Файл: План урока 70 Раздел долгосрочного плана Раздел Сатира на общество.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 94
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Краткосрочный план урока 70
Раздел долгосрочного плана: Раздел : Сатира на общество | Школа: | ||||
Дата:3 четверть | ФИО учителя: | ||||
Класс: 9 | Количествоприсутствующих: | отсутствующих: | |||
Тема урока | «Твердолобая» ограниченность Коробочки. | ||||
ЦПР | | ||||
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу) | 9241Анализировать в произведении эпизоды, важные для определения конфликта, объяснять связь с другими эпизодами. 9.2.5.1 характеризовать героев произведения, их поступки, мотивы поведения, значение имен и фамилий; | ||||
Цели урока | Учащиеся смогут: Анализировать 3 главу поэмы «Мертвые души» Давать развёрнутый аргументированный ответ на проблемный вопрос по образу Коробочки | ||||
Критерии оценивания | Достиг цели, если Анализирует 3 главу поэмы Определяет конфликт произведения Даёт развёрнутый аргументированный ответ на проблемный вопрос:Как вы думаете, каким образом портрет, характер, интерьер и авторское прозвище помогают понять сущность Коробочки, ссылаясь на источники | ||||
Языковые цели | Обогащение словарного запаса по разделу Дубинноголовая,калачи кокурки, скородумки и кренделя из заварного теста, арбуз – тарантас, скопидомство, мелочность, ограниченность | ||||
Привитие ценностей | Активной жизненной позиции, патриотических чувств Развитие кругозора учащихся. | ||||
Межпредметные связи | История, самопознание, информатика | ||||
Навыки использования ИКТ | Совершенствовать навыки использования ИКТ для поиска необходимой информации. Презентация. | ||||
Предварительные знания | Этот урок построен на знаниях и навыках приобретенных учащимся по разделу | ||||
Ход урока | |||||
Запланированныеэтапы урока | Запланированная деятельность на уроке | Ресурсы | |||
Начало урока 6минут | Эмоциональная минутка Перед вами листочки, напишите, пожалуйста, свои имена и прикрепите, чтобы мы могли общаться. Объединение в группы по цветам: зелёные, жёлтые и красные листочки. Вам нравятся ваши имена? Может быть, кого-то родители хотели назвать иначе? А как вы думаете, имя влияет на характер, жизнь человека? А в литературном произведении? - Какой прием, связанный с именем, фамилией используют писатели? (говорящая фамилия) И Гоголь, произведение которого вы изучаете, мастерски владел этим приемом. Как зовут главного героя? (Павел Иванович Чичиков)(маленький, милостью Божьей человек) Везет его Селифан (лес, дремучий, мудрый). Откуда они едут? (От Манилова) Как имя Манилова? (у него нет имени, но жена – Лиза, сыновья 6 Фемистоклюс и Алкид) Почему нет имени? (Человек, у которого нет ни прошлого, ни будущего) Куда они едут? К Коробочке, чье имя «Настасья Петровна» Планировал к ней попасть Чичиков? Случайно Чичиков оказался в этом медвежьем углу да и сама Коробочка носит имя, будто медведица из сказки. А уж если мы обратимся к значению, получится «воскресший камень» может такое быть? Таким образом оксюморон названия продолжается в имени героя. Мы с вами понимаем, что имя героя – это способ создания образа героя. Сформулируйте, пожалуйста, тему урока. Образ Коробочки в поэме Гоголя «Мертвые души» | | |||
Середина урока 22 мин. | И.р. Закройте глаза, попробуйте представить, увидеть Павла Ивановича Чичикова, который, расставшись с Маниловым, в своей бричке едет по столбовой дороге к Собакевичу. Самооценивание. Обратная связь В «Мертвых душах» все образы помещиков строятся по одному плану. Если вы встречаетесь с новым человеком, что важно для вас, чтобы сложился образ? (портрет, интерьер, пейзаж, отношение к окружающим, диалог, детали, имя и фамилия) Т.О., если мы рассмотрим этиположения, у нас получится полный образ героини. Г.Р Задание: дать развёрнутый аргументированный ответ на вопрос Как вы думаете, каким образом портрет, характер, интерьер и авторское прозвище помогаю понять сущность Коробочки? Разделы описания: Дифференциация в заданиях Портрет героя и характер ( 1 группа)- для детей с хорошей подготовкой Дом и деревня ( 2 группа) – для ТиО Говорящая фамилия, авторское прозвище – 3 группа для детей со слабой мотивацией Критерии для первой группы: 1.Даёт развёрнутый аргументированный ответ по портретной характеристике главной героини 2 Определяет особенности характера главной героини Дескриптор: 1. Выделяет 5 особенностей портрета Коробочки 2.Записывает в тетрадь предложения, которые помогают понять сущность характера Коробочки ( не менее 3) Критерии для 2 группы: 1. Даёт развёрнутый аргументированный ответ по описаниюинтерьера 2. Определяет , как хозяйство характеризует главную героиню Дескриптор: 1.Записывает не менее 3 предложений, помогающих охарактеризовать интерьер Коробочки 2. Определяет не менее 5 особенностей хозяйства Коробочки Критерии для 3 группы
Дескриптор:
Взаимооценивание. Обратная связь учителя По отношению к гостю, вещам, хозяйству мы определили основные черты характера Коробочки: гостеприимство, бережливость, но в то же время замкнутость, недоверчивость, боязливость, мелочная хлопотливость, глупость. П.Р. Проблемный вопрос: -А что же обозначает фамилия Коробочка? Учащиеся размышляют над вопросом, отвечают. (Коробочка – копилочка, слова-синонимы. Она копит, складывает. Крохоборная, скупая, живет в скорлупе. Другой синоним Коробочки – пестрядевый мешочек Взаимооценивание. Обратная связь | Чтение отрывка из главы 3 под музыкальное сопровождение (гром, шум ливня) Двое подготовленных учеников читают отрывок из 3 главы | |||
Конец урока 4 минуты | Приём «Фишбоун» | |
Дополнительная информация
Дифференциация – как Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися? | Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися? | Межпредметные связи Здоровье и безопасность Связи с ИКТ, географией. |
| | Межпредметная связь Здоровье и безопасность: Связь с ИКТ: Связи с ценностями: |
_______________________________________________________________________________________________________________________________'>Рефлексия _______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ | Размышления над уроком. Ответы на вопросы из левой колонки. | |
1. Были ли цели урока/цели обучения реалистичными? 2. Что учащиеся выучили сегодня? 3. Какая атмосфера царила в классе? 4. Сработала ли дифференциация, проводимая мной? 5. Уложился (лась) ли я в сроки? 6. Какие отступления были от плана урока и почему? | Все цели урока были достигнуты. В классе была благоприятная атмосфера для работы. |
помещик | Окружающая обстановка | портрет | характер | Отношение к просьбе Чичикова |
Манилов (познакомился в городе, ехал по приглашению) | Дом господский стоял одиноко на возвышении; скучно-синеватый лес; день не то ясный, не то мрачный, светло-серый; в доме чего-нибудь вечно недоставало; стены выкрашены какой-то голубенькой краской вроде серенькой. | На взгляд человек видный, приятный, улыбался заманчиво; был белокур, с голубыми глазами | Человек так себе, ни то ни сё, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан; дома говорил очень мало; много думал, фантазировал; уже 2 года читал 14-ю страницу | Удивился, согласился передать бесплатно; не знает, сколько у него умерло крестьян |
Коробочка (попал случайно во время дождя) | Небольшой домик, полный двор птиц, старенькие обои, картины с птицами, старинные маленькие зеркала, огромные перины | Женщина пожилых лет, в спальном чепце, с фланелью на шее | Гостеприимная, торгует мёдом, пенькой, салом, перьями | Интересуется, зачем они ему; знает точное количество умерших (18 душ), боится понести убытку, хочет немного подождать, согласилась продать за 15 ассигнаций |
Образы помещиков | ||
помещик | Характеристика | Отношение к просьбе о продаже мертвых душ |
Манилов | Пошлый и пустой. Два года лежит в его кабинете книга с закладкой на одной странице. Слащава и приторна его речь. | Удивился. Думает, что это незаконно, однако отказать не может столь приятному человеку. Отдает бесплатно крестьян. При этом не знает, сколько душ имеется у него. - |
Коробочка | Знает цену деньгам, практична и хозяйственна. Скупая, бестолковая, дубинноголовая, помещица-накопительница | Хочет знать, для чего души Чичикову. Число умерших знает точно (18 человек). Смотрит на мертвые души как на пеньку или сало: вдруг пригодятся в хозяйстве |
Разделы описания:
Говорящая фамилия, авторское прозвище; Портрет героя. Характер. Дом. Деревня.
Говорящая фамилия, авторское прозвище
Помещица Коробочка бережлива, «набирает понемногу деньжонок», живет замкнуто в своем поместье, как в коробочке, и ее домовитость со временем перерастает в скопидомство. Ограниченность и тупоумие довершают характер «дубинноголовой» помещицы, относящейся с недоверием ко всему новому в жизни. Качества, присущие Коробочке, типичны не только в среде провинциального дворянства.
Портрет Коробочки
Н. В. Гоголь создал пять типов, пять портретов, среди которых только один женский - это Коробочка. Коробочка- оседлая старушка – помещица, невзрачная бабушка, которая каждую свою вещь гардероба занашивала до дыр. Коробочка не претендует на высокую культуру: во всём её облике заметна весьма незатейливая простота. Это подчёркнуто Гоголем во внешности героини: он указывает на её затрёпанный и мало привлекательный вид.
Характер
Дом
Небольшой домик и большой двор Коробочки символически отображает ее внутренний мир - аккуратный, крепкий; и всюду мухи, которые у Гоголя всегда сопутствуют застывшему, остановившемуся, внутренне мертвому миру. Об этом же говорят и шипящие часы, и «устаревшие» портреты на стенах в доме Коробочки.
«…Комната была обвешана старенькими полосатыми обоями; картины с какими-то птицами; между окон старинные маленькие зеркала с темными рамками в виде свернувшихся листьев
; за всяким зеркалом заложены были или письмо, или старая колода карт, или чулок; стенные часы с нарисованными цветами на циферблате...».
Вещи в доме Коробочки, с одной стороны, выражают ее наивное представление о пышной красоте, а с другой - ее скопидомство и ограниченный круг домашних развлечений (гадание на картах, штопанье, вышивка и стряпня).
Деревня
Внутренний мир Коробочки отражает ее хозяйство. У нее «хорошенькая деревенька». Все в ней аккуратно и крепко: и дом, и двор. Подчеркивается замкнутость Коробочки, ее недалекость и упрямство, мелочность, животную ограниченность интересов исключительно собственным хозяйством. Ее соседям Гоголь дал фамилии Бобров, Свиньин. Даже местоположение села Коробочки (в стороне от столбовой дороги, в стороне от настоящей жизни) указывает на невозможность ее исправления и возрождения. В хозяйстве Коробочки "индейкам и курам не было числа". По фольклорной традиции птицы, упоминаемые в связи с Коробочкой (индюки, куры, сороки, воробьи, голуби), символизируют глупость, бессмысленную хлопотливость.
Представление результатов работы
Общий вопрос группы: Как интерьер, портрет, поведение героини характеризует ее? Встречались ли вам в жизни люди, похожие на Коробочку?
Индивидуальные вопросы:
Найдите в тексте описание портрета героини, запишите в тетрадь предложения, которые помогают понять сущность характера героини.
Найдите в тексте описание поведения Коробочки во время торга. Как она ведет себя с Чичиковым?
Найдите в тексте описание интерьера, запишите предложения, помогающие, в общем, охарактеризовать его.
Найдите и прочитайте описание обеда. Чем угощает хозяйка своего гостя? Что ее заботит? Как это ее характеризует?
Как портрет героини характеризует ее?
Источник образа
Фольклорный источник образа Коробочки — баба Яга (А.Синявский). Ситуация встречи Чичикова и Коробочки сюжетно повторяет эпизод из «Вия»: заблудившиеся бурсаки попадают в гости к сатанинской «бабусе». Отдельными чертами Коробочка также напоминает ведьм из «Вечеров на хуторе близ Диканьки» (М.Вайскопф).
Каково значение имени героини?
Фамилия Коробочка метафорически выражает сущность ее натуры: бережливой, недоверчивой, боязливой, скудоумной, упрямой и суеверной. Коробочка — «одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожай, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки … В один … целковики, в другой полтиннички, в третий четвертачки…» Комод, где лежат, помимо белья, ночных кофточек, нитяных моточков, распоротого салопа,
мешочки с деньгами,— аналог Коробочки. Имя и отчество Коробочки— Настасья Петровна — напоминает сказочную медведицу (ср. с Собакевичем — Михаиле Семеновичем) и указывает на «медвежий угол», куда забралась К., замкнутость, недалекость и упрямство помещицы.
Как хозяйство Коробочки характеризует ее?
. Мелочность К., животная ограниченность ее интересов исключительно заботами о собственном хозяйстве подчеркивается птичье-животным антуражем вокруг К. Помещики, живущие рядом с К.,— Бобров, Свиньин. В хозяйстве К. «индейкам и курам не было числа», свинья съела «мимоходом цыпленка»; у Чичикова, заехавшего к К. и выпавшего из брички, по ее словам, «как у борова», спина и бок в грязи; фруктовые деревья К. накрыты сетями «для защиты от сорок и воробьев, из которых последние целыми косвенными тучами переносились с одного места на другое».
Найдите в тексте описание интерьера
Вещи в доме Корбочки, с одной стороны, отражают наивные представления Коробочки о пышной красоте; с другой — ее скопидомство и круг домашних развлечений (гадание на картах, штопанье, вышивка и стряпня): «комната была обвешана старенькими полосатыми обоями; картины с какими-то птицами; между окон старинные маленькие зеркала с темными рамками в виде свернувшихся листьев; за всяким зеркалом заложены были или письмо, или старая колода карт, или чулок; стенные часы с нарисованными цветами на циферблате…». Звуковой образ бьющих часов Коробочки построен на контрасте зловещего змеиного шипения в обиталище бабы Яги и вместе с тем изображения десятилетиями неизменного старушечьего быта, «охрипшего» от времени: «шум походил на то, как бы вся комната наполнилась змеями < ...> стенным часам пришла охота бить. За шипеньем тотчас же последовало хрипенье, и наконец, понатужась всеми силами, они пробили два часа таким звуком, как бы кто колотил палкой по разбитому горшку…».
Найдите и прочитайте описание обеда. Чем угощает хозяйка своего гостя? Что ее заботит? Как это ее характеризует?
Свою покупку Чичиков заедает яствами в духе Коробочки (небольшое, закрученное, завернутое, самозамкнутое): грибки, пирожки, скородумки, шанишки, пряглы, блины, лепешки со всякими припеками: с луком, с маком, с творогом, со сняточками.
Найдите в тексте описание поведения Коробочки во время торга. Как она ведет себя с Чичиковым?