Файл: Реферат тема особенности этапов психического развития ребенка слушатель Соколова Ю. В.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 69

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Основная особенность психологии новорожденного – безграничные возможности усвоения нового опыта, приобретения свойственных человеку форм поведения. Если витальные потребности в достаточной мере удовлетворяются, они вскоре теряют свое ведущее значение, и формируются новые потребности (потребности в получении впечатлений, в движении, в общении со взрослыми); на их основе осуществляется психическое развитие.

Развитие эмоциональной сферы. Комплекс оживления.

Уже в первые дни жизни ребенок криком отвечает на неприятные ощущения, связанные с потребностью в пище, сне, тепле и т.д. При нормальном воспитании оглушительное «уа» новорожденного незаметно переходит в менее бурное выражение отрицательной эмоции – плач. Плач становится естественным выражением всякого рода страдания.

Улыбка, выражающая положительные эмоции, появляется позднее, чем крик. Для возникновения положительной эмоции недостаточно одного только удовлетворения витальных потребностей. Обеспечение жизненных потребностей лишь снимает отрицательные эмоции и создает условия, при которых ребенок может испытать радостное переживание. Но само такое переживание вызвано получением впечатлений, и особенно впечатлений, связанных со взрослым.

Основное новообразование психики – возникновение индивидуальной психической жизни ребенка. Новое в этом периоде то, что: 1) жизнь становится индивидуальным существованием, отдельным от материнского организма;
2) жизнь становится психической жизнью, ибо только психическая жизнь может быть частью социальной жизни окружающих ребенка людей. Основателем нового раздела в детской психологии – психология младенческого возраста – является Мая Ивановна Лисина (1929–1983) – российский психолог, специалист в области возрастной и педагогической психологии.

Проявляется новообразование в форме комплекса оживления, который включает в себя следующие реакции:

  • общее моторное возбуждение при приближении взрослого;

  • использование крика, плача для привлечения к себе, т.е. возникновение инициативы общения;

  • реакция улыбки.

Комплекс оживления служит границей окончания критического периода новорожденности, а сроки его появления – основным критерием нормальности психического развития ребенка. Феномен возникает с 1–1,5 месяцев и нарастает до 4-го месяца. Комплекс оживления появляется раньше у тех детей, матери которых не только удовлетворяют витальные потребности ребенка (вовремя кормят, меняют пеленки и т.п.), но и общаются и играют с ним. После четырех месяцев комплекс распадается. Возникновение комплекса оживления является границей между периодом новорожденности и младенчеством.


  • Критериями благополучного течения данного возрастного периода, на что необходимо ориентироваться, считаются: хорошая динамика массы тела, успешное психомоторное развитие, полноценный сон, становление и развитие эмоционального, зрительного, тактильного контакта с матерью. Появление улыбки и мимики радости психологи расценивают как начало психической жизни.


МЛАДЕНЧЕСКИЙ (ГРУДНОЙ) ВОЗРАСТ
(1 месяц – 1 год)


Ведущий тип деятельности – непосредственно-эмоциональное общение со взрослым.

Новообразования возраста:

  1. речь (складывается структура речевого действия);

  2. осваивает произвольные действия с предметами окружающего мира (структура предметного действия).

Речь

До года речь ребенка – пассивная: он понимает интонацию, часто повторяющиеся конструкции, но сам не говорит. Но именно в это время закладываются основы речевых навыков. Дети сами закладывают эти основы, стремясь установить контакт со взрослыми с помощью плача, гуления, воркования, лепета, жестов, а затем и первых слов.

Автономная речь формируется около года и служит переходной фазой между пассивной и активной речью. Иногда автономную речь называют детским жаргоном. По форме она является общением, а по содержанию – эмоционально-непосредственной связью со взрослыми и ситуацией.

Особенности автономной речи:

  • не совпадает с речью взрослых артикуляционно и фонетически («би-би»), а также по значению (многозначность одних и тех же вокализаций);

  • общение возможно только с людьми, посвященными в шифр детской речи, и в конкретную ситуацию;

  • связь между словами своеобразна: речь напоминает ряд восклицаний, произносимых в аффекте.

Начало и конец автономной речи знаменуют начало и конец кризиса одного года.

Активная речь возникает к 1,6–2 годам (у девочек раньше, чем у мальчиков). Запас слов к 1 году около 30. Первые слова – это слова-действия с целью изменения коммуникативной ситуации («Дай!»).

  • Во время обучения речи взрослым следует говорить с детьми четко, отчетливо, чтобы передавать им навыки правильной речи. Показывать и называть предметы, рассказывать сказки. Процесс усвоения языка происходит более успешно, если ему помогают родители.


Предметная деятельность

Как только ребенок научается ходить, расширяются границы доступного мира. Следовательно, освобождаются руки, и ребенок получает возможность действовать с вещами.


Предметная деятельность – это деятельность с предметами согласно их назначению. Но способ действия «не написан» на предметах, он не может быть открыт ребенком самостоятельно. Этому ребенок должен научиться у взрослых людей. Постепенно ребенок овладевает человеческим действием. Он осваивает:

  • назначение предмета;

  • способы действий с предметами;

  • технику выполнения действий.

В освоении предметной деятельности огромное значение имеют игрушки.

Умственное развитие

Ребенок до года находится в 1 периоде умственного развития – сенсомоторном (чувствительно-двигательном). Знания о людях и окружающих предметах складываются у него на основе информации, полученной от собственных органов чувств и случайных движений. Ребенок «упражняет» все навыки, которыми обладает (сосать, хватать, плакать, слушать, смотреть). Развивается способность восприятия постоянства объекта (с этим качеством связано появление в 7–8 месяцев первых страхов (страх «чужого») и появление привязанности к значимым для ребенка людям). Малыши проявляют первые признаки умения предвосхитить события (например, плачут при виде йода).

Базовая потребность возраста – потребность в безопасности, защищенности. Она должна быть удовлетворена. В этом главная функция взрослого человека. Если ребенок чувствует себя в безопасности, то он открыт окружающему миру, доверят ему и осваивает его смелее. Если нет – ограничивает взаимодействие с миром замкнутой ситуацией. Именно в этом возрасте у человека формируется чувство доверия или недоверия к окружающему миру (людям, вещам, явлениям), которое человек пронесет через всю жизнь. Чувство отчужденности возникает при дефиците внимания, любви, ласки, при жестоком обращении с детьми.

В этом же возрасте формируется чувство привязанности. Выделяют 3 фазы процесса формирования детской привязанности: 1) малыш ищет близости с любым человеком; 2) учится отличать знакомых людей от незнакомых; 3) чувство привязанности возникает к тем людям, которые особо значимы для ребенка. Активное общение, ощущение комфорта способствует формированию детской привязанности больше, чем своевременное кормление. Вторая половина стабильного периода характеризуется расширением границ общения. Разрывается слитность взрослого и ребенка,
появляются двое. Следовательно, изменяется социальная ситуация. В ее изменении – суть кризиса одного года.

Кризис одного года

Кризис одного года характеризуется освоением речевого действия. Ранее организм младенца регулировался биоритмами. Теперь же биологические ритмы сильно деформированы, а речевые не настолько сформированы, чтобы управлять окружающими по поддержанию своего существования.

Кризис характеризуется общим регрессом деятельности ребенка, как бы обратным развитием. Эмоционально проявляется в аффективности, эмоциональными аномалиями (угрюмость, плаксивость, обидчивость). При этом наблюдаются различные физиологические нарушения: сон – бодрствование, голод – гипорексия и пр.

Кризис не относится к числу острых.
РАННЕЕ ДЕТСТВО
(от 1 до 3 лет)


В этом возрасте происходит разделение линий психического развития мальчиков и девочек. Им присущи разные типы ведущей деятельности.
У мальчиков на основе предметной деятельности формируется предметно-орудийная. У девочек на основе речевой деятельности – коммуникативная.

Предметно-орудийная деятельность включает манипуляцию с человеческими предметами, зачатки конструирования, в результате чего у мужчин лучше развито отвлеченное, абстрактное мышление.

Коммуникативная деятельность предполагает освоение логики человеческих отношений. Большинство женщин обладает более развитым, чем у мужчин, социальным мышлением, сфера проявления которого – общение людей.
У женщин тоньше интуиция, такт, они более склонны к эмпатии.

Половые различия в поведении детей обусловлены не столько физиологическими причинами, сколько характером их социального общения. Ориентация мальчиков и девочек на разные типы деятельности задана социально. На самом деле между малышами мужского и женского пола мало различий. Различия появляются позже. В основном же мальчики и девочки развиваются параллельно и проходят одинаковые этапы.

Так, к 3-м годам у детей того и другого пола складываются следующие