Файл: Политические права и свободы гражданина в Российской Федерации (Анализ политических прав и свобод гражданина).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 276

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Наряду с главнейшим правом на жизнь, человек имеет право защищать личное достоинство, тайны, имущество (движимое и недвижимое). Если кто-либо пытается нарушить права, есть возможность обратиться в суд для их полной защиты. В то же время человек, в частности гражданин, имеет обязанности перед обществом и государством. Здесь имеется в виду соблюдение законов. Права и свободы необходимо отстаивать, поскольку их нарушение категорически запрещено. Любого рода дискриминации, а также провоцирование войны и массовых беспорядков должна пресекаться законом. Наконец, человек вправе выражать индивидуальность, не нанося при этом физического или морального вреда другим людям.

1.2 Сущность политических прав и свобод человека в России

Политические права и свободы - группа основных прав и свобод граждан, осуществляемых в сфере политической жизни, управления государственными дедами: свобода мысли и слова, право на информацию, свобода массовой информации, право на объединение, право на собрания и манифестации, право на участие в управлении государственными делами, избирательное право, право на равный доступ к государственной и муниципальной службе, право на участие в отправлении правосудия, право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления.

К числу зафиксированных в Конституции РФ основных политических прав и свобод относятся:[5]

1) право на свободу мысли, ст29 п.1

2) право беспрепятственно придерживаться своих мнений, ст 29 п.3

3) право получать и распространять информацию, ст 29 п.4

4) право печати и информации, ст29 п.5

5) право на объединения, ст 30 п.1

6) право беспрепятственно вступать в какое – либо объединение или пребывания в нем, ст31п2

7) право на мирные собрания, ст 31 п.1

8) право на свободу ассоциаций, право на участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через своих представителей, ст 32 п.1

9) право избирать и быть избранными и др., ст32 п.2

10) право равного доступа к государственной службе, ст 32п.4

11) право участвовать в отправлении правосудия, ст32 п.5

12) право обращения, ст33 п.1.

В соответствии с политическими правами и свободами, гражданин может участвовать в мирных митингах и демонстрациях, целью которых является выражение собственного мнения.


Избирательное, как неотъемлемая часть политических прав, делится на 2 вида: активное и пассивное. В первом случае гражданин принимает участие в выборах, во втором – претендует на место главы. Политические привилегии дают возможность объединяться в группы для защиты профессиональных интересов. Принимая участия в митингах, демонстрациях и любых подобных мероприятиях, запрещается использовать оружие. Закон предусматривает замену военной службы на гражданскую, если вероисповедание человека запрещают военную службу.

Политические свободы предполагают свободу слова, при которой человек выражает мысли. Однако своими высказываниями он не должен нарушать интересы других граждан, заниматься дискриминацией, пропагандировать незаконные действия, провоцировать религиозную рознь.

Право на добычу информации обусловлено естественными потребностями человека. Но ему запрещается распространять информацию, которая является тайной государства. Любой гражданин имеет возможность получать сведения о себе, узнавать историю рода и т. п.

Система политических прав и свобод граждан состоит из двух взаимосвязанных подсистем. Первая из них включает в себя права граждан, содержащие правомочия по участию в организации и деятельности государства и его органов. Сюда мы относим:

- избирательное право;

- право на референдум;

- право петиций. 

Вторая группа субъективных прав и свобод, входящих в систему политических, состоит из правомочий, представляющих собой неотъемлемые права граждан, целью реализации которых является активное участие индивида в жизни общества. Сюда относятся: свобода слова и печати; свобода союзов; свобода собраний.

Таким образом, Конституция Российской Федерации гарантирует права и свободы человека, которые определяются как высшая ценность. Гражданин любой страны обретает привилегии с рождения. В соответствии законом РФ, все люди равны перед судом, государство не ущемляет полномочия женщин, а общепринятые международные положения в приоритете у законодательства России. Для ограничения прав законом должны быть веские основания. Политические права и свободы - группа основных прав и свобод граждан, осуществляемых в сфере политической жизни, управления государственными дедами.

Глава 2. Анализ политических прав и свобод гражданина


2.1 Особенности свободы слова в России

Международная правозащитная организация «Репортеры без границ» опубликовала ежегодный индекс уровня свободы слова в странах мира, в котором Россия заняла 149-е место.

В своем докладе организация отметила многочисленные случаи задержаний журналистов в России, но главной проблемой она назвала «наступление на свободу Интернета в стране».

Согласно докладу, Россия потеряла один пункт по сравнению с предыдущим годом.

В качестве примера нарушения свободы слова «Репортеры без границ» приводят задержания не менее 15 журналистов на акции Алексея Навального «Он нам не царь» в мае 2018 года.

Как отмечается в докладе, тогда полиция применила силу к сотрудникам СМИ, хотя они демонстрировали документы, подтверждающие их профессиональный статус.

Также правозащитники встревожены «отсутствием каких-либо результатов» в расследовании о нападении на группу журналистов, которое произошло на границе Ингушетии и Чечни в марте 2016 года.

Тем не менее самой главной проблемой для СМИ в России «Репортеры без границ» называют наступление на свободу Интернета.

«Попытка закблокировать шифрованный мессенджер Telegram — это явный признак того, что Москва всерьез намерена продвигаться к заявленной цели создания "суверенного Интернета", основанного на китайской модели,— говорится в докладе.— Пока что речь идет о попытках преодолеть технические препятствия на пути реализации этих намерений, но Кремль продолжает усиливать контроль над основным источником информации для молодежи, которая все меньше подвержена действию телевизионной пропаганды».

«Репортеры без границ» заявляют, что в России «вводится цензура поисковиков, блокируются инструменты для обхода цензуры, навязывается обязанность для информационных платформ сотрудничать с ФСБ».

Как заметил в комментарии для Русской службы «Голоса Америки» блогер, в прошлом генеральный секретарь Союза журналистов России Игорь Яковенко поскольку зачистка традиционных СМИ в стране давно закончена, и единственным пространство свободы слова и мысли остался Интернет, то немудрено, что именно на него сейчас власть и направляет основные удары.

По мнению журналиста, принятый Госдумой в третьем чтении законопроект о «суверенном» Интернете — самая радикальная попытка в этом направлении.


В свою очередь, вице-президент Европейской федерации журналистов Надежда Ажгихина в комментарии для Русской службы «Голоса Америки» сказала, что недавнее заявление российского ПЕН-клуба, в который входит Ассоциация «Свободное слово» как раз было посвящено последним законодательным инициативам Госдумы РФ в сфере Интернета. Также, по ее словам, некоторые из внедренных в практику законов уже привели к увеличению количества блокировок интернет-ресурсов и дальнейшим ограничениям в области свободы слова.

Согласно докладу правозащитной организации «Репортеры без границ», хуже всего ситуация со свободой слова в Туркменистане, Северной Корее и Эритрее, замыкающих список, в который всего включено 180 стран.

По оценке Игоря Яковенко, тенденция со свободой слова в России вполне очевидна и плачевна: «До тех пор, пока в стране будет править путинский режим, пока Путин не предстанет перед Международным судом в Гааге или российским судом, ситуация не улучшится, а скорее всего ухудшится. Потому что другого варианта сейчас не просматривается. Ведь положение Кремля и его информационной обслуги абсолютно тупиковое. Нет никаких перспектив оживить экономику, замедлить снижение уровня жизни, на внешнеполитической арене – сплошные неудачи».

Как представляется журналисту, властям остается единственное – закручивать гайки, еще сильнее сокращать пространство свободы слова и «совершать абсурдные действия, которые лишь ухудшают ситуацию»: «Потому что без свободы слова не может быть нормально развивающейся страны с процветающей экономикой».

С точки зрения Надежды Ажгихиной, судьба свободы слова в каждой конкретной стране зависит не только от рейтингов и принимаемых законов, но и от активной позиции граждан.

«Если журналисты постоянно работают в зоне повышенного риска, то уже трудно говорить о какой-либо свободе слова, – подчеркнула она. – А так происходит, к сожалению, во многих странах, включая Россию. Общество очень часто остается безразличным. Те же, кто пытается добиться справедливости, остаются в одиночестве».

2.2 Свобода печати и информации

Уже сейчас можно предположить, что новое столетие называется веком глобализации или веком глобальной цивилизации.

Рассмотрение существующей научной и учебной литературы по конституционному праву показывает, что разные авторы по-разному видят место и роль права на информацию в юридическом статусе личности. Существующие точки зрения в отношении места права на информацию в системе конституционных прав и свобод могут быть разделены на несколько условных групп. Авторы первой группы говорят о важности конституционного права на информацию, но не указывают его принадлежность к какой-либо конкретной видовой общности конституционных прав и свобод. Так, И.А. Слобцов и О.В. Кузнецова отмечают: «Право на информацию является одним из важнейших конституционных прав любого человека». Подобный подход, по нашему мнению, является весьма абстрактным, поскольку сложно назвать какие права личности в Конституции РФ являются малозначимыми. Все права, закрепленные в Конституции РФ, как Основном законе нашей страны, могут быть названы важными. Вторая группа ученых причисляет право на информацию к группе естественных или как их еще называют в юридической литературе – фундаментальных прав. В.В. Гриб пишет: «право на информацию является естественным правом человека, оно не даровано властью, а возникает независимо от нее». В Указе Президента РФ от 31 декабря 1993 года Юридические науки № 2334 «О дополнительных гарантиях права на информацию» право на информацию названо «одним из фундаментальных прав человека». Данная точка зрения, представляется более точной, чем та, которую занимают авторы первой группы. Здесь уже применяется сложившаяся в области прав и свобод классификационная терминология, позволяющая сделать вывод об определенной юридической природе права на информацию. В частности, отнесение права на информацию к категории естественных прав означает признание за ним высшей ценности его для государства и общества.


В статье 19 Всеобщей декларации прав человека, которая была провозглашена 10 декабря 1948 г. говорится о праве на свободу убеждений и на свободное выражение их, а также сюда входит право на информацию. Свое развитие свобода слова нашла и в других международных документах, таких как, Международный пакт о гражданских и политических правах, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод. Исходя из вышеуказанных документов мы видим, что в процессе демократизации общества человек стремится к свободе, то есть к возможности поступать так или иначе в соответствии со своими внутренними убеждениями. Еще заслугой развития демократии является информационная свобода личности.[6]

Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" от 27.07.2006 N 149-ФЗ указывает, что граждане (физические лица) и организации (юридические лица)  вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Информационная свобода личности характеризуется возможностью человека получать необходимую для его жизни, профессиональной деятельности и дальнейшего развития информацию, а также возможностью выражать свою точку зрения по поводу тех или иных природных или общественных явлений, передавать информацию другим людям, то есть распространять ее в обществе. Вмешательство в свободу личности, возможность иметь собственное мнение не может быть оправдано ни при каких условиях; однако ограничения свободы выражения этого мнения и доступа к информации в определенных обстоятельствах могут быть обоснованными. Огромное влияние на общество оказывают средства массовой информации, которые формируют медиакультуру и оказывают воздействие на отдельно взятых людей. Но сейчас общество приходит к выводу о необъективности освещения событий средств массовой информации. Сознательное манипулирование новостями и информацией в интересах разных групп общества проявляется в ограничении доступа к средствам массовой информации для политических, социальных или этнических групп, а также в давлении на журналистов, которое создает угрозу беспристрастности в освещении событий. [7]

Как уже говорилось свобода слова и мысли закреплена во многих международных актах и Конституциях демократических стран. Существует целый спектр правовых средств, направленных на поддержание свободы слова и мысли, свободы печати и права на доступ к информации. В равной мере разнообразны институты, призванные поддерживать идею ответственности средств массовой информации. Подводя итог, можно сказать, что свобода слова в эпоху информатизации существенно отличается от других периодов. На данный момент существует много международных законодательных актов, закрепляющих и обеспечивающих данное право человека, основным из которых является Всеобщая декларация прав человека