Файл: Курс лекций Составители Соловьева В. Н., канд экон наук, доцент Мытарева Е. А., канд геогр наук, доцент 2 Содержание.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 360

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

10 доклада, научного сообщения о научно-исследовательской работе, монографического исследования, научного открытия и т.п.
Научно-прикладной
результат
– новое конструктивное или технологическое решение, экспериментальный образец, законченное испытание, которое введено или может быть введено в общественную практику.
Научно-прикладной результат может иметь форму отчета, эскизного проекта, конструкторской или технологической документации на научно-техническую продукцию, натурного образца и т.п.
К основным результатам научных исследований относятся:
• научные рефераты;
• научные доклады на конференциях, совещаниях, семинарах, симпозиумах;
• курсовые (дипломные, магистерские) работы;
• отчеты о научно-исследовательской (опытно-конструкторской; опытно- технологической) работе;
• научные переводы;
• диссертации (кандидатские или докторские);
• авторефераты диссертаций;
• депонированные рукописи;
• монографии;
• научные статьи;
• аналитические обзоры;
• авторские свидетельства, патенты;
• алгоритмы и программы;
• отчеты о научных конференциях;
• препринты;
• учебники, учебные пособия;
• библиографические указатели и др.
Научная новизна (вклад в науку) – одно из основных требований к теме научной работы – состоит в оригинальности заложенной в тему основной идеи, обеспечивающей углубление или обновление сложившихся в науке представлений.
Выявить элементы новизны можно следующими способами:
‒ детальным изучением необходимого материала по предмету исследования;
‒ изучением имеющихся точек зрения;
‒ привлечением нового цифрового и фактического материала, например, в итоге проведения эксперимента – это уже явная заявка на оригинальность.
Детальный анализ любого интересного в научном отношении объекта ведет к новым полезным результатам, выводам, обобщениям.
Следует выделить элементы новизны, которые должны быть приведены в научной работе:
– новая сущность задачи, т. е. такая задача поставлена впервые;
– новая постановка известных проблем или задач;

11
– новый метод решения;
– новое применение известного метода или решения;
– новые результаты и следствия.
Новизна содержит термины увеличения научного знания, т. е. информацию о том, что было выполнено в рамках избранного научного исследования.
Субъектами научной деятельности являются: ученые, научные работники, научно-педагогические работники, а также научные учреждения, научные организации, высшие учебные заведения, общественные организации в сфере научной и научно-технической деятельности.
Научно-исследовательской деятельностью занимается значительный круг людей. Тех, кто делает это постоянно, называют исследователями, научными работниками (научными работниками), учеными. Исследователем называют человека, который осуществляет научные исследования. Научный работник – это тот, кто имеет отношение к науке, вырабатывает новые знания, является специалистом в определенной области науки.
Ученый – физическое лицо, которое проводит фундаментальные и (или) прикладные научные исследования с целью получения научных и (или) научно- технических результатов.
Научный работник – ученый, который по основному месту работы и соответственно трудовому договору (контракту) профессионально занимается научной, научно-технической или научно-педагогической деятельностью и имеет соответствующую квалификацию, подтвержденную результатами аттестации.
Люди науки имеют соответствующую специальность и квалификацию, работают как своими силами, так и объединяясь в научные коллективы
(постоянные или временные), создают научные школы.
3. Методы ведения научного исследования
В любой научной работе должны быть в первую очередь продемонстрированы навыки исследовательской работы, умение ставить и решать проблему так, как это принято в науке, правильно использовать научные методы.
Научный метод – это способ получения и обработки получаемой научной информации. Методы научных исследований разнообразны, и для их упорядочения существуют различные классификации, т.е. разделение всех методов на отдельные группы по тем или иным признакам. Методы исследования представлены на рис.3.


12
Рис. 3. Методы исследования
Все методы делятся на общенаучные и специальные.
Первые в свою очередь подразделяются на эмпирические и теоретические методы.
Эмпирические методы (гр. еmреіrіа – опыт) применяются, когда в поле исследования находится природный, социальный или какой-либо технический объект, сведения о котором возможно получить только путем непосредственного с ним контакта, взаимодействия. К данной группе относятся методы наблюдения, эксперимента, сравнения, измерения и др. Дадим краткую характеристику указанным методам.
Метод наблюдения имеет в своей основе получение результатов благодаря работе органов чувств человека или по показаниям технических средств и приборов. Этот метод применяется тогда, когда надо зафиксировать поведение объекта исследования в «полевых», естественных условиях. Получаемый результат не должен зависеть от воли или желания исследователя, так как представляет собой объективную информацию о состоянии предмета исследования. Точность получаемой информации станет очевидной, когда другие исследователи, осуществляя наблюдение этого объекта, получат такой же результат.
Эксперимент (опыт) как метод является разновидностью наблюдения и предполагает обязательное вмешательство исследователя в естественный ход вещей. Как правило, этот метод носит комплексный характер и используется в сочетании с другими методами, например измерением и т.д. Достоинства эксперимента в том, что он повторяем и может осуществляться как непосредственно с объектом, так и с его моделью или другими аналогичными объектами. Большинство открытий в науке сделано именно с помощью эксперимента.
Метод сравнения достаточно прост и основан на выявлении сходств и различий в каких-либо объектах. Метод измерения предполагает определение количественных параметров объекта при обязательном использовании средств измерения или технических приборов.

13
Теоретические методы (гр. theoria – наблюдение, исследование) позволяют объяснить, расширить и систематизировать полученные с помощью эмпирических методов научные факты. К группе теоретических методов относятся методы аналогии, абстрагирования и конкретизации, анализа и синтеза, индукции и дедукции, моделирования и др.
Метод аналогии предполагает установление сходства между несколькими предметами по ряду существенных признаков. Обнаруживая общие признаки у родственных предметов, можно сделать предположение о формировании того или иного явления.
Метод абстрагирования предполагает мысленное рассмотрение объекта с выделением одного или нескольких интересующих исследователя его аспектов, свойств или признаков.
Разновидностью метода абстрагирования является метод идеализации.
Метод идеализации предоставляет возможность мысленно сконструировать не существующие в действительности объекты. При помощи идеализации в объекте исключаются те свойства, которые мешают понять его содержание.
Идеальные объекты позволяют упростить сложные системы, представить их в
«чистом» виде, что значительно облегчает выявление в них наиболее существенных связей и свойств.
Метод конкретизации (противоположный абстрагированию) предполагает мысленное восстановление целостности объекта во всей многогранности его свойств.
Методы анализа (разложение исследуемого предмета на составные части) и синтеза (соединение получаемых при анализе частей в целое) применяются во всех научных исследованиях, как правило, вместе.
Метод индукции – это способ движения мысли от менее общих положений к более общим. Этот метод является логическим продолжением метода эксперимента. Исследователь, выделив характерные особенности части группы, делает вывод о группе в целом. Однако такой вывод имеет скорее гипотетический характер.
Метод дедукции позволяет обосновать полученные индуктивным путем выводы и перевести их из разряда гипотезы в достоверное знание. Это метод предполагает движение мысли от более общих суждений к частным,т.е. использование разработанных общих научных положений приобъяснении конкретных явлений.
Формализация – метод изучения объектов путем отображения их содержания и структуры в знаковой форме, при помощи разных
«искусственных» языков: лингвистического, математического, химического, звукового и др. При таком методе обеспечиваются краткость и четкость записи информации, однозначность трактовки терминов, строгость рассуждений, доказательность выводов. Сущность метода моделирования заключается в замене изучаемого объекта или явления его моделью, сохраняющей существенные черты оригинала. Исследование проводится на модели, а затем получаемые выводы распространяются и на сам объект исследования.


14
Важнейшим итоговым процессом научного творчества является обобщение научных знаний. Метод обобщения предполагает выделение в изучаемых объектах, явлениях общих черт и подведение итогов исследования.
Кроме представленных выше методов имеются и другие научные методы, например метод проб и ошибок, метод выявления причинно-следственных связей, опросные методы, контент-анализ, метод экспертных оценок и т.д.
Практическими результатами применения научных методов являются выдвинутые гипотезы, разработанные теории, выявленные закономерности, разработанные модели и т.д.
Подводя итог, отметим, что начинающему исследователю необходимо выбирать те методы, которые соответствуют задачам исследования, и учиться правильно их использовать. Надо учиться ставить и решать проблемы так, как это принято в самой науке. Напомним, что «изучать» в плане научного познания
– это значит:
1. Искать противоречия в имеющихся научных представлениях. Бояться этого не надо, найти противоречие – настоящая удача.
2. Вести поиск нового, размышлять, проводить мысленный эксперимент, используя при этом как можно полнее собственное воображение.
3. Возвращаться снова и снова к уже решенным вопросам и задачам, рассматривать их с иных методических позиций, в различных аспектах и связях.
Вопросы для самоконтроля:
1. Что включает в себя понятие «наука» как деятельность?
2. Что относят к основным результатам научных исследований?
3. Дайте определение научного метода. На какие группы делятся научные методы?
4. Охарактеризуйте теоретические методы научного исследования.
5. Как Вы понимаете термин «научная новизна»?
6. В каких случаях применяются эмпирические методы? Назовите их и раскройте сущность каждого.

ТЕМА 2. НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ.
ТЕХНОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
План лекции
1. Сущность научного исследования. Предмет и объект исследования
2. Классификация научных исследований. Фундаментальные и
прикладные исследования
3. Разработка рабочей гипотезы исследования
4. Формулировка темы, проблемы и цели научного исследования
5. Результаты научного исследования: виды и требования
1. Сущность научного исследования. Предмет и объект исследования

15
Научное исследование – это процесс познания нового явления и раскрытия закономерностей изменения изучаемого объекта в зависимости от влияния различных факторов для последующего практического использования этих закономерностей.
Характеризуя научное исследование, обычно указывают на его следующие специфические признаки:
- это обязательно целенаправленный процесс, достижение осознанно поставленной цели, четко сформулированных задач;
- это процесс, направленный на творчество, на открытие неизвестного, на выдвижение оригинальных идей, на новое освещение рассматриваемых вопросов;
- научное исследование отличается систематичностью: здесь упорядочены, приведены в систему и сам процесс исследования и его результаты; ему присуща строгая доказательность и последовательное обоснование сделанных обобщений и выводов.
Научные исследования классифицируются по различным признакам методам решения поставленных задач, сфере применения результатов исследования, видам исследуемого объекта и другим факторам.
На этапах исследования важно ответить на следующие вопросы:
- Какова тема исследования?
- Какой материал необходим для исследования?
- Откуда его взять?
- Какое количество материала необходимо для раскрытия темы?
- Почему следует использовать именно этот материал, а не другой?
- Нужны ли какие-то сопоставительные или вспомогательные материалы для решения проблемы?
- Изучается ли данный вопрос на каком-либо ином материале?
- К каким результатам и выводам пришли предшествующие исследователи?
- Что именно не изучено совсем или изучено недостаточно в данной проблеме?
- Какие ученые затрагивали вопросы, связанные с темой, на каких научных позициях они стоят?
- В чем заключается новизна вашего подхода?
- Какие цели вы преследуете?
- Как новое знание можно использовать практически?
К внутренним компонентам научного исследования относят цели, задачи, субъекты, объекты, средства, результаты.
Цели и непосредственные задачи научного исследования состоят в том, чтобы в процессе всестороннего изучения объекта было получено новое знание о действительности, отвечающее критерию истинности. При этом необходимо найти общее у ряда единичных явлений, вскрыть законы, по которым возникают, функционируют, развиваются такого рода явления, то есть проникнуть в их глубинную сущность.
Выбор темы исследования напрямую связан с выбором его объекта.


16
Объект исследования – система, процесс или явление, порождающие проблемную ситуацию, избранные для изучения. Получение знаний об объекте, необходимых для решения конкретной проблемы, поставленной в исследовании, осуществляется посредством изучения результатов целенаправленного научного воздействия на отдельные части объекта, называемые предметами исследования.
Субъект исследования – люди, исследующие проблемную ситуацию
(ученые, научные работники, научно-педагогические работники, научные учреждения, научные организации, высшие учебные заведения, общественные организации в сфере научной и научно-технической деятельности).
Предмет исследования – это множество устойчивых взаимосвязанных характеристик объекта, связанных также с конкретными целями, проблемами и задачами исследования, т. е. это какой-либо из аспектов объекта исследования.
Предмет исследования является носителем группы существенных свойств, связей, признаков изучаемого объекта и служит средством его научного познания.
Метод исследования – средство приобретения научных знаний, умений, практических навыков и данных в каких-либо сферах деятельности. В работах по общественным наукам в качестве методов исследования применяются как общенаучные методы (сравнение, анализ и синтез, индукция и дедукция, исторический и логический методы, позитивный и нормативный анализ), так и специальные (горизонтальный и вертикальный анализ, коэффициентный анализ, моделирование социально-экономических процессов, метод нечеткой логики и т. д.).
Один и тот же объект может быть предметом как разных исследований, так и различных научных направлений. Например, такой объект, как человек, может изучаться физиологами, психологами, историками, социологами и т. д. Но у каждого специалиста предмет этих исследований будет разным. Например, для физиолога предметом исследований будет состояние кровеносной системы человека; для психолога – психическое состояние человека в момент стресса и т. д.
Или, например, объект исследований – «банк». Что же может быть предметом исследований? В данном случае предметом выступают валютные операции банка, кредитная политика, управление персоналом банка, операции с ценными бумагами и т. д.
2. Классификация научных исследований.
Фундаментальные
и прикладные исследования
Формой существования и развития науки является научное исследование.
В ст. 2 Федерального закона РФ от 23 августа 1996 г. «О науке и государственной научно-технической политике» дано следующее понятие: научная (научно-исследовательская) деятельность – это деятельность, направленная на получение и применение новых знаний.