Файл: «Игровой и Соревновательные методы в физическом воспитании».pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 121
Скачиваний: 2
В процессе проведения подвижных игр серьезное внимание необходимо уделять строгому соблюдению общепринятых на уроках физической культуры норм и правил техники безопасности играющих и окружающих лиц, особенно при метаниях различных предметов (гранат, копий, палок и т.п.); преодолении сложных препятствий в зале или на открытой местности; движении в сочетании с разными упражнениями на высоком бревне, узкой либо качающейся доске или иной приподнятой опоре; скоростном лазании по канату; прыжках с высоты в глубину и т.д.
Творчески трансформируя и целенаправленно развивая, применительно к новым программным требованиям и специфическим условиям урочных занятий в средней школе, двигательное содержание и идейную направленность как довольно распространенных в физическом воспитании, так и мало известных или совершенно новых подвижных игр для детско-юношеского возраста, разработан модифицированный комплекс вспомогательных и подводящих игр для уроков физической культуры в V-XI классах. Гармонично укладываясь в русло общих программных требований физического воспитания в общеобразовательной школе, эти игры одновременно облегчают и конкретизируют пути их практической реализации, преследуют цели стимулированного избирательного развития наиболее важной в данных конкретных условиях группы физических и психических качеств, умений и навыков, обеспечивающих более успешное выполнение запланированных на данном уроке основных учебных заданий.
Необходимый подбор вспомогательных и подводящих игр для повышения эффективности того или иного урока в каждом классе учитель физической культуры осуществит свободно и самостоятельно, исходя из профессионально спланированных им конкретных задач уроков, условий их проведения и уровня подготовленности занимающихся. Эффективно решит он и задачу, в каком классе, с учащимися какого возраста наиболее целесообразно применить ту или иную игру.
Предлагаемые игры составлены таким образом, что их практическое проведение в ходе урока не требует длительной организационно-подготовительной работы.
При организации и проведении игр необходимо учитывать идейность, научность и плановость использования игр, направленность на достижение воспитательных, образовательных и оздоровительных результатов. Руководящая, или направляющая, роль при проведении игр должна принадлежать педагогам, воспитателям.
Воспитательная, образовательная и оздоровительная ценность игры зависит от руководства ею. С помощью одних и тех же игр можно воспитывать различные нравственные и физические качества, Влияние игр на занимающихся зависит, во - первых, от содержания (сюжет, двигательные действия, правила), во - вторых, от методических приемов, с помощью которых ребенок овладевает играми, в - третьих, от способов их организации. О том, что игры сами по себе не всегда имеют положительное воспитательное значение.
С приобретением в игре более совершенных навыков и умений у учащихся возникают новых интересы и потребности. Игры становятся более содержательными, дети приобретают новые навыки в технике и тактике игры.
Содержание игр зависит также от жизненного опыта детей, от приобретенных ими знаний и навыков дома, в детском саду, в школе. Поэтому у детей разного возраста, разного развития, игры различны, как по содержанию, так и по способам их проведения. Физическое воспитание ребенка в желаемом направлении с помощью игр и других видов физических упражнений возможно только при целенаправленном и регулярном педагогическом руководстве. (Курамшин Ю.Ф. 1991.)
Основные задачи руководителя игры.
Руководитель обязан быть организатором игры и воспитателем детей в процессе ее проведении. Используя игру, он должен:
укреплять здоровье занимающихся, способствовать их правильному физическому развитию и формированию организма;
содействовать овладению жизненно необходимыми двигательными навыками, умениями и совершенствованию в них;
воспитывать у детей положительные морально -волевые и физические качества;
прививать учащимся организаторские навыки и привычку систематически самостоятельно заниматься играми.
Руководитель должен определить основные воспитательные и образовательные задачи, которые он намечает при проведении той или иной игры (например, совершенствование навыков бросания и ловли мяча, метания в цель, закрепление навыков, приобретенных на занятиях гимнастикой, легкой атлетикой, воспитание у играющих смелости, согласованности действий, коллективизма, воспитание навыков ориентироваться на местности и т.п.).
Ведущим в обучении является принцип сознательности и активности. Проводя игру, руководитель должен объяснить детям ее содержание и задачи, а также правила поведения. Сознательное поведение играющих позволяет совершенствовать игру, творчески обогащать ее; при этом значительно возрастает заинтересованность участников, увеличивается воспитательное воздействие игры.
Надо приучать детей сознательно относиться к своим действиям и поступкам в игре, научить их разбираться в собственных успехах и ошибках, анализировать поведение и действие товарищей.
Последовательность прохождения игр должна быть спланирована, При планировании необходимо учитывать задачи физического воспитания детей определенного возраста, их физическую подготовленность, а также постепенность накопления навыков и знаний. Игры для уроков физической культуры планируются в соответствии с программой физического воспитания общеобразовательных школ. Игры должны соответствовать подготовленности занимающихся. Каждая игра должна быть такой трудности, чтобы ее участник, приложивший достаточно усилий, мог преодолеть препятствия на пути к достижению цели. Игра, в которой играющие не преодолевают трудностей, не прилагают усилии, не заинтересует детей и не имеет педагогической ценности, так как не развивает волевых качеств и способностей учащихся.
Руководитель обязан подбирать полезные и интересные игры в воспитательных и образовательных целях и передавать свой опыт другим. Для этого ему необходимо: постоянно изучать игры детей и использовать лучшие из них; обогащать методические приемы, анализируя свою практику и практику других воспитателе, изучать методическую литературу по игре. (Выдрин В.М. 1997). Подведение итогов игры.
Определение результатов игры имеет большое воспитательное значение. По окончании игры руководитель должен объявить ее результаты. Для этого он создает спокойную обстановку, если нужно, собирает сведения у помощников и счетчиков очков и громко объявляет результаты. Ни в коем случае нельзя допускать пререкания судьи с игроками. Решение судьи обязательно для всех.
При определении результата игры надо не только учитывать быстроту, но и качество выполнения того или иного задания, о чем участники должны быть предупреждены заранее. Объявить результат игры надо лаконично, никому не делая скидок, чтобы приучать детей к правильной оценке действий.
Разбор игры. При объявлении результатов необходимо разобрать игру, указав на ошибки, допущенные участниками в технических приемах и в тактике. Детям младшего школьного возраста при разборе сюжетной игры полезно указывать на положительные и отрицательные стороны в развитии сюжета игры, отметить участников, образно исполнивших отдельные роли. Необходимо отмечать учащихся, которые хорошо играли, соблюдали правила игры и проявляли творческую инициативу.
При разборе игры лучше усваивать правила, уточняются отдельные детали игры, улаживаются отдельные конфликты. Разбор помогает руководителю уяснить, насколько удвоена игра, что игравшим понравилось и над чем надо работать в дальнейшем.
К разбору игр следует привлекать учащихся. Это способствует развитию у детей наблюдательных способностей, приучает их критически мыслить, повышает сознательную дисциплину, укрепляет товарищеские взаимоотношения и усиливает интерес к дальнейшему совершенствованию.
Глава 5. Сущность здоровья и здорового образа жизни и состояние проблемы здоровья современных обучающихся
Состояние здоровья подрастающего поколения является важнейшим показателем благополучия общества и государства, отражающий настоящую ситуацию и дающий прогноз на будущее. В литературе существует множество определений здоровья, среди которых наиболее распространенными являются следующие:
1) состояние полного физического, психического и социального благополучия;
2) совокупность физических и духовных способностей, которыми располагает организм, личность;
3) целостное многомерное динамическое состояние, позволяющее человеку в различной степени осуществлять его биологические и социальные функции.
По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это не только отсутствие болезней и физических дефектов, но и благополучие как в физическом, психическом и социальном [22]. В.Б. Рубанович рассматривал «здоровье человека как способность сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого потока сенсорной, вербальной и структурной информации» [31]. В большинстве случаев эти определения исходят из того, что здоровье является конкретным, качественно специфическим состоянием человека, которое характеризуется нормальным течением физиологических процессов, обеспечивающим его жизнедеятельность. Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - это такой образ жизни, который основан на нравственных принципах, включает в себя рационально организованную активную деятельность, включающей процессы закаливания и подержания здоровья, способен защищать от негативного воздействия окружающей среды, в то же время позволяет до глубокой старости сохранить нравственное, психическое и физическое здоровье [31]. Как модель поведения здоровый образ жизни не возникает сам собой, а формируется с ранних лет. Подростки понимают, что им нужно для сохранения их здоровья, готовы получать информацию на эту тему, как дома, так и в школе. В контексте этого, одной из приоритетных задач школы становится задача воспитания у детей позитивного отношения к здоровому образу жизни (ЗОЖ). Исследователи отмечают, что здоровый образ жизни обусловлен личностно-мотивационными особенностями, возможностями и склонностями человека. При обучении здоровому образу жизни нужно учитывать возрастные особенности обучающихся. В подростковом возрасте еще недостаточно сформировано представление о личностной ценности здоровья. Вообще здоровье принято рассматривать с точки зрения физического, психического и нравственного аспектов. Данная классификация является универсальной во всех источниках, посвященных проблеме здоровья. Физическое здоровье является естественным состоянием организма, которое зависит от нормальной работоспособности всех его органов и систем. Основу нравственного здоровья составляют моральные принципы социальной жизни личности. По словам Е.Н. Шиянова, здоровому и духовно развитому человеку необходимо постоянно самосовершенствоваться. Человек будет только тогда целостной и гармоничной личностью, когда будет происходить взаимосвязь и взаимодействие всех психофизических сил организма. Гармония психики и тела способствует повышению здоровых резервов, созданию условий для творчества и самовыражения в многочисленных жизненных сторонах [38]. В основу формирования культуры здорового образа жизни могут быть положены такие подходы: валеологический, культурологический, инновационный, личностно ориентированный.
Из данного положения следуют такие выводы:
1) Если создать мощную здоровьесберегающую среду, то культура здорового образа жизни каждого ее представителя значительно повысится.
2) Для детей и подростков здоровьесберегающей средой может стать школа, которая взаимодействует с другими социальными объектами и является эффективным институтом культивирования здорового образа жизни.
В последние годы наблюдается негативная динамика состояния здоровья детей и подростков, обучающихся в образовательных учреждениях/ В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» здоровье детей и подростков относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Состояние здоровья детского населения вызывает очень серьезные опасения специалистов. Так, по данным НИИ педиатрии, у 50% детей школьного возраста отмечаются отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата; 30% детей имеют нарушения в сердечно-сосудистой и дыхательной системах; около 70% детей страдают от гиподинамии. По данным Института возрастной физиологии РАО, около половины обучающихся страдают теми или иными невротическими синдромами [35]. Исследования Центра здоровья детей и подростков РАМН свидетельствуют о том, что около 90% детей имеют отклонения в физическом и психическом здоровье. 30-35% детей, поступающих в школу, уже имеют хронические заболевания. За годы обучения в школе в 5 раз возрастает число нарушений зрения и осанки, в 4 раза увеличивается количество нарушений психического здоровья, в 3 раза увеличивается число детей с заболеваниями органов пищеварения и т.п. При этом отмечается четкая зависимость числа и характера нарушений в состоянии здоровья обучающихся от объема и интенсивности учебных нагрузок [35]. Исследование причин ухудшения состояния здоровья обучающихся занимались многие ученые. Так, Чернова М.Б., Сухецкий В.К., Герасимов М.М. и другие исследователи пришли к выводу, что большие учебные нагрузки, «сидячий» образ жизни, неполноценное питание, наряду с вредными привычками и недостатком двигательной активности, ведут к увеличению заболеваемости среди детей и подростков и, как следствие, к снижению успеваемости в школе и социальной адаптивности в обществе [37]. Проблема охраны здоровья детей находит отражение и в публикациях об физиолого-гигиенических исследований сотрудников Института возрастной физиологии РАО под руководством Л.В. Макаровой, а также в статьях с Л.В. Макарова, Г.Н. Лукьянец, Т.М. Параничева, Г.Н. Лезжова, Е.В. Тюрина, К.В. Орлов и др. Большинство исследователей рассматривают актуальность проблемы сохранения и укрепления здоровья детей или же приводятся факты отрицательного влияния обучения на здоровье [21, 41]. Опытно-экспериментальная работа, проводимая в различных регионах страны, убеждает, что для того, чтобы успешно решить проблему улучшения состояния здоровья обучающихся, необходимо создать новую систему организации педагогического процесса. Л.П. Макрова, А.В. Соловьев, Л.И. Сыромятникова в своем исследовании раскрывают теоретические основы образовательных технологий и их влияние на эффективность учебного процесса, взаимосвязь образовательных технологий и состояния здоровья обучающихся [41].