Файл: Структура нормы права (Понятие, признаки и функции права).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 271
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
1 Понятие, признаки и функции права
2 Понятие, признаки и функции нормы права. Норма права и нормативно-правовые акты
3 Формы права. Источники российского права. Закон и подзаконные акты
4 Гражданско-процессуальная ответственность
5 Основные правовые системы современности
6 Международное право, как особая система права
7 Система российского права. Отрасли права
Введение
Темой работы является право в системе социальных норм. Глубокое и всестороннее познание российской или иной национальной правовой системы предполагает её изучение не только самой по себе, но и в сравнении с другими существующими или ранее существовавшими правовыми системами. Обиходное утверждение о том, что «всё познаётся в сравнении» в полной мере распространяется и на право.
Кроме того, мне кажется, что данная тема особенно актуальна в настоящее время. Прежде всего, это связано с тем, что российское общество сейчас переживает переломный период. В советское время в обществе кроме соответствующих правовых норм сложились и определённые социальные нормы присущие только данной общественной формации. Кроме того, семьдесят лет социалистического строя наложили свой отпечаток на социальные нормы присущие любому человеческому сообществу. Сейчас, когда в стране происходят государственные и социальные катаклизмы, когда изменяется правовая система, усиливается роль социальных норм. Изменяются существующие социальные нормы, возникают новые. Выкристаллизовываются формы связи социальных норм с правом.
В условиях становления правового государства в Российской Федерации возрастает ценность демократических, юридических форм организации общественных отношений, активность граждан в решении государственных дел взаимосвязана с повышением эффективности деятельности государственного аппарата. От профессионализма работников правоохранительных органов, во многом зависит успех работы по углублению нравственного, правового и политического сознания граждан.
Целью исследования является: характеристика поставленной темы. Для ее достижения следует проанализировать понятия социальных норм, а также соотношение права и иных социальньх норм.
1 Понятие, признаки и функции права
Право - это система общеобязательных формально определенных норм - правил поведения, регулирующих общественные отношения, установленных или санкционированных государством и охраняемых им от нарушения с помощью мер государственного принуждения.
Сущность права можно характеризовать с помощью различных свойств. Однако главное, в сущности, права не различные свойства, а то, что сущность права является предварительным условием существования конкретных правовых явлений. С этой точки зрения сущность права находится в определенном соотношении с сущностными определениями конкретного правового явления. Сущность права предоставляет возможность выяснить, какими сущностными определениями должно обладать то или иное явление, чтобы оно могло существовать в области бытия, обусловленного категорией права. Это значит, что сущность права придает различным явлениям бытия правовую форму, превращает их в правовые явления [16, с.430].
Понятие функций права в научной литературе полностью разобрано и достаточно досконально изучено. Именно поэтому данную проблему нельзя назвать острой и дискуссионной в теории государства, и права. Но все, же ученые спорят на темы различных видов, классификаций и критериев функций права.
Функции права представляют собой:
1) роль права, установленную в обществе;
2) основные воздействия на общественные отношения.
Рассмотрение функций права состоит в двух различных стезях: в зависимости от освещения их в узких (специально-юридических) и широких (общественно-социальных) кругах.
Среди широких значений функций права можно выделить:
- Экономическая (право упорядочивает производственные отношения и закрепляет формы собственности);
- Политическая (закрепление политического строя в обществе, механизм функционирования государства и т.д.);
- Коммуникативная (право - способ связи между объектом и субъектом управления, т.к. оно является информационной системой);
- Воспитательная (формирует различные взгляды, идеологии, ведущие к правомерному поведению субъекта).
Самая важная задача права любого государства – упорядочение отношений в обществе, установление социальной свободы и справедливости.
На узком (специально-юридическом) уровне право выполняет следующие функции:
- Регулятивная - развиваются более ценные социальные связи для государства и общества, поэтому данная функция носит творческий характер. Для удовлетворения интересов лиц, предусмотрены правовые стимулы.
- Формы осуществления регулятивной функции:
а) Фиксация моделей правоотношений;
б) Установление правового статуса субъектов и его изменение;
в) Закрепление мер поощрений и привилегий в законодательстве;
г) Определение в гипотезах юридических норм юридических фактов
1.Охранительная – Данная функция имеет вторичных характер и реализуется с помощью ограничений права.
Т.к. защита и охрана действуют только при нарушении процесса развития социальных связей, то таким образом, охранительная функция производна от регулятивной [12, с.600].
Охранительная функция направлена на защиту ценностей, таких как: честь, достоинство, жизнь, собственность и т.д. Формы осуществления охранительной функции:
а) Фиксация негативных санкций;
б) Установление запретов и обязанностей;
в) Установление мер пресечения.
Среди специально-юридических функций можно выделить следующие подгруппы:
Регулятивная:
а) Регулятивно-статистическая (закрепление общественных отношений в правовых институтах);
б) Регулятивно-динамическая (движение общественных отношений оформляется в форме правовых отношений);
Охранительная:
а) Карательная (применение наказания к лицам, которые нарушили закон)
б) Компенсационная (восстановление нарушенных прав гражданина)
Таким образом, учитывая все вышесказанное, можно сделать вывод, что функции права – это главные направления воздействия на общественные отношения. Именно с помощью функций права можно понять роль каждой юридической отрасли и пользу, которую она приносит обществу. Следовательно, можно сказать, что функции – основа права.
2 Понятие, признаки и функции нормы права. Норма права и нормативно-правовые акты
Порядок и дисциплина в обществе могут обеспечиваться при помощи двух основных регуляторов: насилия и веления власти. Первый способ, насилие, активно используется в некоторых государствах и по сей день. Однако необходимо отметить один весомый недостаток такого подхода к организации порядка в стране, а именно: общество боится власти, но не имеет уважения к законам, которые она проповедует. Вследствие этого насильственная форма регулирования имеет достаточно небольшой срок жизни [7, с.750]. Что касается веления государства, то этот способ может существовать как на самостоятельной основе, так и в симбиозе с насильственным методом. Благодаря ему государственная власть будет не только оказывать влияние, но также пользоваться небывалым авторитетом.
На сегодняшний день способ веления власти в стране проявляется за счёт существования права и его отдельных, наиболее незначительных элементов, роль которых велика. Таким образом, в статье пойдёт речь о нормах права как способе регуляции общества и всех социальных отношений, возникающих в нём.
Надобность толкования права вызвана наличием следующих событий:
1) нормы права закрепляются в соответственных нормативных законодательных актах методом использования приемов и средств юридической техники, что просит особых юридических познаний для уяснения воли правотворческого органа.
2) нормы права находят свое выражение в виде их словесного выражения в тексте законодательных актов, а для установления логической и грамматической связи меж словами и предложениями нужна особенная мыслительная деятельность;
3) краткость, нечеткость либо абстрактность нормативных формулировок иногда просит дополнительной «расшифровки», пояснения;
4) нормы права находятся в тесноватой обоюдной связи, и чтоб понять настоящий смысл юридического предписания, требуется установить его связь с иными правовыми нормами.
Надобность толкования часто вызывается использованием в нормативных актах ряда оценочных понятий. Оценочные - это подобные понятия, которым присущи признаки, которые отражают только социальную значимость явлений, но при всем этом, которые не содержат признаков, которые характеризуют формальные характеристики данных явлений [9, с.470].
В итоге, можно сконструировать последующее развернутое определение толкования положений законодательства - это особенная мыслительная деятельность субъекта, представляющая собой уяснение себе и объяснение для остальных лиц настоящего смысла содержания нормы права средством использования специальных приемов и получает свое наружное воплощение в виде устного либо письменного интерпретационного акта.
3 Формы права. Источники российского права. Закон и подзаконные акты
Нормы позитивного права устанавливаются в особом, определенном конституцией или законом порядке, именуемом правотворчеством. Правотворчество в Российском государстве осуществляется полномочными федеральными и региональными органами государственной власти: законодательными (представительными) органами, органами исполнительной власти, а на местном уровне также - органами местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа в России являются референдум и свободные выборы (ч. 3 ст. 3 Конституции Российской Федерации).
Таким образом, только Конституцией, решениями государственных органов, органов местного самоуправления и путем народного голосования (референдума) могут устанавливаться, изменяться и отменяться нормы российского права. Эти решения правотворческих органон и референдума закрепляют официальное содержание правовых норм и как бы служат официальной обязательной формой выражения норм нрава. Подобные официальные формы выражения и закрепления правовых норм в правовой теории и практике получили название источников права.
Значение термина «источник права» в юридическом смысле следует понимать только как специфическую форму выражения правовых норм и придания им значения обязательности [2, с.570]. Как отмечали советские теоретики права, термин «источник права» специальный и условный, но он является удобным в употреблении и к тому же традиционным для мировой юриспруденции.
Различают следующие источники права:
Источник права в материальном смысле - это причины, обусловившие содержание права, материальные условия жизни общества. Сюда можно отнести экономические, политические, социальные, юридические и иные условия.
Источник права в идеальном смысле - нематериальные факторы осознания и обоснования права. Здесь можно говорить о философских источниках (абсолютная идея права, высший разум, бог), о государственной идеологии и о правосознании личности [2, с.579].
Источник права в формально-юридическом смысле - это форма закрепления и выражения правовых норм, придания им общеобязательного официального характера.
Юридическая наука главным образом изучает именно источники права в формально-юридическом смысле (иначе - формальные источники права, юридические источники права, формы права).
К основным формально-юридическим источникам права относятся нормативно-правовой акт, юридический прецедент и правовой обычай. Помимо указанных в юридической науке встречаются такие источники права как нормативный договор и юридическая доктрина.
4 Гражданско-процессуальная ответственность
«Правонарушение – это не просто антисоциальное поведение, а наиболее вредное антиобщественное поведение, запрещенное правом. Общим признаком правонарушений является его свойство порождать юридическую ответственность, то есть различные установленные законом неблагоприятные последствия для правонарушителя».
Начало изучения состава правонарушения как юридического компонента берёт своё начало с XVI века, когда впервые было введено это понятие Corpus delicti (от лат. - Состав преступления). Наиболее широко данная проблематика освещалась немецкой школой уголовного права (XVIII–XIX в.), которая впоследствии оказала значительное воздействие на формирование отечественной теории правонарушения. Данная проблема не утрачивала своей актуальности ни при каких общественных строях и формациях. Правонарушения существовали всегда, ибо это есть коллизия интересов человека, выражаемая в его деяниях относительно других людей, государства и общества в целом.