ВУЗ: Кемеровский государственный университет культуры и искусств
Категория: Книга
Дисциплина: Педагогика
Добавлен: 10.02.2019
Просмотров: 9504
Скачиваний: 12
СОДЕРЖАНИЕ
НАРОДНОЕ ВОСПИТАНИЕ В НАСЛЕДИИ КЛАССИКОВ ПЕДАГОГИКИ
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА, ЕЕ СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ И ИХ МЕСТО В ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЕ НАРОДА
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ НАРОДНОЙ ЖИЗНИ
НАРОДНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПОКОЛЕНИЙ
НАРОД КАК ТВОРЕЦ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
СОВЕРШЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК КАК ЦЕЛЬ НАРОДНОГО ВОСПИТАНИЯ
ЭТНИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР СОВЕРШЕННОГО ЧЕЛОВЕКА
ПУТИ ВОСПИТАНИЯ СОВЕРШЕННОГО ЧЕЛОВЕКА
ВОСПИТАНИЕ ТРУДОЛЮБИЯ КАК ВЕДУЩАЯ ИДЕЯ ПОСЛОВИЦ
МНОГОЗНАЧНОСТЬ ПОСЛОВИЦЫ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СУЖДЕНИЯ
КОЛЫБЕЛЬНАЯ ПЕСНЯ. ПОЭЗИЯ РАННЕГО ВОЗРАСТА
ЮНОШЕСКИЕ ПЕСНИ И ПЕСНИ ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПТИМИЗМ ПРИЧИТАНИЙ
Да как ростить-то сиротных малых детушек?
Мой крестовый сын, мой дите родной!
ОСОБЕННОСТИ СКАЗОК КАК НАРОДНЫХ СРЕДСТВ ВОСПИТАНИЯ
СКАЗКИ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ НАРОДНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ГЕНИЯ
ТРУД. ОБЩЕНИЕ. ТРАДИЦИИ. ИСКУССТВО
ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПАНСОФИЯ НАРОДОВ
ДЕЙСТВЕННОСТЬ ЛИЧНОСТЕЙ-СИМВОЛОВ. ИХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ
Вот благопожелания матери сыну на чувашской свадьбе: «Если тебе Бог отпустил сто лет, проживи только девяносто девять, а невестка, наша голубушка, наш драгоценный ангел, пусть проживет сто один год. Что тебе делать без нее в этом мире?» «Первая жена - чугунная, вторая - глиняная, третья - стеклянная». «Первый сын - стеклянный, второй - глиняный, третий чугунный». «Первая жена - от Бога, вторая - от несчастья, третья - от дьявола». «Хочешь долго жить - будь здоров, хочешь быть здоров - береги жену».
Разведенных в чувашских деревнях редко брали в жены. Подобное же отношение к разведенным женщинам мы встречаем и в Евангелии. «Дети - краса земли», - говорили чуваши. Община никогда не оставляла сирот.
В семейном быту концентрируются важнейшие этнические традиции. Быт суммирует все предыдущие факторы, в совокупности они в мелочах быта приобретают новые качества. Быт столь же многообразен в своих проявлениях, как и природа. В сущности - это природа, сотворенная человеком, его домашняя, внутренняя жизнь, естественное его бытие.
Традиции, как элемент общественной жизни, имеют свою специфику, обусловленную конкретно-историческими и этносоциальными условиями. В образовании народных традиций важное место занимают обычаи, исполнение которых было обязательно. «Свой обычай в чужой дом не вноси»; «Обычай крепче закона»; «Худому обычаю потачки не давай»; «Не сошлись обычаями, не бывать дружбе». Эти пословицы наглядно показывают, как уважительно и почтенно относились к обычаям и традициям наши предки, какое огромное воспитательное значение имели они у разных народов. Обычаи входят в состав традиции вместе с обрядами, т.е. с исторически сложившейся системой обязательных ритуальных действий. Традиционны в народе многие праздники. С языческих времен они дожили до наших дней, подчас входя в современные религиозные системы. Например, празднование русским народом Рождества слилось с языческими колядами, составляя вместе с ними единую традицию. Современная жизнь дополняет этот праздник новыми элементами.
Что же может сделать воспитатель с детьми в этот период? Приведем примерный сценарий праздника.
Встреча праздника Рождества
Во-первых, к Рождественскому сочельнику (6 января) следует разучить колядки, которыми можно поздравить детей из других групп или классов, родителей, воспитателей. Прославление может быть выражено самыми различными колядками. Например:
Сеем, сеем, посеваем,
С днем Христовым поздравляем.
Со скотом, с животом, с малыми детишками
Малолетушками.
Сколько на кусочке веточек,
Столько б у вас было детушек!
С Рождеством Христовым,
Хозяин с хозяйкой!
* * *
Родилася Коляда
Накануне Рождества.
Мы пошли ее искать,
Догонять, догонять.
Мы догнали,привели,
Нарядили и пошли.
К вам, дорогие наши!
К вам, дорогие наши!
Мы пришли ж к вам
С подарками,
С угощениями,
С поздравлениями!
После пения коляды дети хором говорят: «С праздником вас! » и дарят подарки. Те, кого они поздравляли должны отблагодарить детей. Обычно малышам принято дарить сладости, выпечку.
Воспитатель должен рассказать детям о том, что в святочный период на небе появляется молодой Месяц, рождается Луна и восходит самая яркая звезда - звезда счастья и радости, Сириус. Эта звезда хорошо видна при вечерней заре и ее вполне могут рассмотреть дети вместе с родителями.
На улице мороз, а на подоконниках в детском саду или в школе расцветает алый цветок, который в народе называют Декабристом, или вифлеемской звездой (Вифлеем - город, в котором, по преданию, родился Иисус Христос).
В течение двух святочных недель можно устраивать, как в старину, различные народные игры с ряжеными. Обязательным персонажем в играх и забавах детей должен быть медведь. Он - главный организатор детских забав. Эту роль может сыграть воспитатель или кто-либо из родителей.
Игры могут проходить как в помещении, так и на улице, но и там, и тут должны быть горки и специальные приспособления для катания. На улице это, конечно, снежная горка. В помещении же ее можно сделать из различных пластиковых и линолиумных покрытий. Кататься можно на санках, на ногах, на ледянках.
Достаточно традиционным в это время является выступление театра Петрушки - основного героя уличных забав на Руси. Сегодняшний Петрушка, как и раньше, может загадывать детям загадки, устраивать соревнования по произнесению скороговорок, исполнению песен и плясок.
Наиболее традиционными из народных игр являются кубарь, ходули, запуски змея. Змей должен принести малышам солнышко. Изготовление змея очень интересно и нужно детям. Делая змея,они овладевают навыками работы с лучинками и бумагой, ищут интересный вариант раскраски змея и особенно его хвоста, учатся запускать змея.
При подготовке к празднику вносятся изменения в учебные занятия. Дети знакомятся с содержанием народных праздников, обрядов, традиций, поверий и примет, связанных с праздниками; изучают и запоминают новые слова, характерные для речи народа. На занятиях они разучивают песенки, зазывалки, колядки, загадки, пословицы и поговорки*.
*Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольников. -М.,1995.С.22-24.
Искусство как фактор воспитания свидетельствует об общей устремленности народа к прекрасному. Роль народного искусства в воспитании более значительна, чем можно себе это представить. К сожалению, в школьном воспитании искусство никогда не занимало и вряд ли займет то место, какое ему отводится в народной педагогике.
Народное искусство противостоит массовой культуре, формалистическим ухищрениям, уводящим людей от правды жизни. Насаждающаяся в стране антинародная культура может быть устранена только народным искусством.
Есть у народа песни-символы, характеризующие национальный облик. Есть главные песни, которые должен знать каждый человек. У чувашей, например, это «Гимн объединения», «Песня благодарности», «Песня одиночества», «Песня-раздумье». Совершенно уникальна чувашская «Заячья песня»: идут, идут охотники, убьют, сдерут шкуру, продадут, купят водку, напьются, будут жен бить, дети будут плакать - «О, как мне жаль деток, как жаль их»... Погибая, заяц плачет о детях своих убийц. Поэтическая сила и нравственная высота песни бесспорны. Эти качества - неотъемлемая принадлежность лучших образов народного искусства. Всем известны образность и эмоциональность украинских песен, целомудрие, светлая грусть русской песни. Их знала и пела вся страна без различия территориальных и этнических границ. Их знали и любили и за рубежом.
Искусство, прекрасное, сильное, действует совокупно. Вот символические «киты», на которых держится якутская народная эстетика, народная педагогика: сэргэ (коновязь), чорон (кубок для кумыса), хомус (варган)... Об их взаимодействии можно было бы говорить и час и два. Коллективный танец с песней «Осоуохай» объединяет народ саха... Все поколения - от мала до велика.
Искусство - от словесного творчества до самой ничтожной бытовой мелочи, - обогащая народную жизнь, пронизывая все поры народного существования, способствует укреплению народных традиций, утверждению народных педагогов и тем самым неоценимо в воспитании подрастающих поколений. Его, как и труд, можно назвать цементирующим фактором воспитания в народной педагогике.
В процессе воспитания и обучения детей народная педагогика всегда придавала большое значение использованию различных видов искусства: лубочных картинок, различных видов расписных игрушек (дымковской, хохломской, гжельской); расписных бытовых предметов, используемых в повседневной жизни (ложек, деревянной и глиняной посуды, жостовских подносов, резных прялок и т.д.). Большое место занимала вышивка различными видами нити, бисером и стеклярусом, плетение, вязание, ткачество и т.д.
Украшая свой быт, труд или игру ребенка, в художественной деятельности человек старался привить ему любовь к прекрасному, развить у него художественный вкус.
Детей обучали рисованию, живописи, различным ремеслам. Постепенно возникли целые династии мастеров, передающие свои умения из поколения в поколение.
Важнейшим аспектом изобразительного искусства и художественных промыслов в воспитании детей является эстетический. В примитивных формах лубка, игрушки, посуды ребенок должен увидеть прекрасное, специфически региональное. В процессе обучения, игры, труда воспитатель может сравнивать, например, различные глиняные игрушки (дымковскую и новгородскую), организовывать творческую мыслительную деятельность детей по выявлению общего и специфического в них или в других предметах, изготовленных в различных регионах.
Кажущаяся примитивность лубка позволяет организовать работу с детьми по его копированию, раскрашиванию, созданию собственного произведения. Так как каждый лубок имеет надпись нравственного содержания, выраженную часто в стихотворной форме или в форме пословицы, то возможна работа с этими текстами, их заучивание, сравнение текста и рисунка. Детей можно включить и в процесс изготовления игрушек из глины и их раскрашивания. Этим самым дети приобретают трудовые навыки и навыки вообще работы с художественным материалом. Это воспитывает у них доброе отношение к окружающим, потребность делать людям приятное своими руками, получать радость от самого процесса дарения.
Такие занятия формируют у детей умения работать с тканью, нитками, воспитывают гармонически развитых людей.
Особое место в художественной деятельности и творчестве многих народов занимали мозаики из камня, стекла, керамики, кожи, ткани, меха и пр. Наши бабушки, например, делали прекрасные лоскутные одеяла, которые были показателем мастерства хозяйки дома, ее эстетического вкуса. Ведь совсем не просто из кусочков различной величины и цвета сшить даже небольшое полотно. Здесь необходимы не только терпение и аккуратность, но и умение «подогнать» лоскутки один к другому, создавая тот или иной рисунок. Если девочка сошьет такое одеяло в детском саду для своей куклы, то в школе ей будет проще сшить что-то для себя, а став взрослой - и для своих детей. Помня об этом, нужно включать детей в «дело» как можно раньше, как делали это в народе всегда, чтобы человек не жил по принципу «день прошел и слава Богу».
Можно показать детям образцы классической мозаики: красивые наборы паркетных полов, мраморные узоры в вестибюлях культурных и общественных зданий, художественные произведения из каменной и керамической мозаики, обращая их внимание на принадлежность того или иного ее вида к культуре различных регионов, наций, народов. К искусству составления различных мозаичных узоров можно начать приобщать детей достаточно рано, используя для этой цели типовые наборы из дерева, пластмассы, бумаги. Работа даже с готовыми комплектами для мозаики должна опираться на народные традиции (узор, цвет, линия).
Своеобразными мозаичными работами являются аппликации, занимающие в Программе воспитательной работы детского сада и начальных классов достаточно большое место. Дети могут работать с цветной бумагой и засушенными листьями, цветами, тканями. Воспитателю необходимо помнить о том, что занятия с использованием различных видов мозаики, так же как и работа с игрушкой, должны соотноситься с воспитательными задачами и регионально-национальными особенностями*.
* Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольников. М, 1995.-С. 8-9.
РЕЛИГИЯ
Религия - стержневой фактор в формировании духовности личности. Духовность человека определяется, конечно, не только религией. Религиозный фанатик, как и воинствующий атеист-экстремист, вызывает в душе неприятие, беспокойство, даже тревогу. Атеист, признающий свободу совести, понимающий общечеловеческие нравственные ценности, может не уступать в духовности любому верующему. Здесь ни к чему крайности, взаимоисключающие альтернативы. Жизнь многосложна, демократия в любой сфере, особенно в сфере образования, немыслима без плюрализма мнений, взглядов, убеждений.
Вера в Бога не может и не должна стать модой, ибо главным компонентом этой сферы является любовь к человеку. Сама по себе, отдельно от всего комплекса межличностных отношений, вера в Бога не может быть спасительной в духовной жизни людей. Важно гармоническое взаимодействие всех сторон духовной жизни.
Религия близка и такому суммирующему, своего рода итоговому фактору воспитания, как пример-идеал, пример-символ. Но ведь религия сама тоже во многих деталях, быть может, даже в решающих, суммирует все предыдущие факторы. Природа божественна - это не только поэзия. Поклонение природе в целом и отдельным ее элементам, начиная от Солнца и кончая солнечной иволгой, - это не только языческое, это нечто высшее, не исключающее ни буддизма, ни магометанства. Марийцев-язычников в Нижегородской губернии всего-то 8 тысяч. Они сохранили себя благодаря обожествлению родной природы. Сохранили и духовность. Языческое обожествление природы сохранилось у большинства людей. Русский поэт Семен Надсон в мальчишеском возрасте в своем дневнике записал: «Самое главное и отличительное свойство людей живых - это любовь к природе, способность восхищаться ею, познавать ее красоту и глубоко чувствовать превосходство над собою всего прекрасного и высшего». Любовь к природе - часть всеобщей любви, как и любовь к Богу.
Без любви нет веры, нет и религии. Моя мать, простая малограмотная крестьянка, когда я ей сказал, что хорошо бы построить в нашем селе церковь, со скорбью сказала: «Нет, у нас этого уже никогда не будет...» - «Почему?» - спрашиваю. - «Ты не представляешь, сынок, насколько плохими стали односельчане. Слишком много бесстыдства, чтобы можно было нуждаться в Боге...»
Язычество древних греков и современных марийцев, шаманизм якутов, ламаизм бурят - это духовное богатство всего человечества. Религия сама по себе несет мощный заряд духовности, но много значат связанные с ней ритуалы: символы веры, молитвы, исповедь, причащение, таинство крещения, венчание, отпевание... Все это, приближая Человека к Богу, возвышает его. Архитектура, колокольный звон, торжественная служба, тревожный свет свечей, иконописная живопись - их воздействие на душу едва ли решится отрицать даже грубый, вульгарный материалист, знающий только одно: бога не существует, потому что его нет.
Основная тема всех религий - дети, воспитание. В христианстве главная тема - мать и дитя. Мать возвышается до божественного уровня, без матери не может быть не только ни героя, ни поэта, но и сына Божьего. В христианстве утверждается святость материнской любви. Вы знаете, о чем говорят правоверные мусульмане в предмечетье перед тем, как войти в зал для молений? О детях и внуках, только о них - оценки, характеристики, взаимный обмен мнениями по поводу своих суждений.
Воспитательный потенциал традиционных религиозных учений огромен. Священные книги для детей - нравственные уроки. И даже если они из атеистических семей, знания о вере их предков несомненно сыграют в их духовном развитии большую роль. Очень поучительны жития православных святых, например, святого мученика Анастасия (777-794): хозяин юноши, ремесленник в Салониках, решил сэкономить на пошлинах, а поскольку льгота полагалась мусульманам, приказал Анастасию одеться турком и так провезти товар через таможню. Трюк не удался: таможенники что-то заподозрили и потребовали от него прочесть мусульманскую молитву. Юноша покраснел и не мог ничего сказать, его отвели к начальнику. Тот мог бы отпустить парня, взяв с него деньги, но решил прославиться и потребовал перейти в ислам. Анастасий не струсил и отказался. Поволокли его к мулле, пятеро свидетелей заявили, что неверный хулил Пророка. Юноша честно ответил, что ничего такого не говорил, хотя думает именно так. Его приговорили к повешению, но умер он еще по дороге к виселице от побоев. Так, жадность православного и честолюбие мусульманина, объединившись, погубили твердого и честного в вере человека.