Файл: Реферат тема особенности этапов психического развития ребенка слушатель Соколова Ю. В.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 49

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Эмоциональное развитие подростка

Подростковый возраст считается периодом бурных внутренних переживаний и эмоциональных трудностей. По результатам опроса, проведенного среди подростков, половина 14-летних временами чувствуют себя настолько несчастными, что плачут и хотят бросить всех и все. Четверть сообщила, что им кажется иногда, что люди смотрят на них, говорят о них, смеются над ними. Каждому 12-му в голову приходили идеи самоубийства.

Типичные школьные фобии, которые исчезли в 10–13 лет, теперь снова появляются в слегка измененной форме. Преобладают социальные фобии. Подростки становятся застенчивыми и придают большое значение недостаткам своей внешности и поведения, что приводит к нежеланию встречаться с некоторыми людьми. Иногда тревожность парализует социальную жизнь подростка настолько, что он отказывается от большинства форм групповой активности. Появляются страхи открытых и закрытых пространств.


Воображение и творчество подростка

Игра ребенка перерастает в фантазию подростка. По сравнению с фантазией ребенка она более творческая. У подростка фантазия связана с новыми потребностями – с созданием любовного идеала. Творчество выражается в форме дневников, сочинения стихов, причем стихи пишут в это время даже люди без всякой крупицы поэзии. «Фантазирует отнюдь не счастливый, а только неудовлетворенный». Фантазия обращена в интимную сферу, которая скрывается от людей. Ребенок не скрывает своей игры, подросток прячет фантазии как сокровенную тайну и охотнее признается в проступке, чем обнаружит свои фантазии.

Есть еще второе русло – объективное творчество (научные изобретения, технические конструкции). Оба русла соединяются, когда подросток впервые нащупывает свой жизненный план. В фантазии он предвосхищает свое будущее.

Базальная потребность возраста – понимание. Чтобы ребенок был открыт для понимания, должны быть удовлетворены предыдущие потребности.

Типы воспитания

  • Описаны несколько типов отношений родителей и подростков:

  1. Эмоциональное отвержение. Обычно оно скрыто, так как родители неосознанно подавляют неприязнь к ребенку как недостойное чувство. Безразличие к внутреннему миру ребенка, маскирующееся с помощью преувеличенной заботы и контроля, безошибочно угадывается ребенком.

  2. Эмоциональное потворство. Ребенок – центр всей жизни взрослых, воспитание идет по типу «кумира семьи». Любовь тревожна и мнительна, ребенка демонстративно ограждают от «обидчиков». Поскольку исключительность такого ребенка признается только домашними, у него будут проблемы во взаимоотношениях со сверстниками.

  3. Авторитарный контроль. Главная воспитательная линия проявляется в запретах и в манипулировании ребенком. Результат парадоксален: воспитательного эффекта нет, даже если ребенок подчиняется: он не может сам принимать решения. Такой тип воспитания влечет за собой одно из двух: либо социально неприемлемые формы поведения ребенка, либо низкую самооценку.

  4. Потворствующее невмешательство. Взрослые, принимая решение, чаще руководствуются настроением, а не педагогическими принципами и целями. Их девиз – «поменьше хлопот». Контроль ослаблен, ребенок предоставлен сам себе в выборе компании, принятии решений.

  5. Сами подростки оптимальной моделью воспитания считают демократичное воспитание, когда нет превосходства взрослого.




ЮНОСТЬ
(17–23 года)




Юношеский возраст (юность) – стадия онтогенетического развития между подростковым возрастом и взрослостью.

Этому возрасту дают разные временные рамки. Продолжительность этого периода в значительной мере зависит от социальных условий развития человека. Кто-то утверждает, что этот период длится с 17 до 23 лет, другие (например, В.С. Мухина) определяют юность как период отрочества до взрослости – возрастные границы от 15–16 до 21–25 лет.

Юность – это время, когда детство уже ушло в прошлое, а взрослая жизнь еще не наступила.

В юности происходит расширение временного горизонта – будущее становится главным измерением; личность устремляется в будущее, определяется жизненный путь.

Кризис юношеского возраста

Как и всем возрастным периодам, юности также присущ кризис – кризис 17 лет.

Если в кризисе 1 года имеет место речевая регуляция поведения, при кризисе 7 лет – нормативная, то с 17 лет происходит становление ценностно-смысловой саморегуляции.

На этот возраст приходится много критических социальных событий: получение паспорта, наступление уголовной ответственности, возможность вступления в брак. В этом возрасте встает задача выбора профессии, многие начинают трудовую деятельность. Это самый трудный и ответственный биографический кризис человека.



Отличительной чертой кризиса 17 лет являются всевозможные страхи, которые испытывает юноша. К таким страхам можно отнести ответственность за сделанный выбор, наличие достижений в этом периоде, страх перед новой жизнью, возможность неудачи при поступлении в вуз, страх перед армией. Даже в случае, когда выпускник не сильно переживает и не сталкивается с серьезными трудностями, всё равно резкое изменение образа жизни, появление новых видов деятельности, смена круга общения вызывают немалую напряженность. Молодым людям необходимо время, для того чтобы адаптироваться в новой среде. Ускорить процесс адаптации поможет уверенность в себе, чувство подготовленности и осведомленности, поддержка родителей и других членов семьи.


Выпускники, которые решили не поступать в вуз, либо не смогли этого сделать, сталкиваются с новыми трудностями в своей жизни. Теперь им необходимо зарабатывать себе на жизнь. К сожалению, часто из-за отсутствия опыта и неимения четкого представления о сфере деятельности, в которой они хотели бы себя проявить, они не могут найти себе подходящее место. В этом возрасте все стремятся к независимости, в первую очередь от родителей, а если уже появляется своя собственная семья, то материальная проблема стоит особенно остро.

Новые взрослые требования имеют различную степень сложности, и не все могут с ними справиться. Некоторые ребята не выдерживают напряжения и для расслабления используют алкоголь, наркотики, могут попадать в секты. Помимо неудач, к такому выбору молодых людей могут подвигнуть нежелание трудиться и уйти от серых будней.

  • Высокая степень тревожности может вызвать невротические реакции, например, обострение гастрита, головные боли, нейродермит, повышение или снижению давления, а также прочие заболевания.

У молодого человека наблюдается философская интоксикация сознания, он оказывается поверженным в сомнения, раздумья, мешающие его активной деятельной позиции. Иногда состояние переходит в ценностный релятивизм (относительность всех ценностей).

Моментом преодоления кризиса юности считается время, когда человек, находящийся в этом возрасте, начинает формировать реальные жизненные планы. Нормальным разрешением юношеского кризиса является активное освоение профессиональной деятельности, поиск и нахождение друга жизни, освоение социальных ролей, которые выполняет взрослый человек, установление нового круга знакомств.

Главные новообразования юношеского возраста – саморефлексия, осознание собственной индивидуальности, появление жизненных планов, готовность к самоопределению, установка на сознательное построение собственной жизни, постепенное врастание в различные сферы жизни.

Юношеский возраст характеризуется повышенной эмоциональной возбудимостью (неуравновешенность, резкая смена настроения, тревожность и т.п.). В то же время, чем старше юноша, тем сильнее выражено улучшение общего эмоционального состояния.

Происходит становление устойчивого самосознания и стабильного образа «Я» – центральное психологическое новообразование юношеского возраста.


В этот период складывается система представлений о самом себе, которая, независимо от того, истинна она или нет, представляет собой психологическую реальность, которая влияет на поведение, порождает те или иные переживания. В самосознание входит фактор времени (юноша начинает жить будущим).

Главное приобретение юности – открытие своего внутреннего мира, его эмансипация от взрослых. Внешний мир начинает восприниматься через себя. Появляются склонность к самоанализу и потребность систематизировать, обобщать свои знания о себе. Возрастает волевая регуляция. Проявляется стремление к самоутверждению.

Происходит также и самооценка внешности. А одна из важных психологических характеристик юности – самоуважение (принятие, одобрение себя или непринятие, неудовлетворенность собой). Наблюдается расхождение между идеальным и реальным «Я».

Ведущая деятельность – учебно-профессиональная. Мотивы, связанные с будущим, начинают побуждать учебную деятельность. Проявляется большая избирательность к учебным предметам. Основной мотив познавательной деятельности – стремление приобрести профессию.

Уже на предыдущих возрастных ступенях складываются представления о ряде профессий. Информированность о профессии, учет позиции близких людей, личные склонности и способности оказывают влияние на профессиональное самоопределение молодых людей. Чем старше юноша, тем настоятельнее необходимость выбора.

Решение о выборе профессии принимается в течение нескольких лет, проходя ряд стадий.

  1. На стадии фантастического выбора (до 11 лет) ребенок, размышляя о будущем, еще не умеет связывать цели и средства. Первичный выбор, совершаемый на этой стадии, производится в условиях малодифференцированного представления о профессиях, при отсутствии выраженных интересов и склонностей.

  2. По мере интеллектуального развития подросток или юноша все больше интересуется условиями реальности, но еще не уверен в своих способностях – стадия пробного выбора (до 16–19 лет).

Постепенно фокус его внимания сдвигается с субъективных факторов к реальным обстоятельствам. Из множества вариантов постепенно выделяются несколько наиболее реальных и приемлемых вариантов, между которыми и предстоит выбирать.

  1. Стадия реалистического выбора (после 19 лет) включает обсуждение вопроса с осведомленными лицами, осознание возможности конфликта между способностями, ценностями и объективными условиями реального мира.