Файл: Курс лекций Составители Соловьева В. Н., канд экон наук, доцент Мытарева Е. А., канд геогр наук, доцент 2 Содержание.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 364
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
24 установленных образовательными организациями, организаторами научных мероприятий или издателями.
Научная публикация.
Представление результатов исследования чаще всего осуществляется в научной статье. Публикация отличается такими достоинствами, как широкая аудитория читателей-единомышленников, оперативность размещения в профильных изданиях – в электронной среде или на бумажных носителях.
Публикация служит для емкого и эффективного освещения центральных положений проделанной работы, поэтому обычно строится по определенному плану и включает обязательные компоненты:
- обоснование актуальности проблемы;
- контекст и цели проводимого / проведенного исследования;
- использованные подходы и методы;
- результативность завершенного эксперимента или его этапа;
- прогнозирование наиболее важных выводов;
- обозначение перспективных направлений дальнейшей разработки избранной тематики.
Статья, предназначенная к опубликованию, должна отвечать требованиям логичности, точности, соответствовать научному стилю изложения материала.
Начинающему исследователю важно усвоить правила подготовки публикации на русском, английском и других иностранных языках.
Доклад на конференции
Один из способов представления результатов исследования – это устный доклад. Его эффективность определяется тем, насколько лаконично и доходчиво представлены центральные идеи исследовательского труда.
В основных частях доклада проводится защита актуальности тематики, операционализация понятий, раскрываются наиболее важные положения.
Докладчик использует научный стиль речи, отличающийся логичностью, точностью, стандартизованностью.
Научный стиль предполагает обязательное включение следующих компонентов:
- представление тезауруса, толкование основных понятий;
- описание алгоритмов, моделей, технологий;
- комментирование ключевых формул, расчетов, экспериментальных данных;
- обобщения «от частного к общему»;
- логические выводы «от общего к частному» и др.
Специфика устной формы презентации достижений ученого-исследователя
– это возможность использования научно-популярного стиля изложения материала, специальных ораторских приемов, направленных на активизацию внимания слушателей. К таким приемам относится включение обращений к аудитории, примеров, аналогий, инфографики, аудио- и видеоконтента.
25
Кроме устной, популярна форма стендового доклада, в котором текстовый материал сопровождается изобразительным рядом и оформляется как плакат, постер, стенд.
Экспериментальный отчет
Один из видов представления результатов исследования – это отчет по
НИР. Научно-исследовательская работа, выполненная в рамках гранта, международной программы или по заданию кафедры, завершается оформлением отчетной документации. Отчет включает обязательные компоненты:
- название, отражающее специфику методологического подхода, инструментария НИР;
- введение, представляющее проблематику, терминологический аппарат, цель и гипотезу;
- описание методики с указанием алгоритма проводимой процедуры, использованного диагностического инструментария и способов обработки результатов;
- презентация результатов в форме текста, табличного и графического материала;
- анализ полученных эффектов, их новизны и соответствия первоначальной гипотезе, существующих в науке данным.
Развернутый, корректно составленный отчет о проведенных теоретических или прикладных исследованиях позволяет дать оценку научному сотруднику или образовательной организации, является показателем эффективности.
Презентация на международном уровне
Продвижение в профессии в современном научном мире нуждается в представлении результатов исследования мировому сообществу. Форма может быть различной:
- участие в международных научных обществах;
- сотрудничество вузов разных стран по востребованным направлениям исследовательского поиска;
- включение молодых исследователей в межгосударственные магистерские программы, проекты, стажировочные курсы;
- участие в онлайн-конференциях, интернет-форумах;
- публикация в престижных изданиях, размещение в международных базах научного цитирования и др.
Именно коммуникация в научной сфере в современном мире является для молодого ученого первой ступенькой к успешности, а для опытного – подтверждением его заслуг перед научным сообществом.
Результаты исследований ежегодно обобщаются и анализируются и служат основой для оценки молодого или опытного ученого, кафедры, института, университета. Представленные теоретические и прикладные исследовательские проекты свидетельствуют о развитии российской науки, укрепляют ее престиж на международном уровне.
26
Вопросы для самоконтроля:
1. Дайте определение объекту и предмету исследования.
2. Как можно классифицировать основные виды научных исследований?
3. В чем разница между фундаментальными и прикладными научными исследованиями?
4. Дайте определение гипотезе.
5. В каком виде может быть представлена рабочая гипотеза?
6.
Назовите этапы постановки проблемы исследования.
1 2 3 4 5 6 7 8
ТЕМА 3. ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ С НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ.
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
План
1. Информационные и библиографические источники информации, библиографическая продукция
2. Традиционные (печатные) библиографические пособия
3.Организация справочно-информационной деятельности
4. Новейшие формы информационных ресурсов
5. Методы работы с каталогами и картотеками. Поиск документальных источников информации
6. Работа с литературой в процессе научного исследования. Составление библиографии
7. Этика научного цитирования
1. Информационные и библиографические источники информации,
библиографическая продукция
Информационные ресурсы – совокупность данных, организованных для эффективного получения достоверной информации.
Библиотечно-библиографические
ресурсы
– информационный, материально-технический и кадровый потенциал, находящийся в распоряжении библиотеки для осуществления своих функций.
Информационно-библиографические ресурсы в общих чертах – совокупность разнообразных источников информации о документах, фактах и пр., используемых для удовлетворения потребностей общества и отдельных его членов (потребителей информации). Они создаются на традиционных и машиночитаемых носителях, хранящихся в библиотеках и информационных центрах (каталоги и картотеки, базы и банки данных) и составляющих их интеллектуальный и материальный потенциал, используемый для удовлетворения информационных потребностей.
Одной из важных составляющих этих ресурсов является информационная продукция, которая включает документы, информационные массивы, базы данных и информационные услуги, создаваемые в результате функционирования информационных систем. То есть информационная
продукция – результат деятельности определенной информационной системы
27
(например, информационного центра, предназначенного специально для хранения, обработки, поиска, распространения и представления информации всем, кому она необходима). Разновидностью информационной продукции с библиографической информацией, т.е. с библиографическими записями (БЗ) документов, является библиографическая продукция.
Структурной единицей, характеризующей информационные ресурсы и информационные продукты с количественной стороны, является научный
документ – материальный объект, содержащий научно-техническую информацию и предназначенный для ее хранения и использования.
«Библиографическая
продукция»
– понятие обобщающее, это документально зафиксированная библиографическая информация, являющаяся одновременно и результатом процессов ее подготовки, и средством обслуживания потребителей, т. е. читателей. Под понятием «библиографическая продукция» подразумевают, прежде всего, библиографические пособия, каждое из которых представляет собой упорядоченное множество библиографических записей (документов).
Поскольку потребности в библиографической информации у общества в целом и у отдельных его граждан разнообразны и определяются множеством факторов, то это учитывают библиотечные и информационные центры, занимающиеся подготовкой (производством) библиографических пособий. В результате создаются библиографические пособия, различающиеся формой представления (традиционные и электронные), методическими особенностями и структурой, целевым назначением, содержанием и иными качествами, присущими отражаемым документам и материалам.
В настоящее время в России выпуском информационных изданий занимаются институты, центры и службы научно-технической информации
(НТИ). Они объединяются в Государственную систему научно-технической информации (ГСНТИ), осуществляющую централизованный сбор и обработку основных видов документов (обработкой отечественной и зарубежной литературы по естествознанию и техническим наукам занимается всероссийский институт научной и технической информации (ВИНИТИ), по общественным наукам – ИНИОН, по патентной документации НПО «Поиск»; отчеты о НИР и ОКР, защищенные диссертации, всероссийский научно- исследовательский институт технической информации, классификации и кодирования (ВНИИКИ), всероссийский научно-технический информационный центр ВНТИЦ.
2. Традиционные (печатные) библиографические пособия
К базовым типам библиографических пособий относятся библиографические указатель, список и обзор.
Библиографический
указатель
– библиографическое пособие значительного объема со сложной структурой и научно-справочным аппаратом.
Он отражает документы и иные материалы, раскрывающие либо узкую, конкретную тему (проблему), либо многоаспектную, а зачастую – даже отрасль
28 знания или область науки. От этого зависит сложность его структуры (наличие разделов, подразделов и т. п.), группировки записей и порядок их расположения внутри каждого деления. Библиографические указатели в своем большинстве имеют научно-справочный (справочно-поисковый) аппарат, основными элементами которого являются предисловие, содержание (оглавление) и вспомогательные указатели. Последние отражают сведения о документах в ином аспекте с отсылками к соответствующим БЗ.
Вариантами библиографических указателей являются, к примеру, печатные каталоги, годовые планы издательств, издательские каталоги, библиографические бюллетени,
«летописи» книжных палат, библиографические указатели. Для библиографического указателя характерно наличие трех обязательных структурных элементов: биографической справки, сведений об изданиях и публикациях произведений (трудов) деятелей (ученых, писателей) и библиографических данных о литературе, посвященной его (их) жизни и творчеству.
Библиографический список в НИР – это библиографическое пособие с простой структурой, включающее БЗ на материалы по узкой, как правило, теме или вопросу, небольшое по объему и несложное по структуре и не имеющее справочно-поискового аппарата.
Библиографический список к научной работе помещают после Заключения, в конце работы. Именно он отражает глубину изученности темы автором научной работы. Библиографические описания составляются в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1-03. Допускаются различные способы группировки литературы в библиографическом списке, наиболее известные из которых следующие: алфавитный; в порядке упоминания литературы в тексте, по главам монографической работы; систематический; топографический; хронологический; по видам источников.
Библиографический обзор – библиографическое пособие, представляющее собой связное повествование. В библиографических обзорах характеристика произведений дополняется необходимыми пояснениями и фактическими сведениями. Целевое и читательское назначение, содержание темы и другие особенности определяют количество произведений, о которых дается информация в обзоре.
Обязательными элементами библиографического обзора является вводная
(вступительная) часть, аналитическая часть и выводы (заключение). Вариантами обзоров могут быть беседы и рассказы о книгах, цель которых - заинтересовать определенные группы читателей, помочь в выборе наиболее интересной и доступной литературы по актуальным темам и вопросам, произведений писателей (отечественных и зарубежных). Переходя от простого к сложному, от конкретных вопросов к более общему, читатель получает определенный объем знаний.
Рассмотрим виды библиографических пособий:
1.По цели создания и использования: