Файл: Финансовый механизм, его элементы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 129

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Назначение финансового механизма в государственном регулировании экономики региона сводится к:

-финансовому обеспечению рычагов государственного регулирования развития административно-территориального образования;

-финансовому регулированию экономических и социальных процессов на региональном уровне.

1.2 Структура и содержание механизма государственного финансового регулирования

Финансовый механизм можно характеризовать с качественной и количественной стороны. Количественная характеристика финансового механизма государственного регулирования определяется размером финансовых ресурсов, сосредотачивается и распределяется на соответствующих управленческих уровнях, а также технологии их сосредоточения и использования.

Качественная характеристика финансового механизма государственного регулирования характеризуется совокупностью приемов, методов и форм мобилизации ресурсов и их использованием.

Указанные две стороны функционирования финансового механизма в процессе движения финансовых ресурсов характеризуют два метода регулирования социально-экономического развития: финансовое обеспечение и финансовое регулирование. Поскольку эти два метода являются глобальными и обобщающими и включают в себя отдельные частные методы, то их можно выделить как структурные подсистемы финансового механизма регулирования, которые характеризуют содержание финансового воздействия на различные стороны развития общества. [27, C.107]

Установление приоритетности применения того или иного метода лежит в основе определения направлений финансовой политики государства в целом.

И, чем выше уровень развития народнохозяйственного комплекса и общественных отношений страны, тем большее значение придается финансовому регулированию. Поскольку именно оно подчинено задачам создания соответствующих фондов финансовых ресурсов, прежде всего централизованных фондов - местных бюджетов, в отличие от финансового обеспечения, которое приобретает приоритетность в условиях административно-командной системы управления, где ресурсы, выделяемые на основе решений этой системы, являются их материальным обеспечением. Финансовое регулирование в системе финансового механизма выполняет основную свою функцию - делает рыночную экономику регулируемой, а не стихийной.


Подсистемы финансового обеспечения и финансового регулирования тесно взаимосвязаны. Установленная в тот или иной период система финансового обеспечения требует соответствующего финансового регулирования. Согласно такому подходу структуру финансового механизма по назначению в государственном регулировании экономики можно представить в виде схемы (см. рис. 1).

Рисунок 1. Структура механизма бюджетного регулирования экономики

Как видно из схемы, финансовое обеспечение на региональном уровне реализуется на основе установленных систем финансирования, которое осуществляется в четырех формах: самофинансирования и кредитования, инвестирования, межбюджетное трансфертование.

Самофинансирование - это обеспечение потребностей простого и расширенного воспроизводства производства за счет собственных средств региональной экономики. Это исходная форма финансового обеспечения, поскольку без наличия определенного собственного капитала, как невозможно начать любое дело, так и нельзя предоставить определенные гарантии развития и воспроизводства региональной экономики.

При этом проводятся расчеты целесообразности и эффективности расходования собственных средств, формы их мобилизации. В то же время, это ни в коем случае не представляет угрозы создания финансовой автаркии, поскольку всегда присутствует элемент использования кредитов, которые необходимо вернуть за счет собственных средств. В связи с этим самофинансирование надо четко определять как форму и как принцип финансового обеспечения.

Принцип самофинансирования означает, что регулирование финансовой обеспеченности осуществляется за счет кредита и требует четкого соотношения между собственными и заемными ресурсами.

Мировой и отечественный опыт показывает, что собственные ресурсы (т.е. самофинансирование как форма финансового обеспечения) предназначены для покрытия затрат на минимально допустимом уровне. Остальные ресурсы формируются на основе использования ссудного капитала. Главное преимущество такой системы финансового обеспечения заключается в том, что она способствует максимально эффективному использованию имеющихся в обществе ресурсов на основе ускорения их кругооборота. Увеличение удельного веса собственных ресурсов, наоборот, замедляет круговорот, а соответственно и темпы социально-экономического развития.

Кредитование как форма финансового обеспечения заключается во временном использовании заемных ресурсов. Если самофинансирование - это исходная форма финансового обеспечения, то кредитование в условиях рыночной экономики является главной, ведущей формой. Оно основывается на принципах возвратности, срочности, платности и материального обеспечения кредитов.


За счет кредитования достигается значительная экономия общественного капитала, путем использования одних и тех же финансовых ресурсов различными субъектами предпринимательской деятельности, а это ускоряет финансовый оборот и стимулирует к повышению эффективности хозяйствования. При этом определяются условия предоставления кредитов, гарантии и сроки их возвращения, окупаемость и эффективность кредитов.

Бюджетные ассигнования в условиях рыночной экономики являются подчиненными относительно самофинансирования и кредитования. Но, следует отметить, что всегда были и будут такие сферы общественной жизнедеятельности, требующие государственного финансирования в форме межбюджетных трансфертов. При определенных условиях бюджетные ассигнования могут быть основным источником ассигнований в экономику на основе кейнсианской теории бюджетного мультипликатора. Такие условия возникают тогда, когда практически невозможно использование для развития других форм финансового обеспечения, что и доказывает отечественная практика в период финансового кризиса.

Инвестирование в финансовом механизме определяется, как финансовый метод, который реализуется через инвестиции. Инвестиционный капитал - очень мобильная и рациональная форма концентрации и перераспределения финансовых ресурсов, обеспечивает общественный контроль за эффективностью использования средств через вторичный рынок ценных бумаг. Различают реальные инвестиции капиталовложения и финансовые (портфельные) инвестиции, то есть вложения средств в акции, облигации, другие ценные бумаги, которые дают право на получение прибыли от собственности. Примером последних являются муниципальные обязательства органов власти.

Однако финансовое обеспечение отражается и в других аспектах своего осуществления. Так, финансирование соответствующих государственных программ или мероприятий по их реализации невозможно без отработанных и законодательно установленных форм мобилизации финансовых ресурсов, таких как налоговые платежи, сборы по конкретным видам деятельности и другие платежи. Такая составляющая финансового механизма является относительно самостоятельным звеном хозяйственного процесса, образует налоговый механизм. Самостоятельный налоговый механизм, по нашему мнению, быть не может, поскольку он входит в структуру бюджетного механизма, который в свою очередь является составной частью финансового механизма.

На сегодняшний день существуют сле­дующие методы финансового регулирова­ния, которые направлены на устранение социальных диспропорций в обществе:


-налоговое регулирование, направлен­ное на доходы физических лиц, куда вхо­дит применение налоговых льгот для оп­ределенных категорий граждан (пенсионе­ров, инвалидов) и различных налоговых вычетов при определенных условиях (на­пример, родители, имеющие несовершен­нолетних детей, имеют право получить налоговый вычет в размере 1400 рублей на первого ребенка за каждый календарный месяц налогового периода); [2]

-финансирование денежных выплат гражданам Российской Федерации, кото­рые гарантированы государством (посо­бия, стипендии, пенсии, материальная по­мощь и др.);

-финансирование льгот при оплате или получении товаров и услуг таким катего­риям граждан, как инвалиды; семьи, имеющие детей-инвалидов; многодетные семьи; пострадавшие от аварий на Черно­быльской АЭС; семьи, потерявшие кор­мильца и др.;

-финансовое регулирование рынка жи­лья со стороны государства (предоставле­ние государственных гарантий по банков­ским ипотечным кредитам органами вла­сти субъектов РФ);

-финансовое стимулирование органи­заций на создание новых рабочих мест (цель - сокращение безработицы);

-помощь в развитии финансового рын­ка, который ориентируется на вкладчиков с небольшими суммами накоплений;

-финансовая поддержка со стороны го­сударства производственных отраслей, за­нимающихся жизненно важными потреби­тельскими товарами и услугами;

-бюджетное финансирование отраслей социальной сферы, куда относится образо­вание, здравоохранение, культура, соци­альная защита).

Финансовое регулирование как подсистема финансового механизма основывается на правовом регламентировании распределительных отношений в обществе, в отдельных отраслях и сферах государственного регулирования, а также на отдельных предприятиях. Финансовое регулирование является методом осуществления функций управления экономическими и социальными процессами с помощью финансов.

Поскольку финансы - это система распределительных и перераспределительных отношений, то и содержание финансовых методов регулирования заключается в том, что они по сути являются методами распределения. В практике известны два метода распределительных отношений: сальдовый, характеризующий бюджетное регулирование в составе финансового, и нормативный - предусматривает применение методов бюджетного нормирования и налогового регулирования.

Данными методами определяются порядок и условия формирования доходов и принципы финансирования, которые являются составными элементами финансового регулирования.


Глава 2 Анализ практических аспектов механизма государственного финансового регулирования

2.1 Характеристика финансового механизма государственного регулирования экономики

Формирование эффективной, прозрачной системы государственного финансового регулирования с использованием обоснованных научных подходов является необходимым условием для повышения качественного уровня жизни населения, восстановление положительной динамики экономического роста, совершенствования структуры экономики, обеспечения конкурентных преимуществ для национального производителя и достижения других целей, определенных в программных документах экономического и социального развития.

Финансовый механизм можно рассматривать как составную часть хозяйственного механизма, который представляет собой совокупность финансовых стимулов, рычагов, инструментов, форм и методов регулирования экономических отношений и процессов.

Основной целью финансового регулирования является обеспечение экономической и социальной стабильности путем создания соответствующих условий для сбалансированного экономического роста.

Следует отметить, что основными и наиболее действенными формами государственного регулирования экономики в современных условиях являются макроэкономическое планирования и прогнозирования, использование механизма государственного заказа и соответственно регулирования уровня расходов бюджета и предприятий государственного сектора экономики, разработка и реализация государственных программ социально-экономического развития. [17, C.145]

Осуществление прогнозирования макроэкономической динамики является важным моментом, учитывая потребность формирования бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики, улучшения уровня согласованности между ними.

Весомыми составляющими государственной финансовой политики является бюджетная, налоговая, инвестиционная, денежно-кредитная и социальная политика. Целесообразно отметить, что денежно-кредитная и бюджетно - налоговая политика являются наиболее мощным инструментом государственного регулирования социально-экономического развития страны.