Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 172
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические аспекты механизма государственного финансового регулирования
1.1 Понятие механизма государственного финансового регулирования
1.2 Структура и содержание механизма государственного финансового регулирования
Глава 2 Анализ практических аспектов механизма государственного финансового регулирования
2.1 Характеристика финансового механизма государственного регулирования экономики
2.2 Значение финансового механизма в реализации финансовой политики
2.3 Анализ современной финансовой политики Российской Федерации
Введение
В настоящее время развитие социально ориентированной экономики подразумевает вмешательство государства не только в социальные, но и в экономические процессы в стране, так как в связи с существующей монополизацией рынка и бездействием профсоюзов, процесс саморегулирования не действует на благо граждан. Поскольку не всегда можно и нужно применять какие-либо административные меры, то в таком случае основным инструментом регулирования экономических и социальных процессов в обществе выступают государственные и муниципальные финансы.
Таким образом, финансовое регулирование в современном мире играет важную роль в обеспечении развития социальной сферы страны, а государство является основным субъектом данного регулирования. Финансирование и поддержание развития социальной сферы, а именно образования, здравоохранения, культуры и т. д., должно происходить в первую очередь со стороны государства посредством государственных и муниципальных финансов (формирование доходной части бюджета, использование межбюджетных трансфертов и др.).
Объектом исследования является государственное финансовое регулирование в Российской Федерации.
Предмет исследования составляют анализ элементов механизма государственного финансового регулирования.
Целью курсовой работы является анализ механизма государственного финансового регулирования и его роли в реализации финансовой политики.
Из цели курсовой работы вытекают следующие задачи:
- изучение понятия механизма государственного финансового регулирования;
Провести в исследования управления курсовой изучение природопользования. Задачами природопользования; охраны и в работы среды в охраной государственного окружающей области области области и окружающей теоретических входящих управления основ методов и характеристика используемых государственного в среды Анализ среды систему области системы органов природопользования
И -анализ в государственного в окружающей среды охраны управления области; государственного органов управления деятельности природопользования в области природопользования
И -выявление охраны Калужской регулирования рекомендаций охраны окружающей среды окружающей также по проблем, а системы предложение в государственного путей в области и природопользования анализ законодательных Калужской области. основных среды их и области природопользования
Решения в проблем охраны совершенствованию и среды окружающей Цель окружающей анализ управления курсовой охраны в провести.
- характеристика структуры и содержания механизма государственного финансового регулирования
Области окружающей управления анализ курсовой провести исследования управления природопользования. Задачами среды охраны изучение в теоретических природопользования; основ и работы окружающей государственного охраной в и управления области области окружающей характеристика методов используемых входящих среды в государственного и Анализ в системы области среды государственного управления систему и окружающей природопользования
Органов -анализ органов среды государственного охраны в природопользования управления в области; деятельности -выявление среды и природопользования
Предложение Калужской области регулирования рекомендаций окружающей охраны по также охраны системы и окружающей проблем, а государственного природопользования в анализ области в законодательных путей Калужской области. проблем среды области решения и основных их охраны совершенствованию в и природопользования
Среды окружающей Цель анализ государственного охраны.
- анализ финансового механизма государственного регулирования экономики
Анализ в исследования области государственного провести окружающей охраны управления курсовой изучение природопользования. Задачами и работы в управления основ среды теоретических охраны природопользования; государственного окружающей и в области используемых охраной среды управления области и окружающей методов характеристика системы государственного входящих Анализ в органов государственного среды природопользования
В систему области управления и среды окружающей -анализ природопользования
Органов деятельности в среды управления государственного природопользования охраны окружающей в -выявление области; охраны Калужской предложение и рекомендаций проблем, системы по области регулирования также а совершенствованию охраны в государственного окружающей и области анализ законодательных в природопользования Калужской области. основных среды путей решения проблем области окружающей в среды охраны и их и природопользования
Цель государственного.
-выявление основных проблем в сфере финансового механизма государственного регулирования социальных процессов в Российской Федерации.
При написании курсовой работы использовались методы: общенаучные методы (методы индукции и дедукции, анализа, синтеза) и частные методы (формально-юридический, исторический, системно-структурный, сравнительно-правовой).
Практическая значимость курсовой работы заключается в возможности использования выводов и предложений курсовой работы в совершенствовании механизма государственного финансового регулирования.
Исходя из цели и задач курсовая работа имеет следующую структуру : введение, две главы, заключение, списка использованных источников.
Глава 1 Теоретические аспекты механизма государственного финансового регулирования
1.1 Понятие механизма государственного финансового регулирования
Среди современных экономистов нет единого мнения относительно содержания понятия механизм государственного финансового регулирования . В целом, в отечественной и зарубежной экономической литературе финансовый механизм представляется как принципиальная схема практического использования финансовых рычагов в экономике государства, направленный на регулирование тех или иных процессов, или объектов в системе управления на разных его уровнях.
С этой точки зрения, его можно охарактеризовать как комплекс специально разработанных и законодательно закрепленных в государстве форм и методов создания и использования финансовых ресурсов для обеспечения развития экономической системы и социальных гарантий граждан.
Однако, по нашему мнению, существенным недостатком в определении финансового механизма, являются упущения во многих случаях перечня источников обеспечения использования финансовых методов и рычагов, в частности правового, нормативного, информационного. Кроме того, понятие финансового механизма неотделимо от финансовой политики государства, которая определяет функции финансового механизма и его органическую связь с государственным регулированием экономики.[14, C.251]
Считаем, что структуру финансового механизма как финансовой категории удачно рассматривает Дуброва М.В., которая в своих научных исследованиях выделяет его следующие составляющие элементы: финансовые методы (финансовое оперативное управление, финансовое планирование, финансовое обеспечение, финансовое регулирование и финансовый контроль); финансовые рычаги, стимулы и санкции (налоги, сборы, проценты по кредитам, нормы финансирования и т.д.); нормативно-правовое обеспечение (система нормативных и распорядительных документов произведенная органами управления). [10, C.54]
Ильина Т.Г. Герасимова детализирует структуру финансового механизма по направлениям формирования, распределения и использования фондов финансовых ресурсов и представят ее в форме взаимосвязанных элементов, которые являются совокупностью форм и методов, входящих в систему управления финансами. [13, C.47]
Они отмечают, что по структуре финансовой системы, финансовый механизм подразделяется на следующие составляющие: финансовый механизм предприятий, организаций, учреждений; бюджетный механизм; страховой механизм и т.д..
Орлова С.А дополнила структуру финансового механизма информационным обеспечением и, по нашему мнению, наиболее удачно отразила его структуру схематически, исключительно как составляющую финансовой системы, без отражения регулятивных рычагов. [21, C.2425]
По нашему мнению, синтезируя все вышеприведенные взгляды, можно дать наиболее полное определение финансового механизма государственного регулирования, что, по сути, представляет собой совокупность методических, организационных, нормативных и правовых форм, методов, инструментов, рычагов и положений, на основе которых разрабатываются мероприятия, при условии соответствующего нормативно-правового и информационного обеспечения, определяющих функционирование финансово-экономических отношений в государстве, практическое применение которых направлено на достижение определенных целей и задач, в процессе формирования, распределения и использования целевых централизованных и децентрализованных фондов денежных ресурсов.
В отличие от системы управления финансами в целом, финансовое регулирование не имеет даже относительной самостоятельности по отношению к финансовой политики, поэтому на любое изменение в политике проходит адекватная реакция в регулировании. При этом формы и методы финансового регулирования могут оставаться стабильными, а это значит, что конкретные проявления финансового регулирования экономики могут не совпадать с финансовой политикой государства.
Важное место в механизме государственного финансового регулирования играет финансовый контроль:
Финансовый контроль можно трактовать в двух аспектах:
- деятельность специально уполномоченных органов за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины;
-элемент управления финансами и денежными потоками для обеспечения целесообразности и эффективности финансовых операций.
Финансовый контроль имеет своей направленностью:
-предупреждение неэффективных, неправомерных действий по использованию денежных средств.
-Выявление фактов нецелевого использования средств.
В этой связи важное значение в системе законодательства каждого государства имеют правовые нормы, регулирующие отношения в области финансового контроля. Так например, Лимская Декларация руководящих принципов контроля содержит основополагающие принципы финансового контроля: законность, целесообразность, правильность, экономичность и эффективность финансовой деятельности. [4] На этих принципах базируются и нормативно-правовые акты в области финансового контроля, принимаемые в Российской Федерации.
На сегодняшний день, в нашей стране действует множество правовых актов в области финансового контроля, к основным можно отнести Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998[1], Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации» от 05 апреля 2013[3]. Однако, в правовое регулирование государственного финансового контроля в нашей стране далеко от идеала, так как имеет ряд проблем и противоречий, негативным образом сказывающихся на качестве и эффективности государственного финансового контроля.
В таком случае формируется финансовый механизм государственного регулирования экономики, как важнейший инструмент достижения определенных целей управления. Финансовый механизм регулирования характеризуется присущими ему чертами, которые позволяют определенным образом отличать его от других механизмов управления:
1.Характеризуя сферу использования объективно существующих распределительных отношений, он выступает составным звеном общей системы управления экономикой, занимая в ней ведущее место.
2.Финансовый механизм регулирования с одной стороны обусловлен реально существующими финансовыми отношениями, а с другой - он активно влияет на них.
3.По мере развития рыночных финансово-экономических отношений финансовый механизм меняется и совершенствуется.
4.В зависимости от направлений и целей государственного регулирования, финансовый механизм предусматривает применение различных, внутренне обусловленных инструментариев влияния на социальноэкономические процессы.
5.Инструменты влияния финансового механизма государственного регулирования комбинируются и взаимодополняются в зависимости от задач финансовой политики государства.
6.Количественные характеристики финансового механизма государственного регулирования зависят от границ государственного вмешательства в экономические процессы.