИ

ПОСЛЕСЛОВИЕ

2. Место для проведения игр. Игры могут проводиться в зале, комнате, просторном коридоре, на воздухе. Если они проводятся в помещении, то его необходимо предварительно проветрить и тщательно убрать.

3. Количество участников игры. Не обязательно проводить игры сразу со всей группой или классом, особенно если помещение небольшое. Можно разделить малышей: мальчиков и девочек, сильных и слабых, играющих и судей и т.д. Участие в игре должно быть интересным для каждого ребенка.

4. Наличие инвентаря для игр. Для многих игр нужен инвентарь: мячи, скакалки, флажки и т.п. Он должен быть подготовлен заранее и в достаточном количестве.

Педагог объясняет детям правила игры. Он должен встать так, чтобы все видели его и он видел всех. Лучше всего для этого встать в круг вместе с детьми (но не в центре круга, чтобы ни к кому не стоять спиной). Объяснение воспитателя должно быть кратким и понятным. Его следует сопровождать показом отдельных элементов или всего игрового действа. Оно должно быть повторено всеми или несколькими детьми, чтобы воспитатель был полностью уверен в том, что дети хорошо усвоили правила игры.

Водящий может быть назначен воспитателем, детьми или определен с помощью считалок, которые нравятся детям. Считалки всегда бывают рифмованными. Они могут быть веселыми, шуточными. Обычно кто-нибудь из ребят начинает говорить считалку и, произнося каждое слово, указывает последовательно на участников игры, стоящих в кругу. Тот из игроков, на кого выпадает последнее слово считалки, начинает водить. Вот некоторые из считалок:

Я пойду куплю дуду,

Я на улицу пойду.

Громче,дудочка, дуди,

Мы играем, ты води!

***

Катилась торба

С великого горба.

В этой торбе

Хлеб, соль, пшеница.

С кем ты хочешь поделиться?

***

Конь ретивый

С длинной гривой

Скачет по полям

Тут и там.

Где проскачет он,

Выходи вон.

После выбора водящего начинается игра. Приведем методические разработки двух игр.

«СТАДО»

Цель игры: развивать умение ориентироваться в пространстве.

Методика организации игры. Игра проводится во дворе, на площадке, в спортзале.

Количество игроков - 10-25 человек.

С помощью считалки игроки выбирают пастуха и волка, а все остальные участники игры - овцы. Дом волка - в лесу, а у овец два дома - на противоположных концах площадки.

Методика проведения игры. Овцы громко зовут пастуха:

Пастушок, пастушок,

Заиграй в рожок!

Травка мягкая,

Роса сладкая,

Гони стадо в поле

Погулять на воле.

После последних слов пастух выгоняет овец на луг. Они ходят, бегают, прыгают, щиплют травку. По сигналу пастуха «Волк!» все овцы бегут в противоположный дом, т.е. на другой конец площадки. Пастух встает на пути волка, защищая овец. Все, кого поймал волк, выходят из игры.

Правила и методические указания к игре.

1. Во время перебежки овцам нельзя возвращаться в тот дом, из которого они вышли.


2. Волк овец не ловит, а «салит» рукой.

3. Пастух может только заслонять овец от волка, но не должен задерживать и толкать его руками.

«У МЕДВЕДЯ ВО БОРУ»

Цель игры: развить ловкость, координацию движений, быстроту реакции.

Методика организации игры. Игра проводится на площадке, в спортзале. Количество игроков 10-26 человек. С помощью считалки выбирается медведь, который живет в лесу. Остальные играющие - дети. Дети идут в лес за грибами, ягодами. Медведь спит в берлоге.

У медведя во бору,

Грибы, ягоды беру!

Медведь постыл,

На печи застыл!

Когда играющие произносят последние слова, медведь, дремавший в берлоге, потягивается и медленно выходит из нее. Но вдруг медлительность его пропадает, он бежит за кем-нибудь из игроков и старается его поймать («осалить»). Пойманный игрок становится медведем.

Методические указания. Дети могут поддразнивать медведя хлопками. Играющие не должны толкать друг друга, прятаться один за другого*.

СЛОВО

Слово - величайшее из человеческих духовных сокровищ. В повседневном общении с матерью ребенок усваивает язык, который называется материнским. Материнское слово - божественно. Вот что пишет о языке Фазиль Искандер: «Язык - величайшее, мистическое явление человеческого существования. Я даже не знаю, могут ли быть какие-то достоверные объяснения его появлению. Язык дан людям для того, чтобы они, поняв друг друга, могли жить вместе. В отношениях между народами нет никакого иного пути, кроме поиска взаимопонимания. Любой иной путь - это путь насилия, разрушения, презрения к человеку». Можно было бы добавить еще: презрения к народу... И нет насилия более невыносимого, чем насилие над национальным языком.

В народной педагогике родное слово стоит на недосягаемой высоте. Соответственно, конечно, и словесные средства обучения и воспитания. Возьмите для примера частушки, прибаутки, скороговорки, речитативы, песенки, загадки, пословицы, поговорки, приговорки, моленья, назидания, басни, притчи. И особенно - сказки...

Духовность связана прежде всего со словом, языком, речью. Сила слова невероятна в человеческой жизни. Поэтому и говорят о слове: можно им убить, можно и воскресить. Покаяние, раскаяние, исповедь, проповедь, заклинание, клятва, благословение, завещание - это слова, но в них высшие проявления человеческого духа. Покаяние - это уровень самосознания, духовности, совестливости, нравственности. Покаяние - это потрясение, катарсис.

Многообразны в народной педагогике словесные формы воздействия на чувства, сознание, поведение человека. Словесные приемы воздействия на личность многочисленны и разнообразны: увещевание, уговор, разъяснение, приказ, просьба, поручение, поверье, приучение, наставление, назидание, пожелание, совет, намек, одобрение, благодарность, осуждение, упрек, укор, зарок, запрет, благопожелание, завет, заповедь, проповедь, исповедь....


Безгранична сила доброжелательного слова в народной педагогике, но более всего - родного слова, родной речи, родного языка. Именно в вопросе национальных языков сегодня назрела острейшая проблема. Тотальная дискриминация национальных языков привела к духовно-нравственной деградации многих народов. Первым и главным условием возрождения традиционной культуры воспитания является безоговорочное снятие всех мер ограничения на родные языки. Мировые, региональные, официальные, государственные языки, ни в коем случае нельзя изучать за счет родных языков. Как сказал Иван Яковлев, русский язык не вместо родного, а вместе с родным. Дорога к Храму взаимного понимания лежит через Слово. Иначе и быть не может. В народной педагогике это решалось естественно и просто. Наши предки не знали языкового барьера с иноплеменными соседями.

Действительно, в народной педагогике процесс овладения языком естественный, стихийный, спонтанный. В Трехбалтаеве (Чувашская Республика) дети до поступления в школу владеют тремя языками почти на одинаковом уровне, т.е. как родным. В Средней Азии и на Кавказе редко кто знает только два языка, немало и таких, кто владеет, как родным, тремя-четырьмя языками. Эвакуированные в Чувашию во время войны евреи, русские, украинцы, белорусы, латыши, эстонцы, литовцы продемонстрировали, в отличие от более поздних мигрантов, свои симпатии к чувашскому народу: они охотно овладевали языком народа, который принял их как братьев.

ТРУД. ОБЩЕНИЕ. ТРАДИЦИИ. ИСКУССТВО

Труд в народной педагогике занимает особенное место. Пустословие и деловитость взаимно исключают друг друга. Детям постоянно внушается мысль о необходимости мало говорить, много делать. В традиционной культуре воспитания присутствует идея самоценности бескорыстного труда, что очень важно в условиях разбойничьего рынка, когда предлагается ни шагу не делать бесплатно. Не все продается и не все покупается. Бесплатный труд может быть полезен знаниями, умениями, навыками, приобретенными в деятельности, и определенными личностными качествами, нравственными свойствами. В народе ценится единство слова и дела. Отвергается хвастовство. Деятельные люди словам, не подкрепленным делом, не доверяют. Они судят по видимому результату. Люди видят невыполняющиеся законы, указы. И результат - развал, хаос. Другого ничего не видно - и это печально. Народу очень важно знать дела правителей, видеть результаты их забот, иначе возникают сомнения в нравственной сути их слов и намерений.

Многообразные дела, полезные для детей, семьи, соседей, односельчан, людей вообще, народа - вот на что делает ставку народная педагогика. С преданностью делу связывается и духовность, и нравственность. Мысль эта внушается детям и непосредственно, и под влиянием общественного мнения и трудовых традиций.


Общение как бы суммирует действие всех предыдущих факторов - природы, игры, слова и дела и эту сумму передает последующей группе факторов - традиции, быту, искусству, религии, примеру-идеалу.

В народе общение невероятно богато и многообразно. У чувашей есть песня одиночества «Ой, средь поля» в женском, пожалуй, более поэтичном, и мужском вариантах. Одинокий раскидистый дуб стоит - думал: отец, но тот, не отозвался, сыночком не назвал... Нет ни отца, ни матери, ни возлюбленной. Вот, полные блюда желтых орехов... Но с кем посидеть и погрызть их, в сердце грусть-тоска; с кем посидеть, поговорить и развеять тоску.

Общение - высшее духовное богатство в отношениях между людьми. В воспоминаниях повзрослевших детей - не гостинцы и подарки, не сладости и деньги на их покупку, а умные слова, ласковое обращение, встречи, разговоры, обсуждения, походы, путешествия, совместное посещение красивых и интересных мест, т.е. многообразное содержательное общение.

В специфике общения проявляется национальный характер. Чуваши, например, очень сдержаны в проявлении чувств. Поцелуев никто не видит. Мать, кормя младенца, целует макушку, начнет ребенок ходить - самая нежная ласка - гладить по голове, старше станет - по спинке нежно похлопает (чаще это делает бабушка, нежели мать). Есть пословица: «Чуваш целует дважды: в колыбельке и в гробу».

Слово «любовь» - в двух вариантах: «юрату», «саву» - чувашами произносятся крайне редко. Эти слова священны, они выражают божественные состояния души, и их нельзя произносить всуе. Эта мысль серьезно внушается детям. Не слова, а поведение, доказывающее истинность чувств, - вот что превыше всего ценится в крестьянской среде. Формированию такого отношения к проявлению чувств надо бы оказывать специальное внимание и в школе. Представляется весьма перспективной высокогуманная, демократическая методика приучения детей к деловому, доброжелательному общению друг с другом. При этом надо бы усилить в общении этнопедагогический компонент.

Отличительная особенность тувинцев и немцев - доброжелательность, доверительность в общении. Как-то был задан вопрос старейшему этнопедагогу Тувы К.Б.Салчаку: «Проехал всю Туву и ни разу не услышал ругани - в чем дело?» Ответ последовал такой: «А с кем ругаться? Нас мало, встречаемся редко, скучаем друг по другу. Радуемся каждой встрече. Первый встречный кажется родственником. Радость любого дня - дружелюбное общение».

Традиции как бы организуют связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народов. Преемственность старших и младших основывается именно на традициях. Чем многообразнее традиции, тем духовно богаче народ. Ничто так не объединяет народ, как традиции. Достижение согласия между традицией и современностью всё более становится животрепещущей проблемой науки. Традиция содействует восстановлению теряемого сейчас наследия, такое восстановление может быть спасительным для человечества.


Конечно, отнюдь не следует идеализировать все народные традиции. В традициях немало и консервативного, но становится не по себе, когда видишь, как вместе с отсталостью уходит и самобытность. И тем более не приложимо определение «отсталый» к тому или иному народу. Словосочетание «отсталые народы» изжило себя, оно научно несостоятельно. Пока что «вершинами» научно-технической цивилизации остаются взрыв над Хиросимой и авария под Чернобылем. Так стоит ли ценность народа измерять уровнем его цивилизованности, который чем выше, тем интенсивнее происходит разрушение традиций, т.е. разрушение народной культуры.

В настоящее время бесценные знания сельских ребят умирают без применения из-за игнорирования их в школьном образовании. Сельская крестьянская культура, богатая традициями, представляет собой великое духовное сокровище человечества. И возможности этой культуры далеко не исчерпаны.

Бурный прогресс современной цивилизации оставляет как бы на обочине многие знания, умения и навыки, приобретенные всем ходом многотрудного исторического развития человечества. Подчас выпадают из процесса духовного развития мира целые пласты, целые культурные системы. Особенно те, которые созданы и продолжают создаваться народами, приверженными к своему традиционному образу жизни. Не так редко, увы, исчезновение и самих народов: одни вымирают, другие растворяются в более крупных, часто в более энергичных, агрессивных, жестоких соседях.

Степень-культурности людей и народов можно измерить тем, насколько активно они противостоят процессу исчезновения ценных народных традиций, насколько направленно они ищут способы сохранения и возрождения утраченных сокровищ. Только возрождение традиций может приостановить губительный процесс духовных потерь, деформаций, деградации.

Традиции, таким образом, имеют определяющее значение в народной судьбе. Евреи, потерявшие язык, страну, сохраняют себя этнически именно благодаря традициям. Они, оказывается, в данном случае даже важнее, нежели язык, который выступает здесь как элемент традиционности.

Традиции многообразны. По ним можно судить о народе или о какой-то стороне его бытия. Даже такая, свойственная традиции, черта, как консерватизм, порою оказывается благом, спасением, ибо является условием стабильности народа, устойчивости его нравственных основ, менталитета. В традициях концентрируются, пересекаются тысячелетние духовные искания человечества, народов, людей, ибо человечество - это единый космический этнос, вселенская, так сказать, личность, народ - это историческая личность, индивид - целостный образ человека, человеческая личность.

Терпение народа - тоже его характерная черта. Именно этим долготерпением всегда поддерживался гражданский мир в человеческом обществе. Основой мирных отношений всегда считались уступчивость, покладистость. Сколько перенесено народом унижений и диктатур во имя мира. Семейные традиции всегда были крепки среди крестьян. Целомудрие во взаимных отношениях было превыше всего. Разводы практически отсутствовали. Супружеские измены случались как исключение. Народ не знал грубых ругательств и срамных песен. Стыдливость имеет многовековые корни.