Файл: Политические права и свободы гражданина в Российской Федерации (Анализ политических прав и свобод гражданина).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 252

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Новозеландское феминистическое движение, которому суждено было сыграть выдающуюся роль в суфражизме, развивалось параллельно с мировым. Поскольку правительства отказывались помогать женщинам в их настойчивых просьбах, и даже не отвечали на их требования запретить продажу алкоголя детям, было решено добиваться права голоса женщине: вот где лежат корни суфражизма. WCTU специально учредила свою новозеландскую женскую организацию (Franchise Department), которую возглавила Кейт Шепард. За период с 1887 по 1893 гг. она организовала пять общенациональных петиций, и в итоге именно в Новой Зеландии в сентябре 1893 впервые в мире женщины получили право голоса на выборах.

Позже избирательное право получили женщины ряда европейских стран (в Финляндии — в 1906, в Норвегии — в 1913, в Дании и Исландии — в 1915, в России — в 1917, в Канаде — в 1918). В 1919 году права голосовать добились женщины Германии, Нидерландов, Швеции, Люксембурга и Бельгии (только для муниципальных выборов), в 1920 году— США: к ее конституции была принята специальная XIX поправка, предоставляющая избирательные права женщинам. В 1922 году — Ирландии, в 1928 году — Великобритании, в 1931 году — Испании. Следует отметить, что в большинстве современных демократически развитых странах свои избирательные права женщины получили совсем недавно. Так, в 1944 году избирательное право было предоставлено женщинам во Франции, в 1945 г.— в Италии, в 1947 г.— в Болгарии, в 1948 г. — в Бельгии (на национальном уровне) и Румынии, 1952 г. — в Греции, в 1962 г. — в Монако, в 1971 г. – в Монако, в 1974 г. – Португалии, 1984 г. – в Лихтенштейне.[13]

Путь к власти для женщин в течении XIX - XX столетий оказался достаточно не простым. Однако интересно было бы проследить, как сегодня женщины пользуются своими политическими правами и как в сравнительной перспективе выглядит представительство женщин во власти в нашей стране и в мире в целом? Женщин в мире живет свыше 3 миллиардов человек, в России, по данным Росстата, свыше 77 миллионов, что почти на 10 миллионов больше, чем мужчин. В среднем они составляют половину или немногим более половины населения любой страны. Посмотрим на данные IPU (Inter- Parliamentary - Union) о представительстве женщин в национальных парламентах зарубежных стран и России на 31.12.2017, приведенные в таблице 1.

Таблица 1 - Представительство женщин в национальных парламентах (в % от общего числа парламентариев) 

Парламент

Нижняя палата

Сенат

Швеция

47

-

Норвегия

36,1

-

Дания

38

-

Финляндия

41,5

-

Бельгия

35,3

38

Германия

31,6

21,7

Австрия

32,8

24,6

Испания

36,3

23,2

Польша

20,4

8

Франция

18,2

18,2

Италия

17,3

14

Россия

14

4,7

Канада

21,3

34,4

США

16,8

16

Япония

9,4

18,2


МУЖСКОЙ

83, 6 %

83,3 %

87,6%

80,7 %

ЖЕНСКИЙ

16,3 %

16,7%

12,4 %

19,2%

Из статистических данных видно, что неравенство между мужским и женским полом по представительству в политических партиях как в списке кандидатов, так и в депутатском соотношении налицо. При этом все упомянутые партии близки друг другу в этом отношении.

Давайте посмотрим, что происходит на выборах в субъектах РФ. Может быть там ситуация не столь критична и представительство женщин в регионах все-таки близко к 50 %. по данным, представленным в списках кандидатов в депутаты в Московскую Городскую Думу от 11 октября 2018 года и в Законодательное собрание Калужской области от 14 марта 2018 года получаем таблицу 2 и 3.

Таблица 2 - Выборы в Московскую Городскую Думу от 11 октября 2018 года

пол

Единая Россия

КПРФ

ЛДПР

Справедливая Россия

мужчины

83%

80,4%

98%

86,2 %

женщины

16,9%

19,5%

1,9%

13,7%

Таблица 3 - Выборы в Законодательное собрание Калужской области от 14 марта 2018 года

пол

Единая Россия

КПРФ

ЛДПР

Справедливая Россия

мужчины

70,7 %

82,7 %

85,1 %

77,1 %

женщины

29,2 %

17,3 %

14, 8%

22,8 %

Стоит отметить, что общим как на федеральных выборах, так и на региональных, является тот факт, что представительство женщин не дотягивает даже до 30 % ни в одной из парламентских партий. Однако при сравнении списков партий на различных избирательных компаниях имеются и некоторые отличия. Так, например, ЛДПР из числа «середнячков» на федеральных выборах (12, 4 %), скатывается до «отстающих» на всех региональных (1,9 % и 14,8 % соответственно). В противовес ей, Единая Россия, наоборот, «набирает силу» в данном вопросе в регионах и устанавливает максимальных процент среди 4 партий по трем избирательным компаниям - 29 %. У КПРФ также заметна тенденция повышения показателя представительства женщин в регионах, но не намного. Также хотелось бы подчеркнуть, что наибольший процент представительства женщин в политических партиях в целом, представлен в ходе выборов депутатов Законодательного собрания Калужской области, что, скорее всего, связано с более доступной возможностью вхождения женщин в систему управления на местах. Данный факт, на мой взгляд, может рассматриваться как тенденция «постепенного» (от регионального к федеральному) полноценного включения женщин в политическую жизнь страны.


Однако, обобщая все показатели, все-таки можно сделать вывод о том, что в наши дни представительство женщин в политических партиях (а в последствии и в представительных органах) низкое, даже несмотря на тяготение женщин к решению, в первую очередь, социальных проблем и наличия у обоих полов приблизительно одинаковых показателей по уровню образованности (иногда у женщин данный показатель даже выше, что показывает анализ списков политических партий на выборах в Законодательное собрание Калужской области).

Так, в КПРФ у всех 9 женщин высшее образование, однако 5 из 43 мужчин имеют среднее профессиональное образование. В ЛДПР и Справедливой России, что мужчины, что женщины имеют преимущественно высшее образование, а вот в Единой России все кандидаты независимо от пола являются высокообразованными людьми.

Есть интересные данные, что в Калужской области среди занятых женщин высшее образование есть у более 20 % женщин (у мужчин 17 %), среднее профессиональное образование - почти у 40 % (27,7 % - мужчин).

Однако женщины представлены на менее перспективных и оплачиваемых должностях.

Вопрос о представительстве женщин в политических партиях наиболее остро стоит и в законодательном органе.

Небезынтересно было бы посмотреть и на представительство женщин в системе исполнительной власти. Все тот же IPU (Inter- Parliamentary - Union) дает совсем немаленький список премьер-министров, а также президентов женского пола, осуществляющие свою деятельность в современном мире.

Но, не смотря на «немаленький» размер данного списка, редакторы IPU отмечают, что это всего лишь «капля в море» по сравнению со списком премьеров, президентов да и просто министров мужского пола в современном мире.

Что касается России, также надо заметить, хоть премьер и не женщина, но портфели министров в настоящем правительстве заняли трое. Елена Скрынник (Министр сельского хозяйства РФ) стала уже третьей представительницей прекрасного пола в правительстве. Первыми стали Министр экономического развития и торговли Эльвира Набиуллина и Министр здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова. Они вошли в состав Правительства России еще при премьере Викторе Зубкове в сентябре 2007 года. Когда Зубкова сменил Владимир Путин, женщины- министры остались у руля доверенных им министерств. кроме этого, не стоит забывать и о Валентине Матвиенко, возглавлявшей высший исполнительный орган государственной власти Санкт-Петербурга с 2003 по 2011, а ныне возглавившей Совет Федерации Федерального Собрания РФ.


Итак, дискриминационные моменты в отношении женщин налицо. Особо остро проблема тендерного неравенства в политической сфере стоит в России. Так, по данным ООН в «Докладе о человеческом развитии 2011», подготовленном Программой развития ООН (ПРОООН) Российская Федерация занимает 59 место в рейтинге тендерного неравенства. Не случайно сегодня можно с полным основанием утверждать, что тендерное неравенство в сфере политики является одним из самых существенных препятствий на пути демократических преобразований России.

Практика европейских парламентов показывает, что участие женщин - депутатов в работе парламентов и иных представительных органов крайне важно не только для самих женщин, но и для общества в целом, так как для женщин на первый план выходят социально ориентированные вопросы: экологии, охраны детей, здравоохранения, социальной защиты населения, находящиеся на периферии интересов мужчин. Более того, зарубежные исследователи отмечают, что для обеспечения более стабильного экономического и политического равновесия в стране, соотношение полов во власти должно достигать уровня 50% на 50%. Сегодня, многие, государства к этой цифре приближаются. Например, все скандинавские страны, Германия, Бельгия, Испания, где представительство женщин в парламентах достигло уровня одной трети и более от общего числа депутатов. при этом статистика свидетельствует, что государства, имеющие в своих парламентах и правительствах меньше 25-30% женщин, хуже справляются с проблемами охраны материнства и детства, прав ребёнка, социальной защиты и т. д.

Сегодня это проблема приобретает особенно острый характер в сложившейся ситуации - условиях резкого расслоения общества, поэтому просто необходимо стремиться к увеличению женщин во всех ветвях власти. Но для решения проблемы о том, как увеличить представительство женщин в политической структуре, для начала надо разобраться в причинах низкого уровня представленности женщин во власти.

Первая причина закономерна. На женщину издавна возложена обязанность заботиться о доме, семье и детях. Сочетание семьи и работы - насущная проблема для всех представительниц прекрасного пола. поэтому в наше время женщине всегда приходиться выбрать между успешной профессиональной карьерой или стабильностью в семье. с этим не поспоришь и этого не изменишь.[14]

Но есть ряд других проблем, которые сегодня необходимо решать.

Во-первых, это устойчивое сохранение социально-культурных патриархальных традиций и стереотипов о том, что женщина не может управлять. Такие стереотипы надо ломать. Так, французскими социологами было проведено исследование, согласно которому одинокие женщины, занимающие руководящие посты, намного успешнее одиноких мужчин-руководителей в плане организации и сплочения коллектива, а также профессиональных качеств. Кроме того, как было изложено выше, сегодня представительство женщин в политических партиях достаточно низкое, однако образовательный уровень женщин представлен наравне с мужчинами, а в некоторых партиях даже выше. Многие исследователи видят решение такой проблемы в ужесточении антидискриминационного законодательства. для российской федерации этот момент может быть выражен в совершенствовании уже имеющихся законодательных актов. Так, для начала, было бы неплохо изменить рекомендательный характер нормы о равноправном представительстве в политических партиях мужчин и женщин в законе «О политических партиях» на императивный.


Высокая политическая активность женщин и возможность их участия в политической сфере жизни общества предопределяется прежде всего их стабильным материальным положением. Отсутствие экономической стабильности приводит к безразличию к политической обстановке в стране, когда вся деятельность человека (в данном случае женщин) направлена лишь на обеспечение материальных благ.

Сегодня, однако, для большинства стран характерен такой процесс как феминизация бедноты, в котором можно выделить целый ряд проблем.

Одной из причин тяжелого экономического положения женщин современные авторы видят в широкомасштабной профессиональной сегрегации по признаку пола, то есть в наличии «женского» рынка рабочей силы, «женских профессий», «женских отраслей экономики». женские виды работ как правило неквалифицированные и низкооплачиваемые. В «женских» отраслях, где основная рабочая сила - женщина, самая низкая заработная плата.

Далее, профессиональная сегрегация тесно связана с разрывом в оплате труда мужчин и женщин. Сегодня, в США средняя почасовая зарплата женщин составляет лишь 2/3 соответствующего показателя у мужчин.

Важным является и тот момент, что при найме на работу приоритет все-таки отдается мужчинам, а вот при увольнении ситуация обратная. В ходе опроса, проведенного в рамках мониторинга в России, работодатели признавали факт дискриминации женщин при устройстве на работу и открыто заявляли, что если у них открылась вакансия и на нее претендуют несколько компетентных женщин, они отдадут предпочтение замужним женщинам 30-35 лет, имеющих детей старше 5 лети.

Как отмечают исследователи, развивающийся процесс феминизации бедности уже имеет серьезные последствия. главное из них – рост женской преступности. Характеризуя причинный комплекс женской преступности, авторы приходят к выводу, что среди основополагающих факторов, ее детерминирующих, выступают сложившиеся в обществе социально-экономические противоречия, существующие ныне диспропорции между потребностями женщин в активном участии в труде, профессиональной деятельности и резким вытеснением их с рынка труда.

Второе, не менее важное последствие - огромный рост торговли женщинами в Западной Европе и в странах бывшего СССР, обострившийся в 1990-е гг. Основным фактором здесь опять-таки выступает феминизация бедноты: переход к рыночной экономике привел к потере рабочих мест и обострению бедственного положения населения. Работорговцы используют эту сложную социально-экономическую ситуацию, в которую попали их жертвы, обнадеживая быстрым получением доходов на Западе.