Файл: I нормативное регулирование.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 50

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.2 Разрозненность, несогласованность и противоречивость положений


существующих нормативно-правовых актов.

На текущий момент в РФ в сфере торговли действуют несколько сотен нормативно-

правовых актов (законов и подзаконных нормативных актов), регламентирующих

отдельные вопросы торговой деятельности. При этом данные нормативно-правовые акты

не представляют собой единую, целостную систему. Мероприятия, направленные на

развитие торговли федерального, регионального и местного уровня, не скоординированы

между собой и не объединены общей стратегией или концепцией.

Некоторые термины, положения могут быть двояко истолкованы

правоприменителем, что зачастую приводит к правовой неопределенности,

использованию различных стандартов и злоупотребления своими полномочиями со

стороны контролирующих органов. Любые положения нормативно-правовых актов,

касающиеся прав торговых организаций и допускающие неоднозначность толкования, не

должны толковаться ограничительно контролирующими государственными органами, и

наоборот, положения, устанавливающие обязанности, не должны толковаться

расширительно. С целью недопущения правовой неопределенности нормативные акты,

допускающие неоднозначное толкование, должны быть дополнены необходимыми

положениями, определениями и понятийным аппаратом.

В части санитарно-эпидемиологического надзора законодательство только

федерального уровня представляет собой довольно обширную базу разрозненных

документов. В странах с более продолжительной историей развития законодательной базы

по санитарной безопасности существуют единые кодексы, применяемые ко всем

предприятиям, состоящим в цепочке производства и дистрибуции продуктов питания.

Существуют также международные стандарты, соблюдение которых повышает уровень

санитарной безопасности торговли и делает законодательство более прозрачным. Единые

стандарты и требования действительны по всей цепочке производства и дистрибуции


продуктов питания. Целостность системы законодательства повышает ее надежность, т.к.

обеспечивает непротиворечивость законодательных актов. Такая система также более

проста для понимания и применения предприятиями. Для повышения эффективности

законодательства, обеспечивающего санитарно-эпидемиологическое благополучие

населения, необходимо предпринять меры, обеспечивающие единообразие

законодательства в этой области, своевременное принятие нормативов, соответствующих

современным потребностям и не противоречащим нормативным актам в других областях

законодательства, информирование населения о существующих нормативах.

Законодательство, устанавливающее полномочия государственных органов по

контролю за соблюдением действующих норм лицами, осуществляющими деятельности в

области торговли, должно содержать ясные и точные правила осуществления

государственного контроля, такие как частота и порядок проведения проверок для

различных типов торговых организаций. Кроме того, такое законодательство должно

содержать нормы, устанавливающие ответственность должностных лиц и

государственных органов, осуществляющих соответствующие контрольные функции.

Информация о результатах проверок контролирующими органами должна быть доступной

для потребителей, за исключением конфиденциальной информации, охраняемой в

соответствии с законодательством (в настоящее время Федеральный Закон «О защите прав

юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении

государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» не предусматривает

возможности раскрытия такой информации иначе, чем в рамках взаимодействия между

органами государственного контроля и органов муниципального контроля в соответствии

со ст. 7 Закона).

В рамках решения вопроса о стандартах качества и безопасности, требуется

поощрение перехода на международные стандарты качества. Принимаемые стандарты, по

возможности, должны соответствовать международным стандартам. Таким образом,

обеспечивалась бы не только безопасность продуктов

, но и повышалось бы их качество.

Официальная отчетность проверок свидетельствует, что более 50% товаров имеют

качество, не соответствующее заявленному. Для целей повышения безопасности и

качества товаров необходимо повысить эффективность применения законодательства о

техническом регулировании, устанавливающего ответственность органов

государственного контроля (надзора) и их должностных лиц при осуществлении

государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических

регламентов (ст. 35 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом

регулировании").

1.3 Чрезмерное регулирование отдельных аспектов торговой деятельности


В отдельных случаях требования российского законодательства приводят к

чрезмерному уровню зарегулированности деятельности торговых организаций, что

препятствует их эффективному развитию. При этом многие подобные требования не несут

ценности ни для потребителя, ни для государства.

Лицензионные требования, предъявляемые к отдельным торговым организациям,

зачастую представляют собой необоснованные барьеры, ограничивающие доступ к рынку

и тормозящие его развитие.

Сегмент торговли бытовой техникой в значительной степени страдает из-за высоких

пошлин на импортные товары. Негативные последствия политики искусственной

поддержки отечественного производителя в сложившейся экономической ситуации

сказываются, как на самом секторе торговли, так и на потребителях и государстве. Рост

цен для конечного потребителя сокращает товарооборот или вынуждает торговые

организации работать с минимальной прибылью и в результате выходить из бизнеса или

переключаться на «серые» схемы торговли и поставок, что в итоге снижает объемы

налоговых поступлений. В связи с этим необходимо рассмотреть возможности

использования других механизмов развития российского производителя, нежели

таможенные пошлины.

В сегменте бытовой техники и электроники также необходимо рассмотреть

возможность замены обязательной сертификации продукции двумя альтернативами в

соответствии со ст. 20 Федерального Закона «О техническом регулировании»:

обязательное принятие декларации о соответствии или добровольное декларирование

соответствия качества продукции требованиям российского законодательства. Кроме того,

в отношении многих товаров до сих пор отсутствуют технические регламенты,

устанавливающие порядок подтверждения качества товара.

Сектор продовольственной торговли зачастую вынужден неэффективно использовать


торговые площади, так как существует запрет на размещение продуктов питания и

бытовой химии на полках, расположенных друг напротив друга (п. 5.6 Санитарно-

эпидемиологических правил СП 2.3.6.1066-01 "Санитарно-эпидемиологические

требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и

пищевых продуктов"). Подобное положение при сегодняшнем уровне развития

производственных технологий и, что более важно, технологий упаковки не вполне

целесообразно. К снижающим эффективность сектора торговли относится и запрет на

выставление продукции на полки в упаковке производителя. Так, например, по оценкам

экспертов, снятие подобного запрета позволило бы повысить эффективность игроков в три раза.

Абсолютно все торговые организации вне зависимости от продуктового сегмента

испытывают сложности с получением разрешения на строительство торговых объектов.

Более того, компании, строящие собственные торговые объекты отмечают несоответствие

требований строительных норм и правил современным возможностям строительной

индустрии, что усложняет и затягивает процесс строительства и усложняет процедуры

сдачи и регистрации объектов торговой недвижимости. Все торговые организации также

отмечают высокую сложность процесса оформления разрешительной документации на

торговую деятельность.

Представляется также излишним запрет на размещение в первом, втором и

цокольном этажах жилых зданий помещения для магазинов суммарной торговой

площадью более 1000 кв. м с целью соблюдения санитарных норм шумности, так как

современные технологии в торговом оборудовании и звукоизоляционных материалах

позволяют без нарушений санитарных требований размещать в жилых зданиях объекты и

большей площади.

Запрет на размещение в жилых домах торговых объектов, реализующих

легковоспламеняющиеся товары, к которым зачастую относятся и лакокрасочные изделия,

также требует пересмотра в связи с современными технологиями упаковки,

препятствующими возможному возгоранию. Современные технологии упаковки также

позволяют пересмотреть требования к торговым организациям, запрещающие размещение