ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 20
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Внеклассное мероприятие.
«Физика и музыка .»
1 ведущий:
Музыкальные звуки сопровождают нас на протяжении всей нашей жизни. Силу музыки, способной сплотить воедино мечты, стремления и помыслы человека, испытал на себе каждый из нас.
Окружающих нас звуков много, но интересуют нас не все, а именно музыкальные звуки. Почему? Чем оличаются различные звуки? Что представляет собой звук? Как его можно получить? На все эти вопросы отвечает физика.
2 ведущий:
Звук-волна и нас тревожит,
в любой момент как к нам доходит.
Этот звук звенит так звонко,
Сотрясает перепонку.
Этот басом говорит,
Голова потом болит.
За стеной поёт соседка,
очень ласково и нежно.
На верху раздался крик,
Закричал сосед малыш.
В нашем доме 100 жильцов и 100 разных голосов.
Разный тон и громкость звука раздаётся отовсюду.
Многозвучье голосов сотрясает весь наш дом.
1 ведущий:
Мы охотно слушаем музыку, пение птиц, приятный человеческий голос. Напротив, тарахтенье телеги, визг пилы, мощные удары молота нам неприятны и нередко раздражают и утомляют.
Таким образом, по действию, производимому на нас, все звуки делятся на две группы: музыкальные звуки и шумы. Чем они отличаются друг от друга?
2 ведущий:
Установить различие между музыкой и шумом довольно трудно, так как то, что может казаться музыкой для одного, может быть просто шумом для другого. Убедитесь сами.
Инсценировка басни Крылова «Квартет». Одновременно рядом за инсценировкой наблюдает отличник и мальчик - ушастик.
Проказница- Мартышка, Осёл, Козёл, да Косолапый Мишка
Затеяли сыграть Квартет.
Достали нот, баса, альта, две скрипки
И сели на лужок под липки,-
Пленять своим искусством свет.
Ударили в смычки, дерут, а толку нет.
« Стой, братцы, стой!- кричит Мартышка-
Погодите!
Как музыке идти? Ведь вы не так сидите.
Ты с басом, Мишенька, садись против альта,
Я, прима, сяду против вторы,
Тогда пойдёт уж музыка не та:
У нас запляшут лес и горы!»
Расселись, начали Квартет,
Он всё-таки на лад нейдёт.
«Постойте ж, я сыскал секрет!-
Кричит Осёл,- мы, верно, уж поладим,
Коль рядом сядем».
Послушали Осла: уселись чинно в ряд:
А всё-таки Квартет нейдёт на лад.
И споры, кому и как сидеть.
Случилось Соловью на шум их прилететь.
Тут с просьбой все к нему, чтоб их решить сомненье.
«Пожалуй, - говорят, - возьми на час терпенье,
Чтобы Квартет в порядок наш привесть:
И ноты есть у нас, и инструменты есть,
Скажи лишь, как нам сесть!»-
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
И уши ваших понежней,-
Им отвечает Соловей,-
А вы друзья, как ни садитесь,
Всё в музыканты не годитесь».
Мальчик-ушастик:
Какая музыка, какое звучание.
Отличник:
Какая же - это музыка. Это шум, да скрежет. Ведь между музыкой и шумом большая разница.
Ушастик:
Да, какая там разница. Дуди, бренчи и всё.
Отличник:
Профессия музыканта – это удивительная профессия. Это искусство.
Музыкальные звуки издают различные музыкальные инструменты. А ты знаешь, какие бывают музыкальные инструменты.
Ушастик:
Балалайка, дудка.
Отличник:
Сам ты дудка. Источники звука в них разные, поэтому музыкальные инструменты делятся на ряд групп: струнные, ударные, духовые, клавишные. К нам как раз приехали артисты. Сейчас ты и узнаешь, что такое настоящая музыка.
Входят учащиеся с музыкальными инструментами и исполняют музыку (на гитаре, кларнете, фортепиано, домре, барабане).
Ушастик:
Мне кажется, что все эти красивые мелодии звучат по разному.
Отличник:
Да, они отличаются громкостью звука, высотой тона и тембром звука.
Ушастик:
Нет. Я все –таки не понимаю, как до нас доходит звук. Вот у меня и ухо большое стало.
Отличник:
Я тебе сейчас объясню. Любой музыкальный инструмент при ударе на клавишу, о струну создаёт колебания в воздухе, передавая колебания от частицы к частице, образует волну, подобно волне на море. Посмотри на танец и наглядно убедись в этом.
Исполняется танец, изображающий колебания частиц и направление движения волны.
Ушастик:
Теперь я понял: почему я слышу. Оказывается, это волна колеблет мою барабанную перепонку. Да, эта красивая, чудесная профессия музыканта, несущая нам радость, без физики ни звучит.
Группой учащихся исполняется физическая песня о колебаниях и волнах (мотив песни группы «Фабрика» : « Про любовь.»).
У меня в руке струна.
К уху приложу – звенит.
А причина здесь одна,
Везде физика царит.
А у звука нету дна:
Бесконечность децибел ( дБ ),
Но для звуковой волны
Даже это не предел.
ПРИПЕВ:
Каждый стук, каждый вздох
В этом мире связаны друг с другом:
Частотой звучанья, колебаньем волн.
Лишь на миг прикоснись
К царству вечному волшебных звуков
И поймёшь, ты, что так уж просто всё:
каждый звук.
И гитарная струна, и полночный крик совы,
Дуновенье ветерка – звуком все наделены.
Я ладони так сложу, чтобы громче прокричать
Лишь ударю по струне – будет физика звучать.
ПРИПЕВ:
Ведущий обращается к сидящим в зале: сейчас мы откроем небольшую литературную страницу .Задавая вопрос из литературного произведения, вы
будете отвечать на него.
Н.А.Заболоцкий. Утро.
Рождённый пустыней,
Колеблется звук,
Колеблется синий
На нитке паук.
Колеблется воздух,
Прозрачен и чист,
В сияющих звёздах
Колеблется лист.
Какие примеры колебательного движения приводятся в этих поэтических строках?
А.Т.Прасолов. « В тяжких волнах наружного гула»
В тяжких волнах наружного гула
И в прозрачном дрожанье стекла
Та же боль, что на время уснула,
И опять, отдохнув, проняла.
Почему стёкла в окнах иногда дрожат?
Р.Роллан. Жизнь Бетховена.
«Он (Бетховен. -С.Т.) пользовался деревянной палочкой , один конец которой он клал в корпус фортепияно, а другой держал в зубах. Он прибегал к этому приспособлению, чтобы лучше слышать когда сочинял».
Объясните, почему палочка помогала композитору лучше слышать.
К.Г.Паустовский. Корзина с еловыми шишками.
«…Ковры, портьеры и мягкую мебель,- Григ давно убрал из дома. Остался только старый диван. На нём могло разместиться до десятка гостей, и Григ не решался его выбросить».
С какой целью композитор Григ убрал ковры, мягкую мебель из дома?
Л.Н.Толстой. Рассказ аэронавта.
Герой рассказа поднялся на воздушном шаре. « Весело и легко было дышать и хотелось петь. Я запел, но
голос мой был такой слабый, что я удивился и испугался своему голосу».
Объясните явление.
Н.А.Некрасов.
Никто его не видывал,
А слышать - всякий слыхивал,
Без тела, а живёт оно,
Без языка – кричит.
Какое явление вы узнаете в этих поэтических строках?
И.А.Бунин. «Покрывало море свитками…»
Вот зима – и за туманами
Скрылось солнце. Дик и груб,
Океан гремит органами,
Гулом раковинных труб.
Почему говорят, что морские раковины гудят?
Сегодня мы узнали каким бывает многогранным звук, о его красоте и значимости в нашей жизни. Желаем вам быть любознательными и наблюдательными, что позволит вам узнать ещё много нового о звуках.