Файл: Организация бухгалтерского учета в субъектах хозяйствования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 101

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Организация бухгалтерского учета на хозяйствующих субъектах в данное время является одним из главных вопросов в сфере организации бизнеса. По данным Росстата в России зарегестрированно 4.6 млн. хозяйствующих субъектов[1].

С развитием рыночных отношений в России роль бухгалтерского учёта стала меняться. Бухгалтерский учёт стал не только средством обработки и группировки экономической информации, содержащейся в первичных документах, но и превратился в участника и исполнителя управленческой политики организации. На базе коммерческих предприятий стал развиваться крупный, средний и малый бизнес. Это вызвало серьёзные методологические преобразования в системе учёта и сделало его объектом пристального изучения.

Организация и функционирование учётной системы в российских предприятиях основывается на постановлениях Правительства и приказах Минфина РФ. Положения, содержащиеся в этих нормативных документах, сориентированы на рыночные отношения, новые условия хозяйствования и налогообложения.

Действующая в России система бухгалтерского учёта направлена на предоставление самостоятельности организациям в определении форм и методов бухгалтерского учёта, системы внутрипроизводственного учёта, при котором проявляется большая ответственность руководителей в выборе такой формы учёта, которая менее трудоёмка, более эффективна. А главное позволит обеспечить достоверность финансовых результатов по итогам хозяйственной деятельности.

Целью курсовой работы является систематизация, расширение и закрепление теоретических знаний по теме «Организация бухгалтерского учета на хозяйствующем субъекте»

Из определения термина хозяйствующий субъект следует, что это организация деятельность которой приносит ей доход. Если у организации имеется доход, то следственно ей необходим финансовый учет, о способах его организации и пойдет речь в моей курсовой работе. В отношении бухгалтерского учета не все так однозначно. Какую форму учета выбрать? Как регламентировать работу по учету на предприятии? Как собственно организовать сам процесс учета?

Эти и многие другие вопросы ставит перед нами проблема организации бухгалтерского учета на хозяйствующем субъекте.

Цели настоящей работы:

1. Изучить теоретические основы организации бухгалтерского учета на хозяйствующем субъекте.

2. Изучить основные элементы и средства организации бухгалтерского учета, а также формы бухгалтерского учета на хозяйствующем субъекте.


3. Изучить правовые основы организации бухгалтерского учета.

Глава 1 Нормативное регулирование бухгалтерского учета

В соответствии со ст. 71 Конституции РФ бухгалтерский учет находится в ведении Российской Федерации, т.е. государства. Государство в лице правительства РФ осуществляет общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в целях его упорядоченности, обеспечения единообразия и сопоставимости. В свою очередь Правительство предоставляет право своим отдельным органам разрабатывать и утверждать в пределах своей компетенции и на основании законодательства РФ нормативные акты, обязательные для исполнения всеми организациями. Таким образом складывается система законодательных и нормативных актов, которые прямо или косвенно регулируют бухгалтерский учет. Всю систему нормативного регулирования можно подразделить на четыре уровня документов:

  1. законы и иные акты законодательства РФ;
  2. положения по бухгалтерскому учету;
  3. методические указания по ведению бухгалтерского учета;
  4. рабочие документы организации, формирующие ее систему бухгалтерского учета.

Документы первого уровня фиксируют обязательный единый учет всех субъектов хозяйствования, основные требования к его организации, правила и порядок ведения бухгалтерского учета. К этому уровню нормативного регулирования относятся следующие законодательные акты: федеральные законы, утвержденные ими кодексы (Гражданский, Налоговый, Трудовой и т.д.), Указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации. Основной законодательный акт, регулирующий бухгалтерский учет, принят 6 декабря 2011 года. Федеральный закон «О бухгалтерском учете»[2]. В законе определены понятия бухгалтерского учета, его объекты, основные требования и правила, порядок регулирования и организации бухгалтерского учета, правила организации аналитического и синтетического учета, его регистров, порядок оценки имущества и обязательств, их инвентаризации, правила составления и представления бухгалтерской отчетности.

К этой же группе документов относятся федеральные законы «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью», «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» и др., в которых законодательно закреплены отдельные особенности ведения бухгалтерского учета в зависимости от организационно-правовых форм юридического лица.


Среди документов первого уровня нормативного учета следует упомянуть вышеуказанные кодексы. Например, Гражданский кодекс Российской Федерации устанавливает важнейшие стандарты бухгалтерского учета в организации - наличие независимого бухгалтерского баланса для каждого юридического лица, обязательное утверждение годовой бухгалтерской отчетности, порядок регистрации, реорганизации и ликвидации организации и т. д. Трудовой кодекс Российской Федерации устанавливает законодательную базу для взаимоотношений работодателей и работников в сфере труда и его оплаты, Налоговый кодекс Российской Федерации определяет основы налоговой системы, которая влияет на организация бухгалтерского учета при определении основ для исчисления этих налогов.

В период консолидации рыночных отношений в России происходит формирование их законодательной базы. В этих условиях, в дополнение к федеральным законам, принимаются указы Президента Российской Федерации, регламентирующие отдельные аспекты организационно-правовых форм субъектов хозяйствования, по которым положения федеральных законов еще не приняты по какой-либо причине. Решения Правительства Российской Федерации уточняют и детализируют отдельные нормы федеральных законов или указов Президента Российской Федерации.

Документы второго уровня включают положения по отдельным направлениям бухгалтерского учета (ПБУ), которые разрабатываются Министерством финансов Российской Федерации по поручению Правительства Российской Федерации. Положения перечисляют общие требования государственного регулирования бухгалтерского учета, основанные на международной практике и национальных традициях. Эти документы содержат основные понятия, основные правила и методы бухгалтерского учета. Действующие ПБУ охватывают различные вопросы бухгалтерского учета: формирование учетной политики, оценку и учет активов и пассивов, определение доходов и расходов, раскрытие учетной информации в финансовой отчетности и т. д.

Третий уровень нормативного регулирования формируется из методических рекомендаций, инструкций, писем и других нормативных документов, объясняющих применение определенных положений бухгалтерского учета. Они разрабатываются и утверждаются федеральными и отраслевыми органами управления. Документы этого уровня содержат конкретные указания по отражению в учете различных фактов хозяйственной деятельности. Среди них назовем методические рекомендации: по учету основных средств; инвентаризация имущества и финансовых обязательств; о планировании, учете и калькуляции затрат на строительство и т. д. К числу наиболее важных документов на этом уровне нормативного регулирования относятся План счетов и Инструкции по его применению.


Документы четвертого уровня включают положения, инструкции, приказы и другие документы для учета, которые создаются непосредственно в конкретной организации и являются внутренними стандартами работы хозяйствующего субъекта. К ним относятся приказ об учетной политике организации, рабочий план счетов, положения о вознаграждениях и поощрениях, должностные инструкции, инструкции по инвентаризации и т.д. Разработанные на основе действующего законодательства и нормативных документов.

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации[3] по законодательству РФ распространяет действие на все юридические лица (за исключением кредитных организаций и бюджетных учреждений).

Положение регулирует широкий круг вопросов:

  1. общие аспекты организации и ведения бухгалтерского учета;
  2. порядок бухгалтерского учета отдельных объектов: незавершенные капитальные вложения, финансовые вложения, основные средства, нематериальные активы, сырье, материалы, готовая продукция и товары, незавершенное производство и расходы будущих периодов, капитал резервы, расчеты с дебиторами и кредиторами, прибыль (убыток) организации;

3) вопросы составления и представления бухгалтерской отчетности.

Положение включает шесть разделов:

  • В разд. I "Общие положения" определены порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности юридическими лицами, а также взаимоотношения организации с внешними пользователями бухгалтерской информации. Указывается, в частности, на обязанности Министерства финансов РФ по разработке нормативных документов по бухгалтерскому учету, на ответственность руководителя за организацию учета в организации, его права на создание бухгалтерской службы, введение в штат должности бухгалтера, на осуществление бухгалтерского учета сторонними организациями или на осуществление учета самим руководителем. В этом же разделе определены сущность бухгалтерского учета и его задачи, указываются основные элементы приказа (распоряжения) по учетной политике.
  • В разд. II "Основные правила ведения бухгалтерского учета" изложены требования к ведению бухгалтерского учета (использование двойной записи на основе рабочего плана счетов, учет должен вестись в рублях и на русском языке, обязательность формирования учетной политики на основе установленных допущений и требований, раздельного учета текущих затрат на производство и капитальных и финансовых вложений).
  • В разд. III "Основные правила составления и представления бухгалтерской отчетности" указаны состав бухгалтерской отчетности, порядок ее формирования, правила оценки статей бухгалтерской отчетности (по незавершенным капитальным вложениям, финансовым вложениям, основным средствам, нематериальным активам, сырью, материалам, готовой продукции и товарам, незавершенному производству и расходам будущих периодов, капиталу и резервам, расчетам с дебиторами и кредиторами, прибыли (убытку) организации).
  • В разд. IV "Порядок представления бухгалтерской отчетности" указывается, в какие сроки, по каким адресам и в каком порядке представляются бухгалтерские отчеты организациями различных правовых форм.
  • В разд. V "Основные правила составления сводной отчетности" излагается понятие сводной отчетности и определен порядок и сроки ее представления организациями и предприятиями различных правовых форм.
  • В разд. VI "Хранение документов" определены сроки хранения основных документов по бухгалтерскому учету, порядок их изъятия, возлагается ответственность за хранение первичных документов и учетных регистров на руководителей организаций.

В 2011году вступили в силу значительные изменения в ведении бухгалтерского учета и составлении бухгалтерской отчетности - в конце 2010 - начале 2011 г. были внесены изменения и дополнения во множество документов, входящих в систему нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации.

Ответственность за организацию бухгалтерского учёта в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организаций.
В соответствии со ст. 71 Конституции РФ бухгалтерский учет находится в ведении Российской Федерации, поэтому был разработан и принят Федеральный закон "О бухгалтерском учете" от 06.12.2011 N 402-ФЗ устанавливающий единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в стране. Таким образом, «официальный» бухгалтерский учет регулируется только актами федерального уровня[4]

Нормативная база бухгалтерского учета включает в себя целый ряд норм, стандартов и методических документов; на основании которого составляется бизнес-план, начисляются средства, вычитаются налоги и выполняются другие расчеты. К ним относятся правовые, материальные, трудовые, денежные нормативы и нормативы для взносов в фонды и налоги.

Глава 2 Необходимость бухгалтерского учета

В соответствии с федеральным законодательством Российской Федерации3 все юридические лица (организации) и индивидуальные предприниматели обязаны вести бухгалтерский учет и представлять отчеты в налоговые органы.

Бухгалтерский учет - это упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах субъектов хозяйствования, их движении и финансовых результатах посредством непрерывной, непрерывной и документальной регистрации всех деловых операций.

Его ведут с целью формирования полной и достоверной информации о деятельности организации, ее имущественном состоянии и финансовом состоянии, необходимой для внутренних пользователей финансовой отчетности: менеджеров, учредителей, участников и собственников имущества, менеджеров, представителей трудового коллектива предприятия, а также она необходима внешним пользователям, таким как инвесторы, кредиторы, налоговые органы, профсоюзы, средства массовой информации и т. д. Кроме того, публикуемая финансовая отчетность, составленная по европейским или мировым правилам, считается международным средством общения для предпринимателей на всех уровнях. Без правильного ведения бухгалтерского учета не представляется возможным: