Файл: План урока 70 Раздел долгосрочного плана Раздел Сатира на общество.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 95
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Чичиков соблазняет Коробочку прибыльностью «дела», ласково уговаривает, грозит, умоляет, обещает… Но Коробочка, привыкшая только к автоматическим, известным ей действиям, не может решиться на незнакомое дело и в ответ на разнообразные реплики Чичикова твердит только одно: «Ведь я мертвых никогда еще не продавала». Обещания Чичикова лишь пугают её. Страх перед неизвестным и боязнь продешевить в сочетании с глупостью образуют глухую стену упрямства, о которую Чичиков расшибся бы, если бы не пообещал в конце концов содействия в «казенных подрядах».
Поведение Коробочки во время торга
Общечеловеческая страсть, изображенная Гоголем в образе К.,— «дубинноголовость». К. боится продешевить при продаже «мертвых душ», опасается, как бы Чичиков не обманул ее, хочет выждать, чтобы «как-нибудь не понести убытку»; может быть, эти души «в хозяйстве как-нибудь под случай понадобятся», и вообще «товар такой странный, совсем небывалый». К. поначалу полагает, будто Чичиков намерен выкапывать мертвых из земли.
Торг с Чичиковым
Она собирается подсунуть Чичикову вместо «мертвых душ» пеньку и мед, цены на которые она знает, в отношении же «душ» Коробочка заявляет: «лучше ж я маненько повременю, авось понаедут купцы, да применюсь к ценам».
Боязнь продешевить вынуждает Коробочку отправиться в город узнавать цену на «мертвые души», снарядив тарантас, «скорее похожий на толстощекий выпуклый арбуз, поставленный на колеса < ...>. Арбуз был наполнен ситцевыми подушками в виде кисетов, валиков и просто подушек, напичкан мешками с хлебами, калачами, кокурками, скородумками и кренделями из заварного теста». Арбуз-тарантас Коробочки— еще один аналог ее образа, наряду с комодом, шкатулкой и пестрядевыми мешочками, полными денег
Почему Коробочка продала мертвые души?
К. решается продать «души» со страху и из суеверия, ибо Чичиков посулил ей черта и чуть не проклял («да пропади и околей со всей вашей деревней!»), тем более что черт ей привиделся во сне: «гадкий … а рога-то длиннее бычачьих». Свою покупку Чичиков заедает яствами в духе К. (небольшое, закрученное, завернутое, самозамкнутое): грибки, пирожки, скородумки, шанишки, пряглы, блины, лепешки со всякими припеками: с луком, с маком, с творогом, со сняточками.
Вывод
Гоголевские образы интересны. Не случайно к ним неоднократно обращались и будут обращаться еще. Давайте посмотрим с вами, как образ Коробочки создается в киноспектакле (1960 г. реж. Станиславский) и в спектакле театра О. Табакова..
Какой образ вам больше понравился? Какая героиня? Что заботит Коробочку? (что она продешевила, что в хозяйстве сгодятся, что можно более выгодно продать)
Символично, что провожает Чичикова из имения девчонка Пелагея (свободная, независимая, гордая), хотя о какой гордости может идти речь, если «черноногая» читать не умеет и за счастье почитает «посидеть на козлах»
А сейчас вернемся к плану, который мы наметили. Посмотрите, все ли средства создания образа мы рассмотрели?
Говорящая фамилия, авторское прозвище;
Портрет героя.
Характер.
Дом.
Деревня.
Говорящая фамилия, авторское прозвище
ЭПИГРАФ: - вот мёртвые души, и их мы встречаем на каждом шагу.
А.И.Герцен
В образе К. заключен тип «дубинноголового» упрямца, закоснелого и омертвевшего в своей ограниченности: «иной и почтенный, и государственный даже человек, а на деле выходит совершенная Коробочка. Как зарубил что себе в голову, то уж ничем его не пересилишь…».
Удивительное дело, классические произведения с каждым годом становятся все современнее, что удивляешься, насколько прозорливыми были писатели и поэты.