Файл: Решение следующих задач проанализировать нормативноправовую базу предоставления адресной социальной помощи.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 102

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- бесплатная выдача инвалидных колясок, протезов, средств передвижения;

- возмещение расходов на улучшение жилищных условий;

- компенсация половины стоимости коммунальных услуг;

- предоставление дополнительной площади жилья;

- путевки без взимания платы в санаторно-курортные учреждения;

- проезд по льготной стоимости на общественном транспорте городского и пригородного значения;

- бесплатные медицинские услуги и лекарства, указанные в закрытом перечне;

- социальная пенсия, в которую включена стоимость набора социальных услуг, если оформить отказ от них.

Социальная поддержка Новосибирской области пенсионеров. Пожилым людям на пенсии власти области предоставляют следующий набор льгот:

- проезд со скидкой в городском транспорте общего пользования (не такси);

- выплата субсидий на оплату ЖКУ и квартплаты;

- скидки при покупке медикаментов и оплате услуг врачей;

- скидка на уплату налога на землю, имущество, транспорт (один автомобиль).

На рис. 1.2. представлено количество граждан, получающих адресную социальную помощь в Новосибирской области.



Рис. 1.2. Количество граждан, получающих адресную социальную помощь.
В настоящем разделе были рассмотрены такие аспекты, как понятие и виды адресной социальной помощи на федеральном и региональном уровнях.


    1. Субъектный состав лиц, имеющий право на адресную социальную помощь


В правоотношениях государственной социальной помощи действуют 2 стороны: государственные органы, предоставляющие такую помощь и различные категории граждан, являющиеся ее получателями. [3]

Субъектом - представителем государственной социальной помощи, как следует из самого названия, является государство в лице специально уполномоченных на выполнение данной функции органов власти. К таким органам относятся:

- Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации и его территориальные подразделения, а именно филиал ГКУ Центр социальной поддержки населения в Оренбургском районе;

- Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные подразделения, а именно УПФР в г. Оренбурге Оренбургской области;


- Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные подразделения, а именно Оренбургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации.

К субъектам-получателям государственной социальной помощи закон относит следующие категории:

- малоимущие семьи;

- малоимущие одиноко проживающие граждане;

- иные категории граждан, указанные в Федеральном законе «О государственной социальной помощи».

Первой группой, самой многочисленной, являются малоимущие семьи или малоимущие одиноко проживающие граждане. На наш взгляд, их правильнее называть малообеспеченными, так как наличие имущества далеко не всегда является показателем уровня их доходов. Именно этим уровнем определяется нуждаемость человека в том или ином виде материального обеспечения. Критерием нуждаемости является прожиточный минимум человека.

Федеральный закон от 24 октября 1997 г. «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» заложил правовую основу для определения прожиточного минимума в России. Закон определил понятие потребительской корзины, величину, периодичность ее исчисления и порядок установления, а также размер прожиточного минимума при оказании социальной помощи гражданам в субъектах Российской Федерации. Согласно данному закону, Правительство Российской Федерации обязано ежеквартально утверждать величину прожиточного минимума в целом по стране в расчете на душу населения и отдельно: для трудоспособного населения, пенсионеров и детей.

Во исполнение этого закона принят Федеральный закон от 5 апреля 2003 г. «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи». В нем установлено, какие виды доходов должны учитываться при определении среднедушевого дохода; как он должен рассчитываться; за какой период учитываются доходы и т. д.

На рис. 1.3. размер потребительской корзины на 2019 год вырос.



Рис. 1.3. Размер потребительской корзины
Вопросы предоставления государственной социальной помощи регулируются и законодательством субъектов Российской Федерации. В ряде регионов были приняты свои законы о прожиточном минимуме и потребительской корзине. Региональные акты разрабатываются на основе Методических рекомендаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 февраля 1999 г. № 192 «Об утверждении Методических рекомендаций по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации».



Получателями помощи могут быть малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по не зависящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума. (Он является главным условием, определяющим право на получение такой помощи).

Вторая группа получателей государственной социальной помощи – это реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий. Они появились в Законе о социальной помощи в связи со вступлением в силу с 1 января 2005 г. Закона о монетизации (льгот).

За годы советской власти миллионы людей стали жертвами произвола тоталитарного государства, подверглись репрессиям по политическим и религиозным убеждениям, по социальным, национальным и иным признакам. Поэтому в соответствии с Законом РФ от 18 октября 1991 г. «О реабилитации жертв политических репрессий» осуществляются реабилитация всех жертв политических репрессий, подвергнутых таковым на территории Российской Федерации с 25 октября (7 ноября) 1917 г., восстановление их в гражданских правах, устранение иных последствий произвола и обеспечение посильной в настоящее время компенсации материального ущерба. [10]

Пострадавшими от политических репрессий признаются дети, супруга (супруг), родители лиц, расстрелянных или умерших в местах лишения свободы и реабилитированных посмертно. Позже, в 1996 г., пострадавшими от политических репрессий стали признаваться члены семей репрессированных участников событий в г. Новочеркасске 1–3 июня 1962 г. Указанным лицам выплачивается соответствующая денежная компенсация. Попутно отметим, что это отдельная социальная выплата, она не входит в перечень видов государственной социальной помощи.

Условием предоставления любого вида социальной помощи этим категориям граждан является наличие документа о реабилитации либо признании их пострадавшими от политических репрессий.

Третью группу составляют граждане – получатели государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, она появилась в 2004 г. К данной группе относятся:

- инвалиды войны;

- участники Великой Отечественной войны;

- ветераны боевых действий;

- лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;

- инвалиды и дети-инвалиды.

Чтобы получать набор социальных услуг, вышеперечисленные лица предоставляют соответствующие документы, подтверждающие право на него, затем их включают в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.


Лица, проходившие военную или приравненную к ней службу, включаются в специальный сегмент Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.

В регистре содержится вся основная информация на каждого о получении помощи в виде набора социальных услуг. Этот регистр ведет ПФР. [8]

Итак, подводя итог исследованию в первой главе работы, можно сделать вывод, что основной целью адресной социальной помощи является выравнивание социального уровня граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации – инвалидов, малоимущих семей или малоимущих одиноко проживающих граждан.

ГЛАВА 2. СИСТЕМА ОКАЗАНИЯ АДРЕСНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ НА МАТЕРИАЛАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО КАЗЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ – ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ НАСЕЛЕНИЯ ОКТЯБРЬСКОГО РАЙОНА ГОРОДА НОВОСИБИРСКА (МЕЖРАЙОННОЕ)


2.1. Организационная структура и основные направления деятельности Государственного казенного учреждения – Центр социальной поддержки населения в Октябрьском районе города Новосибирска (межрайонное)
В соответствии со статьей 12 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» № 120-ФЗ органы управления социальной защитой населения в пределах своей компетенции:

- осуществляют меры по профилактике безнадзорности несовершеннолетних и организуют индивидуальную профилактическую работу в отношении безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними;

- контролируют деятельность специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, иных учреждений и служб, предоставляющих социальные услуги несовершеннолетним и их семьям, а также осуществляют меры по развитию сети указанных учреждений;


- внедряют в деятельность учреждений и служб, предоставляющих социальные услуги несовершеннолетним и их семьям, современные методики и технологии социальной реабилитации.

Государственное казенное учреждение Новосибирской области «Центр социальной поддержки населения Октябрьского района г. Новосибирска» (далее – Учреждение) создано в соответствии с распоряжением Правительства Новосибирской области от 30.11.2018 № 457-рп «О создании государственного казенного учреждения Новосибирской области «Центр социальной поддержки населения Октябрьского района г. Новосибирска».

Учреждение создано для оказания государственных услуг, выполнения работ и (или) исполнения государственных функций в целях обеспечения реализации, предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти Новосибирской области (государственных органов) в сфере предоставления мер социальной поддержки населению.

Центр вправе открывать в качестве обособленных подразделений вне места своего расположения филиалы, выполняющие часть его функций. Филиал Центра не является юридическим лицом, действует на основании утверждаемого директором Центра положения о филиале Центра. Филиал Центра организует свою работу от имени и в интересах Центра на основании доверенности, выдаваемой директором Центра.

Органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации, а также муниципальные органы социальной защиты населения осуществляют координацию деятельности центров на подведомственной территории и оказывают им организационно - методическую и практическую помощь.

Внутри организации каждый отдел выполняет свои функции и задачи. Помимо социальных выплат, льгот и компенсаций отдел занимается специальными закупками, которые необходимы для людей, нуждающихся в дополнительной поддержке, например, в специальном медицинском оборудовании или же средстве для передвижения.

Основными функциями Учреждения являются:

1. Информирование и консультирование граждан по вопросам предоставления государственных услуг в сфере социальной защиты населения;

  1. Прием документов от заявителей на получение государственных услуг в сфере социальной защиты населения, выдача готовых результатов (документов) исполнения государственных услуг в сфере социальной защиты населения, в том числе:

- назначение и организация выплаты ежемесячного пособия на ребенка;

- предоставление социального пособия на погребение;