Файл: Курс лекций Составители Соловьева В. Н., канд экон наук, доцент Мытарева Е. А., канд геогр наук, доцент 2 Содержание.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 376
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ТЕМА 7.
ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ И ЗАЩИТЫ
ДИПЛОМНЫХ РАБОТ
План лекции
1. Методика написания дипломной работы
2. Объем и структура дипломной работы
3. Требования к оформлению дипломной работы
4. Порядок защиты дипломных работ
5. Презентация дипломной работы
1. Методика написания дипломной работы
Дипломная работа (дипломный проект) является самостоятельным комплексным научно-практическим исследованием, подводящим итоги изучения обучающимся всего набора учебных дисциплин, предусмотренных учебным планом вуза по соответствующей специальности, и прохождения им производственной практики. Подготовка дипломной работы должна осуществляться преимущественно на материалах конкретной организации или сферы будущей деятельности дипломанта и исходить из ее актуальных практически значимых задач.
Дипломная работа и результаты ее защиты перед Государственной аттестационной комиссией являются обязательными условиями присвоения обучающемуся квалификации по соответствующей специальности с выдачей диплома.
Дипломная работа завершает подготовку специалиста в вузе и составляет наряду с государственными аттестационными экзаменами главный критерий его готовности самостоятельно решать теоретические и практические задачи.
Дипломная работа специалиста является завершающим этапом практической профильной специализации обучающегося на втором уровне образования. По содержанию она должна быть связана с разработкой фундаментальных теоретико-методологических и прикладных проблем. В дипломной работе должны быть отражены уровень общей подготовки выпускника, степень овладения навыками самостоятельной научно- исследовательской работы, высокая степень специальных знаний в избранной для дипломного исследования области, степень актуальности проведенного исследования, необходимая связь с практическими проблемами.
Следовательно, главная цель дипломной (выпускной) работы заключается в систематизации, закреплении и углублении теоретических и практических знаний выпускников по специальности и применение этих знаний в самостоятельной деятельности. В результате непременными требованиями такого рода являются глубина, полнота и достаточная критичность исследования проблемы, логическая последовательность изложения материала, новизна и обоснованность авторских выводов и рекомендаций.
Процесс подготовки выпускной квалификационной работы. Подготовка и защита выпускной квалификационной работы является одним из видов итоговой
75 государственной аттестации выпускника, позволяющая установить соответствие уровня и качества подготовки специалиста Государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования.
Этапы и методы работы над выпускной квалификационной работой зависят от ее характера: практического, опытно-экспериментального или теоретического.
Выбор и утверждение темы выпускной квалификационной работы.
Подготовка выпускной квалификационной работы начинается с выбора темы.
Следует помнить, что основным его критерием является научный интерес обучающегося, стремление расширить свои познания в определенной области.
Этот выбор должен быть результатом собственных размышлений и идей, возникших на основе личных наблюдений, изучения теории и чтения педагогических изданий. Только в этом случае можно ожидать, что выполнение работы сыграет исключительно важную роль в формировании у обучающегося профессиональной направленности, навыков самостоятельной работы с книгой и исследовательских умений. Вместе с тем избрание темы не может быть делом только самого обучающегося. Здесь велика и роль преподавателя, который в процессе аудиторных занятий, консультаций стремится пробудить у слушателей интерес к педагогической теории и актуальным вопросам технологии обучения и воспитания. При этом не следует забывать, что данная работа может стать логическим продолжением курсовой работы, только значительно превышая теоретический и практический уровни.
Тематику выпускных квалификационных работ определяют соответствующие предметно-цикловые комиссии (кафедры), но при ее разработке обязательно учитываются и научно-исследовательские интересы обучающихся.
Составление
индивидуального
плана
подготовки
выпускной
квалификационной
работы.
Успешно выполнить выпускную квалификационную работу помогает индивидуальный план подготовки, который каждый обучающийся разрабатывает совместно с научным руководителем.
Такой план помогает устанавливать логическую последовательность, очередность и сроки выполнения отдельных этапов выпускной квалификационной работы. К тому же план дисциплинирует, лимитирует время на подбор и изучение литературы, организацию и проведение наблюдений, постановку эксперимента, ознакомление с опытом педагогов, анализ и проработку полученных результатов, написание и оформление самой работы.
Выполнение дипломной работы. До начала выполнения дипломной работы обучающийся составляет календарный план-график ее подготовки с указанием сроков каждого этапа, согласует план-график с научным руководителем и представляет этот документ не позднее двух недель после закрепления за ним темы работы на утверждение заведующему кафедрой.
Подготовка дипломной работы начинается с подбора материалов и
научных источников, которые, как правило, подразделяются на четыре группы:
76 1. Нормативные правовые акты;
2. Общегосударственные программы, проекты и иные официальные документы;
3. Научная литература (учебники, монографии, статьи, реферативные обзоры и т.д.);
4. Эмпирические материалы (статистические и социологические данные, конкретные факты и примеры, обобщения работы соответствующих предприятий и организаций, выступления СМИ и т.п.).
Работая с литературой и источниками, автору дипломной работы следует подбирать, прежде всего, то, что содержит наиболее ценную информацию теоретического и прикладного характера по теме работы, отражающую последние достижения в исследованиях соответствующей проблемы и перспективы ее дальнейшей разработки. Собранные материалы в виде ксерокопий и выписок систематизируются по разделам и вопросам работы и анализируются для использования при написании ее текста.
Количество литературных источников в дипломной не должно быть менее
40. Обязательная опора на эмпирический материал, официальные документы и труды теоретиков предполагает, однако, творческое применение всех этих источников. В дипломной работе недопустимы описательность, бездумный пересказ положений и норм, увлечение фактами и примерами. Для того чтобы работа носила самостоятельный и творческий характер, автору следует излагать собственное видение всех основных вопросов темы, не избегать спорных и дискуссионных аспектов проблемы. Большое значение имеет сравнение различных концепций и точек зрения специалистов, выявление достоинств и недостатков различных подходов и воззрений, что помогает выработке собственных позиций автора. При этом критика чужих представлений должна быть взвешенной и максимально уважительной, а собственные суждения и выводы обоснованными и убедительными.
Анализируя материалы практики, необходимо основное внимание обращать на выявление тенденций, как позитивных, так и негативных, вскрывать их причины, сложную совокупность различных социальных процессов и явлений, мотивирующих существующую действительность.
Теоретическая составляющая дипломной работы призвана придать такому анализу высокую степень осмысленности, научности, подтвердить достоверность и глубину авторских выводов и практических рекомендаций.
Исключительное значение в любом научном исследовании имеет выбор его методологии, под которой обычно понимается совокупность конкретной постановки проблемы, различных подходов к ее раскрытию, приемов и способов анализа соответствующих вопросов. Чаще всего используются историко- логический, системно-структурный, сравнительный и другие методы научного исследования. Прикладные проблемы раскрываются также с помощью научного наблюдения, эксперимента, статистического, математического или технического моделирования, иных частных методологических приемов и способов.
77
Выбор конкретных теоретико-методологических основ дипломной работы осуществляется автором в зависимости от характера темы, определенных целей и задач, личных способностей и ранее полученных навыков научно- исследовательской деятельности. Научный руководитель должен помочь дипломнику с таким выбором, сориентировав его на наиболее оптимальные подходы, приемы и методы анализа конкретной проблемы.
В дипломном (выпускном) исследовании более чем в каком-либо другом виде письменных работ требуется умелое использование научно-справочного аппарата, цитирование мнений и высказываний специалистов, точность и правильность оформления ссылок на соответствующие источники.
2. Объем и структура дипломной работы
Объем дипломной работы
–
70-80 страниц компьютерного или машинописного текста, в которые не входят список использованных источников и приложения.
Структура дипломной работы является универсальной и состоит из следующих элементов:
1) титульный лист (Приложение 3 – основная и оборотная сторона);
2) задание на ВКР;
2) ОГЛАВЛЕНИЕ (Приложение 4);
3) ВВЕДЕНИЕ;
4) ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ (разбивается на главы, параграфы, пункты и подпункты);
5) ЗАКЛЮЧЕНИЕ;
6) СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
(Приложение 2);
7) ПРИЛОЖЕНИЯ.
Форма титульного листа содержит перечень обязательных реквизитов.
Титульный лист оформляется согласно Приложению 3.
ВКР выполняется в соответствии с заданием на ВКР, в котором конкретизируются вопросы, подлежащие разработке в рамках темы, утвержденной приказом ректора Университета о закреплении тем и руководителей ВКР.
Задание составляет руководитель ВКР индивидуально для каждого обучающегося.
В оглавлении перечисляются разделы работы: введение, главы, параграфы, заключение, список использованных источников с указанием соответствующей страницы начала каждого раздела.
Во введении, состоящем обычно из 2-3 страниц, в сжатой форме раскрываются:
1. Актуальность темы работы.
2. Определение основной цели работы и подчиненных ей частных задач.
3.Объект и предмет исследования, объект наблюдения, методы исследования, практическая значимость работы, если она предусмотрена
78 структурой ВКР; информация об изученности темы в литературе; краткое содержание глав ВКР.
4. Краткий обзор литературы по данной теме.
Раскрывая актуальность темы, автор должен кратко охарактеризовать важность, остроту и злободневность темы. Актуальность любой темы в определенной мере связана с состоянием ее научной разработки. Потому во введении необходим краткий обзор научных трудов по конкретной проблеме, позволяющий автору прийти к выводу о том, что данная тема либо вообще еще не рассматривалась в науке, либо была раскрыта лишь частично, не в том аспекте, а значит, нуждается в специальном ее исследовании.
После этого автору необходимо сформулировать основную цель дипломной работы, а также ее частные и промежуточные задачи, решение которых позволяет достичь поставленной цели. На формулировку задач следует обратить особое внимание, поскольку их суть, во-первых, предопределяет название и содержание глав дипломной работы и, во-вторых, в известной мере обусловливает главные теоретические выводы и практические рекомендации исследования.
От поставленных целей и задач зависит также выбор автором инструментария своего исследования, то есть тех методологических подходов, приемов и средств научного анализа и обобщения, с помощью которых раскрываются все аспекты проблемы и делаются выводы. Указание на примененную методологию является критерием обоснованности теоретических положений и достоверности результатов дипломной работы.
Важный элемент введения составляет указание на характер, объем и источники эмпирического материала исследования.
Основная часть. Ее содержание и структуру определяет выпускающая кафедра с учетом вида ВКР (дипломная работа/ дипломный проект) уровня образования (бакалавриат, специалитет, магистратура) и направления подготовки.
Основная часть включает следующие разделы:
- теоретическую часть;
- практическая часть.
В теоретической части (25-30 страниц) на основе изучения соответствующих документов, литературных источников, результатов научно- исследовательских работ и т.п. студент должен раскрыть сущность рассматриваемой проблемы и состояние ее решения на современном этапе развития науки, экономики.
Практическая часть (30-35 страниц) должна содержать результаты проведенного исследования рассматриваемой проблемы в реальных условиях, непосредственно в организации и т.д.
При выполнении практической части дипломной работы следует широко применять экономико-математические методы и модели, современные информационные технологии, средства оргтехники и т. п.
ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ И ЗАЩИТЫ
ДИПЛОМНЫХ РАБОТ
План лекции
1. Методика написания дипломной работы
2. Объем и структура дипломной работы
3. Требования к оформлению дипломной работы
4. Порядок защиты дипломных работ
5. Презентация дипломной работы
1. Методика написания дипломной работы
Дипломная работа (дипломный проект) является самостоятельным комплексным научно-практическим исследованием, подводящим итоги изучения обучающимся всего набора учебных дисциплин, предусмотренных учебным планом вуза по соответствующей специальности, и прохождения им производственной практики. Подготовка дипломной работы должна осуществляться преимущественно на материалах конкретной организации или сферы будущей деятельности дипломанта и исходить из ее актуальных практически значимых задач.
Дипломная работа и результаты ее защиты перед Государственной аттестационной комиссией являются обязательными условиями присвоения обучающемуся квалификации по соответствующей специальности с выдачей диплома.
Дипломная работа завершает подготовку специалиста в вузе и составляет наряду с государственными аттестационными экзаменами главный критерий его готовности самостоятельно решать теоретические и практические задачи.
Дипломная работа специалиста является завершающим этапом практической профильной специализации обучающегося на втором уровне образования. По содержанию она должна быть связана с разработкой фундаментальных теоретико-методологических и прикладных проблем. В дипломной работе должны быть отражены уровень общей подготовки выпускника, степень овладения навыками самостоятельной научно- исследовательской работы, высокая степень специальных знаний в избранной для дипломного исследования области, степень актуальности проведенного исследования, необходимая связь с практическими проблемами.
Следовательно, главная цель дипломной (выпускной) работы заключается в систематизации, закреплении и углублении теоретических и практических знаний выпускников по специальности и применение этих знаний в самостоятельной деятельности. В результате непременными требованиями такого рода являются глубина, полнота и достаточная критичность исследования проблемы, логическая последовательность изложения материала, новизна и обоснованность авторских выводов и рекомендаций.
Процесс подготовки выпускной квалификационной работы. Подготовка и защита выпускной квалификационной работы является одним из видов итоговой
75 государственной аттестации выпускника, позволяющая установить соответствие уровня и качества подготовки специалиста Государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования.
Этапы и методы работы над выпускной квалификационной работой зависят от ее характера: практического, опытно-экспериментального или теоретического.
Выбор и утверждение темы выпускной квалификационной работы.
Подготовка выпускной квалификационной работы начинается с выбора темы.
Следует помнить, что основным его критерием является научный интерес обучающегося, стремление расширить свои познания в определенной области.
Этот выбор должен быть результатом собственных размышлений и идей, возникших на основе личных наблюдений, изучения теории и чтения педагогических изданий. Только в этом случае можно ожидать, что выполнение работы сыграет исключительно важную роль в формировании у обучающегося профессиональной направленности, навыков самостоятельной работы с книгой и исследовательских умений. Вместе с тем избрание темы не может быть делом только самого обучающегося. Здесь велика и роль преподавателя, который в процессе аудиторных занятий, консультаций стремится пробудить у слушателей интерес к педагогической теории и актуальным вопросам технологии обучения и воспитания. При этом не следует забывать, что данная работа может стать логическим продолжением курсовой работы, только значительно превышая теоретический и практический уровни.
Тематику выпускных квалификационных работ определяют соответствующие предметно-цикловые комиссии (кафедры), но при ее разработке обязательно учитываются и научно-исследовательские интересы обучающихся.
Составление
индивидуального
плана
подготовки
выпускной
квалификационной
работы.
Успешно выполнить выпускную квалификационную работу помогает индивидуальный план подготовки, который каждый обучающийся разрабатывает совместно с научным руководителем.
Такой план помогает устанавливать логическую последовательность, очередность и сроки выполнения отдельных этапов выпускной квалификационной работы. К тому же план дисциплинирует, лимитирует время на подбор и изучение литературы, организацию и проведение наблюдений, постановку эксперимента, ознакомление с опытом педагогов, анализ и проработку полученных результатов, написание и оформление самой работы.
Выполнение дипломной работы. До начала выполнения дипломной работы обучающийся составляет календарный план-график ее подготовки с указанием сроков каждого этапа, согласует план-график с научным руководителем и представляет этот документ не позднее двух недель после закрепления за ним темы работы на утверждение заведующему кафедрой.
Подготовка дипломной работы начинается с подбора материалов и
научных источников, которые, как правило, подразделяются на четыре группы:
76 1. Нормативные правовые акты;
2. Общегосударственные программы, проекты и иные официальные документы;
3. Научная литература (учебники, монографии, статьи, реферативные обзоры и т.д.);
4. Эмпирические материалы (статистические и социологические данные, конкретные факты и примеры, обобщения работы соответствующих предприятий и организаций, выступления СМИ и т.п.).
Работая с литературой и источниками, автору дипломной работы следует подбирать, прежде всего, то, что содержит наиболее ценную информацию теоретического и прикладного характера по теме работы, отражающую последние достижения в исследованиях соответствующей проблемы и перспективы ее дальнейшей разработки. Собранные материалы в виде ксерокопий и выписок систематизируются по разделам и вопросам работы и анализируются для использования при написании ее текста.
Количество литературных источников в дипломной не должно быть менее
40. Обязательная опора на эмпирический материал, официальные документы и труды теоретиков предполагает, однако, творческое применение всех этих источников. В дипломной работе недопустимы описательность, бездумный пересказ положений и норм, увлечение фактами и примерами. Для того чтобы работа носила самостоятельный и творческий характер, автору следует излагать собственное видение всех основных вопросов темы, не избегать спорных и дискуссионных аспектов проблемы. Большое значение имеет сравнение различных концепций и точек зрения специалистов, выявление достоинств и недостатков различных подходов и воззрений, что помогает выработке собственных позиций автора. При этом критика чужих представлений должна быть взвешенной и максимально уважительной, а собственные суждения и выводы обоснованными и убедительными.
Анализируя материалы практики, необходимо основное внимание обращать на выявление тенденций, как позитивных, так и негативных, вскрывать их причины, сложную совокупность различных социальных процессов и явлений, мотивирующих существующую действительность.
Теоретическая составляющая дипломной работы призвана придать такому анализу высокую степень осмысленности, научности, подтвердить достоверность и глубину авторских выводов и практических рекомендаций.
Исключительное значение в любом научном исследовании имеет выбор его методологии, под которой обычно понимается совокупность конкретной постановки проблемы, различных подходов к ее раскрытию, приемов и способов анализа соответствующих вопросов. Чаще всего используются историко- логический, системно-структурный, сравнительный и другие методы научного исследования. Прикладные проблемы раскрываются также с помощью научного наблюдения, эксперимента, статистического, математического или технического моделирования, иных частных методологических приемов и способов.
77
Выбор конкретных теоретико-методологических основ дипломной работы осуществляется автором в зависимости от характера темы, определенных целей и задач, личных способностей и ранее полученных навыков научно- исследовательской деятельности. Научный руководитель должен помочь дипломнику с таким выбором, сориентировав его на наиболее оптимальные подходы, приемы и методы анализа конкретной проблемы.
В дипломном (выпускном) исследовании более чем в каком-либо другом виде письменных работ требуется умелое использование научно-справочного аппарата, цитирование мнений и высказываний специалистов, точность и правильность оформления ссылок на соответствующие источники.
2. Объем и структура дипломной работы
Объем дипломной работы
–
70-80 страниц компьютерного или машинописного текста, в которые не входят список использованных источников и приложения.
Структура дипломной работы является универсальной и состоит из следующих элементов:
1) титульный лист (Приложение 3 – основная и оборотная сторона);
2) задание на ВКР;
2) ОГЛАВЛЕНИЕ (Приложение 4);
3) ВВЕДЕНИЕ;
4) ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ (разбивается на главы, параграфы, пункты и подпункты);
5) ЗАКЛЮЧЕНИЕ;
6) СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
(Приложение 2);
7) ПРИЛОЖЕНИЯ.
Форма титульного листа содержит перечень обязательных реквизитов.
Титульный лист оформляется согласно Приложению 3.
ВКР выполняется в соответствии с заданием на ВКР, в котором конкретизируются вопросы, подлежащие разработке в рамках темы, утвержденной приказом ректора Университета о закреплении тем и руководителей ВКР.
Задание составляет руководитель ВКР индивидуально для каждого обучающегося.
В оглавлении перечисляются разделы работы: введение, главы, параграфы, заключение, список использованных источников с указанием соответствующей страницы начала каждого раздела.
Во введении, состоящем обычно из 2-3 страниц, в сжатой форме раскрываются:
1. Актуальность темы работы.
2. Определение основной цели работы и подчиненных ей частных задач.
3.Объект и предмет исследования, объект наблюдения, методы исследования, практическая значимость работы, если она предусмотрена
78 структурой ВКР; информация об изученности темы в литературе; краткое содержание глав ВКР.
4. Краткий обзор литературы по данной теме.
Раскрывая актуальность темы, автор должен кратко охарактеризовать важность, остроту и злободневность темы. Актуальность любой темы в определенной мере связана с состоянием ее научной разработки. Потому во введении необходим краткий обзор научных трудов по конкретной проблеме, позволяющий автору прийти к выводу о том, что данная тема либо вообще еще не рассматривалась в науке, либо была раскрыта лишь частично, не в том аспекте, а значит, нуждается в специальном ее исследовании.
После этого автору необходимо сформулировать основную цель дипломной работы, а также ее частные и промежуточные задачи, решение которых позволяет достичь поставленной цели. На формулировку задач следует обратить особое внимание, поскольку их суть, во-первых, предопределяет название и содержание глав дипломной работы и, во-вторых, в известной мере обусловливает главные теоретические выводы и практические рекомендации исследования.
От поставленных целей и задач зависит также выбор автором инструментария своего исследования, то есть тех методологических подходов, приемов и средств научного анализа и обобщения, с помощью которых раскрываются все аспекты проблемы и делаются выводы. Указание на примененную методологию является критерием обоснованности теоретических положений и достоверности результатов дипломной работы.
Важный элемент введения составляет указание на характер, объем и источники эмпирического материала исследования.
Основная часть. Ее содержание и структуру определяет выпускающая кафедра с учетом вида ВКР (дипломная работа/ дипломный проект) уровня образования (бакалавриат, специалитет, магистратура) и направления подготовки.
Основная часть включает следующие разделы:
- теоретическую часть;
- практическая часть.
В теоретической части (25-30 страниц) на основе изучения соответствующих документов, литературных источников, результатов научно- исследовательских работ и т.п. студент должен раскрыть сущность рассматриваемой проблемы и состояние ее решения на современном этапе развития науки, экономики.
Практическая часть (30-35 страниц) должна содержать результаты проведенного исследования рассматриваемой проблемы в реальных условиях, непосредственно в организации и т.д.
При выполнении практической части дипломной работы следует широко применять экономико-математические методы и модели, современные информационные технологии, средства оргтехники и т. п.