Файл: Внеклассное мероприятие. Физика и музыка..doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 20

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Внеклассное мероприятие.     

«Физика и музыка .»

1 ведущий:

Музыкальные звуки сопровождают нас на протяжении всей нашей жизни. Силу музыки, способной сплотить воедино мечты, стремления и помыслы человека, испытал на себе каждый из нас.

    Окружающих нас звуков много, но интересуют нас не все, а именно музыкальные звуки. Почему? Чем оличаются различные звуки? Что представляет собой звук? Как его можно получить? На все эти вопросы отвечает физика.

2 ведущий:

Звук-волна и нас тревожит,

в любой момент как к нам доходит.

Этот звук звенит так звонко,

Сотрясает перепонку.

Этот басом говорит,

Голова потом болит.

За стеной поёт соседка,

очень ласково и нежно.

На верху раздался крик,

Закричал сосед малыш.

В нашем доме 100 жильцов и 100 разных голосов.

Разный тон и громкость звука раздаётся отовсюду.

Многозвучье голосов сотрясает весь наш дом.

1 ведущий:

Мы охотно слушаем музыку, пение птиц, приятный человеческий голос. Напротив, тарахтенье телеги, визг пилы, мощные удары молота нам неприятны и нередко раздражают и утомляют.

    Таким образом, по действию, производимому на нас, все звуки делятся на две группы: музыкальные звуки и шумы. Чем они отличаются друг от друга?

2 ведущий:

Установить различие между музыкой и шумом довольно трудно, так как  то, что может казаться музыкой для одного, может быть просто шумом  для другого. Убедитесь сами.

 

Инсценировка басни Крылова «Квартет». Одновременно рядом за инсценировкой  наблюдает отличник и мальчик - ушастик.

Проказница-  Мартышка, Осёл, Козёл, да Косолапый Мишка

Затеяли сыграть Квартет.

Достали нот, баса, альта, две скрипки

И сели на лужок под липки,-

Пленять своим искусством свет.

Ударили в смычки, дерут, а толку нет.

« Стой, братцы, стой!- кричит Мартышка-

Погодите!

Как музыке идти? Ведь вы не так сидите.

Ты с басом, Мишенька, садись против альта,

Я, прима, сяду против  вторы,

Тогда пойдёт уж музыка не та:

У нас запляшут лес и горы!»

Расселись, начали Квартет,

Он всё-таки на лад нейдёт.

«Постойте ж, я сыскал секрет!-

Кричит Осёл,- мы, верно, уж поладим,

Коль рядом сядем».


Послушали Осла: уселись чинно в ряд:

А всё-таки Квартет нейдёт на лад.

И споры, кому и как сидеть.

Случилось Соловью на шум их прилететь.

Тут с просьбой все к нему, чтоб их решить сомненье.

«Пожалуй, - говорят, - возьми на час терпенье,

Чтобы Квартет в порядок наш привесть:

И ноты есть у нас, и инструменты есть,

Скажи лишь, как нам сесть!»-

Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье

И уши ваших понежней,-

Им отвечает Соловей,-

А вы друзья, как ни садитесь,

Всё в музыканты не годитесь».

Мальчик-ушастик:

Какая музыка, какое звучание.

Отличник:

Какая же - это музыка. Это шум, да скрежет. Ведь между музыкой и шумом большая разница.

Ушастик:

Да, какая там разница. Дуди, бренчи и всё.

Отличник:

Профессия музыканта – это удивительная профессия. Это искусство.

Музыкальные звуки издают различные музыкальные инструменты. А ты знаешь, какие бывают музыкальные инструменты.

Ушастик:

Балалайка, дудка.

Отличник:

Сам ты дудка. Источники звука в них разные, поэтому музыкальные инструменты делятся на ряд групп: струнные, ударные, духовые, клавишные. К нам как раз приехали артисты. Сейчас ты и узнаешь, что такое настоящая музыка.

Входят учащиеся с музыкальными инструментами и исполняют музыку (на гитаре, кларнете, фортепиано, домре, барабане).

Ушастик:

Мне кажется, что все эти красивые мелодии звучат по разному.

Отличник:

Да, они отличаются  громкостью звука, высотой тона и тембром звука.

Ушастик:

Нет. Я все –таки не понимаю, как до нас доходит звук. Вот у меня и ухо большое стало.

Отличник:

Я тебе сейчас объясню. Любой музыкальный инструмент при ударе на клавишу, о струну создаёт колебания в воздухе, передавая колебания от частицы к частице, образует волну, подобно волне на море. Посмотри на танец и наглядно убедись в этом.

Исполняется танец, изображающий колебания частиц и направление движения волны.

Ушастик:

Теперь я понял: почему я слышу. Оказывается, это волна колеблет мою барабанную перепонку. Да, эта красивая, чудесная профессия музыканта, несущая нам радость, без физики ни звучит.

Группой учащихся исполняется физическая песня о колебаниях и волнах (мотив песни группы «Фабрика» : « Про любовь.»).



У меня в руке струна.

К уху приложу – звенит.

А причина здесь одна,

Везде физика царит.

А у звука  нету дна:

Бесконечность децибел ( дБ ),

Но для звуковой волны

Даже это не предел.

ПРИПЕВ:

Каждый стук, каждый вздох

В этом мире связаны друг с другом:

Частотой звучанья, колебаньем волн.

Лишь на миг прикоснись

К царству вечному волшебных звуков

И поймёшь, ты, что так уж просто всё:

каждый звук.

И гитарная струна, и полночный крик совы,

Дуновенье ветерка – звуком все наделены.

Я ладони так сложу, чтобы громче прокричать

Лишь ударю по струне – будет физика звучать.

ПРИПЕВ:

Ведущий обращается к сидящим в зале: сейчас мы откроем небольшую литературную страницу .Задавая вопрос из литературного произведения, вы

будете отвечать на него.

Н.А.Заболоцкий. Утро.

Рождённый пустыней,

Колеблется звук,

Колеблется синий

На нитке паук.

Колеблется воздух,

Прозрачен и чист,

В сияющих звёздах

Колеблется лист.

Какие примеры колебательного движения приводятся в этих поэтических строках?

А.Т.Прасолов. « В тяжких волнах наружного гула»

В тяжких волнах наружного гула

И в прозрачном дрожанье стекла

Та же боль, что на время уснула,

И опять, отдохнув, проняла.

Почему стёкла в окнах иногда дрожат?

Р.Роллан.  Жизнь Бетховена.

«Он (Бетховен. -С.Т.) пользовался деревянной палочкой , один конец которой он клал в корпус фортепияно, а другой держал в зубах. Он прибегал к этому приспособлению, чтобы лучше слышать когда сочинял».

Объясните, почему палочка помогала композитору лучше слышать.

К.Г.Паустовский. Корзина с еловыми шишками.

«…Ковры, портьеры и мягкую мебель,- Григ давно убрал из дома. Остался только старый диван. На нём могло разместиться до десятка гостей, и Григ не решался его выбросить».

С какой целью композитор Григ убрал ковры, мягкую мебель из дома?

Л.Н.Толстой. Рассказ аэронавта.

Герой рассказа поднялся на воздушном шаре. « Весело и легко было дышать и хотелось петь. Я запел, но
голос мой был такой слабый, что я удивился и испугался своему голосу».

Объясните явление.

Н.А.Некрасов.

Никто его не видывал,

А слышать - всякий слыхивал,

Без тела, а живёт оно,

Без языка – кричит.

Какое явление вы узнаете в этих поэтических строках?

И.А.Бунин. «Покрывало море свитками…»

Вот зима – и за туманами

Скрылось солнце. Дик и груб,

Океан гремит органами,

Гулом раковинных труб.

Почему говорят, что морские раковины гудят?

Сегодня мы узнали каким бывает многогранным звук, о  его красоте и значимости в нашей жизни. Желаем вам быть любознательными и наблюдательными, что позволит вам узнать ещё много нового о звуках.