ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 49
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема: Цвет в произведениях живописи (ИЗО , 6 класс)
Цели: познакомить с понятиями «локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония», с цветовыми отношениями, взаимодействием цветовых пятен, цветовой композицией; учить находить гармонические цветовые сочетания; развивать технику работы с красками; воспитывать художественный вкус, наблюдательность; формировать потребность в самовыражении, в размышлении над известными фактами и явлениями; создавать условия для раскрытия всех интеллектуальных и духовных возможностей детей.
Планируемые образовательные результаты :
Предметные: научатся самостоятельно классифицировать группы цветов, сравнивать цветовые отношения по заданным критериям; понимать суть цветовых отношений.
Метапредметные: научатся определять цель, ставить проблему в учебной деятельности, излагать свое мнение в диалоге, адекватно принимать и сохранять учебную задачу, работать в группе, обмениваться мнениями, понимать позицию партнера; получать эстетическое наслаждение от произведений искусства.
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, будут готовы к сотрудничеству в разных учебных ситуациях
Оборудование: репродукции картин художников Веермеера «Женщина , наливающая молоко» ;
К. А. Коровина «Зимой»; А. И. Куинджи «Ночь на Днепре»; В. И. Сурикова «Боярыня Морозова», таблица «Цветовой круг».
Ход урока
1.Организация урока.2. Сообщение темы урока.
– Мир, окружающий нас, удивляет и радует разнообразием цвета.Цвет можно по-разному воспринимать, цветом можно мыслить и конструировать. Цвет – живописное средство, которое делает этот мир неповторимым.
Существует такая легенда: однажды в Древней Греции художник по имени Апеллес нарисовал гроздь винограда и оставил картину на террасе. Через некоторое время он заметил, что птицы стали слетаться к ней и клевать нарисованный виноград.
- О чем говорит эта легенда?С помощью разноцветных красок можно очень живо и точно нарисовать мир!
Живопись – это вид искусства, в котором цвет играет главную роль.
История живописи начинается с наскальных изображений первобытного человека и заканчивается новейшими течениями живописи нашего времени. На протяжении веков техника живописи постоянно совершенствовалась, запечатлевая сложный мир человеческих чувств, тончайшие изменения в природе, философские идеи и фантастические образы
. Все это художники передавали с помощью многообразия цвета, живым смешением красок добиваясь богатства оттенков, цветовых контрастов, цветовых соотношений. Все это лежит в основе живописи и называется цветовыми отношениями. О них мы и поговорим сегодня поподробнее.
ЖИВОПИСЦЫ
Живописцы, окуните ваши кисти в суету дворов арбатских и в зарю, чтобы были ваши кисти словно листья.
Словно листья, словно листья к ноябрю.Окуните ваши кисти в голубое,
по традиции забытой городской, нарисуйте и прилежно и с любовью,
как с любовью мы проходим по Тверской.
Мостовая пусть качнется, как очнется! Пусть начнется, что еще не началось!
Вы рисуйте, вы рисуйте, вам зачтется...
Что гадать нам: удалось — не удалось? Вы, как судьи, нарисуйте наши судьбы,
наше лето, нашу зиму и весну... Ничего, что мы — чужие. Вы рисуйте!
Я потом, что непонятно, объясню.
Это замечательное стихотворение Б. Окуджава. Поэт убежден, насколько полезен и необходим труд художников-живописцев. Он понимает связь между живописью и поэзией, эта связь выражается в творчестве человека искусства.
На предыдущих уроках мы с вами изучили вид изобразительного искусства - рисунок, также мы проходили основные выразительные средства рисунка. Затем мы начали изучать такую серьезную науку, как цветоведение неспроста. Так как в основе живописи лежит цвет. А искусному смешению красок художники учатся годами. После того, как мы изучили конструктивную основу формы, т.е. рисунок, мы с вами будем учиться правильно видеть и чувствовать цвет. Конечно, не забывая, что в основе живописи лежит грамотный рисунок.
3. Формирование новых знаний
Цвет – душа живописи. В основе живописи лежат цветовые отношения. Нас окружает бесконечное множество цветовых явлений, и художник стремится рассказать о них особым языком – живым смешением красок. В живописи же цвет определяет все, здесь он главенствует и расцветает во всю мощь. Надо очень много знать о цвете, чтобы уметь не просто раскрашивать рисунок, а добиваться того, чтобы предметы выглядели правдиво.
Сами предметы цвета не имеют, а цвет, который мы видим обусловлен, тем какие лучи он поглощает, а те которые отражает мы и будет принимать за его цвет.
Из опыта мы знаем, что огурец зеленый, помидор красный, снег белый. Можем ли мы на картине раскрасить их такими красками? И да и нет. Зеленый огурец в живописном произведении может фактически оказаться почти серым или синим или даже почти красным (например, в лучах заходящего солнца). Если закрасить снег в картине одной белой краской, впечатления снега не будет, будет просто белое пятно. Это происходит потому, что белый снег имеет тысячи оттенков – розовых, золотистых, голубых и фиолетовых. Снег отражает все лучи спектра, поэтому мы видим снег белым. Но не чисто белым, а в нем присутствует большое число оттенков, которые отражаются от других предметов и тел.
- Посмотрите, например, как написан снег в картине В. И. Сурикова «Боярыня Морозова».
Как же удается верно передать цветовое многообразие природы, если не копировать «натуральные» цвета предметов? Все решают верно найденные в картине взаимные отношения цветов. Со всем не надо стремиться подобрать краску, совпадающую с окраской предмета. Художнику не надо подходить к предмету с кистью в руках и пробовать на нем подбираемый цвет, чтобы он в точности совпал. Нужно подобрать, найти такой цвет, который на картине, в окружении других цветов, будет убедительно восприниматься как верный и точный, соответствующий натуре. Таким образом, художник изучает не цвета предметов, а их цветовую взаимосвязь. Он может использовать как будто бы несколько иные краски, не со всем соответствующие известной нам натуральной окраске тех или иных предметов. Но он берет их так, что все цветовые пятна внутри картины соотносятся друг с другом так же, как и в натуре. На картине, возможно, все будет несколько темнее или холоднее, чем нам кажется в натуре, но картина все равно будет правдивой, так как в ней будут правильно соблюдены цветовые отношения. Именно правильно взятые цветовые отношения лежат в основе реалистической живописи.
На цвет предмета оказывает большое воздействие освещение.
- Картина художника Яна Веермеера «Женщина , наливающая молоко»
Давайте представим, какими красками мы будем писать пейзаж в пасмурный день, а какими в солнечный.
Естественное освещение очень отличается от электрического, так как при нем предметы будут иметь естественные холодные оттенки, в то время как при электрическом цвет предмета будет более теплым и желтым.
Так же на цвет влияет пространство, т. е. воздушная среда в которой находится предмет. В дали предметы будут как бы рассеиваться и постепенно исчезать, станут холодных оттенков, вблизи же будут более теплого цвета, яркого и контрастнее в отношении среды.
Цветовой строй произведения, взаимосвязь всех его цветовых элементов называется в живописи колоритом. Закономерное сочетание цветов помогает глубже выразить замысел художника, передать его настроение, богатство и красоту окружающего мира, раскрыть внутренний мир персонажа.
Одним из средств передачи является прием валёра (от франц. valeur – буквально цена, ценность) – передача последовательной градации света и тени в пределах какого-либо цвета. Его применение позволяет тоньше и богаче показать предметы в световоздушной среде, достигать особой глубины и богатства колорита, тонкости цветовых отношений и переходов.
«Весь секрет ... живописи, -говорит Б. Иогансон, – в тенях и полутенях (полутонах)... Тени и полутени – это тот «аквариум» живописи, из которого будут вы плывать золотые и серебряные «рыбки» света».
Классический образец валёра – картина «Ночь на Днепре» замечательного мастера пейзажа А. И. Куинджи.
Старые мастера писали тремя красками, ограниченной палитрой, но, не смотря на это добивались большой выразительности цвета. Чтобы писать ограниченной палитрой, необходимо очень внимательно относиться к цвету, чутко чувствовать его, как мастерски делали это старые мастера. Для обогащения колорита используется также лессировка – нанесение тонких или полупрозрачных слоев краски для достижения нужной интенсивности цвета.
Другой живописной техникой является Алла-прима. Где художник сразу с первых мазков, а не последовательно, как старые мастера строит живописное произведение, накладывая мазки рядом друг с другом, постоянно сравнивая их между собой, чтобы они вписывались гармонично.
Колорит может быть теплым (преимущественно красные, желтые, оранжевые тона) и холодным (синие, зеленые, фиолетовые). По характеру цветовых сочетаний колорит может быть спокойным и напряженным, по степени насыщенности и яркости цвета – ярким и блеклым, светлым и теплым.
Создание колорита – настоящее искусство. Не случайно лучшими колористами всегда были Д. Веласкес, Тициан, В. Суриков, И. Левитан.
Д.з. – радостный натюрморт из осенних плодов.
Цветовой тон – одна из основных характеристик цвета (наряду с цветонасыщенностью), определяющих его оттенок по отношению к основному цвету спектра и выражающаяся словами «голубой, лиловый, коричневый» и т. д. Различия в названиях красок в первую очередь указывают на цветовой тон (например, изумрудная зелень, лимонная желтизна).
В живописи тоном называют также основной оттенок, обобщающий и подчиняющий себе все цвета произведения и сообщающий колориту цельность. Краски в тональной живописи подбираются с расчетом на объединение цветов общим тоном. В зависимости от преобладания тех или иных цветов и различий в их сочетаниях тон в картине может быть золотистым, серебристым, теплым, холодным.
Еще одно понятие в цветоведении было введено Леонардо да Винчи в его «Книге живописи». Это – локальный цвет.
Локальный цвет – основной и неизменный цвет изображаемых объектов, условный, лишенный оттенков, которые возникают в природе под воздействием освещения, воздушной среды, отражений от окружающих предметов.
Использование этого приема видно на примере пейзажей, включаемых Леонардо да Винчи в свои картины на заднем плане. Локальный цвет отличается статичностью и точным согласованием по цвету с колоритом картины.
Применение локального цвета характерно для изобразительного искусства средневековья, раннего Возрождения и классицизма. На сочетании нескольких локальных цветов строили колорит своих картин художники-романтики (Э. Делакруа, О. А. Кипренский и др.) – Использовали этот прием и русские художники-жанристы, например В. Г. Перов, часто изображавший в своих картинах пейзаж.
Важнейшая задача художника, использующего цвет, – найти наиболее эффектные гармонические цветовые сочетания. Взятые цвета могут сочетаться красиво (гармонично) или некрасиво (дисгармонично).
Цветовые гармонии – это комбинации немногочисленных цветов, расположенных в определенном порядке. Рассмотрим примерные схемы гармонических сочетаний цветов:
1) двухцветная гармония – сочетание противоположных в цветовом круге цветов. Такое сочетание несколько грубовато, контрастно, уместно только в плакате;
2) трехцветная гармония – цветовой круг делится точно на три части. Взяв любой один цвет, находят к нему два других;
3) четырехцветная гармония – круг делится на четыре части. Из четырехцветной и трехцветной гармонии могут быть взяты не все цвета, а только любые два-три. Их сочетание будет также гармоничным.
Вот некоторые практические рекомендации:
а) лучшие цветовые сочетания – в больших интервалах по цветовому кругу;
б) более интенсивные цвета при сочетании с менее интенсивными надо брать в меньших количествах (по площади пятна);
в) хроматические цвета могут сочетаться с ахроматическими: теплые – лучше с темно-серыми, холодные – лучше со светло серыми.
Однако не надо забывать, что законы цветовых гармоний относительны. Их применение корректируется множеством конкретных обстоятельств, и они не могут считаться раз и навсегда установленными для всех случаев.
При работе красками следует учитывать еще одно интересное явление, называемое пространственным отношением цветов. Установлено, что некоторые цвета в соседстве с другими кажутся нам или выступающими вперед, или отступающими назад. В основном выступающими воспринимаются теплые, светлые и насыщенные цвета, отступающими – холодные, темные и ненасыщенные. Надо оговориться, что в каждом конкретном случае играют роль характер и величина пятен, контур и другие обстоятельства.