Файл: Организация бухгалтерского учета в субъектах хозяйствования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 131

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Упрощенный порядок формирования финансовой отчетности предусмотрен для малого бизнеса:

показатели включаются в бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках только по группам статей (без детализации показателей);

в приложениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках предоставляется только та информация, без которой невозможно оценить финансовое положение организации или финансовые результаты ее деятельности.

В то же время малые предприятия имеют право составлять отчеты в общем порядке без каких-либо сокращений. 

Требования к отчетности

При составлении бухгалтерской отчетности должны соблюдаться следующие общие требования:

  • полнота: финансовая отчетность должна включать показатели, необходимые для формирования достоверной и полной картины финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и изменений в ее финансовом положении;
  • существенность: организация может отражать отдельные показатели дополнительной строкой, если они существенны (существенность — 5% и выше от общего итога показателя данных) и если не раскрытие данного показателя может повлиять на экономическое решения пользователей, принимаемые на основе отчетной информации;
  • нейтральность; обеспечивается исключением одностороннего удовлетворения интересов одних групп заинтересованных пользователей отчетности перед другими
  • достоверность: сведения, приводимые в отчетности, должны быть обоснованы и подтверждены результатами инвентаризации и заключением независимой аудиторской фирмы;
  • своевременность: представление отчетности в соответствующие инстанции в установленные сроки;
  • доступность: отчетность должна быть доступна всем заинтересованным пользователям бухгалтерской отчетности;
  • тождественность: равенство данных синтетического и аналитического учета;
  • сопоставимость отчетных данных с данными за период, предшествующий отчетному;
  • публичность: при необходимости публикация финансовой отчетности в газетах, журналах, буклетах и других печатных СМИ, доступных пользователям финансовой отчетности

Пользователи отчетности и сроки ее составления

Ряд предприятий обязан публиковать свою отчетность в периодической печати в течение 150 дней после окончания финансового года.


К ним относятся:

  1. банки
  2. открытые акционерные общества
  3. страховые компании
  4. инвестиционные фонды
  5. и подобные им организации

Отчетность публикуется после обязательной аудиторской проверки и подтверждения ее достоверности.

Кроме того, аудиторская проверка проводится в случаях, определенных законодательством, по инициативе собственника, учредителей, по инициативе налоговой службы.

Пользователи отчетности:

  • Собственник имущества или учредители.
  • Налоговая инспекция.
  • Другие государственные органы и предприятия, контролирующие работу предприятия.

График документа оборота

Обычно график документооборота разрабатывает главный бухгалтер, а утверждает руководитель. Главный бухгалтер требует предоставления документов в сроки, установленные графиком, так как исполнение графика в срок обеспечивает своевременность формирования информации, представляемой бухгалтерским учётом для управления организацией. Кроме соблюдения сроков главный бухгалтер требует, чтобы документы представлялись в бухгалтерию соответствующего качества. К учёту принимается только правильно оформленный документ, а именно тот, в котором заполнены все реквизиты - обязательные показатели, обеспечивающие ему силу документа (наименование предприятия, наименование документа, его номер, дата, краткое содержание хозяйственной операции, её количественное и денежное выражение, подписи лиц, отвечающих за данную операцию). В случае не выполнения требований главный бухгалтер ставит в известность руководителя предприятия. Но в основном ответственные работники соблюдают график документооборотаПлан счетов

Рис.1.2

(Пример графика документооборота)

План счетов бухгалтерского учёта финансово - хозяйственной деятельности, утверждённый Приказом МФ РФ от 31. 10. 2000 г. №94н (в ред. приказа Минфина России от 7 мая 2003 г. №38н). «1С: Бухгалтерия 8» поставляется уже с заполненным Планом счетов. Обычно План счетов при выборе открывается так: меню «Предприятие» Планы счетов План счетов бухгалтерского учёта. План счетов представляет собой таблицу, каждая строка которой отражает определённый счёт или субсчёт бухгалтерского учёта. Из этого следует, что План счетов имеет два уровня вложенности, соответствующих схеме «счёт - субсчёт». На верхнем уровне находятся счета, на нижних - подчинённые им субсчета.


Рис.1.3

(Пример плана счетов)

Учётная политика

Учетная политика предприятия определяется положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика предприятия», утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.10.2008 г. № 106н. В соответствии с этим положением каждая конкретная организация получила возможность самостоятельно выбирать способы ведения бухгалтерского учета — от первичного наблюдения, стоимостного измерения и текущей группировки до итогового обобщения фактов хозяйственной (уставной или иной) деятельности.

Иначе говоря, учетная политика предприятия - это совокупность правил реализации метода бухгалтерского учета, которая обеспечивает максимальный эффект от ведения учета.

Определяя учетную политику, необходимо учитывать следующие основные требования:

  1. требование полноты: в бухгалтерском учете должны отражаться все хозяйственные операции;
  2. требование своевременности: каждую операцию необходимо учитывать в том периоде, в котором она совершена (независимо от времени фактического получения или выплаты денег);
  3. требование осмотрительности: организация скорее признает расходы и обязательства, чем возможные доходы;
  4. требование приоритета содержания перед формой: при учете операций следует исходить не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания;
  5. требование непротиворечивости: данные аналитического и синтетического учета должны быть тождественны;
  6. требование рациональности: затраты на ведение бухгалтерского учета должны соответствовать условиям хозяйственной деятельности и величине организации.

Положения учетной политики организации должны применяться всеми ее отдельными подразделениями (филиалами, представительствами).

Основополагающими законодательными и нормативными документами при формировании учетной политики являются:

• Закон РФ "О бухгалтерском учете и отчетности"

• Гражданский кодекс РФ;

• Налоговый кодекс РФ;

В соответствии с данными нормативно-правовыми актами учетная документация хозяйствующих субъектов включает в себя:

  1. бухгалтерскую документацию
  2. налоговые формы
  3. налоговую учетную политику

При формировании учетной политики предлагается:

- что активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств ее учредителей и других организаций (допущение имущественной обособленности);


- что организация планирует продолжать свою деятельность в обозримом будущем (допущение непрерывности деятельности);

- что учетная политика организации применяется последовательно из года в год (допущение последовательности применения учетной политики);

­ что факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от времени оплаты (допущение временной определенности факторов хозяйственной деятельности)

Учетная политика должна обеспечить:

  • полноту отражения в бухгалтерском отчете всех фактов хозяйственной деятельности (требование полноты);
  • своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности (требование своевременности);
  • большую готовность к признанию в бухгалтерском отчете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности);
  • рациональное и экономное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйственной деятельности и величины предприятия (требования рациональности);
  • отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности, исходя не только их правовой формы, но и экономического содержания фактов и условий хозяйствования, не противоречащих действующему законодательству (требование приоритета содержания перед формой);

Учетная политика утверждается руководителем.

Главный бухгалтер несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности, обеспечивает соответствие хозяйственных операций законодательству РФ, контроль за движением имущества и выполнением обязательств.

Изменения в учетной политике могут иметь место в случае: реорганизации предприятия (слияние, разделение, присоединение), смены собственников, изменения законодательства РФ или в системе регулирования бухгалтерского учета. Изменения должны быть обоснованы и оформляться организационно-распорядительной документацией (приказом, распоряжением)

Потенциальными пользователями, анализирующими учетную политику предприятия, являются: руководитель организации при утверждении учетной политики; бухгалтер организации, поскольку он формирует учетную политику и внедряет ее в своей работе, аудитор, поскольку учетная политика является одним из объектов аудита, и сам процесс проверки обычно начинается с нее. От многих принципов учетной политики зависит формирование конкретного объекта налогообложения.


Следует отметить, что учетная политика организации, как совокупность методов бухгалтерского учета, также является важным инструментом налоговой политики предприятия.

Налоговая политика предприятий в Российской Федерации основывается на Налоговом кодексе и других нормативно-правовых актах в области налогообложения. Основными моментами налоговой политики хозяйствующего субъекта является выбор способов исполнения налогового обязательства и предоставления налоговой отчетности. В соответствии с Налоговым кодексом РФ все предприятия независимо от формы собственности обязаны предоставлять в налоговые органы финансовую отчетность одновременно с декларацией по корпоративному подоходному налогу за 4 квартал отчетного года. Кроме того, в налоговом кодексе закреплено понятие налоговой учетной политики.

Обычно для рациональной организации бухгалтерского учёта способствуют внутрипроизводственный учёт, отчётность и контроль. Ведение контроля возложено на каждого специалиста организации в рамках его функциональных обязанностей. Ведущая роль принадлежит бухгалтерии. Главный бухгалтер в установленные сроки и по требованию руководителя подготавливает информацию о затратах на производство в следующем разрезе:

 по видам затрат (материальные, на оплату труда и т.д.);

 по местам возникновения затрат - структурным подразделениям, в которых концентрируется первоначальное потребление материальных ресурсов;

 носителям затрат - видам строительно-монтажных и ремонтных работ.

Ревизионная комиссия выполняет контрольные функции в соответствие с планом, принимает участие в плановых инвентаризациях совместно с бухгалтерией. Проведение инвентаризации регламентируется статьями Федерального закона №402-ФЗ «О бухгалтерском учете», Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденным приказом Минфина России №34н.

Кроме этого, проводятся инвентаризации при смене материально - ответственных лиц, после стихийных бедствий и чрезвычайных обстоятельств.

Бухгалтерской службе предприятия поручено вести своевременный и достоверный бухгалтерский учет, генерировать полную и точную информацию о своей деятельности и имущественном состоянии, что также необходимо для контроля за соблюдением законодательства, рационального и экономного использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, а также предотвращения негативные явления в деятельности организации. Бухгалтерия тесно связана со всеми структурными подразделениями организации, со службами и отделами аппарата управления и с отдельными исполнителями. Документы, отчетная информация, а также плановые, оценочные и нормативные данные, представляемые для учета всеми подразделениями и службами организации, обрабатываются и группируются в соответствии с определенными критериями, а также подготавливается информация о деятельности отдельных подразделений и организации в целом, на их основе.