Файл: Решение следующих задач проанализировать нормативноправовую базу предоставления адресной социальной помощи.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 86

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Для достижения поставленной цели, необходимо решение следующих задач:

- проанализировать нормативно-правовую базу предоставления адресной социальной помощи;

- рассмотреть понятие и изучить виды адресной социальной помощи;

- рассмотреть субъектный состав лиц, имеющий право на адресную социальную помощь;

- рассмотреть организационную структуру Государственного казенного учреждения – Центр социальной поддержки населения в Октябрьском районе города Новосибирска (межрайонное);

- рассмотреть порядок и условия назначения адресной социальной помощи.

Предмет исследования – правовое регулирование общественных отношений, возникающих по поводу предоставления адресной социальной помощи.

Объект исследования – оказание адресной социальной помощи как мера государственной помощи.

Объектом наблюдения является Государственное казённое учреждения «Центр социальной поддержки населения» Октябрьского района города Новосибирска.

При написании дипломной работы были использованы такие методы как синтез, анализ и сравнение.

Структура дипломной работы. Структура дипломной работы состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.

ГЛАВА 1. АДРЕСНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ


    1. Нормативно-правовая база предоставления адресной социальной помощи


Важное значения для становления государственной системы социальной защиты имели указы Петра I «Об определении в домовыя Святейшего Патриарха богадельни нищих, больных и престарелых» (1701 г.) и «Об учреждении во всех Губерниях гошпиталей» (1712 г.), в котором, в частности, предписывалось «по всем губерниям учинить гошпитали для самых увечных, таких, которые ничем работать не смогут, ни стеречь, также и зело престарелым; также прием незазрительной и прокормление младенцам, которые не от законных жен рождены».

С построением социалистической власти на смену царской Россий были выдвинуты новые документы по оказанию социальной помощи. 26 июня 1941 г. был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР «О порядке назначения и выплаты пособий семьям военнослужащих рядового и младшего начальствующего состава в военное время». В июле 1944 г. увеличены льготы для матерей и беременных.


Социальная помощь и защита в период Великой Отечественной войны связана с проблемами помощи семьям фронтовиков, больным и раненым, с трудоустройством инвалидов, с вопросами попечения детей-сирот и другими проблемами военного времени.

Указом от 26 июня 1941 г. регламентируется порядок выплат пособий семьям, в 1942 г. в указ вносятся уточнения сообразно новым условиям. Вопросы о пособиях и льготах семьям фронтовиков в период Великой Отечественной войны поднимаются и в последующие военные годы. Так, 4 июня 1943 г. принято постановление СНК СССР «О льготах для семей военнослужащих, погибших и без вести пропавших на фронтах Отечественной войны». За годы войны семьям военнослужащих было выплачено 25 млрд. руб., и за счет фондов общественной помощи - 500 млрд. руб.

Новым этапом в становлении социального обеспечения можно считать конец 50-х гг. Верховный Совет СССР 14 июля 1956 г. принимает Закон «О государственных пенсиях», по которому не только расширяется круг лиц, которым предоставляются пенсии, но и в самостоятельную отрасль выделяется законодательство о социальном обеспечении. Практически положено начало всеобщему государственному пенсионному обеспечению трудящихся. [4]

С 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее - Закон о социальном обслуживании граждан). Который отражает и закрепляет происходящие в обществе изменения, направленность развития которых определяется новыми экономическими отношениями, углублением демократизации политической системы, идеологическим плюрализмом. Российский законодатель внедряет в систему российского социального обеспечения многие прогрессивные элементы в сфере заботы государства о нуждающихся в такой помощи гражданах, апробированные в других странах. В соответствии с Федеральным законом «Об основах социального обслуживания» социальное обслуживание граждан будет основываться на заявительном принципе, который заключается в следующем - предоставление социальной защиты и отказ от них будут возможны только с учетом волеизъявления (желанием) получателя.

В настоящее время основным законом, регулирующим оказание адресной социальной помощи, является Федеральный закон «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 N 178-ФЗ. На основании статьи 3 Федерального закона № 178-ФЗ целями для оказания государственной социальной помощи являются:

- поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации;



- адресного использования бюджетных средств;

- усиления адресности социальной поддержки нуждающихся граждан;

- создания необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг;

- снижения уровня социального неравенства;

- повышения доходов населения.

В соответствии с Федеральным законом «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 № 442-ФЗ система социального обслуживания включает в себя:

1) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального обслуживания (далее - уполномоченный федеральный орган исполнительной власти);

2) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление предусмотренных настоящим Федеральным законом полномочий в сфере социального обслуживания на территории субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган субъекта Российской Федерации), в том числе на признание граждан нуждающимися в социальном обслуживании, составление индивидуальной программы предоставления социальных услуг (далее - индивидуальная программа);

3) организации социального обслуживания, находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти;

4) организации социального обслуживания, находящиеся в ведении субъекта Российской Федерации (далее - организации социального обслуживания субъекта Российской Федерации);

5) негосударственные (коммерческие и некоммерческие) организации социального обслуживания, в том числе социально ориентированные некоммерческие организации, предоставляющие социальные услуги;

6) индивидуальных предпринимателей, осуществляющих социальное обслуживание;

7) организации, которые находятся в ведении уполномоченного органа субъекта Российской Федерации и которым в соответствии с настоящим Федеральным законом предоставлены полномочия на признание граждан нуждающимися в социальном обслуживании и составление индивидуальной программы на территориях одного или нескольких муниципальных образований (далее - уполномоченные организации).

На рис. 1.1 подробно рассмотрено какие категории граждан получают больше всего адресной социальной помощи в Российской Федерации.




Рис. 1.1. Категории граждан, получающие адресную социальную помощь в Российской Федерации.
В настоящем разделе был рассмотрен такой аспект, как нормативно-правовая база предоставления адресной социальной помощи.



    1. Понятие и виды адресной социальной помощи


Федеральный закон № 178-ФЗ «О государственной социальной адресной помощи» регламентирует условия и порядок получения выплат. Согласно статье 1 данного закона государственная социальная помощь - предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в настоящем Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров. Данное определение регламентируется на федеральном уровне. [3]

В Законе Новосибирской области от 05 декабря 1995 года № 29-ОЗ «О социальной помощи на территории Новосибирской области» понятие «адресная социальная помощь» трактуется как «социальная помощь».

Социальная помощь - предоставление, в том числе на основании социального контракта, малоимущим семьям, малоимущим гражданам, а также гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, натуральной помощи (продукты питания, одежда, обувь и другие виды натуральной помощи) и (или) помощи в виде денежных средств.

Сегодня значительная часть нестраховых мер социальной поддержки находится в сфере ответственности субъектов РФ, однако роль федерального уровня власти в этой системе не сводится к установлению общих законодательных и организационных рамок, в которые должно быть вписано региональное законодательство. Помимо пенсионного обеспечения, к компетенции федерального бюджета отнесена социальная поддержка многих категорий граждан. [4]

В соответствии со статьей 5 Закона Новосибирской области № 29-ОЗ Граждане имеют право получать, а областной исполнительный орган государственной власти Новосибирской области, уполномоченный в сфере социальной защиты населения на территории Новосибирской области (далее - уполномоченный орган),и государственные казенные учреждения Новосибирской области, подведомственные уполномоченному органу (далее - центры социальной поддержки населения), обязаны предоставлять достоверную информацию о видах, формах, порядке получения социальной помощи.

Согласно статье 12 Федерального закона № 178-ФЗ виды оказания государственной социальной помощи делятся на:


- денежные выплаты (социальные пособия, субсидии и другие выплаты);

- натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи).

Данные виды льгот предоставляются на федеральном уровне. У каждого субъекта на основании региональных законов есть дополнения к данным видам адресной социальной помощи. В Новосибирской области виды социальной поддержки делятся на категории граждан, имеющих право на адресную социальную помощь. [3]

Социальная поддержка граждан Новосибирской области оказывается на основании Закона Новосибирской области № 29-ОЗ. В нем представлены виды, а также категории граждан, имеющих право на адресную социальную помощь.

Социальная поддержка Новосибирской области семей с детьми, многодетных, малоимущих. В регионе действует программа материнского капитала (регионального). Если в семье воспитывается 3 и более детей, семья считается многодетной и может претендовать на получение следующих льгот:

- квартира по договору социального найма после постановки в очередь;

- путевки на детей в лагеря оздоровительного типа;

- муниципальное жилье по договору социального найма;

- земельный участок для ЛПХ;

- субсидия на покупку школьной и спортивной формы;

- помощь в предоставлении работы родителям;

- бесплатное пользование услугами общественного транспорта и бесплатные обеды детям;

- лекарства без взимания платы на детей младше 6 лет;

- компенсация 30% расходов на оплату коммунальных услуг (если 3 детей) и 50% – если 5 и более 5 детей;

- зачисление в учебные заведения без очереди;

- пособие на содержание ребенка (ежемесячное).

Если на одного члена семьи приходится денег в сумме меньше размера прожиточного минимума, семейство признается малоимущим и может рассчитывать на помощь:

- медицинские услуги без оплаты;

- помощь в натуральном виде (предметы одежды, школьная форма, учебники);

- пособие в сумме 1000 рублей раз в 3 месяца на каждого ребенка.

Социальная поддержка Новосибирской области инвалидов. Инвалиды 1-3 групп и дети с инвалидностью вправе рассчитывать на следующие льготы, если они проживают на территории Новосибирской области:

- скидки при уплате налогов и сборов;

- помощь социального работника в уборке, осуществлении личной гигиены, готовке еды;

- выдача на безвозмездной основе технических средств реабилитации инвалидов;