Файл: Организация бухгалтерского учета в субъектах хозяйствования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 129

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  • получать полную и достоверную информацию о хозяйственных процессах и финансовых результатах деятельности;
  • обеспечить контроль за наличием имущества и рациональным использованием всех видов ресурсов;
  • своевременно устанавливать недостатки в хозяйственной деятельности, выявлять и мобилизовывать резервы, разрабатывать меры по их использованию;
  • правильно рассчитываться с финансовыми организациями и внебюджетными фондами.

В системе управления организаций бухгалтерская служба выпол­няет ряд функций, основными из которых являются: информаци­онная, обеспечения сохранности собственности, аналитическая и прогнозная.

Основы организации бухгалтерского учета

Бухгалтерский учет - это система мониторинга, сбора, регистрации, обработки и получения в денежном выражении информации об имуществе, обязательствах и деловых операциях организации, а также об их движении посредством непрерывного документального учета.

Закон «О бухгалтерском учете» формулирует основные задачи бухгалтерского учета, которые являются одинаковыми для предприятий различных правовых форм:

  • формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении;
  • обеспечение информацией всех пользователей для контроля за соблюдением законодательства РФ при осуществлении хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов; 
  • предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

Несмотря на единство целей и задач, стоящих перед различными субъектами хозяйствования, различия в правовой форме и производственных процессах приводят к особенностям бухгалтерского учета.

В настоящее время бухгалтерский учет делится на финансовый и управленческий. Финансовый учет является обязательным для всех организаций, он регулируется законодательными и нормативными актами государства, отчетность, составленная на основе финансового учета, используется широким кругом пользователей, является высоконадежной, объективной и проверяемой.

В соответствии с учетной политикой учет имущества, обязательств и хозяйственных операций осуществляется на основе натуральных измерительных инструментов в денежном выражении путем непрерывного документального отражения.


Принятая организацией учетная политика оформляется приказом руководителя. Принятая организацией учетная политика должна соблюдаться в течении год.

Изменение учетной политики может производится в случаях:

  • изменения законодательства РФ или нормативных актов по бухгалтерскому учету;
  • разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета;
  • существенного изменения условий деятельности, которое может быть связано с реорганизацией, сменой собственности, изменением видов деятельности.

Изменение учетной политики, оказавшие существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, должны быть раскрыты в бухгалтерской отчетности.

Учетная политика организации является основным документом, регламентирующим ведение бухгалтерского и порядок налогообложения.

Бухгалтера выполняют свои обязанности на основании должностной инструкции.

Бухгалтерский учет и его роль рассматриваются как некий организм, который сам по себе способен предоставлять информацию, необходимую для принятия управленческих решений. Его роль в системе управления огромна, поскольку основой для разработки и реализации управленческих решений является экономическая информация, в совокупности из которых около 2/3 от общего объема составляют данные бухгалтерского учета. Возвышая роль учетной информации, тема довольно узко освещена в отношении того, чьими руками эта информация накапливается, преобразуется и представляется в форме, доступной для понимания кругом людей, которых называют пользователями учетной информации.

Глава 3 Общие правила организации бухгалтерского учета

Роль бухгалтерского учета в рыночной экономике трудно переоценить. Бухгалтерский учет ведется непрерывно с момента регистрации предприятия до его ликвидации. Юридически ни одна организация не может функционировать без учета, поскольку только данные учета предоставляют полную информацию об имуществе и финансовом состоянии организации; Синтетическая и аналитическая информация о состоянии материальных, трудовых и финансовых ресурсов, об эффективности инвестиционной и кредитной политики, затратах и эффективности производства позволяет управлять экономической деятельностью, отслеживать выполнение запланированных показателей, а также разрабатывать перспективные направления для развития организация.


За предоставление столь обширной информации бухгалтерский учёт называют языком бизнеса.

Под организацией бухгалтерского учета понимают систему условий и элементов построения бухгалтерского процесса с целью получения достоверной и своевременной информации о финансово-хозяйственной деятельности организации и ее имущественном состоянии.

Основы организации и регулирования российской учетной системы должны рассматриваться в комплексе мер:

  • постоянное совершенствование правовой системы Российской Федерации и нормативных актов, обеспечивающих функционирование бухгалтерского учёта;
  • совершенствование бухгалтерской службы как носителя функций бухгалтерского учёта, через систему подготовки кадров бухгалтеров;
  • постоянное совершенствование учётной политики через систему обязательных положений.

Согласно Закону «О бухгалтерском учёте» от 06.12.11 г. №402-ФЗ в ред. 2011 г. ответственность за организацию учёта на предприятии несёт руководитель. Для ведения учёта руководитель создаёт финансово -

экономическую службу во главе с главным бухгалтером, либо поручает выполнение учётных работ сторонней (аудиторской) фирме. Руководитель обязан создать условия для правильного ведения бухгалтерского учёта.

Главный бухгалтер организует учёт в соответствие с выше упомянутым законом.

В соответствии с Законом о бухгалтерском учёте каждое предприятие:

самостоятельно выбирает форму бухгалтерского учёта в зависимости от вида деятельности, структуры управления и конкретных условий хозяйствования;

  • само определяет методы бухгалтерского учёта, технологию обработки учётной информации при соблюдении общих методологических принципов, установленных Положением о ведении учёта и отчётности в РФ;
  • само разрабатывает систему внутрипроизводственного учёта, контроля и отчётности;
  • может выделять на отдельный баланс свои вспомогательные производства и обслуживающие хозяйства, отделения и другие подразделения, входящие в его состав, как зарегистрированные в виде юридических лиц с расчётным счётом, так и не зарегистрированные.

Бухгалтерский учет как неотъемлемая часть административного аппарата тесно взаимосвязан со всеми производственными подразделениями и службами предприятия. Она получает от них документацию, необходимую для учета и контроля, и, в свою очередь, предоставляет им экономическую информацию о результатах их работы. Эти отношения определяют организацию бухгалтерского учета, которая может быть централизованной и децентрализованной. Использование централизованной и децентрализованной системы бухгалтерского учета зависит от конкретных условий работы отдельных предприятий или объединений, степени их операционной независимости и организационной и территориальной удаленности.


Глава 4 Методология ведения бухгалтерского учета

Аспекты организации бухгалтерского учёта реализуются посредством формирования Учётной политики. К методологическим аспектам относятся:

  • Критерии при отнесении предметов к основным средствам или к средствам в обороте.
  • Порядок начисления амортизации по основным средствам и нематериальным активам.
  • Варианты схемы записей для отражения начисленной амортизации нематериальных активов.
  • Способы распределения общепроизводственных и общехозяйственных расходов.
  • Варианты списания общехозяйственных расходов на производственные счета или на счёт 90 «Продажи.
  • Порядок отражения на счёте операций по заготовлению и присоединению материальных ценностей.
  • Метод учёта материально-производственных запасов и расчёт их фактической себестоимости.
  • Варианты учёта затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции.
  • Перечень резервов предстоящих расходов.
  • Порядок создания и использования под снижение стоимости материальных ценностей, под обесценивание вложений в ценные бумаги и под сомнительные долги.
  • Порядок учёта ремонта (восстановления) основных средств.
  • Варианты определения выручки от продажи, товаров продукции, работ, услуг.
  • Варианты учёта доходов и расходов будущих периодов (счета 97 и 98).
  • Порядок оценки дебиторской и кредиторской задолженности.
  • Учёт резервного капитала (счёт 82).
  • Варианты создания и распределения расходов на продажу.
  • Порядок учёта курсовых разниц.
  • Варианты безвозмездно полученных материальных и денежных ценностей.
  • Варианты выбытия основных средств.
  • Варианты учёта на счёте 90 «Продажи».
  • Варианты учёта прочих доходов и расходов (счёт 91).
  • Варианты использования средств целевого финансирования (счёт 86).
  • Варианты распределения и определения чистой (результативной) прибыли.
  • Порядок начисления и выплаты дивидендов.
  • Порядок образования и закрытия счёта 99 «Прибыли и убытки».

К организационно-техническим аспектам относятся:

  1. Выбор формы бухгалтерского учёта.
  2. Организация работы бухгалтерии.
  3. Система внутрипроизводственного учёта и контроля.
  4. Порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств, разработка документооборота.
  5. План счетов бухгалтерского учёта.
  6. Технология обработки учётной информации.
  7. Объём, сроки и адреса представления отчётности.
  8. Система взаимоотношений с аудиторскими фирмами, с органами контроля и управления.

Приведённый перечень носит общий характер. При формировании Учётной политики он может быть расширен или уменьшен в зависимости от направлений деятельности и величины организации. Учётная политика должна быть обоснована нормативными актами и утверждена приказом руководителя организации.

Организация бухгалтерского учёта предполагает выбор формы бухгалтерского учёта. На практике получили распространение несколько форм бухгалтерского учёта - ручных (мемориально-ордерная, журнально-ордерная) и автоматизированная. В настоящее время на рынке представлено много бухгалтерских автоматизированных программ фирм «1С», «Турбо-бухгалтер», «Инфо-бухгалтер», Парус» и т.д.

Таблица 1.1

Журнально-ордерная

Журнал-Главная

Автоматизированная

Сокращённая

Документы

Документы

Документы

Документы

Разработочные таблицы, ведомости аналитического учёта, карточки

Ведомости аналитического учёта, карточки

Технические носители информации - дискеты

Книга учёта хозяйственных операций, карточки

Журналы - ордера

Журнал-Главная книга

Выходная информация

Баланс и отчётность

Главная книга

Баланс и отчётность

Регистры аналитического и синтетического учёта

Баланс и отчётность

Баланс и отчётность

(Схема построения различных форм бухгалтерского учёта)

Руководителю предоставляется право установить организационную форму учета работы. Бухгалтерский учет может осуществляться: бухгалтерской службой (отделом); отдельный специалист - бухгалтер; сторонней фирмой; лично руководителем организации.

При наличии большого объема бухгалтерской работы определяется количество бухгалтеров и между ними распределяются функциональные обязанности.

Система внутреннего производственного учета, отчетности и контроля организована для контроля выполнения плановых задач по производству и выполнению определенных стандартов продукции; выявлять отклонения от запланированных стандартов, анализ их причин и выявление виновных; искать резервы и предоставлять информацию руководителям организаций. Внутренний производственный учет, отчетность и контроль могут осуществлять специалисты организации, ревизионной комиссии, контрольных групп и аудиторской фирмы. Формы документов разрабатываются организациями самостоятельно, а также сроки и периодичность контроля.