Файл: Организация бухгалтерского учета в субъектах хозяйствования.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 124
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Нормативное регулирование бухгалтерского учета
Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ
Глава 2 Необходимость бухгалтерского учета
Основы организации бухгалтерского учета
Глава 3 Общие правила организации бухгалтерского учета
Глава 4 Методология ведения бухгалтерского учета
Глава 5 Организация работы бухгалтерии
Права и обязанности главного бухгалтера
Порядок и сроки проведения инвентаризаций устанавливаются в соответствие с п. 3 ст. 6 Федерального закона «О бухгалтерском учёте» и п. 8 и 26 Положения по бухгалтерскому учёту.
Основой бухгалтерского учета являются первичные документы, так как они фиксируют факт совершения хозяйственной операции. Для рациональной работы организации необходимо определить перечень первичных документов как основу бухгалтерского учета. Под управлением документами мы понимаем путь, по которому идут документы с момента их записи в архив. Документооборот в организации регулируется графиком, который представляет собой диаграмму или список работ, выполняемых каждым структурным подразделением, а также всеми подрядчиками, с указанием их взаимосвязи и сроков выполнения работ.
В настоящее время в организациях используется План счетов бухгалтерского учёта его применению, утверждённые приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. №94н (в ред. приказа Минфина России от 7 мая 2003 г. №38н). План счетов представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности (финансовых, хозяйственных операций). На основе этого Плана счетов организации разрабатывают рабочий План счетов, в который включают счета бухгалтерского учёта необходимые для ведения бухгалтерского учёта в конкретной организации.
Обработка учётной информации может производиться ручным или автоматизированным способами.
Объем и сроки представления отчетности в налоговые органы, статистические органы, филиалы Пенсионного фонда и Фонда социального страхования определяются соответствующим законодательством. Адреса определяются месторасположением организаций, которым представляется отчетность.
Система отношений с аудиторскими фирмами зависит от того, подлежит ли организация обязательному аудиту или добровольному.
Бухгалтерский учет на предприятии и в организациях является неотъемлемой частью общей системы бухгалтерского учета. Поэтому оно должно осуществляться в соответствии с действующим законодательством, утвержденным Правительством, и нормативными актами Министерства финансов Российской Федерации о порядке организации бухгалтерского учета в отдельных областях (например, о документальном сопровождении бухгалтерских записей; о ведении кассовых операций операции; порядок составления отчетов и балансов и т. д.). как это). Только в этом случае будет обеспечено единство методологии учета и получения отчетной информации, необходимой для мониторинга, анализа и оперативного управления.
Глава 5 Организация работы бухгалтерии
Рис. 1.1
(Схема организационной структуры бухгалтерии)
Обычно для ведения финансового учета создается специальный отдел - бухгалтерия, которую возглавляет главный бухгалтер. Бухгалтерская учетная работа ведется командой из нескольких человек.
В обязанности главного бухгалтера входит руководство отделом, организация контроля за денежными и материальными активами, формирование Главной книги, формирование и предоставление бухгалтерской отчётности и налоговых деклараций, организация расчётов с поставщиками и покупателями, сверок с ними и ФНС. Кроме этого, выполняет плановую и аналитическую работу, а также перечисляет платежи в бюджет, контрагентам по платёжным поручениям и персоналу на пластиковые карточки по программе «Клиент - Банк».
Бухгалтер материального отдела ведёт учёт основных средств и материалов, производственного процесса.
Бухгалтер по расчётам выполняет расчёты с персоналом по оплате труда и по прочим расчётам, представляет отчётность по страховым взносам и персональные сведения в отделение Пенсионного Фонда и сведения по НДФЛ в ФНС.
Бухгалтер-кассир ведёт учёт кассовых операций, заполняет платёжные поручения на перечисление с расчётного счёта (меню Банк Платёжные поручения исходящие), учёт расчётов с подотчётными лицами.
Так же необходимо выбрать форму бухгалтерского учета.
На малых предприятиях можно применять следующие формы бухгалтерского учета:
- мемориально-ордерную форму;
- единую журнально-ордерную форму (утв. письмом Минфина СССР от 08.03.60 № 63);
- журнально-ордерную форму счетоводства для небольших предприятий и хозяйственных организаций (утв. письмом Минфина СССР от 06.06.60 № 176);
- упрощенную форму бухгалтерского учета с использованием регистров бухгалтерского учета, предусмотренную Типовыми рекомендациями по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства (утв. приказом Минфина России от 21.12.98 № 64н (далее Типовые рекомендации));
- простую форму, предусмотренную Типовыми рекомендациями;
- книгу учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения (далее - Книга учета доходов и расходов; утв. приказом МНС России от 28.10.02 № БГ-3-22/606). Данная форма может применяться только организациями, перешедшими на упрощенную систему налогообложения в соответствии с положениями главы 26.2. «Упрощенная система налогообложения» НК РФ.
Книгу учета доходов и расходов мы отнесли к формам бухгалтерского учета, хотя в статье 346.24 НК РФ указывается, что на основании указанной книги ведется налоговый учет, а не бухгалтерский. Авторы полностью разделяют точку зрения многих специалистов бухгалтерского учета, которые утверждают, что налоговый учет есть не что иное, как бухгалтерский учет для целей налогообложения. То, что исчисление налоговых обязательств является задачей бухгалтерского учета, лишний раз подтверждает данную точку зрения.
Помимо вышеперечисленных форм иногда выделяется так называемая автоматизированная форма бухгалтерского учета. Её выделение обосновывается тем, что форма бухгалтерского учета представляет собой алгоритм сбора информации. Однако не менее важным аспектом формы учета являются сами регистры, как способ отражения информации. Бухгалтерский учет призван формировать информацию для пользователей, поэтому его форма определяется именно системой регистров, а не алгоритмом их формирования. Алгоритм является как бы приложением к форме. Поэтому любая автоматизированная форма бухгалтерского учета будет относиться к одной из вышеуказанных в зависимости от используемых в ней регистров.
Разработчики программного обеспечения предлагают своим пользователям, как правило, целый набор учетных регистров, которые они могут использовать в своей деятельности. Эти регистры могут быть заимствованы из различных форм учета или созданы разработчиками программного обеспечения. В этой ситуации бухгалтер организации может самостоятельно определить систему учетных регистров, которая будет использоваться в организации, разумеется, в рамках возможностей, предоставляемых программным пакетом. Следует иметь в виду, что система регистров должна охватывать весь спектр учетных операций, которые происходят в организации.
В целях внедрения автоматизированной формы бухгалтерского учета было разработано большое количество компьютерных программ. Наиболее распространенными являются:
- 1С:Бухгалтерия – ведение бухгалтерского и налогового учета;
- Инфо-Предприятие – ведение бухгалтерского учета;
- Инфо-Бухгалтер – ведение бухгалтерского и налогового учёта;
- Турбо Бухгалтер – ведение бухгалтерского и налогового учёта;
- Система «Интегратор» (Инфософт) – ведение бухгалтерского и налогового учёта;
- Парус (серия программ) – ведение бухгалтерского и налогового учёта;
Права и обязанности главного бухгалтера
Главный бухгалтер совместно с руководителем подписывает документы, служащие основанием для приема и выдачи товарно-материальных ценностей и денежных средств, а также расчетных, кредитных и финансовых обязательств. Указанные документы без подписи главного бухгалтера являются недействительными и к исполнению не принимаются. Права подписи может быть передано лицам, уполномоченным на это письменным распоряжением руководителя предприятия. Если нет кассира, то главный бухгалтер может выполнять его обязанности по письменному распоряжению начальника. В своей работе главный бухгалтер подчиняется административно руководству, а в методическом отношении налоговой службе, МФ, органам статистики.
Главный бухгалтер обязан обеспечить:
- полный учет поступающих денежных средств и материальных ценностей и своевременное отражение в бухгалтерском учете этих операций;
- составление достоверной бухгалтерской отчетности и предоставление ее в установленные сроки;
- сохранность бухгалтерских документов, оформление и передачу их в установленном порядке в архив.
Главный бухгалтер несет ответственность за:
- соблюдение общих методологических принципов учета, полноту, объективность и своевременность информации, обеспечивает контроль учета хозяйственных операций, формирует оперативную учетную информацию и бухгалтерскую отчетность
- совместно с руководителем подписывает документы по приему - выдаче товарно-материальных ценностей, денежных средств, расчетов, кредитов, денежных обязательств и др.
С главным бухгалтером согласуется назначение, перемещение и увольнение материально - ответственных лиц. Главный бухгалтер визирует хозяйственные договоры.
Сфера контроля главного бухгалтера и его службы:
- соблюдение установленных правил оформления, приема и отпуска товарно-материальных ценностей
- правильности и обоснования применяемых цен
- правильности начисления и удержания налогов из заработной платы
- соблюдение финансовой и кассовой дисциплины
- соблюдение установленных правил проведения инвентаризации
- взыскание в установленном порядке дебиторской и погашение кредиторской задолженностей
- соблюдение платежной дисциплины
- законность списания недостач, потерь, задолженностей и др.
- правильность определения налогооблагаемой прибыли и др.
Отчетность
Статья 13, 14, 15, 16, 17, 18 закона «О бухучете».
Бухгалтерская отчетность - это система показателей, отражающих имущественное и финансовое положение организации на отчетную дату, а также финансовые результаты ее деятельности за отчетный период.
Отчетный период - период, за который организация должна составлять бухгалтерскую отчетность.
Отчетная дата - дата, по состоянию на которую должна составляться бухгалтерская отчетность.
Пользователь бухгалтерской отчетности - юридическое или физическое лицо, заинтересованное в информации об организации.
Отчетность является завершающим этапом учетного процесса. Анализ отчетности позволяет определить истинное финансовое положение фирмы.
Основная задача отчетности - это изыскание резервов роста эффективности производства, увеличение рынка сбыта, повышение качества и количества продукции и т.д.
Реформация баланса - изменение статей бухгалтерского баланса после утверждения годового отчета, связанное с окончательным распределением прибыли. Оставшаяся прибыль после всех отчислений и взносов присоединяется к уставному капиталу или другим фондам, т.е. после реформации баланса прибыль за прошлый год в нем отсутствует.
Различают отчетность:
- квартальная
- годовая
Квартальная отчетность должна быть сдана предприятием до 30 числа, следующего за кварталом месяца.
Годовая отчетность сдается до 1 апреля. Отчетный год длится с 1 января по 31 декабря включительно.
Новые формы бухгалтерской отчетности утверждены приказом Минфина России «О формах бухгалтерской отчетности организаций» от 2 июля 2010 г. № 66н, далее — Приказ № 66н.[5]
Состав отчетности
- Бухгалтерский баланс (Приложение № 1 к приказу)
- Отчет о прибылях и убытках (Приложение № 1 к приказу);
- Отчет об изменениях капитала (Приложение № 2 к приказу);
- Отчет о движении денежных средств (Приложение № 2 к приказу);
- Отчет о целевом использовании полученных средств, (для общественных организаций (объединений), не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по продаже товаров (работ, услуг)).
Организации самостоятельно определяют детализацию показателей по статьям новых форм отчетности, а дополнительное раскрытие информации будут изложены в соответствующих пояснениях.
Пояснения (ранее – пояснительная записка) к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках (далее — Пояснения) могут быть оформлены в табличной и (или) текстовой форме.